=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

* 28 марта 2015 г. ст.ст., Страстная (Великая) Пятница.

  Воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

 

  Евангельские фрагменты о страданиях Иисуса Христа

 ("12 Евангелий святых страстей Иисуса Христа"):

        1.  Ин.13,31 - 18,1

        2.  Ин.18,1-28

        3.  Мф.26,57-75

        4.  Ин.18,28 - 19,16

        5.  Мф.27,3-32

        6.  Мк.15,16-32

        7.  Мф.27,33-54

        8.  Лк.23,32-49

        9.  Ин.19,25-37

        10. Мк.15,43-47

        11. Ин.19,38-42

        12. Мф.27,62-66.

                        (читаются на утрене)

 

 * "12 евангелий" в современном переводе

        messia.ru/rasylka/004/759a.htm#0

 

 

 

 

 

> Мы предстоим перед гробом. В нём положено истерзанное, израненное Тело, снятое с Креста. Перед нашей совестью встаёт вопрос: почему так состоялась в нашем мире судьба Проповедника любви и прощения, сочувствия и милости, пришедшего примирить нас с Богом? И второй вопрос: легла на нас ответственность за Его страдания и смерть?

> Христос учил о сострадании и самоотречении и Сам исполнил это учение, принося Себя в жертву любви.

> Чем вызваны смертельная ненависть и зависть приведшие Его к смерти?

> Как могут любовь и забота вызывать ненависть вместо благодарности?

> Христос спросил архиереев и фарисеев: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин.8,49).

> Разбойник на кресте свидетельствовал о Нём: «Сей ни единого зла не сотворил» (Ин.23,41).

> Жена послала сказать Пилату: «Не делай ничего Праведнику тому» (Мф.27,19).

> Пилат сказал о Нём: «невиновен я в крови Праведника сего» (Мф.27,24).

> Иуда сказал: «согрешил я, предав кровь неповинную» (Мф.27,4).

> Кто же виноват в Его смерти? Почему Его распяли?

> 1. Очевиден конфликт Христа с архиереями, фарисеями, книжниками. Евангелист говорит: «предали Его из зависти» (Мф.27,18). Но архиереи объясняют свой поступок необходимостью и заботой о народе. Когда Христос воскресил из мёртвых Лазаря, «архиереи и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него; и придут римляне и овладеют местом нашим и народом. Один из них, некто Каиафа, будучи на тот год архиереем, сказал: лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб. С этого дня положили убить Его» (Ин.11,47-53). Итак, Каиафа предложил распять Христа не за вину, а из целесообразности, из политической предусмотрительности, заботы о еврейском народе. Сквозь высказанный повод просматривается зависть. Христос назвал вождей народа лицемерами. Апостол пишет: «они сохранили образ благочестия и отверглись его силы» (2Тим.3,5).

> 2. Иуда предал Христа, но не желал Его смерти: «увидев, что Христос осуждён, Иуда раскаялся и возвратил тридцать сребренников архиереям и старейшинам, и удавился» (Мф.27,3). Сребролюбие привело к предательству. Церковная песнь называет этот грех «окаянством иудиным».

> 3. Пилат «знал, что предали Его из зависти и хотел отпустить» (Ин.19,12). Он «вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нём». Пилат предложил отпустить Его ради праздника Пасхи (Ин.18,38-39). Иудеи же кричали: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противится кесарю» (Ин.19,12). Высокопоставленный чиновник испугался политического обвинения. Он не хотел жертвовать своей карьерой и благополучием, а может и головой: «видя, что смятение увеличивается, Пилат взял воду, умыл руки перед народом и сказал: невиновен я в крови Праведника сего». Церковная песнь говорит: «Пилат руки свои умыл, сердце же осквернил».

> 4. Народ требовал: «да будет распят!» Правитель спросил: «какое зло Он сделал?» Но они ещё сильнее кричали: «да будет распят!» Три дня назад они кричали: «Осанна Сыну Давидову!» Теперь требуют Его смерти. Когда Христос умер и поколебалась земля, наступила тьма, завеса церковная разодралась надвое, «весь народ, сошедшийся на позор* сей, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк.23,48). Народ повёл себя легкомысленно и безответственно.

> 5. Воины бичевали Христа и распяли, выполняя приказ. При этом они развлекались, глумясь над Ним: надели терновый венец, багряницу, трость вместо царского скипетра, кланялись и били Его. Они выполнили приказ.

> Всех участников трагедии можно понять. Типичная история повторяется от Адама до наших дней. Никто не хочет взять на себя ответственность за поступок, каждый винит другого.

> Наступило время вынести приговор, и Пилат «умывает руки».

> Воины выполнили приказ, обезвредили бродягу, производившего беспорядки.

> Толпа кричит: "распни Его" по послушанию архиереям. Разве можно не послушаться авторитетных вождей, поставленных Богом? Сами вожди убедили друг друга, что казнят опасного злодея: «Он – злодей, развращает народ, богохульствует, называя Себя Сыном Божиим».

> Каждый имел оправдание, а все вместе распяли Христа, Который «ни единого зла не сотворил». Всех участников распятия объединяет грех. Это не общественный грех. Грех всегда бывает личным. Вина всегда личная и ответственность за неё тоже личная. Мы, отдалённые потомки, осознаём себя соучастниками злодейства не потому, что были там, а потому, что мы грешники.

> В этом первый смысл Креста: суд над миром, который «весь во зле лежит» (1Ин.5,19). Но виноват каждый в своём личном грехе.

> Второй смысл: Крест – это мой выбор! Все стояли в ту ночь перед выбором: Пилат, воины, архиереи и каждый человек в толпе. Каждый выбирает сам. Каждый свободен и может поступить не как все.

> «Кто хочет по Мне идти, пусть возьмёт крест свой». Взять крест означает не только терпеть тяготы жизни. Прежде всего, это означает принять ответственность. Сегодня невиновный человек тоже подвергается преследованиям.

> Чиновники поступают «по закону», «маленькие люди» поступают «по послушанию», воины соблюдают дисциплину, выполняя приказ во имя порядка на благо всех. По-прежнему, пилаты умывают руки, воины исполняют долг, вожди спасают народ, а множество людей подобострастно улюлюкают или молча смотрят на торжество зла.

> Евангелие призывает вспомнить перед этим гробом: у каждого есть выбор. «На суд пришёл Я в мир сей» – говорит Христос. Каждый из нас стоит перед этим гробом, как перед судом своей совести.

————————————
> * Позор (слав.) – зрелище.

священник Павел Адельгейм. Из ЖЖ, "Вынос плащаницы", 12.IV.12 ]

 

 

 

 

 

 

 + + + Н.Т.Райт: В одиночестве стоял Он перед «Испытанием»...

 + + + протопр. Александр Шмеман: О смерти Христа

 + + + Патриарх Варфоломей: Крестный путь

 + + + А. Макаревич: взят; к злодеям причтен; распят

        www.messia.ru/rasylka/011/2677.htm#0 (+ссылки)

 + + + "Ученикам подает Владыка пример смирения" (из богослужения) &

         свящ. Александр Шмеман:

          Крест, как тайна греха и тайна победы над ним

           www.messia.ru/rasylka/009/2403.htm#0 (+ссылки)

 + + + митрополит Сурожский Антоний:

        "О Жизнь вечная, како умираеши?"

          www.messia.ru/rasylka/008/2175.htm#0 (+ссылки)

 + + + свящ. Александр Мень:
        Великий четверг и Великая пятница в кн. о богослужении

 + + + он же:

        Он принял поругание, неблагодарность, бичевание и смерть &

         Б.Пастернак - ГЕФСИМАНСКИЙ САД

          www.messia.ru/rasylka/007/1813.htm#0 (+ссылки)

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*В сей день ко Кресту пригвоздили иудеи Господа,

 рассекшего море жезлом / и проведшего их в пустыне.

 В сей день копьем пронзили ребра Его,

 казнями поразившего за них Египет,

 и желчью напоили / манну в пищу дождем им пролившего.*

*К схватившим Тебя преступникам / Ты, всё терпя, так взывал Господи:

 "Хотя вы и поразили Пастыря

  и рассеяли двенадцать овец, учеников Моих,

  Я мог бы выставить более двенадцати легионов Ангелов.

  Однако Я являю долготерпение,

  чтобы исполнилось то, что открыл Я вам через пророков Моих,

  сокрытое и тайное".

 Господи, слава Тебе!*

*Одевающийся светом, как одеждою,

 предстоял на суде обнаженным

 и принял удар по щеке / от рук, которые создал,

 а беззаконный народ / пригвоздил ко Кресту Господа славы.

 Тогда завеса храма разорвалась;

 солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемым Бога,

 пред Которым трепещет весь мiр.

 Ему поклонимся!*

*Когда предстал Ты, Боже, пред Каиафой, / и был предан Пилату, Судия,

 силы небесные от страха поколебались;

 тогда же Ты и возвышен был на Древе / между двух разбойников

 и причислен к беззаконным, Безгрешный, / чтобы спасти человека.

 Беззлобный Господи, слава Тебе!*

*Того, пред Кем всё содрогается и трепещет,

 и Кого воспевает всякий язык,

 Христа, Божию Силу и Божию Премудрость,

 священники били по лицу и желчи Ему дали;

 и всё претерпеть Он благоволил,

 желая нас спасти от беззаконий наших Своею кровию,

 как Человеколюбец.*

*В сей день повешен на Древе / на водах землю повесивший;

 венцом из терний венчается / Ангелов Царь;

 в ложную багряницу облекается / Покрывающий небо облаками;

 принял по лицу удар / в Иордане освободивший Адама;

 гвоздями был пригвожден Жених Церкви;

 копьем был пронзен Сын Девы.

 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.

 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.

 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.

 Покажи нам и славное Твое воскресение!*

*Крест Твой, Господи - / жизнь и воскресение для народа Твоего;

 и на него надеясь, / Тебя, распятого Бога нашего мы воспеваем:

 "Помилуй нас!"*

*Искупил Ты нас от проклятия закона / драгоценною Своею Кровию:

 ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный,

 Ты людям источил бессмертие.

 Спаситель наш, слава Тебе!*

*Ты был распят за меня, / чтобы мне источить прощение;

 был пронзен в ребра, / чтобы струи жизни мне извести;

 был гвоздями пригвожден,

 чтобы я, глубиною Твоих страданий

 в высоте могущества Твоего удостоверяемый,

 восклицал Тебе, Податель жизни Христе:

 "Слава и Кресту, Спаситель, / и страданию Твоему!"*

*Вознесенный на Кресте, / и уничтоживший силу смерти, Господи,

 и изгладивший как Бог рукописание против нас!

 Покаяние разбойника и нам даруй, единый Человеколюбец,

 с верою служащим Тебе, Христе Боже наш, и взывающим:

 "Помяни и нас во Царствии Твоём!"*

*Господи, когда Ты восходил на Крест

 страх и трепет напал на всё творение.

 И земле Ты запрещаешь поглотить распинавших Тебя,

 но аду повелеваешь узников отпустить, / для возрождения смертных.

 Ты, Судия живых и мертвых, / пришел даровать жизнь, а не смерть.

 Человеколюбец, слава Тебе!* (Из богослужения Великой Пятницы,

                              перевод: иером. Амвросий (Тимрот))

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3253.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»