=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 22 апреля 2012 г. ст.ст.,

  воскресенье 4-е по Пасхе - посвященное расслабленному.

  литургические чтения: Деян.9:32-42; Ин.5:1-15.

 

 

 

> О РАССЛАБЛЕННОМ

 

> В третье воскресенье после Пасхи/*/ читается в церкви отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором рассказано об исцелении Христом расслабленного.

> "Был праздник, — пишет евангелист Иоанн, — и пришел Иисус во Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел..."

> Вот евангельский рассказ. И многие, прослушав его, скажут, должно быть: опять чудеса, опять невероятное, не имеющее и не могущее иметь ничего общего с нашей жизнью, интересами, нуждами, запросами... Но вслушаемся, вдумаемся: Евангелие так по-детски просто, и евангельские рассказы так кратки, что современный человек легко обманывается этой краткостью и простотою. Ему всё кажется, что истина о нём и о его жизни должна быть сложной и громоздкой, потому что сам он сложен. Но, может быть, нестареющая сила Евангелия именно в том, что оно сводит всё к самому главному, первичному, основному — добро и зло, тьма и свет, человек и Бог, жизнь и смерть. А ведь если подумать сосредоточенно, глубоко, и не только умом, а всем существом, то в конце концов речь всегда идет о главном. Ибо вся сложность жизни упирается в простоту вечных вопросов: добро и зло, жизнь и смерть, Бог и человек.

> Так что же в этом рассказе вечно, непреходяще? В центре его так очевидно стоят слова расслабленного, обращенные ко Христу: "Не имею человека". Это поистине вопль того, кто на опыте познал страшную силу человеческого эгоизма. Каждый за себя. Каждый о себе. Вот все они — всё это великое множество слепых, больных, иссохших, и все они "чают движения воды", то есть ждут помощи, участия, исцеления, утешения. Но... каждый ждет помощи себе и для себя. И когда возмущается вода, всякий бросается вперед, забывая о других...

> В евангельской перспективе купальня эта — конечно, образ мира, образ общества человеческого, символ самого строя человеческого сознания. О, конечно, в мире можно найти много примеров преодоления эгоизма, примеров доброты и самопожертвования. Но даже когда по видимости человек преодолевает свой эгоизм, он всё равно остается пленником себя и своего. Если не своя персона, то семья: и для своей семьи, для своих — своя рубашка ближе к телу. Если не семья, то свой народ. Если не свой народ, то свой класс, своя партия. Свое, обязательно свое! И это свое — противополагается чужому, а, следовательно, чуждому и враждебному. Но так, скажут, устроен мир, и ничего не поделаешь. Так неужели же, отвечу я,  — это и есть последняя, объективная, научная правда о человеке и человечестве? Неужели, в последнем счете, всё в мире построено на личном или коллективном эгоизме и всё им живет? Капитализм, говорят нам, есть зло, потому что он — эгоизм. И вот его надо сокрушить во имя, скажем, коммунизма. Но коммунизм только и делает, что провозглашает свое: свое мировоззрение, свой класс, партию и так далее, то есть свое и себя против не-своего, другого... И нет, нет выхода из этого порочного круга. И вот, незаметно для себя, мы перестали задыхаться в этом мире, насквозь пропитанном всепоглощающим эгоизмом. Кровь, ненависть, страх, в лучшем случае — равнодушие. Когда-то, в двадцатых годах <XX> века, молодой человек, почти мальчик, покончил самоубийством, оставив такую записку: "Я не хочу жить в мире, в котором все жулят..." Он задохнулся, не выдержал. А нас постепенно измором берет эта привычка, и ужас эгоизма мы перестаем ощущать как ужас...

> Об этом — евангельский рассказ о расслабленном. И все эти больные, немощные, иссохшие  — все они больны в первую очередь неисцелимым эгоизмом, который и приводит человека к воплю: "Человека не имею!" Нет человека! И это значит, что человек начинается там, где преодолен эгоизм, это значит, что человек — это, прежде всего лицо, обращенное к другому человеку, это глаза, с участием и любовью всматривающиеся в глаза другого человека. Это любовь, сострадание и помощь.

> Дальше Евангелие говорит: этот новый, подлинный человек явлен, пришел к нам во Христе. В Нём к одинокому и исстрадавшемуся человеку приходит не чужой, а свой; приходит, чтобы его страдание воспринять как Свое, его жизнь как Свою, и чтобы помочь и исцелить. "Хочешь ли быть здоровым?" Это вопрос не того, кто хочет что-то навязать, в чём-то убедить или же подчинить себе. Это вопрос подлинной любви, и потому  — подлинного участия. Религия, увы, тоже может стать эгоизмом, быть занятой только собой, своими. Но важно понять, что такая религия, сколь бы она ни прикрывалась христианством, по-настоящему — не христианство... Ибо всё христианство  — в прорыве сквозь страшную твердыню эгоизма, в прорыве к той любви, которую, по словам апостола Павла, "излил Бог в наши сердца". Это его новая, вечная заповедь. Это то, о чём всё Евангелие, вся наша вера...

      протопр. Александр Шмеман
Из сб. Воскресные беседы // М.: "Паломник", 2002. 
messia.ru/r2/2/139a.htm
(подчеркивание сделано редактором рассылки)
 ]

 

-------------------------------------------------------------------------
/*/ 3-е воскресенье после Пасхе принято называть "четвертым по Пасхе".

 

 

 + + + В.Н. Кузнецова: исцеление парализованного

 + + + расслабление и исцеление духа, души и тела

        (прп. Максим Исповедник; Яцек Салий; Яков Кротов)

                     www.messia.ru/rasylka/010/2559.htm#0

 + + + из богослужения этого дня

        www.messia.ru/rasylka/009/2413.htm#0

  + + + митр. Антоний (Блум): "стану я таким человеком для других!"

                    www.messia.ru/rasylka/008/2195.htm#0 (+ссылки!)

 + + + он же: Людей много, а человека нет...

        www.messia.ru/rasylka/007/1833.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Савл по-прежнему дышал злобой и грозил смертью ученикам Господа.

 Придя к первосвященнику,

 он попросил у него п`исьма в Дамаск, к тамошним синагогам,

 чтобы иметь право арестовывать

 и отправлять в Иерусалим последователей Пути,

 всех, кого ему удастся обнаружить, и мужчин и женщин.

 Но по дороге, когда он уже был недалеко от Дамаска,

 его внезапно молнией озарил свет с неба.

 Упав на землю, он услышал голос, говоривший ему:

  - Савл, Савл! Что ты Меня гонишь?

 Савл спросил:

  - Кто Ты, Господин мой?

  - Я Иисус, которого ты гонишь.

    А теперь встань и иди в город, там тебе скажут, что делать.

 Спутники Савла стояли онемев: они слышали голос, но никого не видели.

 Савл поднялся с земли, но, открыв глаза, ничего не видел.

 Его взяли под руки и привели в Дамаск.

 И три дня он ничего не видел, не ел и не пил. ...

 В Дамаске был ученик по имени Анания, и ему в видении сказал Господь:

  - Анания!

 Тот ответил:

  - Я здесь, Господь!

  Господь сказал:

   - Собирайся и ступай на улицу, что называется Прямой.

     Разыщи в доме Иуды человека из Тарса по имени Саул.

     Он сейчас молится, и ему было видение,

     что в дом входит человек по имени Анания

     и возлагает на него руки, чтобы вернуть ему зрение.

 Анания возразил:

  - Господь! Я от многих слышал об этом человеке,

    я знаю, сколько зла причинил он Святому народу Твоему в Иерусалиме.

    У него и здесь полномочия от первосвященников

    арестовывать всех, кто призывает Твое Имя.

 Господь сказал ему:

  - Ступай! Я избрал его на служение Себе,

    и он возвестит Мое Имя язычникам с их царями и народу Израиля.

    Я сам покажу ему,

    сколько страданий он должен будет перенести ради Меня.

 И Анания пошел, вошел в дом и, возложив на Саула руки, сказал:

  - Савл, брат мой, меня послал Господь -

    Иисус, который явился тебе в пути,

    чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа.

 И тут же у Савла как будто какая-то чешуя, покрывавшая его глаза,

 упала с них, и он снова стал видеть.

 Он тотчас принял крещение, а потом поел, и к нему вернулись силы.

 В Дамаске он пробыл с учениками несколько дней

 и сразу стал проповедовать в синагогах, что Иисус - Сын Божий.*

                  (Деян.9:1-20 — включает часть апост. чтения пятницы)

                                * * *

        <Иисус сказал:>

        - Вот что Я вам заповедую:

        любите друг друга!

        Если мир ненавидит вас, помните,

        что сначала Меня он возненавидел.

        Будь вы из этого мира,

        он бы вас полюбил - как своих.

        Но так как вы не из мира

        (Я, избрав, отделил вас от мира),

        за это вас мир ненавидит.

        Помните, Я вам сказал:

        "Слуга не больше своего господина".

        Если гнали Меня,

        и вас будут гнать.

        Если Мои слова исполняли,

        исполнят и ваши.

        Но они всё это вам сделают

        из-за Меня, потому что

        не знают Того, кто послал Меня.

        Если бы в мир не пришел Я

           и с ними не говорил,

        они были б тогда невиновны,

        а теперь греху их нет оправданья.

        Тот, кто Меня ненавидит,

        и Отца Моего ненавидит.

        Если б не сделал Я среди них

        дел, которых никто другой сделать не может,

        они были б тогда невиновны.

        Но теперь они видели их -

        и всё равно ненавидят и Меня, и Отца Моего.

        Но так и должно было быть,

        чтоб исполнилось то,

           что в Законе у них написано:

        "Ненавидят Меня без причины".

        Но когда к вам придет Заступник -

        от Отца исходящий Дух Истины,

        которого Я вам пошлю от Отца -

        он и будет Моим свидетелем.

        И вы тоже Мои свидетели,

        потому что вы с первых же дней

           были со Мною.

        Я сказал это вам,

        чтобы вера не дрогнула ваша.

        Вас изгонят из синагог;

        даже будет такое время,

        когда всякий, кто вас убивает,

        будут думать, что этим они служат Богу.

        Поступать они будут так потому,

        что не знали ни Отца, ни Меня.

        Но Я вам это сказал,

        чтобы вы, когда наступит их время,

        помнили: Я вам сказал.

        Я вначале не говорил вам об этом,

        потому что был с вами.

                      (Ин.15:17-16:4 — включает еванг. чтение субботы)

             *********************************************

  В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2794.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»