=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

* 3 июня 2013 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пасхе.

   литургические чтения: Деян.20:16-18,28-36; Ин.17:1-13.

   {память отцов I Вселенского Собора, 325}

 

 

 

 

 

Гл. XVII. Первосвященническая молитва. Закончив свою Прощальную беседу с учениками, Господь вознес молитву к Отцу (гл. XVII). Это молитва, за которой установилось название Первосвященнической молитвы, представляет собою прямое продолжение Прощальной беседы и в богослужебном употреблении составляет с нею одно евангельское чтение: первое в последовании Страстей Христовых. Вопрос о ее делении. Толкователи часто сопоставляют Первосвященническую молитву Христову с той, которую Первосвященник Ветхого Завета возносил в день Очищения, входя в Святое Святых{}, ветхозаветный Первосвященник молился за себя, за священников и левитов и за весь народ. Эти же три части толкователи старались усмотреть и в Первосвященнической молитве Христовой. В ст. 1-8 видели молитву Христову за Самого Себя, в ст. 9-19 – Его молитву за учеников и в ст. 20-26 – за всю Церковь. Деление это должно быть признано условным. Анализ молитвы покажет нам, что она от начала и до конца сосредоточена на учениках.

 

* * *

 

 

 

> ИОАНН 17:9-19
> Иисус молится за своих

 

        9 Это за них Я прошу.
        Не за мир Я прошу,
        а за тех, которых Ты дал Мне,
        потому что они – Твои,
        10 ибо всё, что есть у Меня, Твое,
        а всё, что есть у Тебя, Мое
        и через них Я явил Свою славу.
        11 Я уже больше не в мире,
        Я возвращаюсь к Тебе,
        а они остаются в мире.
        О святой Мой Отец!
        Силой имени Твоего, что Ты дал Мне,
        сохрани их,
        чтобы были они едины,
        как и мы едины с Тобой.
        12 Силой имени Твоего, что Ты дал Мне,
        Я хранил их, пока был с ними.
        И Я их сохранил:
        никто из них не погиб,
        лишь один, предназначенный к гибели,
        ибо Писанию надлежало исполниться.
        13 А теперь Я к Тебе возвращаюсь.
        И пока Я еще в этом мире,
        Я для того говорю всё это,
        чтоб они разделили со Мной
        полноту Моей радости.
        14 Я Слово Твое передал им,
        и мир их возненавидел,
        потому что они не из этого мира,
        как и Я не из этого мира.
        15 Я не прошу, чтобы Ты забрал их из мира,
        но прошу: защити их от зла.
        16 Они не из этого мира,
        как и Я не из этого мира.
        17 Посвяти их себе силой истины,
        истина – это Слово Твое.
        18 И как Ты послал Меня в мир,
        так и Я их послал в этот мир.
        19 Я себя посвящаю Тебе ради них,
        чтоб и они поистине стали Твоими.
*

 

 

> Недавно газеты освещали суд над матерью, которая оставила двух маленьких детей без присмотра и уехала отдыхать вместе с новым приятелем. Отца этих детей, насколько я понял, вообще нельзя было отыскать. Трудно поверить, чтобы мать была способна поступить так с детьми. Господи, что же она рассчитывала застать по возвращении? И подобные трагедии происходят в наши дни.

> А если бы у этой женщины были хорошие родители, которые с радостью согласились бы посидеть с внуками? Всё обернулось бы иначе. Мать доверила бы своих детей бабушке с дедушкой, зная, что они позаботятся о малышах не хуже, чем она сама. Наверное, мать постаралась бы дать подробные инструкции, объяснить, к чему привык и в чём нуждается каждый из детей, – не потому, что она не доверяет своим родителям, но именно потому, что родители готовы следовать ее указаниям.

> Иисус взывает к Отцу, зная, что для него настала пора уходить. Он вверяет своих учеников Отцу, которого он знал и любил на всём протяжении своей земной жизни, Отцу, который позаботится о них ничуть не хуже, чем сам Иисус. Но Иисус знает, какая опасность грозит его ученикам. Мир возненавидит их, как ненавидит его самого, будет преследовать и мучить их. Они не принадлежат миру, но будут посланы в мир и потому нуждаются в защите. Вот о чём эта молитва.

> Этот раздел начинается описанием «своих» Иисуса: это те, кого Отец дал ему, они уже принадлежат ему, и Иисус возвращает их надежному попечительству Отца. Эти люди отличны от мира – это новый народ, очищенный призванием и учением Иисуса (см. 15:3), а потому они не от мира.

> Эта мысль не так-то проста; попытаемся объяснить ее подробнее. Иисус не утверждает, будто его ученики не имеют земного происхождения, дома, семьи, физического тела, которому предстоит страдать и умереть. Напомним, что в этом Евангелии под словом «мир» не подразумевается лишь физический, материальный мир – это мир, восставший против Бога, мир, который предпочел тьму свету и сплотился против Творца. С точки зрения этого мира, Иисус «не отсюда». И теперь мы к своему изумлению понимаем, что в этом же смысле «не от мира» и ученики. Их подлинная суть и предназначение определяются не миром в этом мрачном смысле, не его параметрами, не его силой.

> Но очень важно удержаться, чтобы испорченный и мятежный «мир» не втянул их вновь. Пока длилось земное служение Иисуса, он наставлял их, учил, руководил ими и присматривал за ними, как пастух за овцами. (Он с горечью говорит о потере даже одной овцы, хотя и признает неизбежность таких потерь. Как мы убедились в стихе 13:18, Писание предусматривает такие потери.) Теперь, уходя к Отцу, Иисус вверяет Отцу своих учеников, чтобы Отец присматривал за ними вместо него.

> <"О святой Мой Отец!"> – взывает Иисус и говорит, что уже «посвятил» или «освятил» себя, чтобы «освятить» и учеников*. Оба эти слова однокоренные, однако в нашем словоупотреблении эпитет «святой» применительно к людям кажется избыточно «религиозным», даже ханжеским, что совершенно чуждо духу Нового Завета. Что означала «святость» во времена Иисуса?

> В иудаизме I века н.э. основная ассоциация для эпитета «святой» – Храм. Храм был святым местом, где обещал всегда пребывать Живой Господь. В Храме находилась Святая Святых, спрятанное в глубине тайное помещение, куда лишь однажды в год дерзал входить первосвященник, чтобы принести жертву искупления за народ. Сначала первосвященник проходил особые обряды, которые «отделяли» и «освящали» его, дабы он мог войти в присутствие святого Бога и молиться за народ. Так Иисус, по его словам, «отделен» и «посвящен» на особое служение Богу. Подобно первосвященнику, он обращается к Отцу с просьбой охранить его народ от зла, от ловушек «мира сего». Он хочет, чтобы его последователи стали святым народом в самом подлинном и правильном смысле слова.

> Иисус сделал для этих людей главное – <...> сохранил их во имя Отца (стих 12) и <передал> им слово (стих 14). И теперь, когда он вручает их Отцу, «перемена власти» не станет для его учеников потрясением, как если бы мать оставила детей с незнакомым человеком, в доме, живущем по совершенно иным правилам. Нет – Иисус уже научил их, так сказать, какие манеры приняты в доме Отца, и теперь в этой молитве он просит лишь, чтобы Отец дал славное завершение тому, что он начал.

> Веками эту молитву повторяли священники, учителя, христианские вожди, молясь за людей, вверенных их попечению. Эту же молитву с небольшими изменениями всякий христианин может повторять от собственного имени и о себе самом. Подставьте имя Иисуса вместо «Я» и «Я», «мы» на место «они» – вот и готова молитва. Но будьте внимательны. Это очень серьезная молитва, едва ли не самые важные слова, когда-либо произнесенные Иисусом. Вот почему она исполнена скрытой радости и надежды. Молитесь с трепетом, молитесь с восторгом.

Н.Т. Райт.
 из кн.
ОАНН. ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий"
Перевод: Л.Сумм 
]

 

 

* Переводчик (или редактор) книги до 11 гл. использует перевод Нового Завета "Слово Жизни", но затем неожиданно начинает пользоваться Синодальным переводом. Мы же здесь даем перевод В.Н. Кузнецовой. 2-я часть ст. 19 в Синод. переводе звучит так: "чтобы и они были освящены истиною", а в "Слове Жизни": "чтобы и они истиной были освящены".

 

 

 

см. также:

 + + + "выражение искренней взаимной воли к примирению"

        (Совместная декларация Римско-католической Церкви

         и Константинопольской Православной Церкви по случаю снятия анафем)

 + + + В.Н. Кузнецова: Первосвященническая молитва Сына

 + + + Комм. из "Толковой Библии" к Ин.17

 + + + А. Лакирев: единственность, единство, святость Церкви

                        www.messia.ru/rasylka/010/2567.htm#0

 + + + Церковь - единая и разделенная

        www.messia.ru/rasylka/008/2216.htm#0 (+ссылки!)

 + + + игумен Вениамин (Новик):

        ответственность христиан за единство христианского мира

               www.messia.ru/rasylka/007/1852.htm#0 (+ссылки!)

 + + + Оливье Клеман, патриарх Афинагор: "Да будут все едино!"

               www.messia.ru/rasylka/006/1516.htm#0 (+ссылки!)

 + + + Яков Кротов: свидетельствовать о единстве Церкви

           www.messia.ru/rasylka/005/1176.htm (+ссылки)

 

+++ из православного богослужения дня

       www.messia.ru/rasylka/009/2421.htm#0

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

Иисус сказал:
'"Мир!" - говорю Я вам на прощанье. / Я даю вам Мой мир,
 но не тот мир, что люди дают, / Я даю вам.
 Прогон`ите тревоги из сердца! / И не страшитесь!
 Вы слышали, Я вам сказал: "Ухожу" / и сказал: "Я вернусь к вам".
 Если б любили Меня, вы были бы рады, / что Я ухожу к Отцу,
  ведь Отец Мой больше Меня.
 Я сказал всё теперь - / до того, как это случится,
 чтобы вы, когда это случится, / поверили Мне!
 Говорить с вами Мне недолго осталось: / уже близко Властитель мира.
  Надо Мной у него власти нет.
 Но мир должен узнать, / что люблю Я Отца.
 Вот почему Я исполню / всё, что Он Мне повелел.
 ...
 Я - истинная виноградная лоза, / а Мой Отец - виноградарь.
 Всякую ветвь на Мне, что не приносит плодов, / Он обрезает,
 а плодоносную ветвь очищает, / чтобы больше был урожай.
 Вы же уже чисты - / через Слово, что вам возвестил Я.
  Будьте во Мне, как Я в вас.
 Как ветвь сама по себе плодоносить не может,
  если не будет частью лозы,
 так и вы тоже не сможете, / если во Мне не останетесь.
  Я - лоза, а вы - ветви.
 Только тот, кто во Мне, / как и Я в нём, / плодоносит обильно -
 потому что вам без Меня / ничего не сделать.
 А кто не во Мне, / тот словно ветвь,
  что выброшена из виноградника и засыхает, -
 а их соберут, бросят в огонь и сожгут.
 Но если во Мне вы останетесь / и слова Мои в вас останутся,
 прос`ите, о чём хотите, - / и вам будет дано!' (Ин.14:27-15:7- чтение понедельника)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2956.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm