=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

 

 

 

> Христиане верят, что на третий день после казни — то есть в воскресенье, первый день недели, — Иисус из Назарета был воздвигнут из мертвых к телесной жизни, оставив гробницу пустой. И именно это событие в первую очередь стало основой нашей веры в то, что смерть Иисуса была не слепой трагической случайностью, но поразительной победой Бога над силами зла.

> Крайне сложно объяснить исторический феномен возникновения христианства, обойдя стороной вопрос о воскресении. Но прежде чем мы к нему перейдем, нам следует уяснить для себя пару понятий.

> Я подчеркиваю, что мы говорим именно о воскресении, а не о чём–то вроде реанимации. Если мы даже допустим, что римские воины, профессиональные убийцы, по какому–то недосмотру позволили снять с креста полуживого Иисуса и если, после ночи избиений, после бичевания и нескольких часов пребывания на кресте он каким–то образом выжил и выбрался из гробницы, он всё равно не мог бы убедить людей в том, что прошел смерть и вышел с другой стороны. Ему потребовался бы, по меньшей мере, долгий период для восстановления сил. И можно сказать с полной уверенностью: если бы так случилось, никто никогда не сказал бы, что Иисус был Мессией, что Царство Бога наступило и что теперь ученики должны объявить всему миру: Иисус есть истинный Господь.

> Несколько лет назад пользовалась популярностью еще одна альтернативная теория, хотя сегодня она мало кому кажется убедительной. Некоторые социологи предположили, что всё объясняется «когнитивным диссонансом» учеников. При таком состоянии люди с твердыми убеждениями, сталкиваясь с опровергающими их свидетельствами, начинают еще крепче цепляться за свои убеждения. Они не замечают неприятных фактов и всё решительнее отвергают реальность, а для этого начинают всё громче отстаивать свои убеждения, пытаясь распространить их среди других людей.

> Что бы мы ни думали об этом феномене, он не поможет нам объяснить появление и распространение христианства в I веке. В данном случае никто не ожидал такого развития событий, в частности, никто не верил в Мессию, восстающего из мертвых. Распятый Мессия доказал, что он неудачник, а потому и не Мессия. Когда в 135 году н.э. римляне убили Симона Бар–Кохбу, никто из его последователей не продолжал утверждать, что тот действительно был Мессией, как бы ему ни хотелось в это поверить ранее. Божье Царство должно было осуществиться в реальной жизни, а не в мире грез.

> Некоторые авторы любят говорить, что идею «воскресения» мы найдем чуть ли не во всех религиях Ближнего Востока. Это, конечно, умирающие и воскресающие «боги», отвечающие за рост пшеницы, за плодородие, и тому подобные. Если даже мы допустим, что первые последователи Иисуса, выросшие в чисто иудейской среде, были знакомы с такими традициями, всё равно в рамках этих религий никто никогда не предполагал, что подобные вещи случаются с людьми. Так что это объяснение несерьезно. И логичнее объяснить возникновение христианства тем, что Иисус снова явился ученикам, причем не как измученный и окровавленный заключенный, чудом выживший и оказавшийся на свободе, и не как бесплотный призрак (что подчеркивают евангельские повествования), но как живой человек в теле.

> Но это было отчасти иное тело. Евангельские повествования говорят об этом, используя новые выражения, которые мы больше нигде не встретим. По словам одного выдающегося исследователя, евангелисты как бы пытаются объяснить такой феномен, для объяснения которого у них нет слов. Тело воскресшего Иисуса во многом обладает качествами обычного тела (оно говорит, есть и пьет, его можно потрогать), однако у него есть и другие свойства. Оно появляется и исчезает и может пройти через закрытые двери. Ничто в иудейской литературе или традиции не подготовило людей к восприятию подобных вещей. Евангелисты не могут отнести этот феномен к какойто знакомой категории. Если бы они опирались только на традицию, они неизбежно рассказывали бы о том, что воскресший Иисус сиял как звезда. Именно так выглядят воскресшие праведники в Книге Даниила 12:3, а этот отрывок был весьма важен для иудеев I века. Однако Иисус не сияет. Его тело преобразилось, однако для описания этого преображения евангелисты не могли сослаться ни на какой–то прежде бывший случай, ни на пророчества, как будто это событие было уникальным и неповторимым.

