=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 18 мая 2013 г. ст.ст., суббота  2-й седмицы по Пасхе.
  литургические чтения:  Деян.5:21-33;
Ин.6:14-27.

 

 

 

17 Тогда первосвященник и все его люди из саддукеев, движимые завистью*, (18) приказали арестовать апостолов и отвести их в городскую тюрьму. (19) Но ангел Господень ночью открыл двери тюрьмы и вывел их.

20  – Ступайте, – сказал он. – Стойте в Храме и рассказывайте народу всё об этой новой Жизни.

21 Они послушались его и рано утром пришли в Храм и стали проповедовать.

Когда прибыл первосвященник со своими людьми, они созвали Совет и всех старейшин народа Израиля и послали в тюрьму привести апостолов. (22) Служители, придя туда, не нашли их в тюрьме. Они вернулись в Совет и доложили:

23  – Мы обнаружили, что тюрьма надежно заперта, у дверей стоит стража, но когда открыли дверь, никого не нашли внутри.

24 Услышав это, начальник Храма и старшие священники пришли в недоумение, не понимая, что произошло. (25) В это время появился человек и сказал им:

    – Послушайте, эти люди, которых вы бросили в тюрьму, стоят сейчас в Храме и учат народ.

26 Тогда начальник Храма пошел со служителями и привел апостолов в Совет, но насилия над ними они не применяли, потому что боялись, как бы народ не побил стражников камнями. (27) Они привели апостолов и поставили перед Советом.

28  – Разве мы строжайшим образом не запретили вам учить во имя Иисуса? – спросил первосвященник. – А вы заполонили своим учением весь Иерусалим и даже пытаетесь взвалить на нас вину за Его смерть.

29  – Мы должны повиноваться прежде всего Богу, а не людям, – ответили Петр и остальные апостолы. – (30) Бог наших отцов поднял из мертвых Иисуса, с которым вы расправились, повесив на деревянном столбе; (31) Бог вознес Его по правую руку Свою как Владыку** и Спасителя, чтобы Израиль раскаялся и получил прощение грехов. (32) И мы всему этому свидетели – мы и Святой Дух. Его даровал Бог тем, кто Ему послушен.

33  От этих слов члены Совета пришли в такую ярость, что хотели вынести им смертный приговор.

 

* В переводе еп. Кассиана речь идет о "ревности" (примечания ред. рассылки).
** В переводе еп. Кассиана – "Начальника".

5.30 Деревянный столб — другое название для креста (примечания В.Н. Кузнецовой).
5.32 этому свидетели — в некоторых рукописях: "Ему свидетели".
5.33 хотели — есть другое чтение: "замышляли".

 

 

> У порога на полу лежала посылка. Мы не слышали, как приходил почтальон. Мы не знали, как и почему она вообще там оказалась. Посылка была увесистая, с многочисленными и почти нечитаемыми наклейками. Создавалось впечатление, что она ушла не по тому адресу, а затем в результате долгих мытарств попала к нам.

> – Самое главное понять, – заметил кто-то из детей, – откуда оно взялось.

> Как раз в те дни газеты были полны сообщений об угрозах террористов, бомбах в посылках и опасности ничейных предметов в транспорте. Правда, непонятно, кому нужно нас взрывать, но кто знает, и вообще конспирологические теории всегда привлекательнее, чем скучные и очевидные ответы.

> Мы вертели посылку в руках. Наконец кто-то заметил маленькую надпись на задней стороне. Это было название места, где мы побывали несколько месяцев назад. И тут всё стало ясно. Никаких бомб, ничего зловещего: зимняя одежда, которую мы брали заграницу для одного конкретного визита. В остальной части поездки она бы только обременяла, поэтому мы оставили ее в гостинице: пусть упакуют и вышлют к нам домой почтой.

> Итак, основной вопрос: откуда оно взялось. Он встал ребром для иерусалимских вождей, которые с величайшим неудовольствием пытались решить, что делать с новым движением, как бы оно там себя ни называло («эта Жизнь», «Путь» и т.д.). Интересно, что такой вопрос однажды задал и сам Иисус, правда, не о себе (хотя это подразумевалось), а об Иоанне Крестителе: откуда его весть, от Бога или чисто человеческая выдумка (Лк 20:1-7)? Действительно ли Иоанна Крестителя призвал Бог или он просто, однажды проснувшись, решил, что надо поокунать соотечественников в воду и уверить их, что Царство Божье не за горами? Естественно, вопрос отнюдь не умозрительный, а имеющий самое практическое значение. Если Бог не действует в движении, то оно уводит народ с истинного пути и его надо остановить. Однако если действует, то получается, что близко Царство Божье – близко необычной и тревожной близостью. Третьего не дано.

> Храмовая верхушка считала самоочевидным, что Бога в «этой Жизни», этой шайке смутьянов и самозванцев, нет. Ведь проповедь апостолов действовала не через официальные каналы! Ясно, что Бог обитает в Храме, и только в нём дает прощение и спасение своему народу. Да и потом, если послушать апостолов, выходило, что иерархи и толпа распяли кого не надо и теперь срочно должны каяться: подумать только, они, вожди народа, которых все должны слушаться, сами оказались главными грешниками! Без сомнения (если смотреть на вещи их глазами), безобразие срочно нужно пресечь. Поэтому они снова взялись допрашивать апостолов.

> Ответ Петра их разозлил еще больше (ст. 33). Как и раньше (4:19), он объясняет, что речь идет о выборе: слушаться Бога или слушаться властей? Этот вопрос содержит интересную параллель к вопросу в Лк 20:1-7 и затем Деян 5:38-39: движение от Бога или сугубо человеческая инициатива? Будем ли мы повиноваться Богу или человеческим властям? Это вопрос, который до сих пор ставит Иисус, как неверующим (был ли он от Бога или обманувшимся фанатиком?), так и верующим (идти ли на компромисс с теми человеческими установлениями, которые противоречат Евангелию, или хранить верность даже ценой гражданского непослушания?). Яркое и динамичное повествование Луки дает четкие ориентиры христианам: как вести себя в подобных ситуациях с тех времен и доныне.

> Интересно, что в те ранние дни никто точно не знал, как называть не только новое движение, но и самого Иисуса. Ко времени Павловых посланий (лет 20-30 спустя данных событий) всё встало на свои места: Иисус есть Мессия (Христос), Господь и Спаситель. Однако в данный момент они пробуют разные возможности сказать, кем он был и что делал. Петр возвещает, что «Бог отцов наших» (то есть не какой-то другой Бог: апостолы не уводят Израиль к поклонению другим богам, но хранят верность иудейской традиции) воздвиг Иисуса и вознес его как «Начальника и Спасителя». Иисус – Начальник, ибо указал путь в новое творение Божье и ведет людей в новый мир, где встречаются небо и земля (отчасти подобно тому, как считалось, что они встречаются в иерусалимском Храме, но и совершенно по-новому). Спаситель, ибо победил смерть, а потому может избавить людей не только от этого последнего врага, но и от других подобных врагов (болезни, угнетения, гонений, тюрьмы).

> Петр объясняет: этот Иисус, которого вы предали на убийство, дает новый шанс своему народу, Израилю. Иисус предлагает покаяние и прощение грехов – как раз то, в чём была функция Храма, и поразительно, что говорит иерархам об этом галилейский рыбак! Опять-таки мы не удивляемся, что вопрос об иерусалимском Храме и его месте в замысле Божьем встал очень остро. Но попутно отметим что «покаяние» – это не только человеческая вещь, как бы призванная убедить Бога проявить милосердие. Покаяние – это еще и дар Божий, даваемый Духом Святым (см. также Деян 11:18). Здесь мы видим еще одну тайну, но такую, которой жили первые христиане.

> Петр наговорил достаточно, чтобы его убили на месте, если бы считали, что это сойдет с рук. Однако события принимают неожиданный оборот. Впрочем, не такой уж неожиданный, если мы внимательно читаем Луку: несмотря на желание властей разделаться с апостолами, всё время их что-то выручает. То ангел выпустит их из темницы, то мальчик вовремя подслушает заговорщиков, то вдумчивый «аутсайдер» укажет людям, готовым на насилие, на неприятную истину.

<....>

> Церковь никогда не может предвидеть, кто вдруг неожиданно заступится за наше право существовать, проповедовать и учить об Иисусе. Наше дело быть верными и в случае конфликта слушаться Бога, а не человеческих властей. Возможно, нам придется вытерпеть либо физическое насилие (ст. 40-41), либо издевательства и насмешки. Как бы то ни было, надо соблюдать стойкость. Если мы действительно верим, что Бог воскресил Иисуса, то вопрос, который Гамалиил оставил открытым (с нами Бог или нет?), решен раз и навсегда.

 

Н.Т. Райт. (Перевод: Г. Ястребов)
Из кн. "Деяния Апостолов. Популярный комментарий" ]

 

 

 

 

 

 

 

К евангельскому чтению:

+++ свящ. Александр Мень: это чудо совершается для нас и здесь, и теперь

+++ Яков Кротов: хождение по воде. нетленная пища (+ссылки)

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Люди, увидев, какой знак Им совершен, стали говорить:
 "Он и вправду тот самый Пророк, который должен прийти в мир!"
 Иисус, зная, что они собираются прийти и схватить Его,
 чтобы провозгласить царем, снова ушел один на гору.
 Когда наступил вечер, ученики Его спустились к морю
 и, сев в лодку, поплыли на другой берег, в Капернаум.
 Уже стемнело, а Иисус еще не пришел к ним.
 Тем временем подул сильный ветер, и море разбушевалось.
 Они уже отплыли на три или четыре мили,
 когда увидели, что Иисус идет по морю и уже рядом с лодкой.
 Им стало страшно.
 Иисус сказал: "Это Я, не бойтесь!"
 Они хотели взять Его в лодку,
 но в тот же миг лодка оказалась у берега,
 к которому они направлялись.
 На следующий день толпа, оставшаяся на другом берегу моря, увидела,
 что другой лодки там не было, только одна,
 и что Иисус не сел в нее с учениками, а ученики отправились одни.
 Тогда несколько лодок поплыло из Тибериады
 к тому месту, где они ели хлеб,
 после того как Господь произнес благодарственную молитву.
 И вот, когда толпа увидела, что там нет ни Иисуса, ни учеников,
 они снова сели в лодки и поплыли искать Его в Капернаум.
 Найдя Его на другом берегу моря, они спросили:
 "Равви, как Ты здесь оказался?"
 Иисус сказал им в ответ:
 "Говорю вам истинную правду:
  не потому вы ищете Меня,
  что вам Мои знаки понятны,
  а лишь потому, что наелись досыта хлеба!
  Но добивайтесь не тленной пищи,
  а той, что нетленна
  и способна дать вечную жизнь.
  Это пища, которую даст вам Сын человеческий,
  ибо Его Своей силой запечатлел Бог – Отец".* (Ин.6:14-27/*/)

              *********************************************

/*/ еванг. чтение субботы

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2941.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm