> 6.5-15 УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ
> (Лк 11.2-4)
> 5 Когда молишься, не веди себя,
как святоши. Они любят молиться в синагогах или стоя на перекрестке, чтобы
все их видели. Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
> 6 А ты, когда молишься, уйди
в свою комнату, закрой за собой дверь и помолись своему Отцу, который здесь
с тобой незримо. И тогда твой Отец, видящий все, что совершается тайно, вознаградит
тебя.
> 7 Когда молитесь, не бубните,
как язычники. Они думают, чем больше слов в молитве, тем скорее их услышит
Бог.
> 8 Не уподобляйтесь им! Ведь
ваш Отец знает, что вам нужно, прежде чем вы Его попросите.
> 9 А вы молитесь так:
> Отец наш на Небесах!
> пусть прославится Твое имя,
> 10 пусть придет Твое Царство,
> пусть исполнится и на земле воля Твоя,
> как на Небе.
> 11 Дай нам сегодня насущный наш хлеб.
> 12 И прости нам наши долги,
> потому что и мы простили
> тем, кто нам должен.
> 13 Не подвергай нас испытанию,
но защити нас от Злодея.
> 14 Если будете прощать людям
их проступки, тогда и вам простит ваш Небесный Отец. (15)
А если не будете прощать людям, и Отец ваш не простит вам ваши проступки.
> 6 вознаградит тебя – в некоторых рукописях: «вознаградит
тебя явно».
> 8 ваш Отец – в рукописях много разночтений: «ваш небесный
Отец», «наш Отец», «Бог, ваш Отец» и т. д.
> 12 простили
– в поздних рукописях: «прощаем».
> 13 В некоторых рукописях стих завершается
словом «Аминь», а в поздних рукописях: «Потому что Тебе принадлежит Царство,
(сила и) слава во веки (веков). Аминь».
> 15 прощать людям – в некоторых
рукописях: «прощать людям их проступки».
> 5 Мф 6.16; 23.5 6 4Цар 4.33 8 Мф 6.32; Лк 12.30 9 Иез 36.23 10 Мф 26.42; Лк 22.42 12 Сир 28.2;
Мф 18.32-33 13 Сир 23.1; 33.1; Мф 26.41; Лк 22.40; Ин 17.15; 2Фес 3.3; 2Тим 4.18 14 Мк 11.25; Кол 3.13 15 Мф 18.35
[ комм. на предшествующий текст ]
> Ст. 9-13 – Во многих религиозных группах были свои
молитвы, которые им давали их учителя. Иисус поступает так же и дает в качестве
образца молитву. Для нее характерна краткость, и в ней Бога просят о самом
важном: чтобы Он поскорее установил Свое владычество во всём мире. Кроме молитвы
Господней, известной в версии Матфея, известна молитва у Луки, она короче и немного отличается лексически. Вряд ли можно предположить, что кто-то мог бы
сократить эту молитву, поэтому обычно считается, что версия Луки ближе к оригиналу,
но в отношении лексики ближе текст Матфея, сохранившего арамеизмы. Но важно
помнить главное: даже если допустить возможность, что перед нами не два варианта
одного и того же арамейского текста, а что сам Господь произнес молитву дважды,
с некоторыми изменениями, из этого явствует, что молитва дана нам как образец,
а не как текст, который необходимо заучить наизусть и не дай Боже что-либо переставить
или изменить. Иисус позаимствовал многие слова и обороты из арамейской молитвы
«Кадд`иш», произносимой во время синагогальной службы. Она звучит так: «Да возвеличится
и освятится великое имя Его в мире, который Он сотворил согласно Своей
воле. Да установит Он Свое Царство при вашей жизни и в ваши дни и во дни всего
дома Израилева быстро и в ближайшее время». У молитвы Господней четкая
структура: после обращения следуют три прошения «о Твоем» и три прошения «о нашем».
> МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
> Ст. 9-10 – Молитва начинается с обращения: «Отец наш,
который на небесах». Бог, будучи Творцом и Подателем жизни, во многих религиях
называется Отцом. Особенно это характерно для христиан, которые станут называть
Бога «Отцом Господа нашего Иисуса Христа». У Луки обращение короче: «Отец».
Большинство ученых полагает, что это ближе к действительности, потому что за словом «Отец» стоит арамейское слово «Абба». Вероятно, никто, кроме Иисуса,
не обращался так к Богу. Только Он употреблял это теплое, семейное слово, которым
в Палестине называли дети отца (Мк 14, Рим 8.15-16, Гал 4.6). Он и учеников
Своих учит повторять за Ним «Abba», делая их Своими братьями и тем самым приобщая
их «к Своим сыновним полномочиям» {И. Иеремиас,
Богословие Нового Завета, c. 219-220.}. Матфей же из благочестивых
побуждений добавил «который на небесах» – подчеркнув дистанцию между Богом и человеком
и этим сделав обращение ближе к современным ему молитвенным формулам.
> Первое прошение. Пусть прославится Твое Имя
– дословно: «Пусть будет освящено Твое имя». «Имя» здесь обозначает самого Бога,
потому что в Библии имя тождественно его носителю. И сейчас благочестивые евреи
называют Бога «Шем», что по-еврейски значит «Имя» (ср. Деян 4.12; 5.28, где
так называется Иисус). Страдательный залог указывает на то, что действующим
лицом является Бог, поэтому это предложение можно было бы перевести так: «Сделай
Свое Имя святым, или освяти Свое имя». Что значит «освящать имя»? Толкуя молитву
Господню, Иоанн Златоуст объясняет слово «освящать» как «прославлять». Вот пример
из пророка Иезекииля: «Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог:
не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое
вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Мое, бесславимое
у народов, среди которых вы обесславили его, и узн`ают все народы, что Я – Господь,
говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою пред глазами их. И возьму
вас из народов, и соберу вас из всех стран и приведу вас в землю вашу. И окроплю
вас чистою водою – и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех
идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму
из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас
Дух Мой» (36.22-27). Ср. также Ин 12.28. Первое прошение молитвы Господней обращено
к Богу, чтобы Он сделал Свое имя святым во всём мире. А это станет возможным
лишь после наступления Его Царства, потому что только тогда все признают Бога
своим Царем и будут чтить и восхвалять Его как должно, подобно ангелам в Откр
4.8. Тогда Его Имя будет освящено.
> Второе
прошение. Пусть придет Твое Царство
<...>. С приходом Иисуса царская власть Бога начинает восстанавливаться
на земле, но еще не установлено во всей полноте. Ученики Иисуса должны просить
небесного Отца о том, чтобы Его спасение и суд скорее явились в созданной Им
вселенной, чтобы Его слава была явлена перед лицом всех людей (см. Ис 40.1-11;
26.1-15; 25.8).
> Третье прошение. Пусть исполнится и на земле воля
Твоя, как на Небе. Под Небом понимается то измерение вселенной,
где Бог полностью осуществляет Свое правление. Но на земле большинство
людей отпало от Бога, отказалось признать Его власть и волю. Это не столько
просьба о том, чтобы непокорные вернулись под Его власть, сколько мольба об осуществлении замыслов Божьих, ради которых Он сотворил мир, чтобы изначальная
гармония мироздания была восстановлена окончательно.
> Некоторые толкователи указывают на то, что слова «и на земле, как на небе» могут быть отнесены ко всем трем прошениям, завершая
и обрамляя их. В любом случае прославление Имени, приход Царства и исполнение
воли – это три разных способа сказать одно и то же. Перед нами типичная для еврейских поэтических текстов конструкция – синонимический параллелизм, когда
в последующей строке (или строках) то же содержание выражено при помощи синонимов.
> Ст. 11 – Четвертое прошение: Дай нам сегодня
насущный наш хлеб. Понимание этого стиха во многом зависит от того, как понимается греческое слово «эпи`усиос», традиционно переводимое «насущный».
Дело в том, что оно не встречается в греческой литературе того периода
и, следовательно, о его значении мы можем только догадываться. Вот основные
предположения: а) ежедневный; б) необходимый для существования; в) духовный,
сверхъестественный; г) завтрашний, будущий. Хотя большинство христиан привыкло
видеть в четвертом прошении просьбу о земном благополучии, речь, вероятнее
всего, идет о небесном хлебе Царства, аналоге манны, дарованной народу
Израилю в пустыне. Это хлеб новой Пасхи, которую верные Христу будут есть за пиршественным столом в Божьем присутствии. Такое понимание слова «насущный»
подтверждает Иероним: по его свидетельству, в Евангелии назореев в этом стихе
стояло арамейское слово mahar, которое переводится как «завтрашний». «Эсхатологическая
направленность всех остальных просьб «Отче наш» говорит о том, что просьбу о хлебе Иисус действительно понимал как просьбу о хлебе времен спасения,
хлебе жизни. Было бы, однако, грубой ошибкой понимать просьбу о хлебе в спиритуалистическом
смысле. Для Иисуса земной хлеб и хлеб жизни никоим образом не противостоят
друг другу, поскольку в Царстве всё земное освящается…» Просьба «о завтрашнем хлебе» «не отделяет повседневность от небесного мира, а просит
о том, чтобы в мирской повседневности действовали силы и дары грядущего
мира… В порабощенном Сатаной мире, когда Бог так далек, ученики должны
просить, чтобы уже сегодня они были причастны к будущей славе. Они могут
взять в обе руки хлеб и умолять: здесь и теперь, уже сегодня дай нам хлеб
жизни, ниспошли его в нашу бедную жизнь». {И. Иеремиас,
Богословие, с. 222-223.}
> Ст. 12 – Пятое прошение: И прости нам наши
долги – в арамейском языке слово «долг» имеет также переносное значение
«грех, проступок» (ср. версию Луки, употребившего в этом прошении слово «грехи»).
Потому что и мы простили тем, кто нам должен. В Евангелиях очень часто встречается
мысль о том, что грешный человек в неоплатном долгу перед Богом, но Бог
готов простить все грехи при одном условии: что и прощенный грешник проявит
сострадание к своим ближним, которые – действительно или ему только так кажется
– виновны перед ним. А ведь их вина неизмерима меньше той, которую прощает Бог.
Вот почему благочестивые и праведные люди оказываются в гораздо худшем положении,
чем грешные и недостойные, и только потому, что они высокомерно и брезгливо
отделили чистых себя от нечистых других. Потому что и мы простили
– как сказал один человек, если наше прощение должно предшествовать Божьему,
то мы вообще не имеем права обращаться с такой мольбой к Богу, потому очень
мало кто из людей способен сказать, что он уже простил своих ближних. Ученые
указывают, что, арамейский глагол, который употребил Господь, вероятно, означает
не только прошедшее время, но и готовность, намерение, внутренний настрой на прощение.
Тогда перевод будет следующим: «потому что и мы готовы простить». На это указывает
и разночтение в рукописях (см. текстуальное примечание).
> Ст. 13 – Шестое прошение: Не подвергай
нас испытанию, но защити нас от Злодея. Заключительное прошение состоит
из двух частей, первая из которых введена через отрицание, а вторая уточняет
ее смысл. Правда, некоторые толкователи считают, что вторая часть представляет
собой самостоятельное, седьмое прошение. Вероятно, Иисус воспользовался молитвой,
которую евреи читали утром и вечером: «Не введи меня во власть греха, ни во власть долга, ни во власть искушения, ни во власть постыдного» (то есть «не допусти,
чтобы я оказался во власти греха...»)
> Скорее всего, здесь нет речи о наших маленьких повседневных
слабостях и искушениях, тем более что слово, которое традиционно переводится
как «искушение», в Новом Завете имеет иное значение – «испытание». Ведь Бог никого не испытывает злом (Иак 1.13). Здесь оно обозначает то самое великое
эсхатологическое испытание, которое ждет человечество в конце времен, перед
наступлением Царства и Суда. Это о нём так подробно повествует книга Откровения.
И просьба не о том, чтобы Бог избавил нас от этого испытания вообще, а чтобы
дал силы устоять, не стать отступниками, не потерять веру перед лицом испытаний.
Ведь ученики должны во всём подражать своему Господу, который, хотя и молился
о том, чтобы чаша страданий была пронесена мимо, но не отказался исполнить волю
Отца, поставив ее выше Своей собственной. Во 2 письме Фессалоникийцам
и в Откровении говорится, что в последние дни Сатане будет дана власть и многие,
те, кто не был предан Христу всем своим существом, отпадут (2Фес 2.8-12; Откр
9.1-21; 13.5-9; 17.17; 20.3,7-8). Ученики должны просить Отца, чтобы они не оказались в числе трусливых и маловерных (см. 24.24).
> Последние слова прошения указывают на то, что испытание
неизбежно. <..> «Злодей» <...> – так как греческое слово может быть как мужского, так и среднего рода, то неизвестно,
имеется ли в виду Сатана или Зло как некая безличная сила. Ср. также Сир 33.1 и 2Петр 2.9.
> Ст. 14-15 – Эти слова не являются частью молитвы,
но они прибавлены, чтобы еще раз подчеркнуть значение пятого прошения и главное
условие Божьего прощения. Без осознания своего долга перед Богом и без готовности
простить долг окружающим невозможно получить прощение от Бога. Ср. также 18.23-35;
Мк 11.25 и Кол 3.13.
[ В.Н. Кузнецова.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ ]
//////////~~~~~~~~~~ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ~~~~~~~~~~\\\\\\\\\\
* Митр. Сурожский Антоний: Небесный Отец и блудные дети
www.messia.ru/rasylka/004/711.htm#0
* Он же - о молитве Господней
www.messia.ru/rasylka/006/1427.htm#0
www.mitras.ru/molitva/otche.htm
www.mitras.ru/mol_jizn/life3.htm
* Он же - первые прошения молитвы Господней
www.mitras.ru/h_d/hd26.htm
* Володя Орленко
www.messia.ru/rasylka/005/1088.htm#0
* Яков Кротов:
Прости нам долги - не как прощаем долги мы!
www.messia.ru/rasylka/003/364.htm#0
* Он же: зачем
молиться? * какие "долги"?
www.messia.ru/rasylka/007/1769.htm#0
* Неизв. автор:
Я не могу молиться 'ОТЧЕ', если...
oicos.narod.ru/on.html
* В.Н.Кузнецова:
истинная и ложная праведность: о милостыне и молитве
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
|
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
|
|
Как это можно сделать, описано на странице
|
|
www.messia.ru/pomoch.htm. |
-----------------------------------------------------------------
--
Желаю всяческих успехов!
Прошу
ваших молитв обо мне и о моей семье,
а
также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель
рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------
*Когда Иисуса вели на казнь ...
за Ним шла большая толпа народа,
и среди них женщины, которые били себя
в грудь, оплакивая Его.
Иисус, повернувшись к ним, сказал:
'Не плачьте обо Мне, женщины Иерусалима!
/
О себе плачьте и о детях своих!
Вот наступают дни, когда будут говорить:
"Счастливы бесплодные, нерожавшие
/ и не кормившие грудью!"
Тогда будут говорить горам: /
"Обрушьтесь на нас!" - / и
холмам: "Скройте нас!"
Если с деревом, полным соков, так поступают,
/
что же будет с сухим?'
Вместе с Ним на казнь вели еще двух преступников.
И когда пришли на место, называемое "Череп",
распяли там Иисуса и преступников -
одного справа, а другого слева от Него.
Иисус говорил:
'Отец! Прости им, они не понимают, что
делают!'* (Лк.23:26-34/**/)
* * *
*так говорит Господь Саваоф: ...
Вот дела, которые вы должны делать:
говорите истину друг другу;
по истине и миролюбно суд`ите у ворот
ваших.
Никто из вас да не мыслит в сердце своем
зла
против ближнего своего,
и ложной клятвы не люб`ите,
ибо всё это Я ненавижу, - говорит Господь.
...
Так говорит Господь Саваоф:
Пост ... соделается для дома Иудина радостью
и веселым торжеством;
только любите истину и мир. ...
Еще будут приходить народы и жители многих
городов;
и пойдут жители одного города к жителям
другого и скажут:
"Пойдем молиться лицу Господа, взыщем
Господа Саваофа!"
И каждый скажет: "Пойду и я".
И будут приходить многие племена и сильные
народы,
чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме
и помолиться лицу Господа. ...
Будет в те дни,
возьмутся десять человек из всех разноязычных
народов,
возьмутся за полу иудея и будут говорить:
"Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали,
что с вами Бог".*
(Зах.8:14,16-17,19-23/*/)
* * *
*Тряпка особенно пачкается,
и всякий реформатор и ревнитель благочестия
рискует запачкаться гневом и злобой более обличаемых,
согрешающих, в конце концов, лишь нерадением
и излишней приверженностью малопочтенным традициям.* (Я.К.)
*********************************************
/*/ из богослужебных чтений
пятницы.
/**/ из евангельского
чтения четверга.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия
в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2889.htm#0
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка
сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
*********************
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
*
* * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm