=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

> <...> в связи с тем, что пишут о трагедии в Гайане (), думаю, в чём роковая ошибка христианской истории: не в том ли, что "логически", "методологически" – христианство выводят из религии, как "частное" из "общего", и это значит – сводят его к религии даже тогда, когда утверждают его как "исполнение", "завершение" и т.д. религии. Тогда как, по существу и на глубине, оно есть не столько "исполнение", сколько отрицание и разрушение "религии", откровение о ней как о падении, как о результате и, должно быть, главном проявлении "первородного греха". Наше время есть время возвращения к религии, но никак не к христианству – и вот уже "цветочки": Гайана, Мун и т.д. Мне могут сказать: не есть ли это отрицание религии, то есть, прежде всего, "священности" и "медиации", – квинтэссенция Реформации – от Лютера и Кальвина до Карла Барта? Нет – и доказательством этого "нет" служит то, что радикальные секты, вроде джонсовской, рождаются неизменно внутри и из недр как раз протестантизма. Почему?

> Потому, думается мне, что протестантизм, думая, что он очищает христианство от языческой заразы, на деле был уничтожением эсхатологии христианства. Как смерть и страдание Христос не уничтожил, а "попрал", то есть изнутри радикально изменил, из поражения сделал победой, претворил, так и религию он "претворил", а не разрушил. Претворил, не только наполнив ее эсхатологическим содержанием, но и саму ее явив, сделав таинством Царства Божьего. Ибо грех религии, точнее, религия как грех не в чувстве и опыте "священного", а в имманентизации этого священного, в отождествлении священного с тварным. Мир сотворен как общение с Богом, как восхождение к Богу, сотворен для одухотворения, но он не есть "бог" и потому и одухотворение есть всегда также и преодоление мира, освобождение от него. Мир, таким образом, есть "таинство". Роковая ошибка протестантизма в том, что, справедливо восстав против "имманентизации" христианства в средневековом католичестве, он отверг "таинство", не только религию как грех и падение, но и "религиозность" самого творения. Церковь есть совокупность "спасенных", но спасенных "индивидуально" (я спасен!), так что их спасение ничего не означает для мира, ничего в нём не "творит", не есть спасение мира, совершающееся в спасении каждого человека. Церковь, иными словами, становится сектой. Сектой одержимых "спасением", спасением, так сказать, "в себе", без отнесенности как к "миру", так и к "Царству Божьему". Отрекшись от космологии, протестантство отрекается тем самым и от эсхатологии, ибо у человека нет иного "символа", иного "таинства", то есть знания Царства Божьего, кроме "мира", так что спасение его есть всегда и спасение мира, знание Церкви как присутствие "новой твари". Но этот опыт "спасенности", поскольку он, в сущности, не имеет никакого содержания кроме этой "спасенности", неизбежно начинает наполняться, можно сказать, почти любым содержанием. "Спасенный" должен "спасать". Секта всегда активна и всегда максималистична, она живет надрывом спасенности и спасания. Поскольку у спасения и спасания этого нет никакого ни космического, ни эсхатологического горизонта, нет духовной глубины, нет духовного знания ни мира, ни Царства Божьего, объектом его становится прежде всего то зло или тот грех, от которого нужно спасать, в "уничтожении" которого состоит спасенность. Это может быть алкоголь и табак, это может быть капитализм и коммунизм, это может быть буквально что угодно. На этом уровне секта приводит к морализму, "социальному евангелию", к устройству "prayer breakfast"1 для банкиров, которые, если они ощутят себя "спасенными", будут лучшими банкирами, лучшими капиталистами и т.д. "The Cause!"2 В пределе – на этом уровне – секта превращается в "agency"3 (the churches, the synagogues and other agencies4) – филантропическую, гуманитарную, антирасистскую и т.д. Но даже и на этом уровне в секте обязательно заложен микроб радикализма. Заложен потому, что, отождествляя зло с чем-то конкретным, ощутимым и обычно действительно злом, абсолютизируя это конкретное зло, секта легко мобилизует, ибо мобилизует против, а не за. Уже сам опыт спасенности, проводя ясную черту между спасенными, то есть хорошими, и не спасенными, то есть злыми, делает жизнь секты, так сказать, "негативной", направленной на осуждение и обличение. Даже безостановочное "биение себя в грудь", характерное для современного протестантизма, безостановочное и публичное покаяние, приносимое "третьему миру", minorities5, "бедным" и т.д., порождается, в сущности, потребностью иметь "чистую совесть", то есть основной признак "спасенности". Обличая – не себя, а "Церковь", или "белое общество", или что другое, – "спасенный" чувствует себя "хорошим". Но вот на "низком" уровне этот радикализм и пробивается наружу и оказывается логическим завершением секты. Ибо если протестантизм, с одной стороны, спасенностъ индивидуализирует, в том смысле, что делает ее "личным" спасением, он, с другой стороны, опустошая спасенность от всякого "космического" и "эсхатологического" содержания, делает человека предельно одиноким, оторванным, отъединенным от мира, от истории, от Царства Божия. И вот секта оказывается, парадоксальным образом, спасением от одиночества, но ценой полного растворения личности в "секте", в "культе". Секта объединяется вокруг спасителя, вокруг лидера, его сила укоренена в ее слабости. Он определяет the Cause, он руководит борьбой, он знает, отдайте свою волю ему. И вот в до конца "секуляризованном", это значит – до конца "десакраментализированном", до конца "деэсхатологизированном", мире являются спасители: Мун, Джонс, кто угодно. И девятьсот человек послушно выстраиваются у бочки с цианистым калием, чтобы умереть... Всё связано, всё ведет ко всему. "Блюдите, како опасно ходите..."6

