=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 21 июня 2015 г. ст.ст., суббота 5-й седмицы по Пятидесятнице;
 литургические чтения: Рим.8:14-21; Мф.9:9-13.
 Память память свт. Иоанна (Максимовича),
 Шанхайского и Сан-Францисского, Чудотворца
 (†1966; переходящее празднование в ближайшую субботу к 19 июня ст.ст.)

 

* 22 июня 2015 г. ст.ст., воскресенье  5-е по Пятидесятнице;
 литургические чтения: Рим.10:1-10; Мф.8:28-9:1 (рядовые).

 

 

Первая часть этого выпуска рассылки посвящена свт. Иоанну, 2-я – воскресному апостольскому чтению.

 

 

к еванг. чтению субботы:
 + + + Яков Кротов: врач нужен больным - банальность...
        messia.ru/rasylka/005/1212.htm#0
        здесь же - ссылки на др. материалы
        (В.Н.Кузнецова, митр. Антоний, свящ. Александр Мень,
         Мартин Лютер, Н.Бердяев, Р.Гвардини, Н.Успенский,
         св. Мария (Скобцова))  

 

A.

> Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (1896, Харьковская губ. — 19.6/2.7.1966, Сиэттл). Михаил Борисович Максимович, сын харьковского дворянина из семьи, бывшей в родстве с тобольским митрополитом св. Иоанном (Максимовичем). Отец Михаила был предводителем дворянства, дядя — ректором Киевского университета, он сам в 1914 г. окончил Полтавский Кадетский корпус, а в 1918 г. — Харьковский императорский университет. Однако уже во время учебы Максимович больше молился, чем зубрил. Он познакомился с местным архиереем, знаменитым митрополитом Антонием (Храповицким) и стал его духовным сыном. Революция, ставшая для многих крушением всех надежд, не стала катастрофой для глубоко верующего юноши. Он вместе с родителями попал в Белград, учился здесь на богословском факультете, зарабатывая на жизнь продажей газет, в 1926 г. митр. Антоний постриг его в монашество с именем Иоанна в честь св. Иоанна Тобольского, и в том же году был рукоположен во священника. С 1929 года он стал преподавателем в сербской семинарии в городе Битоль. Епископ Охридский Николай называл Иоанна “живым святым”: молодой иеромонах ежедневно служил литургию, ел только один раз в день поздно вечером, никогда не гневался. Студенты, жившие в общежитии, быстро заметили, что маленький, тщедушный Максимович не спит на кровати, только засыпает на коленях во время молитвы; они даже подкладывали ему кнопки в постель, чтобы в этом убедиться. Правда, он не отличался красноречием, что было крупным недостатком для преподавателя. Тем не менее, в 1934 году его было решено рукоположить во епископа. Он поехал в Белград; в трамвае его встретила знакомая русская эмигранта и спросила, зачем он в городе. Максимович ей сказал, что по ошибке его вызвали в город вместо какого-то другого иеромонаха, избранного для посвящения в епископы. На следующий день он ей сообщил, что ошибка вышла еще хуже: именно его и рукоположили.

/Дальше/

> Послали еп. Иоанна в Шанхай, где в те годы была огромная колония русских эмигрантов. И здесь он ежедневно служил литургию, продлолжал бороться с ночным сном, обливал себя холодной водой (но никогда не мылся). Максимович организовал в городе приют для сирот, через который прошло почти четыре тысячи детей. Когда после Второй мировой войны в Шанхай пришли коммунисты, Максимович эвакуировал весь приют сначала на Филиппины, а затем в США. Более того, он хлопотал перед американскими правительственными чиновниками о разрешении пяти тысячам русских из Шанхая въехать в США. Такая массовая выдача эмиграционных виз противоречила всем правилам, но именно Максимович всё-таки добился своего, и все воспринимали это как чудо большее, чем многочисленные исцеления, совершавшиеся им.

> После завоевания Шанхая коммунистами, все местные епископы признали власть Патриарха Алексия, отреклись от подчинения лидерам “эмигрантской” Церкви, с которыми были многие годы. Только еп. Иоанн продолжал поминать главу Зарубежного Синода митрополита Анастасия и жестко объяснял, что при поставлении в епископа присягал Зарубежному Синоду, и изменит ему только, “когда мне докажут Священным Писанием и законами любой страны, что клятвопреступление есть добродетель, а верность клятве есть тяжкий грех”. Власти закрыли собор, в котором он служил, и в 1949 г. вместе со своей паствой Максимович покинул город. Остались те, кто поверил обещаниям коммунистов, — все они погибли в концлагерях.

> В 1951 г. еп. Иоанн был назначен главой приходов в Западной Европе. Еще в Сербии он служил литургию не только на церковнославянском, но и на греческом — для живших там греков; в Шанхае он часто служил на китайском. Теперь он, постоянно разъезжая по континенту, служил на французском и голландском, на английском, — в то время, как большинство его единоверцев сохраняли психологию замкнутых в себе, отгородившихся от окружающего мира людей. Настоятель одной из парижских католических церквей, как некогда еп. Антоний, назвал Максимовича “живым святым” — святым Жаном Ню Пье (Босоногим Жаном — владыка ходил босиком, возможно, со времен жизни в Китае, где быть бедным означало быть босоногим). Когда однажды его церковное начальство прислало категорическое требование носить ботинки, Максимович, связав пару шнурками, стал носить их как вериги — на шее. Благодаря его проповеди появились даже православные общины в Голландии, в основном именно из голландцев, не русских.

> Осенью 1962 г. еп. Иоанна, к тому времени одного из старейших епископов эмигрантской Церкви перевели в Сан-Франциско. Тамошняя община раздиралась склоками; замкнутые в своем мирке эмигранты постоянно воевали между собой, выплескивая ненависть и в церковных делах. Многие члены общины ранее жили в Шанхае и помнили Максимовича, надеялись на то, что он сможет умирить страсти. Действительно, четыре месяца всё шло к примирению партий, но вдруг немногие скандалисты из Сан-Франциско нашли себе мощную поддержку на другом конце Соединенных Штатов — в Нью-Йорке, у членов Синода Зарубежной Церкви. Возглавлял синод митр. Анастасий, глубокий старик, и шла борьба между возможными его преемниками. Всех их объединял страх перед тем, что Максимович, возможно, оттеснит их.

> Весной 1963 года на епископа Иоанна подали в суд те члены церковной общины, которые оказались не у дел после его приезда в город. Обвиняли епископа в растрате денег, в подтасовке выборов епархиального совета, — жалкие, ничтожные дрязги, которые вообще стыдно было нести в светский суд. Сила обвинителей была в том, что их вдохновляло высокое церковное начальство из Нью-Йорка; доходило до того, что секретарь Синода священник Георгий Граббе давал подложные телеграммы от имени Синода, приехал и давал показания против Максимовича. Если коммунисты были недовольны тем, что еп. Иоанн не отказывался от верности Зарубежной Церкви, то лидеры Зарубежной Церкви были недовольны тем, что Максимович поминал и патриарха Алексия (Симанского), не считал иерархов Церкви в самой России “еретиками”, “продавшимися большевикам”, даже сослужил вместе со священниками Московской Патриархии, которых большинство “церковных деятелей” Зарубежной Церкви считали отпадшими от веры уже по тому, что они справляли Рождество не 25 декабря, а 7 января. Одним было мало того, что еп. Иоанн считал католиков “отпадшими” от Церкви; такие идеи были у всех людей его круга и времени, но почитали святым при жизни и после смерти только его. Паства Максимовича любила его не за отвержение католиков или нового стиля, а за то, что он и настоящий подвижник (за это многие в Америке как раз его презирали, называя его аскезу и юродство — паранойей), вечный помощник эмигрантам в их бесчисленных скорбях и проблемах, являющий веру в непрестанной молитве и радости о Боге. Маленький сгорбленный старичок со свернутой на правое плечо головой освещал жизнь тысяч людей любовью и лаской.

> На приходских собраниях православных Сан-Франциско доходило до прямых оскорблений в адрес Максимовича. В город приезжали епископы, чтобы выступать в суде против него. Процесс вел судья Эдвард О’Дэй, сам католик, который (беспрецедентный случай в истории города) разрешил еп. Иоанну перед началом каждого заседания произносить торжественно молитву. А показаний Максимович не давал, считая себя прежде всего монахом, который не имеет права оправдываться. Однако, его окружали и друзья, и в конечном счете судья целиком оправдал епископа от нападок единоверцев. В сущности, столкнулись два православия: “гладенькое”, торжествующее, угрюмо замкнутое в самоупоении и Православие сияющее, ликующее и страдающее, страданием и светом поднятое выше всех раздоров. Архиепископ Иоанн страдал, он прямо говорил, что причина раздора — дьявол, но осуществляли-то раздор его же собратья-епископы. “Я одинок во всём, — сказал он незадолго до смерти одному из близких прихожан. — Если услышишь, что я умер, знай, они убили меня”. Он умер через два года после процесса, а еще через тридцать лет почитание его достигло такой мощи, что те же самые (в основном) люди, которые его затравили, провозгласили его святым, уступая народу и Духу Божию. А ещё чуть позже, когда "карловчане" согласились примириться с Московской Патриархией, они указывали на Максимовича как сторонника компромисса — тоже напрасно. Со священниками Патриархии Максимович дружил, но от подчинения Патриархии убегал. Он умер различать "каноническое", "идейное" и "личное", а фанатики и карьеристы именно этого и не умеют. Канон<изирован> 30.6.1994 РПЦЗ, память ввиду совпадения кончины с памятью ап. Иуды положена в субботу, ближайшую к 19 июня / 2 июля.

свящ. Яков Кротов. Из "Словаря святых" ]

 

 

 

B.

> 9.30-10.4 МОЛИТВА ЗА ИЗРАИЛЬ

>

30

31
32

33

Итак, что из этого следует? Что язычники, не добивавшиеся  оправдания, получили оправдание, оправдание за веру, в то время как Израиль, добивавшийся оправдания через Закон, этого не достиг. • Почему? Потому что он полагался не на веру, а на дела. Он споткнулся о «камень преткновения», • как написано:





> 

«Вот Я кладу на Сионе камень
и о него споткнутся,
скалу из-за нее упадут.
Но тот, кто верит в Него,
не будет посрамлен».

> 1
2
3


4

Братья, мое самое горячее желание — чтобы они были спасены. И об этом я прошу Бога. Я свидетельствую, что они жаждут исполнить волю Бога, но у них нет истинного знания. Поэтому они, не зная, какой путь избрал Бог для оправдания людей, и стремясь утвердить свой собственный, не подчинились праведной воле Божьей. • Потому что Христос — конец Закона: теперь каждый, кто верит, оправдан Богом.

> 9.32 дела — в некоторых рукописях: «дела Закона». 9.33 Но тот — в ряде рукописей: «Но всякий».
> 10.1 чтобы они были спасены — разночтение: «чтобы Израиль был спасен».
> 10.3 для оправдания людей — в ряде рукописей: «для людей».

> 9.30 Рим 10.20 9.31 Прем 2.11; Рим 10.2-3 9.32 Ис 8.14 9.33 Ис 28.16; Рим 10.11; 1Петр 2.6,8
> 10.2 Деян 22.3 10.3 Рим 9.31-32 10.4 Мф 5.17; Ин 3.18; Евр 8.13

<.....>

> Ст. 3 Поэтому они, не зная, какой путь избрал Бог для оправдания людей, и стремясь утвердить свой собственный, не подчинились праведной воле Божьей — В этом и заключается ложное знание евреев. Люди приняли свой собственный путь за Божий. По их мнению, это всегда путь исполнения всех заповедей Закона, что приводит к убеждению, что человек может добиться спасения собственной праведностью. Не подчинились — Кроме того, надо помнить, что Закон давал Израилю чувство исключительности, обязательно приводившей к хвастовству, к презрению к беззаконным, которые будут уничтожены (см. 2.17,23; 4.2; ср. Флп 3.3-6), в то время как Павел постоянно подчеркивал необходимость послушания. Иначе вера превращается из веры в Бога в веру в свое национальное и религиозное величие.

> Ст. 4 Потому что Христос — конец Закона — Греческое слово «телос» имеет два значения: «конец» и «цель». Многие толкователи считают, что апостол Павел имел в виду, что Христос являлся целью Закона (Иоанн Златоуст, Феодорит, Фео-филакт). Закон не вечен, хотя в этом было уверено большинство еврейских богословов того времени. По мнению Павла, его важнейшая цель — привести людей к Христу. В контексте этого отрывка такое толкование очень вероятно: язычники, стремясь к оправданию, правильно поняли Бога и достигли верной цели — Христа (ср. 3.31). Другие же убеждены, что это конец Закона (например, Августин). Ведь с явлением Христа Закон, который был дан Богом и был необходим людям, не достигшим духовного совершеннолетия1, теперь утратил свое значение. Но на самом деле оба значения здесь подходят. Ведь когда цель достигнута, нет смысла продолжать то, что уже достигнуто, а нужно идти вперед. Закон остался в прошлом. Следовательно, те, что настаивают на обязательности Закона в новую эпоху, тем самым отвергают Христа. Это значит наливать молодое вино в старые мехи.

> Теперь каждый, кто верит, оправдан Богом — С приходом Христа теряют смысл всякие причины для национальной и религиозной гордыни, а это стало возможно только тогда, когда Закон пришел к своему концу. Кто верит — Это вера в Христа. <...>


1 См. Письмо галатам, где Павел перечисляет функции Закона, указывая на его временность, на то, что он был призван иметь дело с грехом, сравнивает его с тюремщиком, с «дядькой», заставлявшим детей ходить в школу, и с опекуном и утверждал, что он был важен и нужен до прихода Христа (3.19-25; 4.1-3).

В.Н. Кузнецова. Из кн. "Письмо христианам Рима Апостола Павла", М.: ОПУОПАМ, 2013 ]

 

 

 

 

 

к апостольскому чтению воскресенья:

 + + + свящ. Яков Кротов: Жизнь, вера, религия 

 + + + митрополит Сурожский Антоний:

        Закон Ветхого Завета и Закон Жизни

         www.messia.ru/rasylka/008/2250.htm#0

                                    (+ссылки)

 

 

 

к евангельскому чтению воскресенья:

 

 + + + "Не тем же ль духом одержима ты, Русь глухонемая!" (о.А.Мень и др.)

 

проповеди митр. Антония:

 +++ станем людьми по отношению к другим людям!

 +++ об исц. двух бесноватых ("Раз за разом мы слышим в Евангелии...")

 +++ о том же ("В одном из Евангелий тому отрывку...")

 +++ об исц. гадаринского бесноватого («Уйди, зачем ты до времени пришел нас мучить?»)

 

свящ. Яков  Кротов:

 +++ бесноватость - это раздвоенность (28) (+ссылки)

 +++ "Да Любит Он их, дурашек, как и нас, дураков" (29)

         www.messia.ru/rasylka/006/1674.htm#B (+ссылки)

 +++ krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_28.htm

 +++ krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_32.htm

 +++ krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_34.htm

 

 

 + + + "Уйди!" (свт. Иоанн Златоуст, митрополит Антоний и др.)

                www.messia.ru/rasylka/008/2251.htm#0 (+ссылки)

 + + + "Заклинание на духов нечистых", приписываемое свт. Григорию Чудотворцу

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Иисус о многом говорил им в притчах:
 - Вот вышел человек сеять.
   И когда он сеял, часть зерен упала у дороги –
   прилетели птицы и склевали их.
   Другие упали на каменистую почву,
   где земли было мало, –
   и тотчас проросли (они были неглубоко под землей),
   а когда взошло солнце, оно опалило их,
   и ростки, не имея корня, увяли.
   Другие упали среди колючек –
   колючки взошли и заглушили их.
   А другие зерна упали в землю добрую
   и дали урожай стократный,
   шестидесятикратный и тридцатикратный.
   У кого есть уши, пусть услышит!* (Мф.13:3-9/*/)
                                * * *
*Кем движет Дух Бога, те сыны Бога.
 Дух, который вы получили, это не дух рабства,
 вынуждающий вас опять жить в страхе.
 Нет, вы получили Дух, который сделал вас сынами Бога!
 Это Он побуждает вас взывать: "Абба! Отец!"
 Он сам вместе с нашим духом свидетельствует о том, что мы дети Бога.
 А если дети, то наследники  –  наследники Бога, сонаследники Христу,
 потому что если мы разделили Его страдания, то разделим и Его славу.
*Я уверен, что нынешние наши страдания  –
 ничто в сравнении с той славой, которая нас ждет.
 Ведь всё мироздание с нетерпением ждет,
 когда Бог открыто явит Своих сынов
 (оно не исполняет своего предназначения не по собственной вине,
  а потому что такова была воля Бога),
 в надежде на то, что оно, само мироздание,
 станет свободным от рабства у гибели
 и разделит свободу и славу детей Божьих.* (Рим.8:14-21/**/)
                                * * *
*Продолжая путь, Иисус увидел человека, сидевшего у таможни,
  его звали Матфей.
    – Следуй за Мной, – говорит Он ему.
 Тот встал и последовал за Ним.
 Когда Иисус был у него на обеде,
  там собралось множество сборщиков податей и прочих грешников,
  они сидели за одним столом с Иисусом и Его учениками.
 Увидев это, фарисеи стали говорить ученикам:
    – Почему ваш Учитель ест со сборщиками податей и грешниками?
 Иисус, услышав это, ответил:
    – Не здоровые нуждаются во враче, а больные.
      Ступайте и постарайтесь себе уяснить, что значат слова:
      "Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений".
      Я ведь пришел призвать не праведных, а грешников.*
                                                       (Мф.9:9-13/^*/)
                                * * *
*Братья, мое самое горячее желание  —  чтобы Израиль был спасен.
 И об этом я прошу Бога.
 Я свидетельствую, что они жаждут исполнить волю Бога,
 но у них нет истинного знания.
 Поэтому они, не зная, какой путь избрал Бог для оправдания людей,
 и стремясь утвердить свой собственный,
 не подчинились праведной воле Божьей.
 Потому что Христос — конец Закона:
 теперь каждый, кто верит, оправдан Богом.
*Моисей пишет об оправдании через Закон:
 "Только тот, кто исполнит все повеления Закона, будет жить".
 Но вот что говорит Писание об оправдании за веру:
 "Не спрашивай себя: кто взойдет на небо?"
 (это значит: для того, чтобы привести на землю Христа).
 И не спрашивай себя: "Кто спустится в бездну?"
 (это значит: для того, чтобы увести Христа от умерших).
 Но вот что говорит Писание:
 "Рядом с тобой Слово Бога —
   на устах твоих и в сердце твоем",
 то есть весть о вере, которую мы проповедуем.
 Если ты будешь устами исповедовать, что Иисус  —  Господь,
 и сердцем верить, что Бог поднял Его из мертвых, будешь спасен.
  Кто верит сердцем —  будет оправдан.
   Кто исповедует устами  —  будет спасен.* (Рим.10:1-10/***/)

             *********************************************

/*/ включает евангельское чтение пятницы.
/**/ рядовое апостольское чтение субботы.
/^*/ рядовое евангельское чтение субботы.
/***/ апостольское чтение воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3307.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm