=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

> Иисус подчеркивает невозможность одновременного служения Богу и деньгам также в притче о богаче и Лазаре (Лк 16:19-31). Авраам говорит попавшему в ад богачу: «<ты уже получил при жизни всё хорошее... Теперь... ты страдаешь>». Эти слова перекликаются со словами в Лк 6:24: «Го́ре вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение». Фактически притча о богаче и Лазаре – яркая иллюстрация, показывающая: те, кто утешился уже в нашем мире, рискуют быть осужденными Богом.

> Наконец, притча о безумном богаче (Лк 12:16-21) еще раз подчеркивает: служить и Богу, и маммоне невозможно. В ней говорится о богаче, у которого уродили поля. Этот богач рассудительно решил сберечь излишки зерна на будущее и радовался, что у него не будет материальных забот. Иисус же называет такую мирскую рассудительность глупостью. Ведь само обладание этим богатством осуждает богача. Он не раздал его бедным, не стал богатеть для Бога, а сберег для себя.

> *. Единственно верное распоряжение богатством – забота о бедных. В обеих вышеупомянутых притчах богачи могли повести себя иначе. Первый богач мог бы позаботиться о Лазаре: у него были для этого и средства, и возможность (Лазарь лежал у его ворот и был ему знако́м; ср. Лк 16:23-24). Что касается безумного богача, то смысл выражения «богатеть для Бога» мы видим чуть ниже, из таких слов Иисуса: «<Продавайте имущество и помогайте бедным (букв. "делайте сострадание/милостыню")>» (Лк 12:33). Это учение проходит красной нитью через весь НЗ. Если есть излишек, его надо отдать нуждающимся.

> Другой важный текст – Лк 16:9, где Иисус говорит: «<тратьте деньги этого неправедного мира на то, чтобы приобретать себе друзей, чтобы потом, когда денег у вас не станет, они приняли вас в свои вечные дома>». Судя по контексту, смысл здесь такой: человек должен заботиться о бедняках, делясь с ними богатством («приобретайте себе друзей»), чтобы, когда он умрет, они приняли его на Небеса («в вечные <дома>»). Это не противоречит иудаизму того времени. Богачи обнаруживали свою праведность именно заботой о бедняках – подобно Аврааму и Иову (христианские образцы – видимо, Иосиф Аримафейский и Варнава). В средиземноморской культуре это было проявлением хорошей стороны их класса и показывало, что их богатство нажито не неправедным путем.

> Специфика учения Иисуса здесь не в том, что Он учил давать милостыню. Она – в учении о том, как много нужно отдать и почему.

> *. Бог особенно заботится о бедных. Иисус не был аскетом. Он не прославлял нищету ради нее самой, не испытывал мазохистского наслаждения ею. Грядущее Царство для Него – это время изобилия. О Нём знали как о человеке, любящем совместные трапезы (Мф 11:19; ср. тема пира в Лк; см. Братская трапеза). Иисус был не прочь хорошо поесть – даже если с таким гостем, как Он, хозяин чувствовал себя не в своей тарелке!

> При этом Иисус, вослед ВЗ, учил, что Бог неравнодушен к беднякам. Согласно Лк и Мф, Он прилагал к себе слова Ис 61:1-2, где особо упоминается о благовестии беднякам (Мф 11:5; Лк 4:18-21). Эти бедняки – «люди земли» («ам ха-а́рец»), к которым Он посылает своих учеников в Мф 10:6-7. Этим беднякам Он говорит: «<Как счастливы бедные! Царство Бога – ваше.>» (Лк 6:20). (Версия данного речения в Мф 5:3 имеет аналогичный смысл.)

> Некоторые ученые, однако, сомневаются, что смысл слова «<бедные (нищие)>» в заповедях блаженства – буквальный, а не метафорический. Они указывают, например, на следующие факты.

> 1) В Псалмах «нищими» себя иногда называют люди вполне состоятельные.

> 2) Во времена Иисуса слово «бедный»/«нищий» стало, по сути, синонимом Израиля – угнетенного и беззащитного народа.

> 3) В Псалмах Соломона и кумранских текстах «бедняки» – обозначение соответственно фарисейской и кумранской общин как благочестивого Остатка.

> 4) Некоторые из учеников Иисуса, не будучи богачами, не жили и в крайней нужде. Например, у Петра и Андрея был собственный дом (Мк 1:29). Иаков и Иоанн происходили из относительно преуспевающих семейств (Мк 1:19-20). Матфей/Левий, может быть, и не был богат, но всё же устроил в честь Иисуса званый обед у себя дома (Лк 5:29).

> И всё же <.> «бедняк» – это всегда человек, испытывающий угнетение и беззащитность или, согласно формулировке Малины, неспособный сохранить унаследованный статус. Тот, кто находится в спокойствии и безопасности, – не «бедняк». От своей относительной защищенности ученики отказались, чтобы разделить незащищенность Иисуса. Секты, называвшие Израиль «бедняком», испытывали угнетение со стороны господствующих классов. Даже псалмопевцы говорят это о себе только тогда, когда чувствуют себя беспомощными: деньги у них, может быть, и есть, но в данном случае от них мало проку. И вот в своей беспомощности они молят Бога отнестись к ним с заботой, обещанной (в Законе и Пророках) беднякам. Т.н. метафорическое употребление слова «бедняк» не совсем метафорично: оно всегда содержит элемент реального страдания и тревоги – например, из-за угрозы жизни.

> В заповедях блаженства благословляются группы, испытывающие реальную бедность. Конечно, эти благословения относятся не ко всем беднякам, а только к тем, кто следует за Христом, т.е. имеет истинный дух. Однако к богачам они никогда не относятся! Богач не может сказать, что и он благословлен, ибо, хотя держится за свое имущество, – но зато, мол, «нищ духом». Отметим: благословения никогда не произносятся на богачей, ни в этом отрывке, ни в других. Согласно Лк, богачам, наоборот, «го́ре», ибо они «уже получили свое утешение» (Лк 6:24), т.е. только потому, что они не расстались с богатством. На свой мессианский пир Бог зовет «<бедных, калек, слепых и увечных>», а богачи (которым по карману поля́ и волы) туда не попадают (Лк 14:21).

> Если человек защищен, ему нет нужды в Благой вести. Эту Весть Иисус возвещает беднякам. Цитируя Ис 61:1-2, Он затем осуществляет сказанное там в своем служении. Он исцеляет слепых и освобождает угнетенных. (Согласно Лк, освобождение проявлялось в экзорцизмах. Естественно, новой общине учеников Иисуса была дана и другая форма освобождения.) Быть может, не для всех богачей дверь в Царство закрыта, но Евангелия говорят о спасении лишь таких богачей, как Закхей, – проявивших щедрость. А отказывающиеся смириться изгоняются вон.

> Провозглашает ли Иисус время Юбилея (Лев 25:8-55), когда провозглашает «год Господень благоприятный»? Имеется ли в виду время перераспределения богатств? Это толкование привлекательно, и Лука, видимо, описывает исполнение в практике ранней Церкви идеалов Субботних и Юбилейных годов (Деян 4:34-35; ср. Втор 15:4). Однако оно маловероятно. Оно слишком зависит от чисто лингвистических аргументов и предполагает, что Иисуса волновали почти исключительно экономические и классовые вопросы. Между тем идеал Юбилея осуществляется в гораздо большем масштабе, чем предполагают уставы ВЗ. Ряд отдельных черт ветхозаветного Юбилея вообще не находит приложения.

> Язык Иисуса нельзя считать классовым (включающим всех материально бедных израильтян и исключающим всех богатых израильтян). Иначе было бы не обойтись без точного определения понятия «бедняк». Это и не чисто духовный язык (описывающий только внутренний мир человека). Скорее, речь об угнетенных и беззащитных или тех, кто с ними себя отождествил, пожертвовав собственной безопасностью и щедро отдав имущество.

P.Н. Davids. Из  ст. "Богатые и бедные" в Словаре "Иисус и Евангелия" ]

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Так желаю вам, братья, радости в единении с Христом! ...
 ...всё то, в чём я раньше видел свое приобретение,
 я счел – из-за Христа – потерей.
 Более того, я вообще всё считаю потерей, потому что нет ничего,
 что превзошло бы познание Иисуса Христа, моего Господа.
 Ради Него я потерял всё – и это всё для меня не дороже, чем мусор! –
 лишь бы приобрести Христа и обрести себя в Нём.
 Я стремлюсь уже не к тому оправданию,
 которое приобретается собственными усилиями, исполнением Закона.
 Нет, я ищу оправдания через веру в Христа,
 оправдания, которое дается Богом через веру.
 Я хочу одного: знать Иисуса Христа,
 то есть познать силу Его воскресенияи разделить Его страдания,
 уподобляясь Ему соучастием в смерти, –
 в надежде, не достигну ли как-то и я воскресения мертвых.
 Это не значит, что я уже этой цели достиг, достиг совершенства.
 Я только рвусь вперед – завладеть призом,
 потому что Христос Иисус уже завладел мной.
 Братья, я не считаю, что уже победил.
 Одно скажу: забывая о том, что остается позади,
 и весь устремляясь к тому, что впереди,
 я стрелой лечу к цели – за призом.
 А приз этот – новая жизнь,
 к которой призвал нас Бог через Христа Иисуса.
 Значит, те из нас, кто достиг духовной зрелости,
 должны мыслить и чувствовать так!
 А если вы в чём-то не сходитесь с нами, Господь вам откроет и это.
 В любом случае, давайте продвигаться вперед,
  следуя тому, чего мы уже достигли.* (Флп.3:1,7-16/*/)

* * *

*А потом Иисус сказал всем:
      – Кто хочет следовать за Мной,
          пусть забудет о себе
      и каждый день несет свой крест –
          тогда он будет следовать за Мной.
      Потому что тот, кто хочет спасти свою жизнь,
          ее потеряет,
      а кто свою жизнь потеряет ради Меня,
          тот ее спасет.
      Что пользы человеку, если он, приобретя весь мир,
          сам погибнет иль покалечится?
      А кто постыдится Меня и Моих слов,
          того и Сын человеческий постыдится признать,
      когда придет в сиянии Своей славы,
          славы Отца и Божьих ангелов.
 ...
 Среди учеников произошел спор, кто из них больше.  Иисус зная,
   о чём они про себя думают, взял ребенка, поставил рядом с собой
    и сказал им:
        – Кто примет этого ребенка ради Меня,
            тот принимает Меня,
        а кто примет Меня,
            принимает и Того, кто послал Меня.
        Ведь тот из вас, кто меньше всех,
            больше всех.
  Тогда Иоанн сказал Иисусу:
  – Наставник, мы видели одного человека, который Твоим именем
    изгоняет бесов, но мы ему запретили, раз он с нами не ходит.
   – Не  запрещайте.  Кто  не  против  вас, тот за вас, –
  ответил ему  Иисус.* (Лк.9:23-26,46-50/**/)

             *********************************************

/*/ включает стихи из апостольского чтения четверга и пятницы.
/**/
из евангельского чтения вторника и четверга.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3456.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»