=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 16 января 2017 г. ст.ст.,
  воскресенье 32-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Тим.4:9-15; Лк.19:1-10 (вс "о Закхее").

 

 

 

к апостольскому чтению:
 +++ свящ. Cергий Желудков:
      "оправославить весь христианский мир"? & ЕДИНСТВО ДУХА
                              messia.ru/rasylka/009/2370.htm

 

 

 

                                * * *

 

1 / 2   Войдя в Иерихон, Иисус проходил по его улицам. В городе

        был человек по имени Закхей, главный сборщик податей, человек

3       богатый. Ему очень хотелось посмотреть на Иисуса, какой Он

        из себя, но он не мог увидеть Его из-за толпы, потому что

4       был маленького роста. Тогда он, забежав вперед, залез

        на тутовое дерево, чтобы увидеть Иисуса, когда Он будет

5       проходить мимо. Иисус, подойдя к тому месту, поднял на него

        глаза и сказал:

 

          - Закхей! Скорее слезай! Я должен у тебя сегодня

        остановиться.

 

6       Тот поспешно спустился вниз и с радостью принял Иисуса.

7       Видя это, все стали возмущаться и говорить:

 

          - Остановиться у такого грешника?!

 

8      Закхей стал перед Господом и сказал:

 

          - Господь, обещаю: половину имущества отдам бедным, а с кого

        взял лишнего, верну в четырехкратном размере.

 

9         - Сегодня пришло спасение в этот дом, - сказал Иисус. - Ведь

10      и он сын Авраама. А Сын человеческий пришел, чтобы найти

        и спасти то, что пропало.

 

                          ( от Луки, гл. 19, перевод В.Н. Кузнецовой )

 

 

 

> <...> Мы так не привыкли быть самими собой в сколько-нибудь глубоком и подлинном смысле, что нам кажется почти невозможным понять, откуда начать поиски. Однако все мы знаем, что бывают моменты, когда мы более, чем обычно, приближаемся к своему подлинному "я"; эти моменты следует замечать и тщательно анализировать, чтобы хоть приблизительно раскрыть, что же мы представляем собой в действительности. Обнаружить правду о самих себе нам обычно так трудно из-за нашего тщеславия, — и тщеславия самого по себе, и того, как оно определяет наше поведение. Тщеславие состоит в том, чтобы превозноситься чем-то, не имеющим никакой ценности, и зависеть в своем суждении о себе, а следовательно, и во всем своем отношении к жизни, от мнения людей, которое не должно бы иметь для нас такого веса. Тщеславие — это состояние зависимости от реакции людей на нашу личность.

> Тщеславие — первый враг, с которым следует бороться, хотя, как говорят Отцы, он же и последний, который бывает побежден. Пример побежденного тщеславия мы находим в рассказе о Закхее (Лк.19:1-10), и он может многому научить нас. Закхей был богатым человеком, занимавшим высокое социальное положение; он был чиновником Римской империи, сборщиком податей, и должен был бы держать себя соответственно своему положению. Он был знатным гражданином в своем городке; взгляд на вещи, который можно выразить словами "что скажут люди?", мог удержать его от встречи со Христом. Но когда Закхей услышал, что Христос проходит через Иерихон, ему неудержимо захотелось Его увидеть, и он забыл, что может показаться смешным — а это для нас хуже очень многих зол; и этот почтенный гражданин побежал и взобрался на дерево! Его могла видеть вся толпа, и, без сомнения, многие смеялись. Но так сильно было его желание увидеть Иисуса, что он забыл подумать, что скажут другие; на короткое время он перестал зависеть от чужого мнения и в этот момент был полностью самим собой; это был Закхей-человек, а не Закхей-мытарь или Закхей-богач или Закхей-гражданин.

