=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

Продолжаем тему о прощении.

 

 

 

> <...> Прощение не означает «меня это не очень волнует» или «ничего особенного не произошло». Меня это волнует, и нечто особенное произошло, иначе было бы просто нечего прощать, мне бы осталось лишь немного переменить свои установки по отношению к некоторым вещам. (Сегодня мы много слышим о том, что людям надо переменить отношение к некоторым понятиям, которые кажутся им неправильными, но это не прощение. Если у меня просто неверная установка по отношению к кому-то и я ее меняю, это не значит, что я простил этого человека, наоборот, я сказал ему, что он не нуждается в прощении, уж, скорее, надо простить меня за то, что я раньше вел себя неправильно). Простить также не означает сказать: «Давай сделаем вид, что этого не было». Это более тонкая позиция, потому что здесь мне надо стараться вести себя так, как если бы ничего не случилось. Но это случилось, и простить не значит сделать вид, что этого не было. Здесь нужно прямо посмотреть на произошедшее и сделать сознательный выбор, принять решение нравственной воли и отложить случившееся в сторону, чтобы оно не служило стеной между мной и другим человеком. Иными словами, прощение предполагает, что случившееся было злом, о котором нельзя просто забыть как о маловажном событии. Иначе в нас бы осталась сдерживаемая злость и между нами после утраты доверия росла бы дистанция. Гораздо лучше открыто выложить всё на стол, как на самом деле и велит это делать Новый Завет, и во всём разобраться.

> Чем мы подменяем прощение

> Всё это подводит нас к одному из труднейших мест в Евангелиях — к главе 18 Евангелия от Матфея. Здесь Иисус, взяв иудейский закон о том, как нужно выдвигать обвинения против ближних, адаптирует его к спорам между его последователями. Нам надо бы держать в одной руке текст стихов 15-20, а в другой, рядом с первыми, — текст стихов 21-22. Я подозреваю, что существует слишком много христиан, которые выбирают лишь что-то одно, забывая о другом.

Если твой брат провинится перед тобой, ступай к нему и упрекни его с глазу на глаз. Если он тебя послушается, ты вернул себе брата. А если не послушается, возьми с собой еще одного или двух человек, потому что "всякое дело должно разбираться при двух или трех свидетелях". Если и их не послушается, скажи общине. Если и общины не послушается, пусть он будет для тебя всё равно что язычник или сборщик податей.
Верно вам говорю: то, что вы запретите на земле, запретят на небе, и то, что вы разрешите на земле, разрешат и на небе. И снова повторяю: если двое из вас вместе попросят о чём-либо, Мой Небесный Отец даст им всё, о чём они ни попросят, потому что где хотя бы двое или трое соберутся ради Меня, там буду и Я. (Мф 18:15-20)*

> Этот отрывок ясно показывает нам, чем прощение не является. Оно не значит, что надо махнуть рукой на поведение окружающих. <...> Если кто-то поступает неправильно, хотя бы на личностном уровне, не нужно сплетничать, paсказывать всем окружающим об этом поступке, пестовать в себе ядовитую обиду и уж никак не планировать мщение. Но нужно пойти и прямо сказать об этом человеку. К сожалению, как говорит мой опыт, люди, у которых это лучше всего получается, — это чаще всего именно те, кто любит указывать другим на их недостатки. Может быть, ты действительно готов выполнить эту задачу лишь в том случае, когда в глубине души чувствуешь, что ты предпочел бы от нее уклониться, так что тебе приходится молиться о благодати и смелости, даже чтобы просто пойти и постучать в нужную дверь. Дальше еще хуже. Если тот человек откажется тебя слушать и не желает говорить о проблеме, тебе придется взять с собой второго христианина, а затем, в случае повторного отказа вас слушать, рассказать об этом в собрании народа Божьего. Всё это очень серьезно, и я полагаю, что большинство из нас, к величайшему ужасу, даже и не начало понимать, как это делать. Вероятно, мы так поступим в случае финансовой нечестности или, быть может, сексуального скандала в местной церкви — хотя и в этих случаях, увы, люди порой ищут иные решения и надеются, что проблема как-нибудь рассосется сама собой. По большей части мы стали жестче обращаться с подобными вопросами в наши дни, однако часто (увы) делаем это под давлением извне, а не по внутреннему побуждению. Но Иисус здесь призывает нас быстро разбираться со взаимными долгами, чтобы мы жили как семья и не ложились спать с нерешенными вопросами между нами. По словам апостола Павла, нам следует освободиться от гнева еще до захода солнца (Еф 4:26). Это трудно, но это глубокая и серьезная мудрость, которая исцеляет как нас самих, так и тех, на кого мы гневаемся.

> Прощать всегда

> Но жесткое и трудное требование смотреть другому в глаза и говорить правду, зная, что она ранит, уравновешивается не менее жестким и трудным требованием всегда давать прощение. Обратите внимание на символическую глубину слов Иисуса. «<Сколько раз должен я прощать брата, если он передо мной провинится? Семь раз?>» — спрашивает его Петр. «Нет, — отвечает Иисус, — <не семь, а семьдесят раз по семь>». Иудей I века, знавший Писание, сразу бы уловил один намек. Даниил в главе 9 задает ангелу вопрос, как долго еще продлится Вавилонское изгнание. Может быть, это будет семьдесят лет, как предсказал Иеремия (9:2)? Нет, отвечает ангел, но семьдесят раз по семь (9:24). Вот как долго он будет длиться — обратите внимание на объяснение причины — «<чтобы забыта была непокорность, заглажен грех и искуплена вина, чтобы навеки утвердилась праведность>»**. Вавилонское изгнание было результатом греха Израиля; Богу придется разбираться не только с самим фактом изгнания, но и с его корнями — с их порочностью. И здесь Иисус говорит, что этот новый век, век прощения, уже наступил и что его народ должен его в себе воплощать.

> А за этим стои́т заповедь о юбилейном годе из Книги Левит: после срока в семь раз по семь лет надо простить долги. Трудно установить, насколько эту заповедь исполнили в разные периоды истории древнего Израиля, но здесь мы видим ясное, глубоко контркультурное для нас, указание на границы социальной и экономической жизни народа Божьего, подчиняющегося Божественному порядку. Это одна из тех заповедей, которые Церковь старалась забыть и о которых вспомнили недавно, на фоне ужасающего экономического неравенства в нашем мире.

> Все эти вещи стоя́т за прошением заповедованной нам молитвы Отче наш: «И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим». Иисус провозглашает на каждом шагу, что он пришел установить новый завет, а его последователи должны жить как народ, вернувшийся из плена, а потому как народ прощении грехов. Повеление прощать — это не просто новая и более возвышенная этика, которую могут попытаться применить на практике моралисты самого высокого полета. Она следует непосредственно из того положения вещей, которые Иисус установил своим служением и запечатал смертью и воскресением. «Эта чаша, — сказал он, — <новый завет, скрепленный Моей кровью, которая за вас и за стольких людей проливается ради прощения грехов>»***. Искупление не было какой-то абстрактной акцией, которая сделала Божье прощение доступным всем желающим. Но это было изумительное и великое свершение, благодаря которому было сокрушено само зло и смог настать новый Божий век. И мы, считающие себя последователями Иисуса, можем быть ими на самом деле лишь в той мере, в какой живем по закону прощения — серьезного прощения, а не тех дешевых подделок, о которых говорилось ранее. Только так мы будем воплощать подлинный христианский ответ на проблему зла, который не есть теория, но жизнь — такая жизнь, которая получит оправдание или надлежащую оценку в грядущем веке, когда зло будет полностью устранено.

Том Райт. Перевод: М. Завалов. Из кн. "Evil & the justice of God" (из гл. 5) ]

 


* В русском переводе книги использован Синодальный перевод. Мы приводим цитату в переводе В.Кузнецовой. (Примечания редактора рассылки.)

** Перевод Е.Б.Смагиной.

*** "Установительных слов" в такой форме нет ни в одном из Евангелий. Версия, приведенная автором, соответствуют словам в современной версии литурги римского обряда (и, вероятно, англиканской); это комбинация вариантов Лк и Мф. См. подробнее: "Тайноустановительные слова" в "Католической энциклопедии"; Institutio в "Православной энциклопедии".   Вместо буквального перевода "(проливается) за многих" В.Кузнецова переводит "за стольких людей", т.к. 'в еврейском языке слово "многие" употребляется в инклюзивном смысле — "очень большое количество", а не в эксклюзивном, как в европейских языках, где у него есть дополнительный оттенок: "но не все"' (как указано в примечании к ее переводу (Мф.20:28)).

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Вы же знаете, как велика доброта нашего Господа Иисуса Христа.
  Он, будучи богат, ради вас стал беден,
  чтобы Своей бедностью сделать богатыми вас
.* (2Кор.8:9/*/)

* * *

*Мы заботимся о том, чтобы всё было безупречно, причем не только в Божьих глазах, но и в глазах людей. /.../
 Ведь нам, в сущности, и писать вам излишне о помощи святому народу Божьему. /.../
 Помните: кто скупится на семена, у того и урожай будет скуден,
 а кто сеет щедрой рукой, и урожай соберет щедрый.
 Пусть каждый даст, сколько ему подскажет сердце,
но без уныния и без принуждения. Ведь "Бог любит дающего с весельем".
 Он в силах одарить вас всякими дарами в избытке,
и тогда у вас всегда и всюду будет всё необходимое
и еще с избытком хватит на любое доброе дело.
 Как сказано в Писании:
 "Щедрой рукой раздал он бедным,
  благодеяния его памятны будут вовек".
 Тот, кто снабжает сеятеля семенами и хлебом для пищи,
снабдит семенами и вас.
 И Он взрастит их и умножит жатву ваших благодеяний.
 Вы будете так богаты всем, что всегда сможете быть щедрыми,
а щедрость ваша станет причиной благодарных молитв Богу за это наше дело. Потому что это ваше служение — помощь святому народу Божьему —
не только восполнит нехватку у них средств,
но и хлынет потоком благодарности Богу.
  И народ Божий прославит Бога за вашу верность Радостной Вести о Христе,
которую вы исповедуете — ее докажет ваше служение! —
и за щедрость, с которой вы делитесь с ними и со всеми остальными христианами. Они будут всем сердцем устремляться к вам в своих молитвах,
потому что Бог одарил вас безмерным даром Своей доброты.
Благодарение Богу за Его несказанный дар!* (2Кор.8:21; 9:1,6-15/**/)

             *********************************************

/*/ из апост. чтения понедельника.
/**/ содержит стихи из апост. чтения вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3433.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»