=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 5 декабря 2016 г. ст.ст., воскресенье 26-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.5:(8)9-19; Лк.17:12-19 (29-го воскр.).
  Память прп. Саввы Освященного (†532).

 

 

 

 

 

 

     

     > 5.3-14 ИЗ ТЬМЫ К СВЕТУ

3



4


5



>   Что же касается таких вещей, как
разврат, похабство, жадность, то
среди вас даже разговоров о них
не должно быть. Не подобает Божьему
народу, • 
точно так же, как всякая грязная,
глупая, двусмысленная болтовня!
Неуместно! Лучше благодарите Бога!
Но в этом вы можете быть уверены:
ни один развратник, похабник, хапуга (они
ничем не отличаются от идолопоклонников)
не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

6

7
8


9

10
11

12

13

14




>   Никому не дайте обмануть себя
пустыми словами! Ведь это навлечет
на непокорных Божий гнев. • Пусть не будет
у вас с ними ничего общего! • Некогда
вы были тьмой, а теперь, когда вы
с Господом, вы — свет. Так живите,
как подобает сынам света! • А плоды
света — это доброта, справедливость
и истина. • Старайтесь дознаться, что приятно
Госсподу. • Не участвуйте в бесплодных
делах тех, кто принадлежит тьме. Наоборот,
своей жизнью обличайте их! • Ведь о делах,
которые творятся ими
втайне, стыдно
даже говорить. • 
Только при свете
становится видно всё то,
что обличается,
а всё, открытое свету, и само есть свет.
Поэтому и говорится:
    >  
Спящий, проснись!
    >  Встань из мертвых —
    >  И тебя осияет Христос!


> 5.5 в Царстве Христа и Бога — много разночтений: «в Царстве Бога», «в Царстве Бога и Христа», «в Царстве Христа Бога».
> 5.9 плоды света — в некоторых рукописях: «плоды Духа».
> 5.14 и тебя осияет Христос — в ряде рукописей: «и ты прикоснешься к Христу».

> 5.3 Кол 3.5    5.4 Эф 4.29; Кол 3.8    5.5 1Кор 6.9-10; Кол 3.5    5.6 Кол 2.4,8; 3.6; Рим 1.18
> 5.8 Эф 2.11,13; Кол 1.13; 1Петр 2.9; Лк 16.8; Ин 12.36    5.10 Рим 12.2
> 5.11 Рим 16.17; 2Фес 3.6; 2Ин 10-11    5.13 Ин 3.20-21    5.14 Ис 26.19; 52.1; 60.1; Рим 13.11


> В этом отрывке можно выделить две части: 1) предостережение не иметь ничего общего с языческими грехами, особенно с сексуальными (ст. 3-7); 2) жизнь в свете (ст. 8-14). Первая его часть (5.3-8) имеет большое сходство с Кол 3.5-8.

<.....>

> Ст. 8 Некогда вы были тьмой, а теперь, когда вы с Господом, вы свет. Так живите, как подобает сынам света! — Здесь мы видим уже привычный дуализм света и тьмы. Уже в Ветхом Завете жизнь в Боге и исходящее от Него спасение часто называется светом, тьмой же всё то, что противостоит Богу и враждебно Ему. Тьма — это грех, смерть, Шеол. Когда язычники обратились, их жизнь изменилась и стала не тьмой, а светом. Апостол отождествляет людей, живущих во тьме, с самой тьмой, а тех, кто в свете — со светом. Ср. Рим 13.12-13: «Ночь проходит, близится день. Так отбросим дела тьмы и вооружимся оружием света. Давайте жить так, как подобает при свете дня». См. также 1Фес 5.4-11. В Новом Завете особенно часто употребляется такая образность у евангелиста Иоанна (Ин 1.4,5,7-9; 3.19-21; 8.12; 9.5; 12.35,36,46; 1Ин 1.5; 2.8). Мы видим, как богословие Павла тесно связано с его учением о нравственности. Христиане — дети света, потому что, пока они живут в Господе, этот свет исходит от Него и озаряет их. И только в этом случае они способны приносить «плоды света».