> Этот вывод всегда смущает человека, придерживающегося научной точки зрения. В конце концов, наука изучает именно такие феномены, которые можно воспроизвести в условиях лаборатории. Однако с исторической наукой дело обстоит иначе. Историк изучает события, которые случились однажды, и даже если для них можно подобрать какие–то параллели, каждое историческое событие уникально. А исторические аргументы здесь достаточно однозначны. Повторю: самое логичное объяснение возникновения христианства после казни Иисуса — объяснение, с которым даже и рядом невозможно поставить альтернативные гипотезы, — то, что Иисус действительно на третий день вернулся к жизни в преображенном теле.

> Разумеется, этот аргумент (как и любые другие) не может вынудить кого–либо поверить в воскресение Иисуса. Человек всегда может сказать: «Хорошо, у меня действительно нет лучшего объяснения возникновения христианства; но, поскольку я знаю, что мертвые не возвращаются к жизни, должно существовать какое–то иное объяснение». Эта позиция вполне логична. Но проблема здесь заключается в том, что вера в воскресение Иисуса вынуждает нас, по меньшей мере, поставить под сомнение некоторые суждения, которые кажутся нам бесспорными и неизменными. Или, если выразить ту же мысль позитивно, эта вера требует от нас отказаться от такой картины мира, в рамках которой подобные вещи невозможны, в пользу другой, принимающей во внимание Бога Творца, открывшегося Израилю, а затем, полнее, явленного Иисусом, где воскресение имеет великий смысл. Невозможно заставить человека верить, но можно бросить вызов его неверию. Именно это и происходило с самого начала тогда, когда люди свидетельствовали о воскресении Иисуса.

> И отчасти мы можем найти параллели к явлениям подобного рода в самом мире современной науки. Нынешние ученые — скажем, если речь идет о тех, кто занимается астрофизикой или квантовой механикой, — постоянно предлагают нам принять какие–то положения, которые кажутся нам странными или, более того, нелогичными. И даже описывая такое распространенное явление, как свет, они говорят о том, что это одновременно и волны, и частицы, хотя две эти вещи кажутся нам несовместимыми. Так, иногда, чтобы понять смысл явлений, которые мы видим, нам приходится изменить свое мировоззрение, ощущение, что возможно и что нет, и придать ему новую форму. То же самое происходит с нами, когда мы сталкиваемся со свидетельствами о воскресении Иисуса.

> Но в чём заключается смысл воскресения? Отвечая на этот вопрос, прежние поколения западных христиан совершали один ужасающе ложный ход. Сталкиваясь с секулярным миром, в котором люди всё настойчивее отвергали веру в любые формы жизни после смерти, многие христиане начали говорить: воскресение Иисуса свидетельствует о том, что «жизнь после смерти» существует. Но это только усиливает путаницу. Воскреснуть — это вовсе не то же самое, что «отправиться на небо после смерти». Строго говоря, воскресение указывает не на «жизнь после смерти». Но оно прямо и непосредственно указывает на телесную жизнь после какого–то периода телесной смерти. Воскресение — это второй этап жизни после смерти: это жизнь после «жизни после смерти». Если воскресение Иисуса и «доказывает» что–нибудь относительно загробной жизни, оно говорит только о втором этапе. Но, что удивительно, нигде в канонических Евангелиях и Деяниях святых Апостолов авторы, говоря о воскресении, не пытаются утвердить на нём веру в загробную жизнь. Они вместо этого говорят нечто иное: «Если Иисус был воздвигнут из мертвых, значит, новый Божий мир, Царство Бога уже началось, а потому нам предстоит много работы. Мир должен услышать о том, что Бог Израилев, Бог-Творец совершил через своего Мессию».

> Иногда же мы сталкиваемся с более глубоким непониманием вопроса. Некоторые люди пытаются вставить пасхальные события в рамки «второго варианта ответа» на вопрос о Боге и мире, о чём мы говорили выше, — то есть в рамки такой картины, где Бог существует на максимально возможной дистанции от мира. Такой Бог, который обычно отсутствует и находится вне нашего мира, иногда вступает в него и совершает удивительные действия, которые (в рамках данной картины) выглядят как вмешательство или вторжение в обычное положение вещей. Сегодня большинство людей называет подобные действия «чудесами» или «сверхъестественными явлениями». И когда люди понимают воскресение Иисуса в таком ключе как «величайшее чудо», слушатели обычно отвечают: «Хорошо, Иисусу повезло, а как остальные? Если Бог умеет делать такие волшебные фокусы, почему он не сделал ничего подобного в случае холокоста или Хиросимы?»

> На это можно дать такой ответ: воскресение Иисуса, да и всё другое, связанное с ним, просто не вписывается в рамки второго ответа в любых его вариантах. (Стоит добавить, что оно не вписывается и в рамки первого ответа, хотя иногда кто–то предпринимает попытки превратить Иисуса в новое проявление «естественных» процессов.) И если воскресение имеет какой–либо смысл, то только лишь в рамках классического иудейского мировоззрения, которое я назвал третьим ответом: хотя «небо» радикально отличается от «земли», они не полностью отделены друг от друга, но пересекаются и взаимодействуют таинственными и многообразными способами, а потому Бог, создавший и небо, и землю, действует и изнутри нашего мира, и извне, разделяет боль мира и даже взваливает ее на свои плечи. Православные церкви постоянно подчеркивают, что с воскресением Иисуса из гроба вышло новое творение, родился мир, полный новых возможностей. И поскольку к этим возможностям относится и то, что сами люди заново оживут и обновятся, воскресение Иисуса не делает нас пассивными и беспомощными наблюдателями происходящего. Нас приподняли и поставили на ноги, мы начали дышать новым воздухом, и нам поручили идти в мир и нести туда новое творение.

> Именно такое понимание воскресения прямо соответствует тому взгляду на жизнь и миссию Иисуса, который я представил. Если Израиль должен был стать тем народом, с помощью которого Бог избавит свое возлюбленное творение, если Иисус верил в то, что он как Божий Мессия сам должен выполнить предназначение Израиля, и если он действительно пошел на смерть, чтобы принять на себя всю тяжесть мирового зла и истощить его силу, — тогда перед нами действительно стоит великая задача. Иисус написал музыку, которую нам предстоит исполнить. Первые христиане это понимали и старались это воплотить. Когда Иисус вышел из гробницы, вместе с ним восстали справедливость, духовность, взаимоотношения и красота. В Иисусе и через него произошло нечто такое, что сделало этот мир иным местом — таким местом, где небо уже соединилось с землей навеки. Божье будущее вторглось в настоящее. И теперь уже мы слышим не отзвуки, но сам голос. И этот голос говорит нам об избавлении от зла и смерти, а потому — о новом творении.

Том Райт (перевод: М. Завалов).
Из гл. 8 книги "Настоящее христианство" ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Фарисеи говорили друг другу:

 - Видите, мы бессильны что-либо предпринять.

   Весь народ пошел за Ним!

 Среди пришедших на праздник поклониться Богу были и греки.

 Они подошли к Филиппу, который был родом из Вифсаиды, что в Галилее,

 и обратились к нему с просьбой:

 - Господин наш, мы хотим увидеть Иисуса.

   Филипп идет и говорит об этом Андрею,

   а затем они оба, и Андрей, и Филипп, приходят и говорят Иисусу.

 Иисус отвечает:

 - Час настал -

   Сын Человеческий облекается в славу Божью!

   Говорю вам истинную правду:

   ПОКА ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО НЕ УМРЕТ, УПАВ В ЗЕМЛЮ,

   ОНО ТАК И ОСТАНЕТСЯ - ОДИНОКИМ ЗЕРНЫШКОМ,

   А УМРЕТ - ПРИНЕСЕТ БОЛЬШОЙ УРОЖАЙ.

   Тот, кому дорога своя жизнь, ее губит,

   а кому в этом мире жизнь своя ненавистна,

   тот для вечной жизни ее сохранит.

   Тот, кто Мне служит,

   пусть идет за Мной следом!

   И где Я, будет там и слуга Мой.

   И тому, кто Мне служит,

   честь воздаст Мой Отец. ...

Иисус сказал:

 - Совсем недолго свету осталось быть с вами.

   Так ходите, пока светло,

   чтобы тьма не объяла вас.

   Ведь тот, кто ходит во тьме,

   не знает, куда направляется.

   А пока еще светит вам свет,

   верьте в свет -

   и станете сынами света!

   И, сказав это, Иисус ушел и скрылся от них.

Но, несмотря на то, что Он столько знаков явил перед ними,

в Него не верили.

Ибо должны были исполниться слова пророка Исайи, который сказал:

"Господь, кто поверил тому, что услышал от нас?

 Кому открылось могущество Господа?"

И они потому были неспособны поверить, что, как говорит тот же Исайя:

"Бог ослепил их глаза / и отупил их ум,

 так что глазами не видят, / не понимают умом.

 А иначе ко Мне обратились бы - / и Я бы их исцелил".

Исайя сказал так потому, что видел славу Иисуса; он говорил о Нём.

Но даже среди влиятельных людей было немало поверивших в Иисуса,

только они не говорили об этом открыто из-за фарисеев,

чтобы те не отлучили их от синагоги.

Славе от Бога они предпочли славу среди людей.

Иисус громко воскликнул:

 - Тот, кто верит в Меня,

   не в Меня, а в Того, кто послал Меня, верит.

   Тот, кто видит Меня,

   видит Того, кто послал Меня.

   Я - свет,

   и в мир Я пришел,

   чтобы всякий, кто верит в Меня,

   не оставался во тьме.

   А кто слова Мои слушает, но не исполняет,

   не Я тому буду судьей;

   ведь пришел Я не для того, чтобы мир осудить, -

   Я пришел для спасения мира.* (Ин.12:19-26,35-47/*/)

                                * * *

*Павел, представ перед Ареопагом, заговорил:

 "Афиняне, я вижу по всему,

  что вы люди в высшей степени почитающие богов.

  Когда я ходил и осматривал ваши святыни,

  я обнаружил алтарь, на котором написано: "НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ".

  Именно этого Бога, которого вы, не зная, уже почитаете,

  я возвещаю вам.

  Бог, создавший мир и всё, что в мире, Господин неба и земли,

  не живет в храмах, построенных для Него руками людей.

  Он не нуждается ни в чём

  из того, что могли бы предоставить Ему человеческие руки.

  Наоборот, это Он дал всем всё, в том числе жизнь и дыхание.

  От одного-единственного человека Он произвел все народы,

  чтобы они населили всю землю,

  заранее определив для них и точные времена, и границы их обитания.

  Он сделал это, чтобы люди искали Бога,

  чувствуя, что Он совсем недалеко от каждого из нас,

  и могли Его найти.

  "Ведь в Нём мы живем, и движемся, и существуем".

  То же самое сказали и некоторые из ваших поэтов:

  "Ибо мы все Его род".

  И раз мы Божий род, не пристало нам думать,

  что Бог таков, каким Его изображают -

  в золоте, в серебре или в камне -

  человеческое искусство по человеческим представлениям.

  Бог всё это прощал в те времена, когда о Нём не знали.

  Но теперь Он повелевает

  всем людям везде, где бы они ни жили, раскаяться,

  потому что Он уже определил день,

  когда будет судить вселенную праведным судом,

  и уже назначил Человека, который будет судьей.

  Он дал всем людям доказательство этого, воскресив Его из мертвых".*

                                                   (Деян.17:22-31/**/)

              *********************************************

/*/ — из еванг. чтений вторника и среды.

/**/ — частично содержит апост. чтение вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/014/3094.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm