=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

* 23 сентября 2013 г. ст.ст.,

  воскресенье 15-ое по Пятидесятнице (еванг. чт-е 18-го).

  литургические чтения: 2Кор.4:6-15; Лк.5:1–11.

  Зачатие Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

  (чтения праздника: Гал.4:22-31; Лк.1:5-25).

 

 

 

** ***** ****** ******* по теме праздника см.: ******* ****** ***** **
•"О доверии Богу" - проп. иером. Григория Лурье
 http://st-elizabet.narod.ru/grr_propovedi/2001_2002/prop02_10_06.htm
•В.Н.Кузнецова: *Типология* (Гал.4:24):
                                  www.messia.ru/rasylka/003/574.htm#0
======================================================================

 

 

=к апост. чтению: =

* Cергей Фудель: чувство "глиняного сосуда" *

* горшки  www.messia.ru/rasylka/008/2304.htm#0 *

* Владимир Зелинский: человеческий ответ тайне
            www.messia.ru/rasylka/006/1626.htm *

 

* * *

 

 

>   5.1-11 ПЕРВЫЕ УЧЕНИКИ

>          (Мф 4.18-22; Мк 1.16-20)

 

>  1   Однажды Иисус стоял у Геннисаретского

>    озера в окружении напиравшей толпы. Она

>    слушала слово, которое возвещал через Него

>  2 Бог. Иисус увидел две лодки, стоявшие

>    у берега. Рыбаки же, выйдя из лодок, мыли сети.

>  3   Войдя в одну из лодок (это была лодка Симона),

>    Иисус попросил его немного отплыть

>    от берега и, сидя, из лодки продолжал учить

>  4 людей. А закончив, сказал Симону:

>      — Отплыви на глубину и забросьте сети

>    для лова.

>  5   — Наставник, – ответил Симон, – мы всю

>    ночь трудились, не покладая рук, и ничего

>    не поймали. Но раз Ты велишь, я заброшу сети.

>  6   Они забросили – и поймали такое количество

>  7 рыбы, что стали рваться сети. Они замахали

>    товарищам с другой лодки, чтобы те плыли

>    на помощь. Те приплыли. Они заполнили обе

>    лодки рыбой, так что лодки стали погружаться

>  8 в воду. Увидев это, Симон Петр упал на колени

>    перед Иисусом и сказал:

>      —  Господин мой, уйди от меня, я человек

>    грешный!

>9-10  Ведь и Симон, и те, кто были с ним – в их

>    числе Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея,

>    товарищи Симона, – перепугались при виде такого

>    улова. Но Иисус сказал Симону:

>      — Не бойся. Отныне ты будешь ловцом людей.

> 11   Вытащив лодку на берег, они всё оставили

>    и пошли за Ним.

 

>    1-3 Мф 13.1-2; Мк 3.9-10; 4.1   4-10 Ин 21.3-11   11 Мф 19.27

 

> Хотя в основе этого текста лежит общая с другими синоптиками традиция, евангелист Лука отредактировал их материал и значительно увеличил его. Если у Марка самым главным для учеников является их абсолютное послушание повелению Иисуса, то здесь рассказывается об обстоятельствах встречи с Ним первых учеников, о том, что они слушали Его проповедь и видели чудо, которое Он совершил. С другой стороны, нельзя не отметить большое сходство рассказа Луки с рассказом из Евангелия от Иоанна, где похожий эпизод помещен в послепасхальную ситуацию (Ин 21.3-11).

> Ст. 1 – Галилейское море – так его называют Матфей и Марк – у Луки правильно названо озером. Геннисарет, или Геннисар – плодородная долина недалеко от Капернаума, кроме того, местные жители так называли само озеро. Иисус часто говорил с людьми на его берегу. Людей собралось так много, что они напирали на Иисуса. Марк объясняет это тем, что люди жаждали прикоснуться к Иисусу, потому что даже прикосновение исцеляло их от болезней (см. Мк 3.9-10). Но Лука подчеркивает готовность людей внимать Вести Иисуса. Слово, которое возвещал через Него Бог (дословно: «слово Бога») – это характерное для Луки словосочетание, он употребляет его в Евангелии четыре раза, а в Деяниях апостолов – четырнадцать раз. Истинный источник Вести коренится в Боге, это Его слово возвещается устами Иисуса.

> Ст. 2-3 – У берега стояли на якоре две рыбацкие лодки, а рыбаки, вернувшись с лова, занимались своим обычным делом: мыли сети. Иисус решил воспользоваться одной из лодок, чтобы учить людей с лодки в море, в то время как они будут стоять на берегу. Это была лодка Симона. Это тот самый Симон, дом которого Иисус посетил после субботнего богослужения в синагоге и тещу которого исцелил от горячки (4.38-39). Сидя – это типичная поза для учителя.

> Ст. 4 – Вероятно, Иисус чудесным образом знал о неудаче, постигшей рыбаков ночью. Он предлагает Симону отплыть на глубину и забросить сети. Забросьте – почему-то Лука не упоминает здесь имени Андрея, брата Симона, но в лодке еще кто-то был, потому что употреблено множественное число.

> Ст. 5 – Наставник – Лука, в отличие от других евангелистов, предпочитает этот титул (русское слово «наставник» – точная калька греческого) вместо слов «учитель» и «рабби». Хотя Симон сомневается в удаче, ведь они <всю> ночь трудились напрасно, он верит в авторитет слова Иисуса и готов подчиниться Ему.

> Ст. 6 – Это не могла быть случайная удача, потому что в сети попало такое количество рыбы, что они стали рваться. То, что произошло, называется природным чудом. Ср. Ин 21.3-8.

> Ст. 7 – Другая лодка стояла не очень далеко, потому что рыбаки, сидевшие в ней, увидели знаки, подаваемые Симоном, и поняли, что они значат. Товарищи – как и некогда в русском языке, в греческом так называются люди, которые вместе занимаются одним и тем же делом, компаньоны, коллеги. Вероятно, это была рыбацкая артель. Но даже обе лодки, перегруженные рыбой, стали погружаться в воду.

> Ст. 8 – Симон Петр – здесь он впервые назван не только по имени и по тому прозванию, которое даст (или уже дал?) ему Иисус. Он упал на колени перед Иисусом – в древности люди опускались на колени только перед Богом и царем. Следовательно, Симон понял, что это Богоявление, и его охватил ужас, который всегда испытывает смертный в присутствии Божественного. Ср. Ис 6.5: «<И я сказал: "Горе мне, я погиб! Ведь я человек с нечистыми устами, живу средь народа, чьи уста нечисты. И я вижу Царя, Господа Воинств!">». Так и Симон говорит о себе как о грешнике и просит Иисуса покинуть его лодку, потому что святость и грех не могут быть вместе (ср. также 8.37). Грех в данном случае – это не какой-то нравственный проступок, а удаленность человека от Бога. Симон сознает свою греховность лишь после встречи с Божественным милосердием, воплощенным в Иисусе. Он называет Иисуса Господином, что может быть не просто вежливым обращением, но и титулом, который некогда принадлежал одному Богу, а затем также Иисусу после Его воскресения – Господь. Недаром многие комментаторы полагают, что рассказы Иоанна (21.3-11) и Луки имеют общий источник, так что наиболее подходящий контекст для них – послепасхальное время. Уйди от меня – вряд ли надо понимать это так, что Симон хочет, чтобы Иисус покинул его лодку прямо в море, на глубине. Кроме того, возможно, беседа продолжается уже на берегу (ср. Ин 21.15).

> Ст. 9-10 – Такой же страх пережили и те, что были с Симоном. Это братья Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея (евр. Завдай). Иаков (евр. Яаков) и Иоанн (евр. Йоханан) тоже станут апостолами и ближайшими друзьями Иисуса. Но Иисус успокаивает Симона: «Не бойся» (ср. 1.13,30; 2.10). Так Бог или Его посланец ангел обращаются к людям, обещая им радостное известие. Так и здесь: Иисус призывает Симона стать ловцом (буквально: «рыбаком») людей. Хотя Иисус обращается только к Симону, Симон в данном случае является представителем своих товарищей, и призыв, несомненно, касается также Иакова и Иоанна.

> В Ветхом Завете тоже есть образ рыбной ловли, но там говорится о том, что Бог пошлет Своих ангелов «выловить» людей для Суда (Иер 16.16; ср. Иез 29.4-5; Ам 4.2). Эта страшная и грозная метафора меняет свой смысл на противоположный – радостный. Апостолы тоже будут ловить людей, но для спасения.

> Ст. 11 – Рыбаки оставили всё, что у них было, а лодка для рыбака – это очень ценная вещь, и пошли за Ним. «Идти за кем-то» значит не только его сопровождать, но и стать его учеником. Так у Иисуса появились первые ученики.

 

В.Н. Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий // М., 2004 ]

 

 

 

 

 

 + + + митр. Антоний (Блум): подлинный и ложный религиозный опыт

 + + + он же: Случается ли это когда-либо с нами?

 + + + он же: мы думаем, что мы там, где нас нет

                 www.messia.ru/rasylka/010/2624.htm#0 (+ссылки)

 + + + он же: мы уже в Царстве Божием? (+ссылки)

            www.messia.ru/rasylka/006/1640.htm#0

 + + + он же: встреча с Богом и благоговение (+ссылки)

                   www.messia.ru/rasylka/004/937.htm#0

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

        *Бог этого века ослепил  разум неверующих, и они  не видят

         света Радостной  Вести о славе Христа, который есть образ

         Бога.  Ведь мы не самих  себя  возвещаем, а Иисуса Христа

         как  Господа, а себя – лишь как  ваших слуг  ради Иисуса.

         Потому что Бог,  сказавший: "Из тьмы да воссияет свет", –

         воссиял в наших сердцах, озаряя их светом познания Божьей

         славы на лице Иисуса Христа.

        Мы же всего лишь глиняные сосуды,  в которых хранится такое

        сокровище. Поэтому очевидно,  что эта безмерная сила исходит

        от  Бога, а не от нас. Нас  теснят    со всех сторон,  но  мы

        не загнаны в угол. Мы в отчаянном положении, но не в отчаянии.

        Нас  преследуют,  но мы   не брошены    на произвол   судьбы.

        Мы сбиты с ног, но не уничтожены.  Мы  всегда носим  в своем

        теле смерть Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашем

        теле.  Нас,  живых,  постоянно предают смерти ради Иисуса,

        чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашей смертной плоти.

        Итак, в нас действует смерть, а в вас – жизнь.

       А так как в нас   тот же    дух веры,   о котором     сказано

       в  Писании: "Я поверил  и поэтому стал говорить",  мы  верим,

       а   потому   и  говорим.  Мы  знаем:  Тот, кто поднял Господа

       Иисуса из мертвых, и нас поднимет вместе с Иисусом и поставит

       перед Собою,   рядом    с вами.  Ведь   всё    это   делается

       ради вас, чтобы Божья доброта, умножаясь,  достигла множества

       сердец и хлынула из них потоком благодарности во славу Бога.

                                                     (2Кор.4:4-15/*/)

             *********************************************

/*/ содержит рядовое апостольское чтение воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/3003.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»