=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

Выпуск посвящен стихам 15:26 — 16:4 Евангелия от Иоанна.

(Ин.15:17-16:2 читаются на православной литургии в 3-ю субботу по Пасхе.)

 

 

 

> «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и <не впрягайтесь снова в ярмо рабства>» (Гал.5,1). Вся двухтысячелетняя история Церкви на земле — это не только история святых ее, максимально возможно явивших миру образец стояния в Христовой свободе, но это и история непрестанных поисков этой свободы, как на индивидуальном уровне, так и на общественном, и, увы, история непрестанных ей измен. Ибо — «всякий, <кто совершает грех> — раб греха» (Ин.8,34). Поэтому чтобы идея охранительства в Церкви могла бы найти реальное воплощение и приносить плодотворные результаты, необходимо уяснить и уточнить, что нуждается в охранении и какими средствами охранять. Чисто человеческими усилиями это охранение заранее обречено на неудачу — оно всегда приносило только разделения, или же, в лучшем случае, вырождалось в музейный консерватизм и многовековое археологическое консервирование.

> Можно напомнить, что Самого Христа уже пытались охранять при Его земной жизни: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф.16,22) или «Господи, <не пустить ли в ход мечи>?» (Лк.22,49). Вольно или невольно то же самое искушение преследует христиан во все времена и, пожалуй, всех без исключения (неужто мы сильнее и опытнее первых апостолов?) — в отношении евангельской истины. В каком охранении нуждается она?

> Лучшее охранение ее — это свидетельство о ней: «О том, что было <сначала>, что мы слышали, что видели своими очами… о Слове Жизни, — ибо жизнь <была явлена нам, мы ее видели, мы — свидетели Жизни вечной — той, что была с Отцом, что была явлена> нам» (1Ин.1,1-2). Свидетельство всей своей жизнью, ежедневно следуя стопам Христовым: «кто хочет <следовать за Мной, пусть забудет о себе, возьмет свой крест и каждый день несет свой крест — тогда он будет следовать за Мной>» (<Лк.9,23>). В эпохи гонений за веру самым верным свидетельством о Христе было мученичество — высший подвиг свободы во Христе и ради Христа. Каждый из мучеников-свидетелей мог бы повторить вслед за Ним Самим про свою же собственную жизнь: «Я <жизнь Свою отдаю, чтобы снова ее получить>. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. <В Моей власти ее отдать, в Моей власти ее получить обратно>» (Ин.10,17-18). И чем больше гнали христиан, тем ярче расцветала Церковь. Но такое свидетельство, вопреки всем немощам и страхам человеческим (всё же оставили Христа все Его ученики перед Его крестными страданиями), стало возможно благодаря будущему исполнению Слова Божия: «Но вы <получите> силу, когда сойдет на вас <Святой Дух и станете Моими свидетелями … до самых пределов земли>» (Деян.1,8). Дух Святой — вот первый и самый верный Свидетель о Христе, поруганном и прославленном, распятом и воскресшем, вот источник всякого достоверного свидетельства о Нём! «<Но когда к вам придет Заступник — от Отца исходящий Дух Истины, которого Я вам пошлю от Отца — Он и будет Моим свидетелем. И вы тоже Мои свидетели, потому что вы с первых же дней были со Мною>» (Ин.15,26-27). Итак, сначала — Он Сам, Дух истины, наставляющий верного ученика Христова «на всякую истину» <(16,13)>, и только потом уже — ученик, наученный Духом.

> Дух Святой — источник не только истины в Церкви, но и свободы. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3,17), и истина для христианина неотделима от свободы; свобода не может выражаться без стремления к истине и истина не может быть воспринята без свободы. Он же — и их хранитель. Если брать любую поместную церковь как организацию, как структуру в ее земном аспекте, то везде — грешники, «всяк человек ложь» (Пс.115), и совокупность всех нас, грешников, от мирян до патриархов, не может дать иного качества, кроме как суммы всех грешников, вместе взятых. Хранитель же и охранитель истины в Церкви — не миряне или иерархия, взятые вместе или по отдельности, но тот же Дух Истины, «жизни Податель», Которому молятся православные большую часть года и Которым совершаются все церковные таинства. По грехам христиан в те или иные эпохи огромные массы верующих могут становиться менее восприимчивыми для действия Духа Святого, и это было не только на христианском Западе, но и на Востоке. Падение Константинополя в 1453 г., раскол внутри русской Церкви в середине XVII века, попрание святынь, «мерзость запустения» и еще серия расколов внутри нее же в ХХ-м… Господь часто говорит со всеми нами языком исторических обстоятельств, и как же трудно этот язык изучается нами и доходит до нас! С другой стороны, «Дух дышит, где хочет», и канонические границы той или другой церкви для Него явно не преграда. Грехи нас всех уравнивают, они воистину «экуменичны». Истинные добродетели — тоже. Если нам, православным, больше дано, чем другим, то с нас больше и спросится, по Евангелию. И уже спрашивается, и как давно! — но многие из нас всё еще это понять как следуют не хотят, а только на врагов всё спихивают, внутренних ли, внешних…

> Нестроения и разделения внутри отдельной церкви, начиная с элементарной ее единицы, прихода, или же между разными церковными сообществами часто являются следствием утраты свободы в Духе, при сохраняющейся в то же самое время ревности к охранительству, которое часто понимается весьма и весьма по-разному. Молитва , пост, благочестивая жизнь — главные подспорья для индивидуального охранения. Но как заходит речь о расширении охранения от одной личности до целого общества, возникает ряд неустранимых проблем, поскольку нам не дано изначально воздействовать на волю, убеждения, пристрастия и вкусы окружающих нас людей без их внутреннего на то согласия. Мы если и можем что-то изменить, то начиная с себя, и то убеждаясь чаще в своем бессилии; соблазн «переделать» ближнего своего возникает чаще у того, кто не внимает самому себе. Здесь — тайна реальной неприкосновенности личности как образа и подобия Божия, даже если эта личность не хочет раскрывать свое богоподобие, но становится звероподобной. А с другой стороны, мы все друг на друга влияем, и всегда находятся люди, святые или порочные, которым более многих других дано или попущено Богом влиять на огромные массы людей и даже вершить их судьбы. Обладающий даром убеждения и власти может сломать человека, подчинить его себе, устрашить или же приласкать, приманить, притянуть к себе, играя на определенных человеческих слабостях. Таковой приходит «во имя свое» (Ин.5,43), и его чаще всего принимают. Оставим, однако, мир внешний — «время начаться суду с дома Божия» (1Пет.4,17). Действующий по образу Пастыреначальника Христа занят отнюдь не только своим собственным охранительством, или, проще говоря, спасением, — он всю свою жизнь полагает ради спасения других. При этом он не просто охраняет богоподобие и свободу ближнего своего — он борется за них! Борется за раскрытие каждой личности со всеми ее оттенками и талантами, со всей ее душевностью и человечностью. Умалять божественный замысел о человеке, по замечанию схиархим. Софрония (Сахарова), один из великих грехов современности: «Из-за того, что люди не видят ни в себе самих, ни в брате своем подлинного и вечного достоинства, они так зверски злы в своих взаимоотношениях и так легко друг друга убивают». Как будто сказано о нашей настоящей всероссийской смутности, затрагивающей, к сожалению, и церковный быт, и взаимоотношения между неумудренными пастырями и израненными овцами…

 *>> Комментарий из Толковой Библии
      www.bible-center.ru/biblecomment?txt=joh+15&comm=lopukhin_ru
 *>> еп. Кассиан: "Слуга не больше своего господина"
      www.messia.ru/rasylka/005/1151.htm#0
 *>> В.В.Сорокин - Тайная вечеря
      www.bible-center.ru/book/newheaven/002/002/001        
 *>> свящ. Анатолий Жураковский - ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КАНОН ТЕПЕРЬ И ПРЕЖДЕ
                     www.krotov.info/libr_min/07_zh/zhur/akovsky2.htm

 *>> C.Тагуэлл: Господь слишком велик для этого мира,
                и те, кто рожден от Него, тоже для мира велики
                www.messia.ru/rasylka/002/078.htm#0

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*В это время возвращался домой евнух-эфиоп ...

 он приезжал в Иерусалим как паломник.

 Евнух, сидя в колеснице, читал пророка Исайю.

 Филипп, подбежав к колеснице, услышал, что тот читает пророка Исайю.

 Он спросил евнуха: "А тебе понятно то, что ты читаешь?"

 Тот ответил: "Как мне понять, если некому объяснить?" -

 и пригласил Филиппа подняться в колесницу и сесть с ним рядом.

 Вот отрывок из Писания, который он читал:

 "Его, как овцу, вели на заклание,

  как ягненок безропотен перед стригущим его,

  так и Он не отверз Своих уст.

  Он унижен был и лишен правосудия.

  И что говорить о потомстве Его,

  если жизнь Его на земле пресеклась?"

 Евнух спросил Филиппа:

 "Прошу тебя, ответь мне, о ком это говорит здесь пророк?

  О себе или о ком-то другом?"

 Филипп заговорил и, начав с этого отрывка Писания,

 поведал ему Радостную Весть об Иисусе.

 Продолжая путь, они подъехали к месту, где была вода.

 сказал евнух: "Вот вода! Что препятствует мне креститься?"

 Он приказал остановить колесницу,

 и оба они, Филипп и евнух, вошли в воду, и Филипп его крестил.*

                                                (Деян.8:27-38/*/)

* * *

*Савл по-прежнему дышал злобой и грозил смертью ученикам Господа.

 Придя к первосвященнику,

 он попросил у него п`исьма в Дамаск, к тамошним синагогам,

 чтобы иметь право арестовывать

 и отправлять в Иерусалим последователей Пути,

 всех, кого ему удастся обнаружить, и мужчин и женщин.

 Но по дороге, когда он уже был недалеко от Дамаска,

 его внезапно молнией озарил свет с неба.

 Упав на землю, он услышал голос, говоривший ему:

  - Савл, Савл! Что ты Меня гонишь?

 Савл спросил:

  - Кто Ты, Господин мой?

  - Я Иисус, которого ты гонишь.

    А теперь встань и иди в город, там тебе скажут, что делать.

 Спутники Савла стояли онемев: они слышали голос, но никого не видели.

 Савл поднялся с земли, но, открыв глаза, ничего не видел.

 Его взяли под руки и привели в Дамаск.

 И три дня он ничего не видел, не ел и не пил. ...

 В Дамаске был ученик по имени Анания, и ему в видении сказал Господь:

  - Анания!

 Тот ответил:

  - Я здесь, Господь!

  Господь сказал:

   - Собирайся и ступай на улицу, что называется Прямой.

     Разыщи в доме Иуды человека из Тарса по имени Саул.

     Он сейчас молится, и ему было видение,

     что в дом входит человек по имени Анания

     и возлагает на него руки, чтобы вернуть ему зрение.

 Анания возразил:

  - Господь! Я от многих слышал об этом человеке,

    я знаю, сколько зла причинил он Святому народу Твоему в Иерусалиме.

    У него и здесь полномочия от первосвященников

    арестовывать всех, кто призывает Твое Имя.

 Господь сказал ему:

  - Ступай! Я избрал его на служение Себе,

    и он возвестит Мое Имя язычникам с их царями и народу Израиля.

    Я сам покажу ему,

    сколько страданий он должен будет перенести ради Меня.

 И Анания пошел, вошел в дом и, возложив на Саула руки, сказал:

  - Савл, брат мой, меня послал Господь -

    Иисус, который явился тебе в пути,

    чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа.

 И тут же у Савла как будто какая-то чешуя, покрывавшая его глаза,

 упала с них, и он снова стал видеть.

 Он тотчас принял крещение, а потом поел, и к нему вернулись силы.

 В Дамаске он пробыл с учениками несколько дней

 и сразу стал проповедовать в синагогах, что Иисус - Сын Божий.*

                                                     (Деян.9:1-20/**/)

                                * * *

        <Иисус сказал:>

        - Вот что Я вам заповедую:

        любите друг друга!

        Если мир ненавидит вас, помните,

        что сначала Меня он возненавидел.

        Будь вы из этого мира,

        он бы вас полюбил - как своих.

        Но так как вы не из мира

        (Я, избрав, отделил вас от мира),

        за это вас мир ненавидит.

        Помните, Я вам сказал:

        "Слуга не больше своего господина".

        Если гнали Меня,

        и вас будут гнать.

        Если Мои слова исполняли,

        исполнят и ваши.

        Но они всё это вам сделают

        из-за Меня, потому что

        не знают Того, кто послал Меня.

        Если бы в мир не пришел Я

           и с ними не говорил,

        они были б тогда невиновны,

        а теперь греху их нет оправданья.

        Тот, кто Меня ненавидит,

        и Отца Моего ненавидит.

        Если б не сделал Я среди них

        дел, которых никто другой сделать не может,

        они были б тогда невиновны.

        Но теперь они видели их -

        и всё равно ненавидят и Меня, и Отца Моего.

        Но так и должно было быть,

        чтоб исполнилось то,

           что в Законе у них написано:

        "Ненавидят Меня без причины".

        Но когда к вам придет Заступник -

        от Отца исходящий Дух Истины,

        которого Я вам пошлю от Отца -

        он и будет Моим свидетелем.

        И вы тоже Мои свидетели,

        потому что вы с первых же дней

           были со Мною.

        Я сказал это вам,

        чтобы вера не дрогнула ваша.

        Вас изгонят из синагог;

        даже будет такое время,

        когда всякий, кто вас убивает,

        будут думать, что этим они служат Богу.

        Поступать они будут так потому,

        что не знали ни Отца, ни Меня.

        Но Я вам это сказал,

        чтобы вы, когда наступит их время,

        помнили: Я вам сказал.

        Я вначале не говорил вам об этом,

        потому что был с вами. (Ин.15:17-16:4/***/)

              *********************************************

/*/ чтение четверга.

/**/ включает часть апост. чтения пятницы.

/***/ включает еванг. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2944.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»