=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

Продолжение серии по Евангелию от Иоанна (предыдущий выпуск серии здесь). Выпуск посвящен стихам 15-27 18-й главы.

 

 

> ИОАНН 18:15–27. Петр отрекается от Иисуса

15 Следом за Иисусом шел Симон Петр и другой ученик. Тот ученик был знаком с первосвященником и поэтому вошел вместе с Иисусом во двор первосвященника, (16) а Петр остался стоять снаружи, у ворот. Потом тот другой ученик, который был знаком с первосвященником, вышел, поговорил с привратницей и ввел Петра внутрь. (17) И тут служанка-привратница говорит Петру:

    – А ты случайно не ученик того человека?

    – Нет, – ответил Петр.

18 Было холодно. Слуги и служанки разожгли жаровню и стали греться. Петр тоже стоял рядом с ними и грелся.

19 Первосвященник допрашивал Иисуса о Его учениках и Его учении.

20 – Я говорил открыто, перед всеми, – ответил Иисус. – Я всегда учил в синагоге и в Храме, куда приходят все люди, и ничему не учил тайно. (21) Так зачем ты Меня спрашиваешь? Спроси слушателей, о чём Я им говорил. Они должны знать, что Я говорил.

22 При этих Его словах один из стоявших рядом стражников ударил Иисуса по лицу и сказал:

    – Как Ты разговариваешь с первосвященником?!

23 – Если Я сказал что-то не так, укажи, в чем Я не прав, – ответил Иисус. – А если говорю правду, почему ты Меня бьешь?

24 Потом Анна отослал Его, всё еще связанного, к первосвященнику Кайафе.

25 А Симон Петр стоял и грелся.

    – Ты, кажется, тоже из Его учеников? – спросили его.

    Но Петр отрицал это.

    – Нет, – ответил он.

26 – А не тебя ли я видел в саду вместе с Ним? – говорит тогда один из слуг первосвященника, родственник тому, которому Петр отсек ухо.

27 Петр снова отрицал это. И тотчас запел петух.

 

> Есть в нашем мозгу участок, по большей части закрытый и не участвующий в процессе наших мыслей, но запах, словно ключ, отпирает хранящиеся в нём воспоминания. Идешь по улице, думая о чём–то совершенно другом, и вдруг завиток дыма над чьей–то трубкой, легчайший аромат из сада, мимо которого ты проходишь, переносит тебя на двадцать лет назад, к тем воспоминаниям, о которых ты даже не подозревал. Живо предстанет и место, и люди, и каждое сказанное слово, а главное – тогдашние впечатления. У многих животных обоняние острее нашего, но наше – я чуть было не сказал, «не жук начихал». В общем, вы меня поняли.

> В этой грустной сцене, когда Петр пытается доказать, будто он не имеет никакого отношения к Иисусу, а его сердце, обливаясь кровью, кричит: «Ты принадлежишь ему!», тоже присутствует запах. Запах горящего дерева и угля – как описать его? Но и вы, и я всегда узнаете этот горький аромат. И когда дым защекочет ноздри, вы непременно вспомните прошлый раз, когда вдыхали этот дым, и что тогда было, что вы делали, о чём говорили. Вскоре костер будет разложен вновь (21:9), и оба они, Петр и Иисус, припомнят ту печальную ночь. Это специально так устроено (что обычно для Евангелия от Иоанна) – память вновь пробуждается, чтобы рана была исцелена. Рана, оставленная отречением в душе Петра – и, смею предположить, также в душе Иисуса.

> Как и у Марка, отречение Петра происходит на фоне допроса у первосвященника. Здесь не вполне ясно, кто ведет допрос: Каиафа, тогдашний первосвященник, или Анна, его тесть. Можно предположить, что из дома Анны Иисус был отправлен к Каиафе (стих 24) для более формального допроса (такой допрос описан в других Евангелиях). В некоторых старинных рукописях Иоанна строки переставлены, чтобы понятнее стали перемещения в ту судьбоносную ночь. Но мне кажется, сбивчивый порядок строк передает всеобщую растерянность: было темно, все были испуганы до смерти, никто не понимал толком, что происходит.

> Но мы видим, как твердо Иисус отвечает первосвященнику – настолько твердо, что это сочли дерзостью и начали его бить. Но всё равно в центре этой сцены – Петр. Иисус говорит первосвященнику истину, а Петр лжет рабам первосвященника, Иисус говорит открыто, Петр таится. Но, по крайней мере, он пришел сюда, в сад первосвященника, а все остальные разбежались, кроме «другого ученика», упомянутого в стихах 15 и 16. Кто он? Что делал в саду? Почему его не спрашивали, не  принадлежит ли он к числу последователей Иисуса? Или он был настолько молод, что никто не интересовался его взглядами? Может быть, это и был <любимый> ученик? Еще одна загадка той темной ночи. Но Петр пришел к дверям первосвященника вслед за Иисусом, и в этом поступке «хорошее» смешалось с «плохим».

> С одной стороны, в этом поступке выражалась его верность Иисусу, но в то же время он понимал Иисуса в лучшем случае наполовину, и как раз это недопонимание и подвело его в данном эпизоде. Петр замерз, устал, решительный поступок в саду отнял у него последние силы. Если стражники уличат его, признают в нём не просто спутника Иисуса, но того самого человека, который искалечил одного из слуг первосвященника, так отважно и глупо выхватив свой меч, Петру, скорее всего, придется разделить судьбу Иисуса. Именно этого старался избежать Иисус, когда в момент ареста просил отпустить остальных. К чему же в итоге сводится состояние Петра в ту ночь? Страх, паника, ложь и отречение.

> Иоанн рассказывает эту историю очень просто, без лишних украшений. В отличие от других евангелистов он не добавляет, что Петр ушел из сада в слезах. Но к тому времени, как мы прочтем стих 27, мы настолько вживемся в чувства Петра, что едва ли не заплачем сами. Исцелить эту рану сможет лишь рука пастыря – ласковая, но твердая.

> А тем временем от Иисуса требуют ответа о его учении и его учениках. Обычный допрос. Если сегодня схватят вождя террористов, его тоже будут спрашивать о его словах и учении и о его ближайших сподвижниках. Иисус ни словом не выдает своих учеников и, похоже, не намерен предлагать властям краткое изложение всего того, что он говорил за последние два или три года. В этом ночном, поспешно созванном собрании кто станет слушать притчи, а ведь большая часть его учения только в форме притч и может быть изложена. Кто здесь будет ломать себе голову над загадкой Царства Божьего, уже наступившего и еще не наступившего, о тонких различиях между привычными вооруженными и насильственными революциями и той революцией, которую возглавил он сам? Идите, говорит он допрашивающим, расспросите тех, кто слушал меня, пусть они вам скажут.

> Удар по лицу – так, взмахнув рукой, Петр отсек ухо рабу. Насилие уже началось и будет только нарастать. Иисус принимает на себя то наказание, которое заслужил его ученик. Петух прокричал и напомнил Петру о его же нарушенном обещании и пророчестве Иисуса. Поутру начнут осуществляться и другие предсказания: Сын Человеческий предстанет перед князем мира сего или, по крайней мере, перед его официальным представителем. И вновь свет воссияет во тьме.

Н.Т. Райт. (Перевод: Л. Сумм).
из кн. "Иоанн. Евангелие. Популярный комментарий". 
(Текст Евангелия в рассылке дан в переводе В.Н. Кузнецовой)   ]

 

 

 

 

 

ссылки по теме:

 + + + Патриарх Варфоломей: Крестный путь
 + + + Дороти Ли Сэйерс: Царь Израиля и правители века сего

                       www.messia.ru/rasylka/010/2548.htm#0

 + + + митрополит Антоний:

        "Вспомните, что произошло в ту ночь, когда предали Христа..."

                                   www.mitras.ru/lubov/lub_vse_69.htm

 + + + cвящ. Александр Мень:

        Можно без конца перечитывать повествование о Страстях...

                            www.messia.ru/rasylka/005/1084.htm#0

 + + + глава из его кн. "Сын Человеческий" САДДУКЕЙСКИЙ ТРИБУНАЛ

                   www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_17.htm#0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Разве вам неизвестно, что ваше тело – храм, в котором живет Святой Дух,

 полученный вами от Бога, и вы не принадлежите себе?

 Вас купили за большую цену. Так славьте Бога своими телами!

*Относительно того, что вы писали мне в письме:

 "Лучше мужчине не прикасаться к женщине".

 Но раз так много разврата,

 то пусть у каждого мужчины будет своя жена

 и у каждой женщины свой муж.

 И пусть муж исполняет супружеский долг по отношению к жене,

 а жена по отношению к мужу.

 Не жена хозяйка своему телу, а муж,

 равно как и муж не хозяин своему телу, а жена.

 Не избегайте друг друга, разве только на время,

 по обоюдному согласию, чтобы провести время в молитве,

 а затем снова сойтись,

 иначе Сатана, нащупав слабое место, может искусить вас.

 Впрочем, тут я не приказываю, а только уступаю.

 Конечно, я желал бы, чтобы все люди были, как я,

 но у каждого свой дар от Бога: у одного один, у другого другой.

*А вдовцам и вдовам я говорю: лучше бы им жить одинокими, как я.

 А не могут воздерживаться, пусть женятся.

 Лучше вступить в брак, чем гореть в огне.

*А тем, кто в браке, я приказываю - впрочем, не я, а Господь.

 Жена не должна покидать мужа,

 а если покинет, пусть живет одна или же мирится с мужем.

 И муж пусть не разводится с женой.

... каждый из вас пусть и дальше живет так, как определил ему Господь,

 пусть остается таким, каким его призвал Бог.

 Я даю те же указания всем церквам.

 Был призван обрезанным - пусть не удаляет обрезание;

 призван необрезанным - пусть не обрезается.

 Обрезание - ничто и необрезание - ничто,

 важно лишь соблюдение Божьих заповедей.

 Кто каким призван, пусть таким и остается.

 Если ты был рабом, когда был призван, пусть тебя это не волнует.

 Но если можешь стать свободным, используй эту возможность.

 Ведь раб, которого призвал Господь, для Господа свободен,

 равно как и призванный свободным - раб Христа.

 Вас купили за большую цену, так не становитесь рабами людей!

 Братья, кто каким призван, пусть таким и остается у Бога!

... времени остается в обрез,
 и надо, чтобы те, у кого есть жёны, жили так, словно неженаты;
 те, которые плачут, словно не плачут;
 те, которые счастливы, словно несчастны;
 кто что-то приобретает, словно ничем не владеет;
 и тому, кто занят земными делами, не надо в них целиком погружаться.
 Потому что мир в его нынешнем облике уходит безвозвратно.
 И мне хочется, чтобы вы ничем не были озабочены.*

                                        (1Кор.6:19-7:11,17-24,29-32/**/)

                                * * *

*В то время приходят к Иисусу из Иерусалима фарисеи и учителя Закона.

 Они спрашивают:

 "Почему Твои ученики нарушают предания отцов?

  Не омывают рук перед едой..."

 Он возразил:

 "А вы почему нарушаете заповедь Бога ради своего предания?

  Бог сказал: "Почитай отца и мать"

  и "Оскорбивший отца или мать карается смертью".

  А вы говорите:

  "Если кто скажет отцу или матери:

   "Что ты мог бы иметь от меня  -  то мой дар Богу",

   ему уже не нужно почитать отца".

  Этим вы отменяете слово Бога ради вашего предания.

  Лицемеры! Хорошо сказал о вас пророк Исайя:

  "Этот народ чтит Меня устами,

   но сердце его далеко от Меня.

   Тщетно их поклонение:

   они учат человеческим заповедям, как Моим".

  Подозвав к себе народ, Иисус сказал:

  "Послушайте и постарайтесь понять.

   Человека делает нечистым не то, что входит в уста,

   а то, что исходит из уст". /.../

"Объясни нам эту притчу",  – обратился к Нему Петр

"Как, и вы такие же бестолковые?

 Не понятно вам, что то, что входит в уста,

 идет в желудок, а оттуда выбрасывается в отхожее место?

 А нечистым делает человека то, что исходит из уст.

 Ведь из сердца человеческого исходят злые помыслы,

 ведущие к убийствам, супружеским изменам, разврату, воровству,

 лжесвидетельствам, сквернословию.

 Вот что делает человека нечистым.

 А есть неомытыми руками   – это не делает человека нечистым".*

                                               (Мф.15:1-11,15-20/***/)

             *********************************************

/**/ содержит фрагменты апостольского чтения вторника, среды и четверга.

/***/ из евангельского чтения среды и четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве –> www.messia.ru/rasylka/014/3121.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»