=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

 

> Почему?

> О, как же нам хочется ответить на этот извечный вопрос! За события в Сараево и другие войны мы можем возложить вину на человеческое зло, причинившее бесчисленные страдания. То, что случилось в Ньютауне, в Бостоне и другие подобные трагедии, можно списать на умственные расстройства, радикальные идеологии, несовершенные законы о владении оружием и небрежность в воспитании детей. Но цунами и другие стихийные бедствия, в которых винить некого, мы классифицируем как «деяния Божьи»*.

> Подобные катаклизмы – возможность для агностиков посостязаться в красноречии. После землетрясения 1755 года, разрушившего на День всех святых Лиссабон в Португалии, Вольтер и другие мыслители эпохи Просвещения отвергли веру в «лучший из всех возможных миров». Когда на следующий день после Рождества 2004 года еще одно цунами убило 280 тысяч человек в Азии, журнал «State» опубликовал статью под заголовком «Передайте Богу: на этот раз Он зашел слишком далеко». В ней Хэзер Макдональд писала: «Пришло время объявить Богу бойкот»:

> Бог знает, что Он может пассивно наблюдать, как бессмысленно обрывается человеческая жизнь, а на следующей день церкви, синагоги и мечети всё равно будут наполнены верующими, благодарящими Его за то, что Он позволил выжившим выжить. Они будут просить Его исцелить раненых, игнорируя тот факт, что, сто́ит Ему захотеть, – этого бедствия вообще не случилось бы…
> Как же заставить Бога действовать? Он ставит Себе в заслугу хорошее и не признаёт вины за плохое.

> Православный богослов Дэвид Бентли Харт был достаточно смел, чтобы ответить скептикам в небольшой книге под названием «Врата моря. Где был Бог во время цунами?» Массовые трагедии могут приводить неверующих в ярость, отмечает он, но на самом деле, они не учат нас ничему новому о мире, в котором мы живем. Масштаб бедствий не меняет сути основополагающих проблем. Нашу планету губят страдания, зло и смерть, а катастрофы лишь представляют эти хорошо нам известные напасти в концентрированной форме.

> Попутно я убедился, что все попытки количественно оценивать страдания являются тщетными. Из-за того, что цунами 2004 года убило гораздо больше людей, чем в 2011 году, или что в Политехническом университете Виргинии погибло больше учащихся, чем в начальной школе «Сэнди-Хук», одно из событий не становится трагичнее другого. Подобным же образом, человеку с головной болью или хроническим синдромом усталости не легче от того, что кто-то находится в гораздо худшей ситуации, например, из-за СПИДа или вируса Эбола. Любое страдание – это страдание. Как сказал Клайв Льюис, «такой вещи, как сумма страданий, в мире не существует». Это изобретенная философами абстракция. Есть просто отдельные люди, которым больно, и как знать, почему Бог это допускает?

<...>

> <...> Мы терпим страдания в одиночку. Они словно изолируют нас, и для тех, кого это коснулось, масштабы не имеют особого значения. Даже колоссальные бедствия наподобие цунами сужаются до личных потрясений: ребенка, смытого с игровой площадки детского сада; уничтоженного в одночасье семейного бизнеса; ужаса, который испытывает подросток недели спустя при каждом повторном подземном толчке; всеобщего страха перед невидимой угрозой радиации.

> Далее в своей книге богослов Харт обращает внимание на тайную иронию, скрытую в аргументах скептиков: «Сами по себе они никогда не додумались бы до идей, которые в значительной мере были сформированы нравственной вселенной христианской культуры». Самые резкие голоса набрасываются на массовые трагедии так, как будто те вбивают последний гвоздь в крышку гроба веры. Как это возможно, чтобы благой Бог допускал подобные бедствия? Хотя этот вопрос неизбежен и таит в себе глубокую тайну, он применим только в контексте религиозной веры. Критикам стоило бы реагировать в соответствии со своими собственными убеждениями: «Почему вы потрясены и огорчены? А чего же еще ожидать от обезличенной вселенной хаотического безразличия?»

> На самом деле, Библия предлагает даже более весомые возражения, чем те, что используют скептики. Выступая с лекциями в университетах, я иногда бросаю аудитории вызов, предлагая найти аргументы против Бога, – будь то у классических атеистов вроде Вольтера, Бертрана Рассела и Дэвида Юма или у современных, наподобие позднего Кристофера Хитченса, Сэма Харриса и Ричарда Докинза, – не сформулированные в библейских книгах. «Вы вольны отвергнуть Бога и Его принципы мироустройства, – говорю я студентам, которым хочется именно этого. – Но лично я уважаю Бога, Который не только предоставляет нам свободу отвергнуть Его и даже распять Его Сына, но и включил слова отвержения в наши Писания».

> Приведу лишь несколько примеров:

> – Гедеон (обращаясь к ангелу): «Господин мой! Если Господь с нами, то отчего постигло нас всё это?»
> – Иов: «Вот, я кричу: ‘Обида!’ – и никто не слушает; вопию, и нет суда».
> – Псалмы: «Восстань, что спишь, Господи! Пробудись, не отринь навсегда».
> – Екклесиаст: «Суета сует, – всё суета!»
> – Исаия: «Истинно Ты – Бог сокровенный».
> – Иеремия: «Для чего Ты – как человек изумленный, как сильный, не имеющий силы спасти?»
> – Иисус: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»

> Писательница Энн Ламотт аплодирует протестам такого рода. «Я убеждена: говоря правду, вы близки к Богу. Сказав Ему: ‘Я изнурен и подавлен так, что не передать словами. В данный момент Ты мне вообще не нравишься, и я шарахаюсь от большинства верующих в Тебя’, – вы сделаете, быть может, самое честное признание в вашей жизни. Если вы возопите к Богу: ‘Всё так безнадежно, и я понятия не имею, существуешь ли Ты на самом деле. Но прошу – помоги мне’, – то у меня на глаза едва не навернутся слёзы гордости за вас и за смелость быть искренним – по-настоящему искренним. Мне сразу же захотелось бы сидеть с вами рядом за обеденным столом».

> Как Библия отвечает на подобные стенания? Обычно – молчанием. Иов – горемыка, который заслуживал страданий меньше всех, но претерпел больше кого-либо, – в конце концов получил затребованную аудиенцию у Бога, Который ответил ему самой длинной из записанных в Библии речей. Довольно странно, что Бог устроил для Иова экскурсию по миру природы в стиле возвышенной поэзии, но так и не коснулся вопроса «почему?» Выражаясь словами Фредерика Бюхнера, «Бог не объясняет. Он разражается гневом. Он спрашивает: да кем возомнил себя Иов?! Бог говорит, что пытаться объяснить Иову то, чего он требует, – всё равно, что растолковать улитке теорию Эйнштейна… Бог не открывает Свой великий замысел. Он открывает Себя». Затем с тонкой иронией Бог объявляет, что только при заступничестве Иова будет слушать его друзей, изводивших несчастного своим обвинительным богословием. Те хорошо начали, просидев с ним «на земле семь дней и семь ночей» молча. Но, как только они открыли рот, возникли проблемы.

> Я часто задавался вопросом: почему Библия не дает систематического разъяснения проблемы страданий? Пророки усматривали в страданиях Израиля причинно-следственную связь, но высказывали свои предупреждения заранее и всегда обещали решение проблемы, если народ исправит свои пути. Иисус отметал вопросы о причинах – кроме, разве что, тех случаев, когда хотел опровергнуть «непробиваемые» теории фарисеев и учеников о страданиях как наказании. Большинство библейских авторов явно не сидели в недоумении, почесывая в затылке и ломая голову над вопросом: «Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми?»{} Они рассматривали этот мир как территорию врага, как испорченную планету, которой правит отец лжи, кудесник бед. Чего еще мы можем ожидать от логова сатаны? Когда князь этого мира предложил Иисусу соблазнительно быстрое решение земных проблем, тот не стал высмеивать его высокомерные претензии на власть, а предпочел просто отвергнуть его, избрав более медленный, более трудный, но, тем не менее, надежный путь.

> Японские буддисты, серьезно относящиеся к своей вере (а таковых меньшинство) предвкушают то время, когда ду́ши умерших утратят свою индивидуальность и сольются с единством вселенной. Светские атеисты смирились с тем, что через миллионы лет наша планета станет безжизненной, когда солнце затухнет, как догоревшая спичка. В отличие от них, христиане возлагают свои надежды на то время, когда смерть – «последний враг» – будет уничтожена, и Бог отделит злых от добрых, а смерть – от жизни, и воскресит тела́ и ду́ши в окончательном решении всех проблем: «Се, творю всё новое».

> Однажды в Чикаго я посетил похороны ребенка, во время которых пастор шокировал скорбящих родных. Взглянув на гроб, он прервал свою траурную речь внезапным возгласом: «Будь ты проклята, смерть!» Впрочем, спохватившись, он быстро добавил: «Я проклинаю не Бога, а смерть. Бог тоже пообещал проклясть ее».

Филип Янси. Из кн. "Почему? Вопрос, который остается всегда" (из ч. 2) ]

 

 

*  В англо-саксонском праве термин Act of God ("Деяние Бога") означает стихийные бедствия. Это частный случай понятия "форс-мажор", которое также включает обстоятельства (помешавшие выполнению обязательств), связанные с действием человека. – Прим. ред. рассылки.

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Для свободы освободил нас Христос.
 Итак, стойте твердо и не впрягайтесь снова в ярмо рабства!
 Я, Павел, объявляю вам: если дадите себя обрезать,
 не будет вам никакой пользы от Христа.
 Я еще раз вас предупреждаю:
 тот, кто сделает обрезание, обязан исполнять весь Закон.
 Если вы рассчитываете на оправдание Законом,
 значит, отныне у вас нет ничего общего с Христом
 вы лишились Божьего дара, данного им по Своей доброте.
 Ведь надежду на то, что мы будем оправданы Богом,
 внушил нам Дух через веру.
 Потому что если мы едины с Христом Иисусом,
 неважно, обрезан человек или нет.
 Важна только вера, которая проявляется в любви.
 Вы хорошо начали забег.
 Кто ж вам тогда помешал и превратил вас в ослушников истины?
 Кто уломал? Уж верно, не Тот, кто вас призвал!
 "Немного нужно закваски, чтобы закисло всё тесто".
 И всё же я вместе с Господом верю в вас: у нас не будет разногласий! ...
 Вы были призваны к свободе, братья.
 Смотри́те только, чтобы свобода
 не стала предлогом для потворства плотской природе!
 Вы же, напротив, с любовью служи́те друг другу!
 Потому что весь Закон заключен в одной-единственной фразе:
  "Люби ближнего своего, как самого себя".
 А если будете грызть и рвать друг друга на части,
 смотри́те, как бы вам не истребить себя!
  Поэтому я говорю вам:
 живите, как велит Дух,
 и тогда вы не поддадитесь вожделениям плотской природы.
 То, чего хочет наша природа, противоположно Духу,
 а то, чего хочет Дух, противоположно природе.
 Они постоянно враждуют,
 чтобы вы не всегда поступали так, как хотели бы.
 Но если вас направляет Дух, Закон над вами не имеет власти.
 ...
 Помогайте друг другу нести свое бремя,
 так вы исполните "закон" Христа.
 Если кто-то, ничего из себя не представляя,
 воображает себя невесть кем,
 тот самого себя дурачит.
 Так пусть каждый трезво судит о своих делах,
 и тогда он сможет гордиться собственными успехами
 и не будет сравнивать их с чужими,
 ведь у каждого своя ноша.
  Пусть тот, кого наставляют в вере,
 делится всем своим добром с наставником.
  Не обманывайтесь: Бога не провести!
 Что человек сеет, то он и пожнет!
 Сеющий в угоду своей плотской природе пожнет с нее гибель;
 сеющий для Духа пожнет от Духа вечную жизнь.
 Так не будем поддаваться усталости, делая добро,
 и тогда, если не сдадимся, в надлежащее время пожнем урожай.
 Так вот, пока еще есть время, будем делать всем добро,
 особенно тем, кого вера сделала одной семьей.*
                                  (Гал.5:1-10,13-18; 6:2-10/*/)

             *********************************************

/*/ из апостольского чтения понедельника и вторника и чтение среды.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3442.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»