> Унижение — один из путей, которым мы можем отучиться от тщеславия, но если унижение не принимается добровольно, оно может только усилить чувство обиды и сделать нас даже еще более зависимыми от мнения других людей. Высказывания о тщеславии у Иоанна Лествичника и Исаака Сирина как будто противоречат друг другу: один говорит, что тщеславия можно избежать только через гордость; другой — что путь лежит через смирение. Оба говорят это в определенном контексте, а не как абсолютную истину; но эти суждения позволяют нам увидеть, что есть общего в обеих крайностях, а именно: становимся ли мы гордыми или смиренными, мы не обращаем больше внимания на человеческое мнение, в обоих случаях мы его просто не замечаем. В жизни аввы Дорофея есть пример, иллюстрирующий первое положение.

> Приближаясь к монастырю, о котором он имел попечение, авва Дорофей увидел нескольких братьев, насмехавшихся над очень молодым монахом, который совершенно не обращал на них внимание, и поразился невозмутимостью юноши. У Дорофея был большой опыт трудностей духовной борьбы, и это показалось ему несколько подозрительным. Он спросил монаха, как тот сумел в столь юном возрасте достигнуть такого бесстрастия. Ответ был: "Зачем я стану обращать внимание на лающих псов? Я не замечаю их, судьей себе я признаю одного Бога". Это пример того, как гордость может сделать нас независимыми от мнения других людей. Гордость — это положение, когда мы ставим себя в центр всего, делаем себя критерием истины, добра и зла, подлинной ценности вещей, и тогда мы свободны от чужих суждений, а также свободны от тщеславия. Но лишь абсолютная гордость может истребить тщеславие полностью, а абсолютная гордость, к счастью, вне наших человеческих возможностей.

> Другой путь — смирение. В основе своей смирение — это положение того, кто всегда стоит перед судом Божиим. Это положение того, кто — как прах земной. Латинское слово humilitas — смирение — происходит от humus — плодородная земля. Плодородная земля лежит, никем не замечаемая, как что-то, само собой разумеющееся; она у всех под ногами, все могут попирать ее; она молчалива, неприметна, темна и, однако же, всегда готова принять семя, дать ему плоть и жизнь. Чем ниже — тем плодороднее, потому что почва становится действительно плодородной, когда принимает всё, что отвергает земля. Она лежит так низко, что ничто уже не может загрязнить, унизить, уничижить ее; она приняла последнее место, ниже идти некуда. В таком положении ничто не может нарушить душевной ясности, мира и радости.

> Бывают моменты, которые вырывают нас из состояния зависимости от реакции на нас других людей; это моменты глубокого горя или также подлинной, всепоглощающей радости. Когда царь Давид плясал перед ковчегом Завета (2Цар.6:14), многие, как дочь Саула Мелхола, думали, что царь ведет себя очень непристойно. Они, вероятно, улыбались или в замешательстве отворачивались. Но он был слишком переполнен радостью, чтобы замечать это. То же происходит и в горе: когда оно подлинно и глубоко, человек становится подлинным; позирование, сознательное и несознательное, забывается, и именно это так драгоценно в горе — и в нашем собственном и в чужом.

> Трудность в том, что когда мы подлинны, потому что находимся в радости или в го́ре, мы не склонны и не способны наблюдать за собой, замечать те черты своей личности, которые проявляются в это время. Но есть момент, когда мы еще проникнуты достаточно глубоким чувством для того, чтобы быть подлинными, но уже настолько вышли из состояния экстаза радости или горя, чтобы поразиться контрасту между тем, что мы представляем собой в этот момент, и тем, чем являемся обычно; тогда мы ясно видим свою глубину и свою поверхностность. Если мы внимательны, если мы не переходим бездумно из одного состояния ума и сердца в другое, забывая всё по мере того, как оно проходит, мы можем постепенно научиться сохранять те характерные черты нашего подлинного "я", которые выступили на мгновение.

митр. Антоний (Блум). Из беседы "Безмолвная молитва" ]

 

 

 

 

 

+++ митр. Антоний (Блум):
     Больше всего в поиске Бога мешает боязнь быть осмеянными
                     messia.ru/rasylka/009/2371.htm (+ссылки)
+++ он же: тщеславие делает нас рабами людей
+++ свящ. Александр Мень: мы вообще не верим в неверующих (+ссылки)
+++ свящ. Александр Шмеман: Преддверие Великого поста (1)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней,
 но упражняй себя в подлинном богопочитании.
 Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,
 оно же полезно всегда,
 потому что в нём обещание жизни и нынешней, и будущей.
 Вот верные слова, достойные быть принятыми.
 Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук,
 ради этого боремся,
 потому что мы надеемся на Живого Бога,
 а Он - Спаситель всех людей, особенно верующих.* (1Тим.4:7-10/*/)

* * *

*Хвала тому, кто переносит бе́ды потому, что сознаёт волю Бога, и страдает незаслуженно. А какая может быть слава, если вы те́рпите побои потому, что в чём-то провинились? Но если вы делаете добро и терпеливо перено́сите страдания, вот тогда это заслуга в глазах Бога. Ведь вы к этому призваны, потому что Христос страдал за вас и оставил вам пример, чтобы вы следовали по стопам Того,
   кто "не свершил греха,
   и не было обмана в устах Его".
Когда Его оскорбляли, Он не отвечал оскорблениями, когда страдал, не отвечал угрозами, но предавал себя в руки праведного Судьи. Он сам в Своем собственном теле вознес наши грехи на крест, чтобы мы умерли для грехов и жили для праведности. Вы были исцелены Его ранами. Ведь вы некогда блуждали, словно овцы, но теперь вернулись к своему Пастырю и Попечителю.
И вы, жёны, так же подчиняйтесь своим мужьям, чтобы те из них, кто отвергает Слово, приняли веру без всяких слов, только благодаря поведению жён, глядя на вашу чистую и богобоязненную жизнь. Пусть ваша красота будет не внешней — не в затейливых прическах, золотых украшениях или красивой одежде, — но внутренней, той, что в сердце — нетленной красотой кроткого и безмятежного духа. Она драгоценна в глазах Божьих. Ведь так украшали себя некогда святые женщины, уповающие на Бога; они подчинялись своим мужьям. К примеру, Сарра во всём слушалась Авраама и называла его своим господином. И вы — ее дочери, если вы делаете добро и не поддаетесь страху.
Точно так же и мужьям следует в совместной жизни относиться к женам с должным пониманием и уважать их, потому что хотя они и более слабый пол, но равные с мужчинами наследницы благодатного дара жизни. Тогда ничто не воспрепятствует вашим молитвам.
И в заключение. Пусть будут у вас одинаковые мысли и чувства, одинаковая любовь к братьям, сострадание и скромность. Не воздавайте злом за зло и оскорблением за оскорбление, наоборот, воздавайте благословением, потому что вы к этому призваны, и вам в наследие обещано благословение.
    "Кто хочет счастливо жить
    и увидеть добрые дни,
    пусть хранит язык от злоречия,
    а уста — от обмана;
    пусть отвернется от зла, пусть добро созидает;
    пусть ищет мира, пусть добивается мира;
    ибо очи Господни на праведных,
    и уши открыты к моленьям их.
    Но гневен Господа лик,
    когда Он на злодеев взирает".
Да и кто причинит вам вред, если вы будете ревностны к добру? Но даже если вы страдаете за свою праведность, вы счастливы! Не бойтесь того, чего они боятся, и не страшитесь! Но Господа Христа чтите свято в сердцах своих.* (1Пе.2:19-3:15a/**/)

* * *

*Тогда к Иисусу подослали несколько фарисеев и иродиан, чтобы те поймали Его на слове. Они приходят и говорят:
 – Учитель, мы знаем, что Ты человек прямой, никого не боишься и никому не угождаешь, а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи. Скажи, позволительно платить подать цезарю или нет? Платить нам или не платить?
Иисус, увидев их неискренность, сказал:
 – Что вы Меня испытываете? Принесите Мне посмотреть денарий.
Они принесли. Иисус спрашивает их:
 – Чье здесь изображение и чье имя?
 – Цезаря, — отвечают они.
Тогда Иисус сказал им:
 – Цезарево отдайте цезарю, а Божье — Богу.
Они были поражены Его ответом.* (Мк.12:13-17/***/)

             ********************************************* 

/*/ стихи из воскресного апостольского чтения.
/**/ включает рядовое апост. чтение пн.
/***/ рядовое еванг. чтение пн.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3483.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»