 

1 <"молитвенный завтрак", прием, на котором произносятся проповеди и читаются общие молитвы"> (англ.).
2 Общее дело, цель (англ.).
3 организацию, учреждение (англ.).
4 церкви, синагоги и другие учреждения (англ.).
5 меньшинствам (англ.).
6 Еф.5:15.
о. Александр Шмеман. (Из  Дневников?)
shmeman.ru/modules/news/article_storyid_25.html; dubus.by/modules/phpBB2/viewtopic.php?t=836 ]

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*С того самого дня, как услышали о вас,

 мы не перестаем за вас молиться и просить Бога,

 чтобы Он дал вам постигнуть сполна Свою волю

 во всей полноте духовной мудрости и понимания.

 Мы молимся и о том, чтобы вы жили жизнью, достойной Господа,

 во всём поступая так, как Ему приятно,

 и чтобы в любом добром деле труд ваш приносил плоды

 и вы всё больше и больше постигали Бога.

 И пусть для этого Он всемерно укрепит и усилит вас

 соразмерно величию Своей мощи

 и даст вам великое терпение и стойкость. .....

 Это Он - Глава Тела, то есть Церкви. Он есть Начало,

 Первенец, первым воскрешенный из мертвых,

 чтобы первенствовать во всём,

 потому что Бог пожелал, чтобы в Нём обитала полнота Божества.

 Он всё примирил с Богом через Себя, через смерть Свою на кресте

 мир заключив со всем земным и небесным.

 И вас, некогда чуждых и враждебных из-за своих злых дел,

 Он теперь примирил с Богом через Свое земное тело, через Свою смерть,

 чтобы в день Суда поставить вас перед лицом Бога

 святыми, незапятнанными и безупречными, -

 если, конечно, вы и дальше будете стоять

 на твердом и прочном основании веры,

 не отклоняясь от надежды, что дарована вам Радостной Вестью.

 Вы ее услышали - она была возвещена всему творению под небесами,

 и я, Павел, стал ее служителем.

Теперь я радуюсь моим страданиям за вас.

 Страдая в земной жизни,

 я восполняю недостающую меру страданий последних времен

 ради прихода Помазанника, Христа.

 Я страдаю ради Его Тела, а это Церковь.

 Я стал ее служителем во исполнение Божьего замысла:

 Он повелел мне возвестить вам во всей полноте слово Бога -

 тайну, веками сокрытую от всех поколений.

 А теперь она явлена Его святому народу,

 которому Бог захотел открыть

 всё богатство и славу этой тайны среди всех народов.

 Тайна в том, что Христос живет в вас,

 Он - ваша надежда на грядущую славу.

 Это Его мы возвещаем,

 увещевая и наставляя людей со всей доступной нам мудростью,

 чтобы поставить их перед Богом совершенными в единении с Христом.

 ... чтобы вселить мужество в ваши сердца,

 соединив нерушимыми узами любви,

 пока вы не достигнете той полноты убежденности,

 которая дается знанием Божьей тайны, то есть Христа.

 А в Нём заключены все сокровища мудрости и познания.

 Я говорю это вам для того,

 чтобы вы никому не дали сбить себя с толку искусными речами. ...

 Так вот, раз вы приняли Христа Иисуса как Господа,

 живите в единении с Ним,

 укореняясь в Нём, созидая на Нём свою жизнь,

 укрепляя себя верой, в которой вы были наставлены,

 с сердцем, переполненным благодарностью!*

                                 (Кол.1:9-11,18-28; 2:2-4,6-7/*/)

                                * * *

*Поскольку у нас есть такая надежда, мы говорим открыто и бесстрашно.

 А не как Моисей, который закрывал покрывалом лицо,

 чтобы сыны Израиля не увидели конца того, что идет к упразднению.

 Но и теперь разум их ослеплен.

 Вплоть до нынешнего дня это покрывало

 при чтении текста Ветхого Договора остается неснятым,

 потому что удаляется оно только благодаря Христу.

 До сегодняшнего дня, когда читается Закон Моисея,

 это покрывало лежит на их сердцах.

 "Но всякий раз, когда человек обращается к Господу,

  покрывало убирается".

 Господь, о котором здесь говорится, это Дух,

 а где Дух Господа, там свобода.

 Мы же все, не закрывая лиц`а покрывалом,

 видим, как в зеркале, сияние славы Господней,

 и преображаемся,

 становясь Его подобием и сияя все более яркой славой.

 Это совершает Господь, а Он есть Дух.* (2Кор.3:12-18/**/)

                                * * *

*В один из тех дней Иисус сел со Своими учениками в лодку и сказал им:

 — Давайте переправимся на другой берег.

 Они отплыли. И когда они плыли, Иисус уснул.

 Вдруг на озеро налетела буря, лодку стало заливать,

 и они были в опасности. Ученики подошли к Иисусу и разбудили Его:

 — Наставник, Наставник, погибаем!

 Он, проснувшись, усмирил ветер и бушующие волны.

 Они утихли, и наступило полное безветрие.

 — Где ваша вера? — сказал ученикам Иисус.

 Ученики, испуганные и изумленные, говорили друг другу:

 — Кто же Он, если даже ветру и воде приказывает

 и они Ему подчиняются?* (Лк.8:22-25/***/)

                                * * *

*Однажды в субботу Иисус проходил через поле.

  Его ученики срывали колосья, растирали их руками и ели зёрна.

  А некоторые из фарисеев сказали:

  "Вы зачем делаете то, чего нельзя делать в субботу!"

  Иисус ответил им:

  "А разве вы не читали, что сделал Давид,

   когда сам он и люди его голодали?

   Он вошел в дом Божий и, взяв жертвенный хлеб,

   сам ел и дал своим людям,

   а этот хлеб никому нельзя есть, кроме одних только священников. -

  Иисус продолжал:

  Сын человеческий - господин над субботой".

  В другую субботу Иисус пришел в синагогу и учил.

  Там был человек, у которого правая рука была сухая.

  Учител`я Закона и фарисеи следили,

  не станет ли Иисус лечить его в субботу,

  чтобы можно было Его обвинить.

  Но Иисус знал их мысли и сказал человеку с сухой рукой:

  "Встань и иди сюда, на середину".

  Тот встал.

  Иисус обратился к ним:

  "Я спрашиваю вас, что позволено делать в субботу: добро или зло?

   Спасти жизнь или погубить?"

  И, оглядев их всех, Иисус сказал человеку: "Протяни руку".

  Тот сделал это - и рука стала здоровой.* (Лк.6:1-10/*^/)

             *********************************************

/*/ включает апостольские чтения среды и четверга и часть чтения пятницы.

/**/ апостольское чтение субботы.

/***/ из еванг. чтения среды.

/*^/ евангельское чтение субботы.

Перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2841.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm