=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 17 марта 2013 г. ст.ст., суббота {2-ой седмицы Великого Поста}.
  литургические чтения: Евр.3:12-16; Мк.1:35-44.

 

 

к евангельскому чтению:
 + свящ. Александр Мень: "Все ищут Тебя!"
    www.messia.ru/rasylka/007/1783.htm
 + митр. Сурожский Антоний: молитва Христа
    www.messia.ru/rasylka/004/725.htm#0
 + Яков Кротов: И Бог - свободное существо! (Мк.1.40)
           www.messia.ru/rasylka/002/127.htm#0

к апостольскому чтению:
 + + + свящ. Александр Мень о терпении + множество ссылок
              www.messia.ru/rasylka/005/1102.htm#0
 + + + свт. Василий Великий: внемли себе...
        www.messia.ru/rasylka/006/1441.htm#0

 

 

                                * * *

 

В качестве своего рода духовного упражнения на Великий пост предлагаю читателям рассылки программу:

 

Ключевые тексты Ветхого Завета за 40 дней

(по книге о. Александра Меня "Как читать Библию").

День 13:

Амос 5 — 6; 9.1-15;
4 Царств 15.8-29;
Осия 1.1-9; 2.4-7, 10-23; 3; 2.1-3; 11.1-6; 4.1-11; 6.1-7; 7; 10.1-8; 11.8-11; 13.13-14; 14.2-10

[ *** ]

Исаия 6;
2 Паралипоменон 27;
Исаия 5.1-7; 2.5-22; 5.8-30; 10.1-4; 2.1-4;
2 Паралипоменон 28.1,4-19;
Исаия 7.1-16;
4 Царств 16.7-9;
2 Паралипоменон 28.22-25;
4 Царств 16.2-4;
Исаия 7.17-20; 8;
4 Царств 16.10-18;
Исаия 9.2-7

[ *** ]

^
Комментарий о. Александра Меня к этим фрагментам
и гиперссылки на них в Синодальном переводе

 

                                * * *

 

 

Слушайте это слово! Погребальную песнь я пою над вами, израильтяне.

Повержена дева – Израиль –
уже не подняться ей!
На своей земле она брошена –
никому ее не поднять!

Так говорит Владыка Господь:
если какой израильский город
выставит тысячу воинов,
то вернется туда лишь сотня,
если же выставит сотню,
то вернется туда десяток.

Так говорит Господь израильтянам:
обращайтесь ко Мне –
тогда будете живы!
Не обращайтесь в Бет–Эль,
Гилгал посещать не надо,
не надо ходить в Беэр–Шеву!
Гилгал будет угнан в плен,
Бет–Эль бедой обернется.
Обращайтесь к Господу –
тогда будете живы!
Иначе, как пламя,
Он обрушится на дом Иосифа*,
и сгорит Бет–Эль –
никто не потушит!

О, вы, превратившие правосудие в полынь,
справедливость низвергшие наземь!

Создавший Плеяды и Орион,
мглу превращающий в утро,
а день – в темную ночь,
призвавший воды морские
и разливший по всей земле, –
имя Ему Господь!

Он гибель дерзкому шлет,
и гибель вступает в крепость.

10 Ненавидят того, кто в суде* обличает,
говорящим правду гнушаются!

11 Вы разоряете бедных поборами,
зерно взимаете с них как оброк!

Вот что с вами будет за это:
дома из тесаного камня построите,
да только вам в них не жить,
насадите славные виноградники,
да только вина вам не пить!

12 Я знаю, как много у вас преступлений,
как тяжки ваши грехи!
Невинного гоните, взятки берете,
вершите над бедным неправый суд.

13 Поэтому время придет такое,
что даже мудрец утратит дар речи:
наступает мрачное время!

14 Ищите добра, а не зла –
тогда будете живы,
тогда и Господь, Бог Воинств,
будет с вами, как вы говорите!
15 Отвергните зло, полюбите добро,
справедливость в суде утвердите:
может быть, Господь, Бог Воинств,
пощадит остаток рода Иосифа.

16 Поэтому так говорит Господь, Бог Воинств, Владыка:

Плач погребальный – на всех площадях,
на всех улицах – стоны: «О, горе!»
Созовут батраков на поминки
и плакальщиков – на погребение!
17 Огласятся виноградники плачем,
когда Я пройду среди вас,
                             – говорит Господь.

18 Горе тем, кто мечтает о дне Господнем!
Зачем вам день Господень*? Он – тьма, а не свет.

19 Как если б бежал человек ото льва,
и вдруг навстречу – медведь,
вбежал в дом, рукой коснулся стены –
и тут укусила его змея.
20 Так и день Господень –
не свет, а тьма,
беспросветный мрак!

21 Ненавижу, гнушаюсь праздниками вашими,
не хочу вдыхать дым ваших праздничных жертв!
22 Приносите Мне всесожжения –
а Я ваших жертв не приемлю;
режете лучший скот –
а Я и смотреть не хочу.
23 Избавь Меня от шума твоих песнопений,
и звук твоих лир не желаю Я слушать,
24 пусть лучше рекой потечет правосудие,
справедливость – потоком несохнущим!

25 Разве с жертвами и приношениями приходили вы, израильтяне, ко Мне, кочуя сорок лет по пустыне? 26 Вместе с вашим царем Сиккутом и богом–звездой Кийюном,* чьи изваяния вы сделали, 27 Я угоню вас в плен, и не в Дамаск, а дальше! – говорит Господь, чье имя – Бог Воинств.

 

5:6 Дом Иосифа – сыновья Иосифа Ефрем и Манассия считались предками двух важнейших племен Израильского царства.
5:10 ...в суде... – Букв, «у ворот»: тяжбы разбирались на площади у городских ворот.
5:18 День Господень – день, когда Господь покарает своих врагов.
5:26 ...Сиккутом... Кийюном... – Речь идет о двух богах месопотамского происхождения.

Книга пророка Амоса, гл. 5. Библия. Современный русский перевод ]

 

 

 

 

                                * * *

 

 

*. Закон, избрание и обетование в профетизме. Русский богослов М.С.Тареев подчеркивал, что "беспримерно высокий и чистый еврейский монотеизм есть преимущественный результат пророческой проповеди" (). В связи с этим библейская критика XIX века была склонна преувеличивать новизну пророческой проповеди. Ее изображали почти как новую религию, которая сменила старую – грубую и примитивную. Но из самих пророческих писаний явствует, что такая точка зрения не оправдана. Хотя, действительно, религиозно-нравственное сознание пророков было намного выше уровня предшествующих эпох, разрыва в традициях не существовало. Начиналась она Авраамовым Заветом и Моисеевым Законом, и уже первые по времени пророки-писатели Амос и Осия ссылаются на Закон, который был прежде дан народу Божию (Ос 4:6; 8:1; Ам 2:4). Таким образом, они выступают не как провозвестники новой религии, а как реформаторы, возрождающие и продолжающие дело Моисея. Но если прежде возвышенное учение Декалога усвоялось еще не полно, то в классическом профетизме оно нашло наиболее совершенное выраженин со времен Моисея.

Именно из Декалога вытекает отношение пророков к нравственности и социальной правде как к требованиям веры. Для них "хесед", милосердие, выше всесожжений и жертв. Жертвы без покаяния, дары, приносимые Богу на алтарь, без нравственного очищения лишь оскорбляют Бога.

Изобличая уступки язычеству, пророки приравнивают зло моральное к идолопоклонству. Угнетение слабых, насилие, ложь, несправедливость есть такая же измена Завету, как и почитание "богов чужих".

"Своеобразие социальной проповеди пророков, – замечает прот. С. Булгаков, – есть то, что можно назвать социальным морализмом, их отношение к вопросам хозяйства как к вопросам нравственности, их оценка социальной жизни под углом нравственности. Благодаря их социальному морализму, притом религиозно-углубленному, они видят в хозяйстве не только вопросы социальной техники, но и социальной правды" ().

Высокие нравственные требования, предъявляемые пророками к Израилю, вытекают из их веры в избранность ветхозаветной Церкви. Пророки не сомневаются, что она избрана Сущим для Своих промыслительных целей, но в этом избрании они видят не преимущество, а двойную ответственность перед Богом. Обетования Божии непреложны, однако над тем или иным конкретным поколением они сбываются лишь при условии соблюдения Завета.

свящ. Александр Мень. Из книги "Исагогика" ]

 

 

 

 

 

 

см. также:

+++ о. Александр Мень. Библейские пророки от Амоса до Реставрации
      Исайя и «бедняки Господни»
      (в кн. "Вестники Царства Божия")

+++ он же. Библейские пророки от Амоса до эпохи реставрации

                             (в кн. "История религии. Учебник")

+++ он же. О библейских пророках

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Так смотр`ите же, братья,

 пусть ни у кого из вас сердце не будет столь злым и неверующим,

 что окажется способным отступиться от Живого Бога!

 Напротив, изо дня в день ободряйте друг друга,

 пока еще время зовется СЕГОДНЯ,

 чтобы никто из вас, обманутый грехом, не сделался строптивым!

 Мы ведь стали сподвижниками Христа,

 если, конечно, до конца сохраним ту твердость,

 что была у нас с самого начала.

 Когда Писание говорит:

 "Сегодня, если голос Его слышите,

   сердцам своим не дайте стать строптивыми,

 как это было в дни, когда вы воспротивились", -

 кто были те, что услышали, но воспротивились?

 Не  все  ли  те,  кого Моисей вывел из Египта?* (Евр.3:12-16/**/)

                                * * *

*Рано утром, еще до света, Он вышел из дому,

 отправился в уединенное место и там молился.

 Но Симон с товарищами бросились за Ним вдогонку и нашли Его.

 Они сказали: "Все Тебя ищут".

 Иисус говорит им:

 "Пойдем в другое место, в соседние селения,

  возвещать и там Радостную Весть.

  Ведь Я ради этого пришел".

 Так ходил Он по всей Галилее,

 возвещая Радостную Весть в синагогах и изгоняя бесов.

 Однажды приходит к Нему прокаженный

 и, упав перед Ним на колени, с мольбой говорит:

 "Ты ведь можешь меня очистить, стоит Тебе только захотеть!"

 Иисус, сжалившись над ним, протянул руку, прикоснулся к нему

 и говорит: "Да, хочу, очистись".

 Проказа тут же сошла с него, и он стал здоров.

 Иисус тут же отослал его прочь, сурово сказав:

 "Смотри, никому ничего не говори,

  а пойди к священнику, пусть он тебя осмотрит,

  и принеси за исцеление жертву, какую повелел Моисей,

  чтобы всё это видели".

 Но тот, уйдя, без умолку рассказывал о случившемся

 и говорил об этом повсюду,

 так что Иисус уже не мог открыто появляться в городе.

 Он находился за городом в безлюдных местах,

 но и туда к Нему отовсюду приходили.* (Мк.1:35-45/*/)

* * *

*христианин - это здравомыслящий зануда, которому при виде неправильно идущих часов является тривиальная мысль, что их надо снести в починку*
(Аверинцев)

             *********************************************

/**/ чтение субботы.

/*/ включает чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2903.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm