=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

* 30 марта 2014 г. ст.ст., Лазарева суббота, воскрешение Лазаря.

  литургические чтения: Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45.

 

 

 

 

 

1 Заболел один человек, его звали Лазарь. Он был из Вифании, из деревни, где жила Мария со своей сестрой Марфой. (2) Мариам была та самая женщина, которая умастила благовониями ноги Господа и вытерла их своими волосами. Это ее брат Лазарь заболел. (3) Сестры послали известить Иисуса: "Господь, тот, кого Ты любишь, болен". (4) Услышав это, Иисус сказал:

   — Эта болезнь не к смерти, она ради славы Бога и для того, чтобы Сын Бога благодаря ей явил Свою славу.

5 Иисус любил Марфу, ее сестру и Лазаря. (6) И всё же, получив известие о болезни Лазаря, Он еще на два дня задержался в том месте, где был. (7) А потом Он сказал Своим ученикам:

   — Пойдемте назад в Иудею.

8  — Равви, — говорят Ему ученики, — только что иудеяне хотели побить Тебя камнями, а Ты снова туда идешь?

9 Иисус ответил им:

       — В дне двенадцать часов, не так ли?

       кто ходит днем, не спотыкается,

       потому что видит свет этого мира.

    10 Но кто ходит ночью, спотыкается,

       потому что в нём нет света.

11 Сказав так, Иисус прибавил:

   — Друг наш Лазарь уснул. Я иду разбудить его.

12 — Господь, раз он спит, значит выздоровеет, — говорят Ему ученики.

13 Иисус хотел этим сказать, что Лазарь умер, но они подумали, что Он говорит об обычном сне. (14) Тогда Иисус сказал им прямо:

   — Лазарь умер. (15) Но Я рад, из-за вас, что Меня там не было. Так вы поверите. Идемте же к нему!

16 Фома, по прозвищу Близнец, сказал товарищам:

   — Пойдемте и умрем вместе с Иисусом!

17 Придя туда, Иисус узнал, что Лазарь вот уже четыре дня, как в могиле. (18) Вифания была недалеко от Иерусалима, верстах в двух, (19) и много иудеян пришло к Марфе и Мариам погоревать с ними о брате. (20) Марфа, как только услышала, что Иисус идет к ним, тут же пошла Ему навстречу. А Мариам осталась сидеть дома.

21 — Господь, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы! — сказала Марфа Иисусу. — (22) Но и теперь, я знаю, Бог даст Тебе всё, о чём Ты Его ни попросишь.

23 — Твой брат снова воскреснет, — говорит ей Иисус.

24 — Знаю, что воскреснет — во время Воскресения, в последний День, — отвечает Марфа.

25 Иисус сказал:

       — Я — Воскресение и Жизнь.

       Тот, кто верит в Меня,

       даже если умрет, будет жить.

    26 А всякий, кто жив и верит в Меня,

       вовек не умрет.

Веришь ты в это?

27 — Да, Господь, — отвечает она. — Я верю, что Ты — Помазанник, Сын Бога, который должен прийти в мир.

28 Сказав это, Марфа пошла и украдкой позвала свою сестру Мариам:

       — Учитель здесь, Он зовет тебя.

29 Та, услышав, быстро встала и пошла к Нему. (30) (Иисус не вошел в деревню, а остался там, где встретила Его Марфа.) (31) Люди, которые были с ней в доме и утешали ее, увидев, что Мариам быстро встала и вышла, последовали за ней, решив, что она пошла на могилу плакать. (32) Так вот, когда Мариам пришла туда, где был Иисус, и увидела Его, она упала к Его ногам и сказала:

       — Господь, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы!

33 Иисус, увидев, что она плачет и что пришедшие с ней тоже плачут, тяжело вздохнул и, до глубины души взволнованный, (34) сказал:

       — Где вы его похоронили?

       — Пойдем, господин наш, мы покажем, — ответили они.

35 Иисус заплакал.

    36 — Смотрите, как Он его любил! — заговорили они.

    37 — Он слепого сделал зрячим, — говорили некоторые. — Может, Он мог бы сделать так, чтобы и Лазарь не умер?

Перевод В.Н. Кузнецовой

Нестерпим грозный гнев Твой на грешников, Господи, /
и не достойны мы взирать, и просить у Тебя милости: /
дабы не погубил Ты ни яростью Твоей, ни гневом Твоим нас, /
тех, кого от земли рукою Твоею создал./1/

*

Душеполезную завершив Четыредесятницу, /
и святую седмицу страдания Твоего узреть /
просим, Человеколюбец, /
чтобы прославить в дни ее величие Твое, /
и неизреченный Твой замысел о нас, /
единомысленно воспевая: /
"Господи, слава Тебе!"
.....
Представ гробнице Лазаря, Спаситель наш, /
и позвав мертвого, Ты как от сна воскресил его: /
сбросил он с себя тление духом нетления, /
и вышел по Твоему слову, погребальными перевязями связанный. /
Всё Ты можешь, всё Тебе служит, Человеколюбец, /
всё подчинено Тебе. /
Спаситель наш, слава Тебе!/2/

***

Прослезился Ты, Господи, над Лазарем, /
показывая воплощение по промыслу Твоему, /
и, что Ты, Бог по естеству, /
стал по естеству нам подобным Человеком.
.....
Узника Лазаря, удерживаемого адом, / Ты, Владыка, как Бог до срока посетил и разрешил от уз: /
ибо всё происходит, Сильный, /
по Твоему велению.

*
"Увы мне! Воистину погиб я ныне!" – /
взывая так, ад обращался к смерти, говоря: /
"Вот, Назарянин преисподнюю сотряс, /
и рассекши мое чрево, /
бездыханного мертвого позвав, воздвиг!"

*
Воспеваем Твое Господи, могущество, /
воспеваем и страдания Твои, Христе: / ибо первым Ты, как милосердный чудеса творил, /
а вторые по Своему промыслу /
принял, как Человек.

*
Прах сочетав с духом, /
в древности глину Духом жизни одушевив, /
словом Твоим и ныне воскресил Своего друга, /
освободив его от тления и мест подземных.
....
Непостижимый, долготерпеливый, /
всё ради нас совершающий, как Бог, /
и страдающий как Человек! /
Всех нас соделай общниками Царствия Твоего /
по ходатайствам Лазаря.

*
"Вопросил Ты, где я, всё зная; /
прослезился же обо мне, Спаситель, /
как человек по естеству; — /
и воздвиг меня, мертвого, повелением Твоим!"

"Призвал Ты меня, Спаситель, /
из ада глубочайшего", — /
взывает Лазарь к Тебе, разрушителю ада, — /
"и воздвиг меня, мертвого, /
повелением Твоим!"

"Одел Ты меня, Спаситель, /
в бренное тело, /
и вдохнул в меня жизнь, /
и увидел я свет Твой, /
и мертвого Ты воздвиг меня /
повелением Твоим".

"Одушевил Ты, Спаситель, /
бездыханный образ плоти моей, /
скрепил меня костями и жилами, /
и воздвиг меня, мертвого, /
повелением Твоим".

"Расторгнув всепожирающее чрево ада, /
Ты выхватил меня, Спаситель, Твоею властью, /
и воздвиг меня, мертвого, /
повелением Твоим".

<Взял на Себя> Ты, Спаситель, /
состав мой всецело, /
но сохранил чистым непорочое чрево, /
из которого произошел, воплотившись, /
будучи одним из Троицы.

*
Потрясены были врата, сокрушены засовы, /
развязаны узы умершего, /
ад же от могущественного гласа Христа /
с горьким рыданием восстенал и взывал: /
"Увы мне! Что это за глас /
и откуда он, /
оживляющий мертвых?"

Но трудно забыть долгие месяцы сплошных разочарований из-за того, что ничего не происходит. Как будто Господь не слышит наши молитвы, не помогает нам прийти к какому-то решению. Все устали от неопределенности, начали раздражаться, гадать, кто и что сделал не так. Разумеется, мир полон подобных сюжетов даже и без счастливого конца, ситуаций, которые не разрешены до сих пор. В общем-то, таков ход истории: мы молимся о мире и справедливости, о всеобщем процветании и гармонии народов – и ничего этого не видим.

В одном я уверен: Бог не играет с нами, не дразнит нас. Но его пути – не наши пути, его урочные сроки не совпадают с нашими. Вот о чём напоминает нам стих 6 этой главы. Сёстры его друга взывали к Иисусу о помощи, ситуация была отчаянная, мы в таких случаях звоним в «неотложку» – а Иисус задержался еще на два дня. <.....>

***

<...> Вместо того, чтобы всматриваться в горестное прошлое и мечтать о том, что могло бы быть, но чего теперь уже точно не будет, Иисус велит нам обратить взгляд в будущее. И тогда уже, когда Марфа увидела некую надежду в будущем, Иисус просит ее вообразить, что будущее внезапно прорывается в настоящее, здесь и сейчас. Это основная идея раннего христианства, и в этом отрывке мы сталкиваемся с ней столь же отчетливо и ясно, как во всём Новом Завете.

<...>

<.....> Иисус не только сошел с небес на землю, как мы повторяем в церкви, он явился из Божьего будущего в настоящее, в путаницу и смятение известного нам мира. «Я воскресение и жизнь», – утверждает он. «Воскресение» – не просто доктрина, и не только явление будущего. Воскресение – это личность, и эта личность стоит сейчас перед Марфой и предлагает ей совершить «скачок веры» – веры, упования, надежды.

<.....>

<.....> Марфа выбежала навстречу Иисусу и тут же набросилась на него с просьбами и упреками. Большинство из нас поступает точно так же: ждать мы не можем, нам надо поскорее высказать Иисусу всё, что мы думаем о нём и его странных действиях. Если вы поступаете так же, если сейчас ваш разум или сердце полны каким-либо «если б только», вам нетрудно представить себя на месте Марфы. Бегите навстречу Иисусу. Поведайте ему свою проблему. Спросите, почему он не приходил до сих пор, почему допустил, чтобы произошли такие страшные события.

Но будьте готовы к его неожиданным ответам. Никто не может предугадать, каким будет его ответ – он всегда застигает нас врасплох. <...>

Ключ ко всему этому – был и есть – вера. Иисус способствует рождению нового мира Божьего, но рождение нового мира не происходит автоматически и не увлекает за собой всех и каждого, добровольно или против воли. Ключ к новому миру – вера: нужно поверить в Иисуса, принять его как Мессию, приходящего в мир – в наш мир, в нашу боль, скорбь и смерть.

***

Смотрите: сам Иисус в этом эпизоде плачет (стих 35). Это один из наиболее замечательных моментов во всём евангельском повествовании. Нет ни малейших оснований сомневаться в исторической достоверности этой сцены: никто из ранних христиан, превыше всего чтивших победу Иисуса над смертью, не мог бы придумать такое. <...>

<...>

На всём протяжении своего текста Иоанн пытается поведать нам нечто гораздо более поразительное: Иисус всегда, даже в слезах, не просто человек из плоти и крови, но Слово, ставшее плотью (1:1-14). Слово, которым был создан мир, плачет, как дитя, на могиле своего друга. Только остановившись в чтении и поразмыслив над этой сценой, мы ощутим всю полноту тайны, скрытой в Евангелии от Иоанна. Откажемся от упрощенной схемы «Бога» в наших представлениях и заменим ее подлинной картиной – Слово, Господь, плачет вместе с плачущими. Только так мы постигнем истинный смысл слова «Бог».

<.....> хотя Иисус, разумеется, знает, что он собирается делать, знает, что свершит через него Отец, в этой сцене отсутствует дешевое трюкачество, нет ощущения, будто явился волшебник с некоей секретной формулой и сейчас покажет всем свое мастерство. Нет – перед нами муж скорбей, знакомый с нашей болью и горем, разделяющий наши страдания, плачущий вместе с нами.

<...>

<.....> (Другие евангелисты не сообщают историю Лазаря, по одной из версий – чтобы не привлекать к воскрешенному неблагожелательное внимание (ср. Ин 12:9-11). По всей вероятности, к тому времени, когда Иоанн взялся за перо, Лазарь был уже вне опасности.)

***

Наверняка поблизости было захоронено много недавно умерших людей, которых Иисус не пытался воскресить. Каждое чудо Иисуса уникально, в нём сохраняется тайна. Словно сфокусированный луч, любовь и всемогущество Божье направляются в одну точку, потому что только отсюда они могут разойтись во все стороны и наполнить собой мир.

[ Из православного богослужения праздника (6-й час, пятница, вечерня, великое повечерие), перевод на русский иером. Амвросия (Тимрота)

/1/ Тропарь пророчества
/2/ Самогласны
/3/ Из канона (творение преподобного Андрея Критского), из песней 1,3-6,9 
]

[ Н.Т. Райт. Из кн. "ИОАНН. ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий". Перевод: Любовь Сумм ]

 

 

 

К еванг. чтению:

+++ свящ. Яков Кротов: как после этого просить Бога о здоровье?
  & смерть - бесславна & «Пойдём в Иудею» & неумирания Господь не даёт

                       www.messia.ru/rasylka/011/2673.htm#0 (+ссылки!)

+++ С. Безобразов (буд. еп. Кассиан):

     Воскрешение Лазаря и воскресение Христово

          www.messia.ru/rasylka/010/2544.htm#0

 + + + он же: Значение воскрешения Лазаря

        (из кн. "Толкование на Евангелие от Иоанна")

         www.messia.ru/rasylka/007/1809.htm#0 (+ссылки!)

 + + + Романо Гвардини:

        воскрешения, совершённые Иисусом: человеколюбие Божие

               www.messia.ru/rasylka/009/2399.htm#0 (+ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

"... мы, которым дано владеть непоколебимым Царством,

 должны быть благодарны Богу и в благодарности поклоняться Ему

 так, как Ему приятно, с благоговением и страхом.

 Ведь Бог наш - огонь пожирающий. ...

 Иисус Христос - тот же самый вчера, сегодня и вовеки!"

                                       (Евр.12:28-29;13:8/*/)

              *********************************************

/*/ из апост. чтения Лазаревой субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/014/3076.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm