=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 19 декабря 2016 г. ст.ст., воскресенье 28-е по Пятидесятнице.
  воскресенье перед Рождеством Христовым,
  память предков по плоти Господа Иисуса Христа.

  литургические чтения: Евр.11:9-10,17-23,32-40; Мф.1:1-25.

 

 

 

 

 

 

     > ГЕНЕАЛОГИЯ КАК ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

> Большинство христиан и многие нехристиане могут в общих чертах пересказать историю зачатия и рождения Иисуса. Но скорее всего, они при этом даже не упомянут о двух подробных родословных Иисуса, которые приводят Матфей (1:1-17) и Лука (3:23-38). И это достаточно разумно, поскольку, если начать с длинного перечня предков, можно испортить всю историю в целом (). Мы также понимаем, что идем на риск, начиная разговор о генеалогии. Но мы делаем это намеренно, потому что здесь содержится первое и отчетливое указание на природу и цель двух историй о Рождестве. Именно эти две родословные показывают, что повествования о зачатии, рождении и младенчестве Иисуса представляют собой в большей мере богословскую метафору и символическую притчу, чем описание исторических фактов.

> И мы сделаем еще более решительное заявление. Если вы поймете, что эти родословные содержат минимум исторической информации и максимум богословия, вы увидите, что такой же характер носят и повествования о Рождестве в целом. Сто́ит понять, с какой целью приведены эти родословные, и вы поймете, зачем Матфей и Лука начинают свои евангелия с метафорических увертюр. Мы говорили о том, что каждое из повествований представляет нам всё евангелие в миниатюре, подобным образом каждая родословная дает нам миниатюрное изображение соответствующей увертюры.

<...>

> Один Иисус, две родословные

> Сначала мы рассмотрим расхождения между родословными у Матфея (1:1-17) и у Луки (3:23-38). () Мы сделаем это не для того, чтобы указать на ошибки евангелистов или обвинить их в недобросовестности, но чтобы понять религиозные цели и богословские намерения, стоящие за этими родословными.

> Место в тексте. Самое удивительное то, что Матфей поместил родословную Иисуса в начало повествования о Рождестве, а Лука начинает с нее рассказ об общественном служении Иисуса — она стои́т после крещения, — то есть у него родословная находится вне истории Рождества.

> Направление. Понятно, что любую родословную можно представить одним из двух способов. Можно двигаться от родителей к детям, от предков к потомкам — или можно от детей переходить к родителям, от потомков к предкам. Родословная по Матфею строится по нисходящей, родословная по Луке — по восходящей:

> Родословная
по Матфею
> Авраам
 
> Родословная
по Луке
> Иисус
> Иисус
> Адам

> Выбор направления: по нисходящей от Авраама до Иисуса у Матфея или по восходящей от Иисуса к Адаму у Луки — по-видимому, не несет в себе какого-либо особого смысла. Это просто выбор одной из двух возможностей.

> Форма. Похоже, что и форма здесь не имеет особого смысла. Так, у Матфея (1:2) говорится, скажем: «Авраам родил Исаака» (то есть «Авраам стал отцом Исаака»), а у Луки еще короче: «Исаака, Авраама» (то есть «Исаак был сыном Авраама»), так что в греческом оригинале у нас просто стои́т перечень имен, одного за другим, в родительном падеже.

> Количество. Матфей говорит о 14 + 14 + 14, то есть о 42-х, «родах» (поколениях) от Авраама до Иисуса, но этот расчет оказывается неправдоподобным, если понимать его буквально <...>. Если вести подсчет поколений, то есть всех случаев, когда «x родил y», у нас получится 13 + 14 + 13, то есть 40 поколений. Если же вести подсчет по персонажам, не считая ни одного из них дважды, мы насчитаем 14 + 14 + 13 имен, то есть 41 человека. Как бы мы ни пытались считать, лучше помнить о том, что заявление Матфея о ритме 14 + 14 + 14 содержит, скорее, не математическую, но богословскую истину. Но об этом мы подробнее поговорим далее. Лука же лишен подобных неточностей, он просто перечисляет 77 поколений (хотел ли он показать, что их 7x11?), но ничего не говорит о количестве родов или персонажей в своем списке <...>.

> Расхождения. Хотя начиная от Авраама некоторые имена предков Иисуса в двух родословных совпадают, они расходятся (). В них совпадают шесть имен от Авраама до Есрома, семь имен от Аминадава до Давида и два имени от Салафиила до Зоровавеля. Но здесь есть два поразительных отличия. У Матфея после Давида идет его сын Соломон (царь), тогда как у Луки на аналогичном месте стои́т Нафан (пророк). Во-вторых, Матфей говорит о том, что деда Иисуса звали Иаковом, тогда как у Луки его имя Илий. И любая попытка примирить эти версии, чтобы можно было говорить об их исторической достоверности, — это просто потеря времени. Эти списки представляют собой притчи, а не исторические данные, и ниже нам еще предстоит рассмотреть вопрос о том, ради чего они были созданы.

> Итак, отличия здесь очевидны. Но в таком случае есть ли значимые совпадения между двумя родословными?

> Структура. В начале и в конце обеих родословных стоя́т слова, которые подчеркивают смысл этих списков:

> Родословная
по Матфею
 
> Родословная
по Луке
> «Книга о рождении Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова». (1:1) > «Он [Иисус], как думали, был сын Иосифа». (3:23)
> Перечень имен и поколений (1:2-16) > Перечень имен и поколений (3:24-37)
> «Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов: и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». (1:17) > «[Сын] Адама, [сын] Бога». (3:38)

> Патриархальный характер. Самое разительное сходство между двумя родословными — это то, что они подчеркивают роль мужчин, то есть носят патриархальный характер. Хотя оба евангелиста утверждают, что Иисус родился от женщины без участия мужчины, может показаться, что почти во всех других случаях мужчины рождали сыновей без участия женщин, — хотя у Матфея здесь четыре исключения. Это Фамарь (1:3), Раав и Руфь (1:5) и безымянная женщина, «бывшая за Урией» (1:6).

> По Матфею отцы рождают сыновей, по Луке сыновья происходят от отцов, но матери (за исключением четырех случаев у Матфея) удивительным образом отсутствуют. И в родословной по Луке (3:23) не упомянута даже сама Мария, хотя она есть у Матфея (1:16). Куда же подевались все матери?

> <...> приведем один пример из иудейского контекста I века, где также отражено патриархальное мышление.

> В 90-х годах I века н.э. иудейский историк Иосиф Флавий в своем автобиографическом сочинении «Жизнь» рассказывает о той мудрости, которую он проявлял не по годам рано (). И этой истории предшествует его родословная. Он уверяет, что его «род не низок, но берет свое начало от священников, живших в далекой древности» и что «у нас связь со священниками отражает знатное происхождение» ().

> Далее Флавий заявляет: «Кроме того, со стороны моей матери я имею в себе царскую кровь» (). И затем он рассказывает о связи предков матери с династией Хасмонеев, или Маккавеев, священников-царей, которые правили Израилем на протяжении столетия, а затем, в середине I века до н.э., пришли римляне и сменили этих правителей династией Ирода. Флавий говорит, что его царственная родословная примерно к 135 году до н.э. включает пять поколений и берет начало от «прадеда деда» ().

> В этой краткой родословной некоторые вещи сразу привлекают к себе внимание. Флавий устанавливает родственные связи между собой и Симоном, двигаясь по нисходящей, подобно Матфею, а не по восходящей, как Лука. При этом он упоминает исключительно мужские имена. И хотя Флавий стремится подчеркнуть свои связи с царским родом, он не называет имя знатной женщины, для него она просто «дочь первосвященника Ионафана». Флавий приводит здесь девять имен мужчин, но ни одного женского — включая имя той женщины, которая единственная дает ему основание хвастаться царской кровью. В этом, несомненно, проявляется его патриархальное мышление. Подобное мышление отражается и в родословных, приводимых евангелистами.

> Стои́т обратить внимание и еще на одно обстоятельство: Флавий доказывает, что в его жилах течет кровь как священников, так и царей. Именно такое сочетание предков иудеи того времени считали самым почтенным. Такого же рода сочетание мы видим у Луки (но не у Матфея). Через Марию Иисус в родстве со священниками, а через Иосифа — с царями. Елисавета происходила «из дочерей Аароновых» (1:5), а Мария была ее «родственницей» (1:36). Иосиф же происходил «из дома и рода Давидова» (2:4).

 

 

 

к евангельскому чтению:
 +++ В.Н. Кузнецова: Рождение Иисуса. Иммануэль
 +++ протопресвитер Александр Шмеман:
      история человечества исполнена глубокого духовного смысла
                                                      (+ссылки)
 +++ митрополит Сурожский Антоний: обещание исполнено (+ссылки)

 

 

 

 

С новолетием, дорогие читатели! Да увенчает Господь наступивший год щедростью Своей!

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Иисус сказал:
 'Чему подобно Царство Бога? С чем Мне его сравнить?
  Представьте себе: вот горчичное зернышко,
  его взял человек и посадил у себя в огороде,
  и оно выросло высотою с дерево, и птицы в его ветвях свили гнёзда'.
 И еще сказал Иисус:
 'С чем сравнить Мне Царство Бога?
  Представьте себе: вот горстка дрожжей,
  их взяла женщина и положила в целых три пуда муки -
  и поднялось всё тесто'. ...
 Какой-то человек спросил Его:
 'Господь, неужели будут спасены только немногие?'
 Иисус им сказал:
 'Постарайтесь пройти через узкую дверь, потому что, поверьте,
  многие будут пытаться войти, но не сумеют.
  А когда встанет хозяин дома и дверь закроет, вы окажетесь снаружи,
  будете стучаться в дверь, говоря: "Господин наш, открой нам!"
  А он вам скажет в ответ: "Я не знаю, кто вы и откуда".
  Станете вы тогда говорить:
  "Мы с тобой вместе ели и пили. Ты учил у нас на площадях".
  А он вам ответит:
  "Я не знаю, кто вы и откуда. Уйдите от меня, все творящие зло!"
  И заплачете вы и заскрипите зубами,
  когда увидите Авраама, Исаака, Иакова
  и всех пророков в Царстве Бога,
  а вы - изгнаны вон!
  Придут с востока и с запада, с севера и с юга
  и усядутся за пиршественный стол в Царстве Бога.
  Тогда те, кто сейчас последние, станут первыми,
  а первые станут последними'.* (Лк.13:18-21,23-30/*^/)

                                * * *

*Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову
 и ушел в землю, которую должен был получить во владение.
 Он ушел, не зная, куда идет.
 Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле,
 живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом -
 им было обещано то же наследие.
 Ведь он дожидался города, возведенного на крепком фундаменте,
 города, архитектором и строителем которого является сам Бог. ...
 Благодаря вере Авраам, когда его испытывал Бог,
 принес в жертву Исаака.
 Он готов был пожертвовать единственным сыном,
 тем, который был ему обещан,
 о котором было ему сказано: "Потомство у тебя будет от Исаака".
 Он считал, что Бог способен поднимать даже из мертвых,
 он и получил его из мертвых. ...
 У меня не хватит времени рассказать
 о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде,
 а также о Самуиле и пророках.
 Благодаря вере они покоряли царства, вершили справедливость,
 добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов,
 гасили яростный огонь, спасались от острия меча,
 обретали силу после слабости, становились могучими в бою,
 разбивали войска чужеземцев.
 Женщины получали умерших детей воскресшими.
 Иных мучили до смерти, но они отказались от свободы,
 чтобы обрести воскресение в лучшей жизни.
 Другие же испытали на себе издевательства и побои,
 даже цепи и тюремные решетки.
 Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами.
 Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры,
 вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.
 Те, кого весь мир был недостоин,
 блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях.
 Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу,
 но не получили обещанного.
 И это ради нас,
 чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами,
 так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.*
                                        (Евр.11:8-10,17-19,32-40/***/)

* * *

*Иисус начал учить их,
 что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий,
 и что старейшины, старшие священники и учителя́ Закона отвергнут Его,
 и что Его убьют,
 но через три дня Он воскреснет. ...
 Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить.
 Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра:
 "Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!"
 Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал:
 "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе,
  возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной".* (Мк.8:30-34/*/)

* * *

*Иисус сел, подозвал к себе двенадцать учеников и сказал им:
 "Тот, кто хочет быть первым, пусть станет последним и служит всем".
 Он взял ребенка и поставил его перед ними.
 Обняв его, Он сказал ученикам:
 "Кто одного из таких детей примет ради Меня,
  тот примет Меня.
  А кто примет Меня,
  тот не только Меня примет,
  но и Того, кто Меня послал".
 Иоанн сказал Ему:
 "Учитель, мы видели одного человека,
  который Твоим именем изгонял бесов,
  и мы ему запретили, раз он с нами не ходит".
 Иисус ответил:
 "Не мешайте ему!
  Кто совершит чудо, призвав Мое имя,
  не сможет сразу же начать Меня чернить.
  Кто не против нас, тот за нас!
  Кто вас кружкой воды напоит,
  потому что вы - ученики Помазанника,
  верьте Мне: не останется он без награды!"* (Мк.9:35-41/**/)

             *********************************************

/*/ еванг. чтение среды.

/**/ из еванг. чтения пятницы.

/*^/ из еванг. чтения субботы перед Рождеством.
/***/ из апост. чтения воскресенья перед Рождеством.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3473.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»