=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

> Пост как наша свобода

 

> 28 ноября начался Рождественский пост, который называется еще Филипповым, поскольку его заговенье приходится на день памяти святого апостола Филиппа, одного из Двенадцати. Все посты готовят верующих к тому, что находится за пределами собственно поста. И если целью Великого поста является Христово Воскресение, то нынешний пост готовит нас ко встрече пришедшего в мир воплотившегося Сына Божия. Для того чтобы войти в этот праздник с чистыми сердцем, душой и телом, Церковь предлагает нам очиститься с помощью покаяния, воздержания и молитвы.

 

> Сколько дней поститься?

> В литургической жизни Церкви таинство Рождества Христова приближается по значению к таинству Воскресения из мертвых, а потому продолжительность и значение Рождественского поста подобны Великому посту, предшествующему Пасхе. Однако не всегда этот пост был сорокадневным. Даже Великий пост, самый древний, имел разную продолжительность и строгость. Еще в середине ХІІ века известный византийский канонист Феодор Вальсамон, Антиохийский Патриарх, отвечая на вопрос об обязательности постов перед праздниками Рождества Христова, апостолов Петра и Павла и Успения Божией Матери, отвечал, что их следует соблюдать по семь дней, «ибо один только пост сорокадневный — святой и великой Пасхи». А в 1431 году Григорий протосинкел писал, что в его время в Константинополе Рождественский пост некоторые соблюдали с 15 ноября, некоторые с 6 декабря, а некоторые даже с 20 декабря — со дня предпразднства.

> <Сербский Патриарх Павел (почивший в 2009 г.)> в свое время разрабатывал тему «Согласование церковных определений о посте с требованиями современной эпохи», которую предполагалось рассмотреть на Всеправославном соборе. Отвечая на вопросы журнала Сербской Православной Церкви «Гласник», Патриарх изложил свою позицию. Принимая во внимание, что некоторые Уставы предписывают начинать Рождественский пост не 15 ноября по старому стилю, как сегодня, а и 10 декабря, а в ХV веке — и 20 декабря, Патриарх находил возможным предложить Всеправославному собору определить продолжительность поста перед Рождеством Христовым в две недели.

> Однако действующая ныне церковная дисциплина полагает продолжительность Рождественского поста в сорок дней. Заканчивается пост в ночь перед Рождеством (25 декабря / 7 января). В течение этого времени растет молитвенное напряжение, всё крепче становится предчувствие праздника. За пять дней до Рождества, то есть со 2 января (по новому стилю) начинается так называемое предпразднство, по образцу Страстной седмицы. Особенный день поста — канун праздника — Навечерие Рождества, или Сочельник. Это день строгого поста, а богослужение Сочельника построено по образцу Великой (Страстной) Пятницы.

 

> «Нельзя» или «нужно»?

> Как же подготовиться достойно к празднику Рождества Христова? Празднуя пришествие в мир воплощенного Бога, открывшегося как любовь, мы и сами стремимся научиться любви к Богу и ближним, искренней молитве, прощению и мирному устроению духа. Ошибочно рассматривать пост как время, когда чего-то «нельзя»: нельзя употреблять мясо, иметь супружеские отношения, смотреть телевизор и пр. Суть поста — не в том, чего нельзя, а в том, что мы можем сделать, когда освободим свои силы и время. Так что цель некоторых ограничений во время поста — не в них самих, а в том, что мы можем сделать благодаря этому.

> Согласно церковному уставу, во время Рождественского поста не разрешается употреблять продукты животного происхождения — мясо, яйца, молоко и его производные. Рыбу и вино в обычной приходской практике вкушают во все дни, кроме среды и пятницы (кроме тех случаев, когда на среду или пятницу попадает великий церковный праздник, например, Введение Божией Матери во Храм или храмовый праздник), а также кроме периода предпразднства Рождества (со 2 января по новому стилю). Монастырские же правила несколько суровее.

> Исключение мяса во время поста не значит, что оно «нечисто» само по себе, или употреблять его — грех. Мы воздерживаемся от мяса, потому что хотим воспитать свою волю и доказать: человек — не только материальное существо, живущее «хлебом единым».

> Церковный устав регулирует не только виды пищи, но и ее количество. Цель поста — дать возможность человеку ощутить голод, познать свою зависимость от материальной пищи и преодолеть ее. Как дети Божьи, мы зависим только от Него, и не должны становиться рабами еды или плотских пристрастий.

 

> Пост телесный и духовный

> Пост телесный, то есть воздержание от употребления определенных продуктов, должен быть уравновешен постом духовным. Сам по себе телесный пост ничего не дает душе и не приближает нас ко спасению. Напротив, такой пост может и навредить — если мы, воздерживаясь от пищи, думаем о своем превосходстве над непостящимися. Настоящий пост должен быть соединен с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей, искоренением злых привычек, прощением обид.

> В современной церковной проповеди можно услышать призыв к ограничению супружеских отношений во время поста. Даже если и так, речь идет не о греховности или нечистоте половых отношений, но о том, чтобы сосредоточить силы на духовной жизни. Во время Рождественского поста ограничение супружеского общения, впрочем, не столь актуально, как во время Великого, и каждая христианская семья должна мудро и с рассудительностью подходить к этому деликатному вопросу, помня слова апостола Павла о том, что муж и жена не должны «уклоняться друг от друга», кроме как по взаимному согласию. Не дело духовника — регламентировать частоту или способ супружеских отношений. Супруги сами должны быть для себя «довлеющими судьями» в столь интимной сфере.

> Гораздо более важно воздерживаться во время поста от всего того, что не способствует сосредоточенности на духовной жизни, то есть от развлекательных и зрелищных мероприятий, вечеринок, концертов, особенно от пустой траты времени на телесериалы, низкопробные телешоу и фильмы, которыми преимущественно заполнен сегодня эфир. Конечно, речь идет не о полном запрете телевизора во время поста — каждый христианин может на свое усмотрение определить, какие передачи ему нужны и не противоречат его духовной жизни. <....>

> Пост — это не цель, а средство. С его помощью христиане стремятся усмирить свои страсти и очиститься от грехов. Телесный пост без духовного вырождается в банальную диету. Церковные молитвы напоминают о том, что духовный пост должен быть неотделим от телесного: «Постясь, братия, телесно, постимся и духовно, расторгнем всякий союз с неправдой». В своих песнопениях Церковь отрицает представление о том, что Богу будто бы можно угодить только с помощью телесного поста без духовного делания: «Постясь от пищи, душа моя, но не очистившись от страстей, напрасно ты радуешься неядению: ибо если оно не станет для тебя поводом к исправлению, ты, как лживая, будешь возненавидена Богом и уподобишься злым демонам, которые вообще никогда не едят. Греша, не сделай свой пост бесполезным; но оставайся непоколебима неуместными влечениями…»

> Впрочем, лучше всех теоретических рассуждений будет опыт поста. Стоит один раз попробовать исполнить практически то, к чему призывает Церковь. Хотя бы в течение последней недели перед Рождеством. Переживание праздника будет намного глубже и радостнее.

прот. Андрей Дудченко. "Пост как наша свобода"
kiev-orthodox.org/site/faithbasis/2132/  ]

 

 

 

 

+++ митрополит Сурожский Антоний. Слово в начале Рождественского поста

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*... первым делом я прошу тебя, позаботься, пожалуйста, о том,

 чтобы молитвы с просьбами, мольбами, заступничеством и благодарностью

 были за всех людей,

 включая правителей и власти,

 так чтобы мы могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно.

 Это хорошо и  угодно Богу, нашему Спасителю,

 который хочет, чтобы все люди были спасены

 и пришли к познанию истины.

         Ведь Бог один,

         и один посредник между Богом и человечеством -

         сам Человек, Христос Иисус,

         отдавший себя как выкуп за всех, -

         знак того, что время пришло!

 Поэтому Бог и назначил меня вестником,

 апостолом и наставником язычников в вере и истине.

 Я не лгу, я говорю правду!

 Так вот, я хочу, чтобы мужчины везде и всюду

 воздевали в молитве руки с чистыми помыслами, без гнева и споров.

 Это касается и женщин.

 И пусть они одеваются скромно и украшают себя

 стыдливостью и благоразумием.

 Не прическами, золотом, жемчугами и дорогими нарядами,

 а тем, что пристало женщинам, которые называют себя почитающими Бога,

 то есть добрыми делами.* (1Тим.2:1-10/*/)

                                * * *

* Вместе с Иисусом шла большая толпа. Повернувшись, Он сказал им:

            - Кто приходит ко Мне,

               но любит Меня не больше,

               чем любит отца, мать, жену, детей, братьев, сестер,

               не больше, чем саму свою жизнь, -

                       тот не может быть Моим учеником.

              Кто не несет свой крест, идя за Мной,

                       тот не может быть Моим учеником.

        Если кто-то из вас хочет построить башню,

        разве он сначала не сядет и не подсчитает расходов,

        хватит ли у него средств завершить строительство?

        В противном случае окажется, что он, заложив фундамент,

        закончить работы не может. И, глядя на него, все будут

        над ним смеяться  и говорить:

        'Вот человек, начал строить, а закончить не смог!'

        И царь, который собирается на войну против другого царя,

        должен сначала сесть и обдумать,

        сможет ли он со своими десятью тысячами войска

        вступить в сражение с идущим на него царем,

        у которого двадцать тысяч.  И если нет,

        то пошлет послов просить о мире, пока тот еще далеко.

        Точно так же никто из вас не может стать Моим учеником,

        пока не отречется от всего, чем владеет.

              Соль - добрая вещь.

                       Но если соль перестанет быть соленой,

                       чем солить пищу?

              Она тогда ни на что не годна,

                       даже землю ею не удобришь.

              Ее просто выбрасывают!

                       У кого есть уши, пусть услышит!

*К Иисусу приходили послушать Его

 очень многие сборщики податей и другие грешники.

 Фарисеи и учител`я Закона возмущались и говорили:

 "Этот человек принимает грешников и даже ест с ними!"

 Тогда Иисус рассказал им такую притчу:

 "Предположим, у кого-то из вас есть сто овец

  и одну из них он потерял.

  Разве не оставит он остальных девяносто девять в пустыне

  и не пойдет искать пропавшую, покуда не найдет?

  А найдя, обрадуется, взвалит ее себе на плечи

  и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им:

  'Порадуйтесь со мной: я нашел пропавшую овцу!'

  Верно вам говорю, точно так же и на небе будет больше радости

  из-за одного раскаявшегося грешника,

  чем из-за девяноста девяти праведников,

  которым не в чем раскаиваться.

  Или возьмите женщину,

  у которой есть десять серебряных монет и одну она потеряла.

  Разве она не зажжет лампу и не станет мест`и дом,

  усердно ища, покуда не найдет?

  А найдя, созовет подруг и соседок и скажет:

  'Порадуйтесь со мной: я нашла монету, которую потеряла'.

  Такой же, поверьте Мне, будет радость у ангелов Божьих

  из-за одного раскаявшегося грешника".* (Лк.14:25-15:10/**/)

                                * * *

"Хранит Господь простодушных: * я изнемогал, а Он спас меня". (Пс.114:6)

             *********************************************

/*/ содержит стихи из апостольского чтения среды.

/**/ еванг. чтения вторника и среды.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2855.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»