> Ст. 9 А плоды света — это доброта, справедливость и истина — Это качества Бога, и человек, вышедший из тьмы и вошедший в свет, должен подражать совершенству и святости Бога. Свет уподоблен плодородной почве, которая приносит прекрасные плоды. Эти три добродетели есть в знаменитом каталоге Гал 5.22.

> Ст. 10 Старайтесь дознаться, что приятно Господу — Христиане должны научиться понимать, чего хочет воля Господа. См. Рим 12.2: «Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум, чтобы вы могли постигать, чего Он хочет от вас, что для Него хорошо, угодно и совершенно».

> Ст. 11 Не участвуйте в бесплодных делах тех, кто принадлежит тьме — Этот стих по содержанию повторяет ст. 7, а кроме того, цитата из Рим 12.2 также объясняет, что участвовать в делах тьмы значит приспосабливаться к образу жизни этого мира. Дела тьмы бесплодны, только свет плодоносит. Наоборот, своей жизнью обличайте их! — Христиане должны выставлять напоказ эти бесплодные дела, но обличать таких людей не словами, но всей своей жизнью. Тем самым они покажут им, что их участие в бесплодных делах тьмы удаляет их от света. См. 1Петр 2.12: «Пусть ваше поведение среди язычников будет безупречным, и тогда люди, которые сейчас оговаривают вас как злоумышленников, видя ваши добрые дела, прославят Бога в День Его явления». См. также 1Кор 14.24-25; Ин 16.8.

> Ст. 12 Ведь о делах, которые творятся ими втайне, стыдно даже говорить — Вероятно, имеются в виду сексуальные грехи и разного рода извращения, которые даже грешники стараются скрывать, потому что такое поведение осуждалось окружающими. Ср. Ин 3.20: «Всякий, кто делает зло, свет ненавидит и не идет к свету, чтобы не стали известны злые его дела». А христианам, как об этом говорилось в 5.3, должно быть даже стыдно вести разговоры на подобные темы.

> Ст. 13-14а — Только при свете становится видно всё то, что обличается, а всё, открытое свету, и само есть свет — Этот текст — логическое продолжение ст. 12. Нельзя сказать, чтобы его смысл был очень понятен, вокруг него идут споры. Свет проявляет грехи. Так, есть пятна на одежде, которые видны только при солнечном свете. Некоторые из тех, кто видит свои прежние дела, оставляет их и идет к свету, и свет его преображает. Ср. Ин 3.19: «Вот в чём суд состоит: в мир пришел свет, но люди предпочли свету тьму, потому что злы их дела» и 3.21: «А кто по правде живет, идет к свету, чтобы явными стали дела его, во имя Бога свершенные». Итак, у света двойной эффект: он делает видимым, обличает, но он же преображает. Это одно толкование, но есть и другое: верующие становятся светом, потому что пребывают в Христе, который есть Свет. Некогда они сами были «сотрудниками» тьмы, но потом, когда их дела были выставлены на свет, они с помощью Святого Духа изменились. Но то, что выставлено на свет, не изменяется само, а лишь отражает свет, пока оно остается в свете. Следовательно, верующие должны постоянно быть в свете Христа.

> Ст. 14б Поэтому и говорится: Спящий, проснись! Встань из мертвых — и тебя осияет Христос! — Слово говорится — традиционная формула, которая вводит цитату из Священного Писания (ср. 4.8; Иак 4.6). Но здесь происхождение цитаты, увы, не ясно. Есть некоторая близость с Ис 60.1: «Поднимись, воссияй, ибо зажегся твой свет, явилась над тобою слава Господа». Согласно другим мнениям, здесь, скорее, аллюзия на Ис 26.19: «Твои усопшие оживут! Тела умерших моих вернутся к жизни! Проснитесь, радостно восклицайте, лежащие в прахе!» И в том и другом случае сходство есть, но отдаленное, так что этот стих трудно назвать цитатой. Некоторые полагают, что здесь соединены эти два текста. Или перед нами не дошедшие до нашего времени тексты кого-то из пророков (Ильи, Иеремии или Еноха). Но это не может быть цитата из Ветхого Завета, ведь здесь очевидна христианская традиция. Климент Александрийский утверждал, что апостол приводит слова самого Господа, не зафиксированные в Евангелиях. Но, возможно, это отрывок из крещального гимна, в котором содержится и побуждение, и обещание. Приведенное мнение не единственное, но его придерживается большинство современных библеистов. А кроме того, некоторые толкователи видят здесь сходство со спящими учениками в Гефсимании. Спящий — Здесь сон эвфемизм смерти, смерти духовной, в которой пребывали язычники до того, как они поверили в Христа (см. 1Фес 5.5-8; Рим 6.13; 13.11-14). Призыв проснуться означает побуждение к духовному воскресению. В таком смысле он употреблялся не только христианами, но и задолго до них в многих мистериальных культах. Отождествление Христа с сияющим светом напоминает нам сияние Бога, когда Он идет, чтобы спасти Свой народ (ср. Втор 33.2). В Новом Завете Христос очень часто называется светом (Лк 2.32; Ин 1.4,5,9; 8.12; 9.5; 12.46; Откр 1.16). Ср. слова Климента Александрийского: «Солнце воскресения, Тот, кто зачат прежде утренней звезды, Тот, кто дарует жизни Своими собственными лучами».

