=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

/Этот текст планировался на праздник Обрезания (его по старому стилю Православная Церковь праздновала в минувшую субботу), но не получилось.../

 

 

> Мы должны на мгновение задержаться перед фактом — чрезвычайно важным, — что в Иисусе Христе мы имеем дело с тем, в ком воплощается и открывается миссия народа Израиля, еврейского народа. Христос, слуга Божий, вышедший из этого народа, — образец служения Богу для всех народов. Он и народ Израиля — это две реальности, неразделимые не только тогда, но и во всей истории вообще, неразделимые навек. Израиль ничто без Иисуса Христа, но до́лжно сказать: Иисус Христос не был бы Иисусом Христом без Израиля. Поэтому следует посмотреть прежде всего на Израиль для того, чтобы действительно увидеть Иисуса Христа.

> Народ Израиля, народ Ветхого Завета — это народ, с которым Бог заключил завет, воспроизводящийся постоянно и в новых формах на протяжении его истории. С этим народом связано понятие союза между Богом и человеком. Поскольку Союз Бога с человеком раз и навсегда есть Его союз с народом Израиля, то следует говорить об отличии этого союза от философской идеи, от общечеловеческого представления. Не об идее и не о представлении идет здесь речь, а о том факте, что из народов Бог признавал Авраама и с ним и с его родом, с его "семенем" заключил союз. Вся история Ветхого Завета, а тем самым и народа Израиля есть не что иное, как история этого союза между Богом и этим народом, этим народом и Богом, который носит имя Яхве.

> Признавая, что христианская вера и христианская весть адресованы всем людям, что они возвещают Бога, который есть Бог всего мира, нельзя проходить мимо того, что путь к всеобщей, универсальной, охватывающей весь мир, всех людей истине есть путь частных откровений Его в истории! Ведь Бог необычайным и кажущимся в высшей степени произвольным образом стал Богом Авраама, Исаака и Иакова. Так что всё, что мы можем узнать из действия Бога по отношению к человеку, постоянно соотносится с тем обстоятельством, что Он — Бог Авраама, Исаака и Иакова. Этот народ Израиля, каким его нам представляет Ветхий Завет, народ Израиля в его избрании и призвании, в его уникальном отличии, но и в его глупости, в его падении и в его слабости, объект постоянно подтверждаемой любви и доброты Бога, но в то же время и объект необычайно сурового суда Бога, — этот народ представляет для всех исторический образ свободной милости Бога.

> Здесь речь не идет о каком-то обстоятельстве, на которое мы, христиане из язычников, мы, греки, германцы, галлы, русские могли бы сослаться как на нечто, нас более не касающееся, как если бы христианство сегодня словно бы парило над историей Израиля, будучи отделенном и удаленным от нее. Если бы христиане полагали, что Церкви и Синагоге больше нет дела друг до друга, то всё было бы потеряно. И там, где такой разрыв между Общиной христиан и иудейским народом происходил, там наступало какое-то отмщение для Церкви. Ведь при этом втайне отвергалась полнота реальности откровения Бога, а вследствие этого философия и идеология брали верх и изобреталось то или иное христианство по греческому или германскому или какому-то еще свободно выбранному образцу.

> Знаете ли вы анекдот, в котором наилучшим образом отражено значение еврейского народа? Фридрих Великий однажды спросил своего лейб-медика Циммермана: "Циммерман, могли бы Вы указать мне хотя бы на одно доказательство бытия Бога?" — и Циммерман ответил: "Ваше Величество! Евреи!" Он хотел этим самым сказать, что когда спрашивают о доказательстве бытия Бога, о чём-то видимом и постижимом, что никто не может оспаривать, что развертывается на глазах у всех, то следует указывать на евреев. Они существуют вплоть до сегодняшнего дня. Сотни мелких народов Переднего Востока исчезли, все остальные семитские племена того времени рассеялись и растворились в огромном море народов, а этот маленький народ один сохранился. И когда сегодня говорят о семитизме или об антисемитизме, то имеют в виду этот маленький народ, который примечательным образом всё еще на виду, всё еще узнаваем физически и духовно.

> И действительно, когда спрашивают хотя бы об одном доказательстве бытия Бога, то достаточно просто указать на этот голый исторический факт. Ведь в личности еврея перед нами предстает свидетель — свидетель союза Бога с Авраамом, Исааком и Иаковом, а тем самым — и со всеми нами. Даже тот, кто не понимает Священное Писание, может видеть это напоминание.

> Обратите внимание, что с богословской точки зрения примечательно, важно, с духовной точки зрения чрезвычайно значимо то обстоятельство, что оставшийся ныне в прошлом национал-социализм по самой своей сути был антисемитским, что в этом движении было с демонической отчетливостью признано: врагом является еврей. Да, врагом такого дела должен был стать еврей. В этом еврейском народе действительно вплоть до наших дней живо присутствует чрезвычайность откровения Бога.

> Иисус, Христос, Спаситель и слуга Божий есть тот, кто осуществляет и открывает миссию народа Израиля, Он есть тот, кто реализует союз, заключенный между Богом и Авраамом. Когда Церковь исповедует Иисуса Христа Спасителем и слугой Божием для нас, для всех людей, тем самым также и для огромного числа тех, у кого нет никакой непосредственной связи с народом Израиля, то произносит это исповедание этому Иисусу Христу не вопреки тому, что Иисус был евреем (как если бы это еврейство было нечто постыдное, от чего можно было бы и следовало бы отвернуться!). Нельзя придерживаться и того мнения, что мы веруем в Иисуса Христа, который лишь случайно был израильтянином, но равным образом мог бы происходить и из какого-либо другого народа. Нет, здесь следует мыслить сугубо строго: Иисус Христос, в которого мы веруем, которого мы, христиане, происходящие из язычников, называем своим Спасителем и прославляем как свершителя деяния Бога для нас, необходимо был евреем. Мимо этого факта нельзя проходить, он относится к конкретной действительности замысла Бога и Его откровения. Ведь Иисус Христос — исполнение союза, заключенного Богом с Авраамом, Исааком и Иаковом, и реальность этого союза есть основа, смысл, цель творения. Проблема Израиля — поскольку проблема Христа неотделима от нее — является проблемой бытия вообще. Тот, кто стыдится Израиля, стыдится Иисуса Христа, и тем самым — и своего собственного существования.

<...>

> <...> Народ, который — и это было еще одной стороной национал-социализма — сам себя избирает и делает основой и масштабом всех вещей, такой народ должен рано или поздно столкнуться с поистине избранным народом. В провозглашении идеи своей подобной избранности уже заключено — еще до того, как заявлен антисемитизм, — принципиальное отрицание Израиля, а тем самым отрицание Иисуса Христа и в конечном счете отрицание самого Бога.

> Антисемитизм есть образ безбожия, в сравнении с которым то, что обычно называют атеизмом, каким он нам известен, к примеру, по России, есть нечто невинное. Здесь речь идет о столкновении с Христом. С богословской точки зрения (оставил в стороне политику) эта затея должна была потерпеть неудачу и рухнуть. Об эту  скалу разбивается всякий человеческий приступ, сколь бы мощным он ни был. Ведь пророческое, жреческое и царственное призвание народа Израиля тождественно с волей и замыслом Бога, насколько достоверно они реализованы и открыты в Иисусе Христе.

> Что это означает: призвание Израиля? Когда Библия говорит об избрании Израиля и о неравенстве этого народа с другими народами, когда мы, таким образом, наблюдаем в Ветхом Завете особое существование Израиля, то речь идет при этом о призвании, миссии, апостольстве. В этом сущность Израиля — человек или сообщество, народ на службе Бога. Этот народ выделен не ради его собственной чести, выделен не в смысле национального притязания, а выделен для других народов и как слуга всех народов. Этот народ есть уполномоченный Бога. Он должен возвещать Его Слово — в этом его пророческое призвание. Своим существованием он должен быть свидетельством того, что Бог не только говорит, но предстает в его лице и отдается смерти — в этом его жреческое призвание. И наконец, данный народ как раз в силу своего политического бессилия должен быть свидетельством среди других народов господства Бога над людьми — в этом его царственное призвание.

> Человечество нуждается в таком пророческом, жреческом и царственном служении. Ветхий Завет стремится показать такое призвание Израиля во всей полноте его действительности, постоянно вознося благодарную хвалу Богу за чудодейственное спасение и сохранение этого маленького народа. Пророческое призвание Израиля в особенной мере наглядно в появлении определенных личностей, прототипом которых наряду с Авраамом являются, прежде всего, Моисей как создатель единства израильского народа, а вслед за ним пророки, постоянно появлявшиеся в самых разнообразных обличьях. Иная линия наглядно видна во всём, что связано со скинией, Храмом и жертвоприношением. А царственная миссия, наконец, представлена в царстве Давида с его примечательным продолжением в царстве Соломона. Именно в царстве Давида образцово явлена цель милости Божьей: Израиль как представитель господства Бога на земле. Окончательно это призвание Израиля находит исполнение в явлении и происхождении из этого народа Иисуса Назарянина, в Его не вызывающей сомнений принадлежности к этому народу.

Карл Барт. Очерк догматики, из лекции 11 // СПб.: Алетейя, 1997 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Смотри́те, братья мои, чтобы у вас,
 верующих в прославленного Господа нашего Иисуса Христа,
 не было пристрастного отношения к людям.
 Предположим, придет на ваше собрание богач
 с золотым кольцом на пальце, в роскошном одеянии,
 и придет бедняк в замызганной одежде.
 Ведь вы сразу обратите внимание на того, кто в роскошном одеянии,
 и скажете: "Садись сюда, здесь хорошее место",
 а бедняку скажете: "А ты стань там" или "Сядь на пол, у моих ног".
 Разве тем самым вы уже не провели различия между братьями
 и не стали судьями неправедными?
 Послушайте, братья мои любимые!
 Разве не Бог избрал бедняков мира, чтобы они стали богатыми верой
 и унаследовали Царство, которое Он обещал тем, кто Его любит?
 А у вас бедняк унижен.
 А разве не богачи вас угнетают, разве не они таскают вас по судам?
 Разве не они хулят то прекрасное имя, которым вас нарекли?
 Но если вы исполняете царственный закон, данный в Писании:
 "Люби ближнего, как самого себя",
 то поступаете как до́лжно.
 А если вы пристрастны, значит, вы совершаете грех,
 и Закон уличает вас в том, что вы его нарушители.
 Ведь тот, кто исполнил весь Закон, но в чём-то одном оступился,
 виновен в нарушении всего Закона.
 Тот, кто сказал "Не нарушай супружескую верность!",
 сказал также "Не убивай!"
 Значит, даже если ты не нарушаешь верность, но убиваешь,
 то ты всё равно стал нарушителем Закона.
 Поэтому говорите и действуйте как люди,
 которых будут судить по закону, несущему свободу,
 потому что суд немилосерден к тем, кто сам не проявляет милосердия.
 А милосердию суд не страшен!* (Иак.2:1-13/*/)

* * *

*... укрепляйте себя в единении с Господом Его мощью и силой.
 Наденьте Божьи доспехи — тогда вы сможете устоять перед кознями дьявола.
 Потому что мы ведем бой не с людьми из плоти и крови,
 а с Началами, с Властями, со вселенскими повелителями этого мира тьмы,
 с духовными силами зла в небесном мире.
 И поэтому наденьте Божьи доспехи,
 чтобы у вас хватило сил противостоять им в черный день и выстоять,
 всё преодолев.
 Так стойте неколебимо, опоясав себя истиной
 и облекшись в панцирь праведности.
 Пусть обувью вашей будет готовность нести Радостную Весть о мире.
 И кроме того, крепко держи́те в руках щит веры —
 им вы погасите все раскаленные стрелы Врага.
 Возьмите еще шлем спасения и меч Духа, то есть Слово Бога.*
                                                       (Еф.6:10-17/***/)

* * *

*Потом Иисус был уведен Духом в пустыню, чтобы там Его испытал дьявол.
 Иисус провел сорок дней и сорок ночей в посте и сильно проголодался.
 Дьявол, испытывавший Его, подошел и сказал Ему:
 — Если Ты Сын Бога, скажи, пусть эти камни станут хлебом.
 Иисус ответил:
 — В Писании сказано:
  "Не только хлебом должен жить человек,
   но и каждым словом,
   исходящим из Божьих уст".
 Тогда дьявол приводит Его в святой город,
 ставит Его на самый верх Храма и говорит Ему:
 — Если Ты Сын Бога, бросься вниз. Ведь Писание говорит:
  Бог "ангелам Своим повелит оберегать Тебя —
   они на руки подхватят Тебя,
   чтобы нога Твоя не споткнулась о камень".
 — Там сказано также: «Не испытывай Господа, Бога твоего», —
 ответил Иисус.
 Снова берет Его дьявол, на очень высокую гору,
 показывает Ему все царства мира во всём их блеске и говорит Ему:
 — Я всё это отдам Тебе, если Ты, пав на землю, поклонишься мне.
 — Прочь, Сатана! — ответил ему тогда Иисус. — Ведь Писание говорит:
  "Господу, Богу твоему, поклоняйся,
   и Его одного почитай".
 Тогда дьявол оставил Его.
 Тут же пришли к Иисусу ангелы и прислуживали Ему.* (Мф.4:1-11/****/)

* * *

*Иисус рассказал им притчу, чтобы они знали, что надо всегда молиться
 и никогда не отчаиваться:
 — Был в одном городе судья, он ни Бога не боялся, ни людей не стыдился.
  И была в том городе вдова, которая всё время ходила к нему и говорила:
  "Помоги мне добиться правды, разреши мою тяжбу!"
  Он долго не соглашался, а потом сказал себе:
  "Хотя я ни Бога не боюсь, ни людей не стыжусь,
   но эта вдова такая назойливая.
   Решу ее дело, чтобы она больше не ходила и не изводила меня".
  Вы слышали, что говорит этот бесчестный судья? — спросил Господь. —
  Так неужели Бог не защитит Своих избранников,
  взывающих к Нему денно и нощно?
  Разве станет Он медлить?
  Говорю вам, суд Его будет правым и скорым.
  Но найдет ли Сын человеческий, когда вернется, такую веру на земле?*
                                                         (Лк.18:1-8/**/)

             *********************************************

/*/ апост. чтение пятницы.
/**/ вкл. ряд. еванг. чтение субботы.
/***/ апост. чтение субботы по Богоявлении.
/****/ еванг. чтение субботы по Богоявлении.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3480.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm