=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

 

В будние дни прошлой недели и понедельник, вторник и четверг этой недели – седмицы перед Великим постом – на литургии в православных храмах читаются повествования о последних днях земной жизни Спасителя, о Его Страстях и смерти (сначала из Ев. от Марка, потом – из Луки). Это напоминание нам о вершине, в каком-то смысле цели, предстоящего Поста – Страстной седмице (которая формально находится за пределами Великого поста). Страстям Христа, Его Кресту посвящен этот выпуск. И в какой-то мере первый его текст продолжает тему евангельского чтения минувшего воскресного дня (о Страшном суде).

 

 

 

.

> <...> земная судьба человека, стоявшего перед Пилатом, смерть и жизнь человека зависели от него, Пилата. И Пилат, как известно, знал, что нет никакой вины за этим человеком. «С этого времени, – пишет евангелист Иоанн, – Пилат искал отпустить Его», то есть Пилат искал случая, чтобы отпустить Христа, – и не отпустил. Не отпустил, так как боялся толпы, так как ему легче было угодить ей, предав на смерть невинного человека, чем, отпустив его, – рисковать волнениями, бунтом, доносами в Рим и тому подобным. Пилат был свободен. Его власть, говорит Христос, дана была ему свыше, и это значит – для правды, справедливо милосердия, защиты слабых. Пилат свободно выбрал зло. Был один момент, один, только один, – когда всё зависело от него, и он это знал, и поступил сознательно против совести, против правды… Нет, тут не было рока, Пилат не был бессмысленным исполнителем чужой воли, игрушкой в чьих-то руках. Пилат был свободен. И именно эта свобода Пилата делает поступок его столь безысходно, столь страшно и абсолютно трагическим. Потому упоминание имени Пилата в Символе веры – это (всегда, каждый день, на протяжении тысяч лет) – напоминание нам, каждому из нас, о том, что мы свободны. Эта минута, когда Пилат мог отпустить Христа или освободить его, – эта минута длится вечно, длится в жизни каждого из нас. Нет дня, когда не стояли бы мы перед выбором и не имели бы данной каждому из нас свыше власти по никогда не обманывающему голосу совести знать правду – и либо выбирать, либо отвергать ее. И эта свобода, эта возможность выбора делает саму нашу веру судом над нами.

> В каждом человеке мы можем узнать образ Христа, и либо сделать добро, либо же предать Его – из страха, из слабости и малодушия, как тогда, в ту пятницу перед Пасхой, в час шестой сделал это Пилат. Только по отношению к этой свободе, которой никто не в силах отнять у нас, и решается наше спасение или же наша собственная духовная гибель. Христос нас спас, но сделать это Им дарованное спасение нашим спасением – мы можем только сами, только глядя на стоящего перед Пилатом, всеми брошенного, всеми преданного, всеми оставленного человека. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се человек!» – не зная, что в словах этих единственный суд над нами, ибо каждый из нас свободен принять или отвергнуть и предать Его. Так, упоминая имя одного человека, Символ веры на веки веков раскрывает нам всю необъятную глубину человеческой свободы. Сам Бог стоит пред нами – не в величии и славе – ибо тогда мы подчинились бы ему и стали Его трусливыми рабами, нет – в терновом венце и багрянице. И только по отношению к нему мы свободны, как был свободен Пилат, и в этой свободе решаем каждый свою вечную судьбу.

свящ. Александр Шмеман.
Из беседы на Символ веры, оп. в книге "Воскресные беседы"
messia.ru/r2/2/125b.htm ]

 

 

* * *

> Если <> стал Крест – орудие позорной казни – священнейшим символом нашей веры, надежды и любви, если не устает Церковь прославлять его непостижимую и непобедимую силу, видеть в нём "красоту вселенной" и "врачество твари" и свидетельствовать, что "прииде Крестом радость всему миру", то потому, конечно, что тем же Крестом, который воплотил саму сущность греха как богоборчества, грех этот был побежден; потому что крестной смертью, в которой смерть, воцарившаяся в мире, торжествовала, казалось, свою окончательную победу, сама смерть была разрушена; потому, наконец, что из глубины этой крестной победы воссияла радость воскресения.

> Но что же претворило и вечно претворяет Крест в эту победу, как не любовь Христова, не та же Божественная Любовь, которую, как саму сущность и славу Царства Божьего, явил и даровал Христос за Тайной Вечерей? И где же, как не за Тайной Вечерей, совершилась та полная, всецелая самоотдача этой Любви, что – в "мире сем" – сделала Крест: предательство, распятие, страдание и смерть – неизбежным?

свящ. Александр Шмеман.
Из книги "Евхаристия: Таинство Царства" (из гл. 10)
messia.ru/r2/2/282.htm (ср. messia.ru/rasylka/009/2403.htm#B) ]

 

 

 

 

 

 

+ протопресвитер Александр Шмеман: И нет суда страшнее (+АУДИО)

+ митр. Антоний (Блум) о «лишних» людях (+ВИДЕО)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Придя на место, Он сказал им:

 "Молитесь, чтобы устоять в испытании!"

 А сам отошел от них на расстояние брошенного камня

 и, став на колени, молился:

 "Отец, прошу Тебя, избавь Меня от этой чаши!

 Но пусть не Моя воля исполнится, а Твоя!"* (Лк.22:40-42/*/)

                                * * *

*Но Господь снова говорит:

                "Вернитесь ко Мне всем сердцем,

                поститесь, плачьте, рыдайте!"

                       Разорвите свои сердца, а не одежды,

                       вернитесь к Господу, Богу вашему!

                Ведь Он милостив и милосерден,

                терпелив, Своей любви верен,

                и о зле сожалеет Он.

                       Как знать: может, Он и пожалеет,

                       оставит после Себя благословение -

                       хлебные приношения и возлияния

                       Господу, Богу вашему?

                Трубите в рог на Сионе

                и объявите пост,

                запретите всякую работу!

                       Соберите народ,

                       назначьте священное собрание:

                       созовите стариков,

                       соберите детей, младенцев!

                Пусть приходит жених,

                оставив комнату свою,

                пусть невеста скорее

                покинет брачный чертог.

                       Пусть священники плачут

                       между Храмом и жертвенником.

                       Пусть они, служители Господа,

                       взывают: "О Господь!

                       Смилуйся над Своим народом!

                       Тех, кто принадлежит Тебе,

                       не отдавай на поругание,

                       другим племенам во власть!

                       Не то иноплеменники скажут:

                       "Ну и где же их Бог?"

                И разгорелась у Господа

                любовь к Его стране,

                и Он сжалился над Своим народом.

                       И Господь сказал народу:

                       "Вот, посылаю вам

                       зерно, молодое вино,

                       посылаю масло олив -

                       вы получите всё в избытке.

                       И уже не отдам вас

                       на поругание другим племенам.

                                                   (Иоиль 2:12-19/**/)

             *********************************************

/*/ из еванг. чтения вторника.

/**/ перевод: А.Графов. Паремия, читаемая на 6-м часе в среду.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2888.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»