В.Н.Кузнецова. 
Из кн. "Письмо апостола Павла церкви в Эфесе. Текст и комментарий", 
// М.: ОПУ, 2016; стр.198-9,207-11 ]

 

 

 

 

  + Если мы рискнём подольше остаться на свету...
  + Память смертная. Ценность времени (БЦ; митрополит Сурожский Антоний)

     messia.ru/rasylka/008/2344.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

 

 

к евангельскому чтению:
 + + +
свящ. Александр Мень: Идея братства и равноправия народов
        (+ссылки!)

 + + + митр. Сурожский Антоний: Как редко мы умеем благодарить!
        messia.ru/rasylka/004/1006.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*... первым делом я прошу тебя, позаботься, пожалуйста, о том,
 чтобы молитвы с просьбами, мольбами, заступничеством и благодарностью
 были за всех людей,
 включая правителей и власти,
 так чтобы мы могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно.
 Это хорошо и  угодно Богу, нашему Спасителю,
 который хочет, чтобы все люди были спасены
 и пришли к познанию истины.
         Ведь Бог один,
         и один посредник между Богом и человечеством -
         сам Человек, Христос Иисус,
         отдавший себя как выкуп за всех, -
         знак того, что время пришло!
 Поэтому Бог и назначил меня вестником,
 апостолом и наставником язычников в вере и истине.
 Я не лгу, я говорю правду!
 Так вот, я хочу, чтобы мужчины везде и всюду
 воздевали в молитве руки с чистыми помыслами, без гнева и споров.
 Это касается и женщин.
 И пусть они одеваются скромно и украшают себя
 стыдливостью и благоразумием.
 Не прическами, золотом, жемчугами и дорогими нарядами,
 а тем, что пристало женщинам, которые называют себя почитающими Бога,
 то есть добрыми делами.* (1Тим.2:1-10/#/)

                                * * *

*Всё, что создано Богом, хорошо,
 и нельзя отвергать ничего, что принимается с благодарностью,
 потому что оно освящается Божьим словом и молитвой.
 Давай братьям такие наставления,
 и ты проявишь себя добрым слугой для Христа Иисуса,
 вскормленным словами веры
 и того замечательного учения, которому ты последовал.
 Сам же ты сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней,
 но упражняй себя в подлинном богопочитании.
 Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,
 оно же полезно всегда,
 потому что в нем обещание жизни и нынешней, и будущей.
 Вот верные слова, достойные быть принятыми.
 Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук,
 ради этого боремся, потому что мы надеемся на Живого Бога,
 а Он - Спаситель всех людей, особенно верующих.
 Вот этого требуй и так учи.
 Пусть никто не смотрит на тебя свысока из-за того, что ты молод.
 Ты же будь примером для всех верующих -
 в речах, в поведении, в любви, вере и чистоте.
 До тех пор, пока я не приду,
 посвяти себя чтению Писания, проповеди и учению.
 Не пренебрегай даром, что был дан тебе через пророчества
 и во время возложения рук старейшинами.
 Усердно занимайся всем этим, будь прилежен,
 и тогда все увидят твои успехи.
 Следи за собой и за тем, чему учишь.
 Крепко держись всего этого,
 ведь поступая так, ты спасешь и себя, и своих слушателей.*
                                                      (1Тим.4:4-16/##/)

* * *

*Своим ученикам Иисус сказал:
 — Вот почему Я говорю вам:
 не беспокойтесь о том,
 что для жизни вам пища нужна
 и для тела одежда.
 Ведь жизнь важнее еды
 и тело важнее одежды.
 Посмотрите на воронов:
 не сеют они и не жнут,
 нет у них ни кладовых, ни закромов,
 но Бог их кормит.
 А вы намного дороже, чем птицы!
 Кто из вас, как бы он ни старался,
 может продлить свою жизнь хоть на час?!
 А если вы даже такой малости не можете,
 к чему заботиться об остальном?
 Посмотрите, как растут лилии:
 они не трудятся, не прядут.
 Но, говорю вам, сам Соломон, при всём своем блеске,
 не одевался так, как любая из них.
 И если полевую траву,
 которая сегодня есть, а завтра брошена в печь,
 Бог так одевает,
 то уж вас-то тем более, маловеры!
 Не думайте о том, что вам есть и что пить,
 и не заботьтесь об этом.
 Это главная забота всех язычников этого мира.
 А ваш Отец знает, что вам всё это нужно.
 Стремитесь к одному — к Его Царству,
 а всё остальное Он даст вам в придачу.
 Не бойся, малое стадо!
 Такова воля Отца — даровать вам Царство.
 Продавайте имущество и помогайте бедным,
 заводите себе кошельки, что не знают износа,
 копите богатство, которое не оскудеет, —
 на небесах, куда вор не доберется
 и где моль не съест.
 Потому что где ваше богатство,
 там будет и сердце ваше.
 Всегда будьте в полной готовности:
 одежды ваши подпоясаны и светильники зажжены.
 Будьте подобны тем, кто ждет возвращения своего хозяина со свадьбы,
 чтобы открыть ему, как только он вернется и постучит.
 Счастливы те слуги, которых хозяин, вернувшись, застанет не спящими.
 Верно вам говорю, он сам подпояшется, усадит их за стол
 и будет им прислуживать.
 Счастливы они, если он застанет их не спящими,
 в какой бы час ни вернулся, в полночь или на рассвете.
 Знайте, если бы хозяину дома было известно, в какое время придет вор,
 он не допустил бы, чтобы вор забрался в его дом.
 Будьте и вы в готовности,
 потому что Сын человеческий вернется в час, когда вы не ждете.*
                                                      (Лк 12:22-40/***/)

* * *

*Войдя в Храм, Иисус начал выгонять торговцев, говоря им:
   — В Писании сказано:
    "Дом Мой будет домом молитвы",
   а вы превратили его в разбойничий притон!
 Иисус каждый день учил в Храме.
   Старшие священники, учителя Закона и виднейшие люди из народа Израиля
   хотели расправиться с Ним.
   Но они не могли придумать, как это сделать,
   потому что весь народ был неотлучно при Нём, слушая каждое Его слово.*
                                                          (Лк 19:45-48/*/)

* * *

*Учителя́ Закона и старшие священники ... стали следить за Иисусом и подослали к Нему несколько человек, якобы очень благочестивых, чтобы поймать Его на слове, а затем передать под власть римского наместника, ему на суд. Те спросили Иисуса:
  — Учитель, мы знаем, что слова Твои и учение верны и что Ты никому не угождаешь, а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи. Скажи, разрешается нам платить подать цезарю или нет?
 Иисус, разгадав их злой умысел, сказал им:
  — Покажите Мне денарий. Чье на нём изображение и чье имя?
  — Цезаря, — ответили они.
  — Стало быть, цезарево отдайте цезарю, а Божье — Богу, — сказал им Иисус.
 Им не удалось при народе поймать Его на слове. Изумленные Его ответом, они замолчали.* (Лк.20:19-38/**/)

             *********************************************

/#/ содержит стихи из апостольского чтения среды.
/##/ содержит часть апостольского чтения пятницы.
/*/ еванг. чтение вторника.
/**/ из еванг. чтений пятницы.
/***/ включает еванг. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3470.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»