=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

/продолжим тему выпуска #3484/

 

 

> ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (<Лк> 17.11–18.8)

> 17.20-37 НАСТУПЛЕНИЕ ЦАРСТВА
(Мф 24.23-28,37-41)

> 20   Фарисеи спросили Иисуса, когда наступит
>    Царство Бога.
>     — Когда наступит Царство Бога, его не увидеть
> 21 глазами, — ответил Он им. — Не скажут:
>    «Смотри, оно здесь!» или «Вон оно!» Ведь
>    Царство Бога уже среди вас.
>
22   А ученикам Иисус сказал:
>       — Наступят дни,
>        когда будете жаждать увидеть
>       один из дней Сына человеческого,
>        но не увидите.
>
23    Вам скажут: «Вон там!» или «Вот здесь!»
>        Не срывайтесь с места, не бегите вдогонку.
>
24    Словно молния, что, сверкнув,
>        озаряет всё небо от края до края, —
>       таким будет Сын человеческий
>        в день, когда Он вернется!
>
25    Но сначала Он должен претерпеть много страданий
>       и быть отвергнутым людьми этого поколения.
>
26    Как было в дни Ноя,
>        так будет и в дни Сына человеческого:
>
27    люди ели, пили, женились и выходили замуж,
>        и так вплоть до самого дня,
>       пока Ной не вошел в ковчег,
>        а потом пришел потоп — и все погибли.
>
28    То же было и в дни Лота:
>        ели, пили, продавали, покупали, сеяли, строили,
>
29    но в день, когда Лот покинул Содом,
>        пролились на землю сера и огонь — и все погибли.
>
30    Так будет и в день,
>       когда явит себя Сын человеческий!
>
31    Кто в тот день будет на крыше, а вещи его в доме,
>       пусть не спускается взять их!
>       И кто будет в поле — не возвращайся назад!
>
32    Помните о жене Лота!
>
33    Кто стремится сохранить свою жизнь,
>       тот погубит ее;
>       кто погубит — тот сохранит ее.
>
34    Верно вам говорю,
>       в ту ночь двое будут в одной постели —
>       и один будет взят, а другого оставят;
>
35    две женщины будут молоть на одной мельнице —
>       одну возьмут, а другую оставят.

>
37   Тогда ученики Его спросили:
>     — Где это произойдет, Господь?
>     — Где труп, туда соберутся стервятники, — ответил Иисус.


> 23 «Вон там!» или «Вот здесь!» – в некоторых рукописях: «Вот здесь!» или «Вон там!»
> 24 в день, когда Он вернется – в ряде рукописей эти слова отсутствуют.
> 29 сера и огонь –
в некоторых рукописях: «огонь и сера».
> 33 сохранить свою жизнь – в некоторых рукописях: «спасти свою жизнь». В поздних рукописях есть стих 36: «Двое будут в поле – одного возьмут, а другого оставят».

> 20 Ин 3.3; 18.36    21 Мк 13.21; Лк 17.23    23 Мф 24.23. 26; Мк 13.21; Лк 17.23; 21.8
> 25 Мф 16.21; 17.22-23; 20.18-19; Мк 8.31; 9.31; 10.33-34; Лк 9.22; 18.32-33
> 26 Быт 7.6-23
   28 Быт 18.20-21; 19.1-14    29 Быт 19.15-29    31 Мф 24.17-18; Мк 13.15-16
> 31-32 Быт 19.17,26
   33 Мф 10.39; 16.25; Мк 8.35; Лк 9.24; Ин 12.25    37 Иов 39.30

> Этот отрывок не связан с предыдущим, хотя, возможно, фарисеи уподоблены тем девяти прокаженным, которые после очищения не вернулись поблагодарить Иисуса. Но с него начинается очень важный текст, который среди ученых нередко называется малым апокалипсисом.

> Ст. 20 – Известно, что фарисеям были свойственны апокалиптические взгляды. Вероятно, их вопрос связан со знаками, предвещающими наступление Божьего Царства, а вместе с ним конца мира и Божьего Суда. В этом отрывке ими, вероятно, действительно движет интерес, а не желание испытать Иисуса и подловить Его на слове (в противоположность Мф 16.1; Мк 8.11). Когда наступит – дословно: «Когда приходит». Настоящее время довольно часто может иметь значение будущего, тем более что ему соответствует не имеющее форм времени арамейское причастие, так что перевод зависит от контекста. Здесь глагол дважды должен быть переведен будущим временем. {И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 122.}

> Но Иисус отказывается назвать срок, потому что «никто не знает его, несомненно лишь то, что конец наступит внезапно, в непредвиденный час. Эта мысль настойчиво внушается стих за стихом, в цепи логий и образов: конец приходит столь же внезапно, как молния (ст. 26 сл), как огненный дождь, пролившийся на Содом и Гоморру (ст. 28-33)». {Там же, с. 145.}

> Наступление Царства нельзя определить с помощью органов чувств. Увидеть глазами – дословно: «с наблюдением»; ср. синод, «приметным образом». Люди были уверены, что Бог действует согласно Своему плану и при помощи особых знаков дает знать избранным о наступлении очередных этапов приближения Конца. Но Иисус отвергает такие взгляды (см. Мк 13.32; Деян 1.7). Кроме того, евреи наблюдали за ночным небом, устанавливая начало нового месяца, пасхальная же ночь даже называлась ночью наблюдения. Ведь именно в это время, как верили, должен прийти Мессия. В Талмуде сказано: «В ту ночь вы были искуплены, в эту же ночь вы будете искуплены». Некоторые ученые утверждают, что Иисус сознательно употребил это слово, тем самым отвергая распространенные верования о времени прихода Мессии и наступлении вводимого Им Царства. И всё же более вероятно, что смысл примерно таков: «Приближение Царства нельзя заметить с помощью рационально-эмпирического наблюдения за знаками и приметами».{} Это подтверждают и три речения из евангелия от Фомы: «Иисус сказал: "Если те, которые ведут вас, говорят: 'Смотри́те, Царствие в небе!' – тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно – в море, тогда рыбы опередят вас. Но Царствие внутри вас и вне вас"» (Логия 3). «Ученики Его сказали Ему: "В какой день наступит покой тех, которые мертвы? И в какой день новый мир приходит?" Он сказал им: "То, чего вы ожидаете, пришло, но вы не узнали его"» (Логия 51).

> Ст. 21 – Ср. евангелие от Фомы: «Ученики Его сказали Ему: "В какой день Царствие приходит?" (Иисус сказал): "Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: 'Вот, здесь!' – или: 'Вот, там!' – Но Царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его"» (Логия 113). См. также ст. 23.

> Среди (вас) – греч. энто́с. «Трудность в том, что слово «энтос» неоднозначно. На бытовом греческом «энтос» означает «в области чего-либо», «в пределах», «посреди»; в греческом языке Септуагинты к тому же имеется значение «внутри у (кого-либо)»... Однако на сегодняшний день значение «внутри у...» можно с уверенностью исключить. Ни в древнем иудаизме, ни в других местах Нового Завета – нигде мы не находим представления о Царстве Божьем как о чём-то хранящемся в сердцах людей; подобное спиритуалистическое понимание как для Иисуса, так и для первохристианского предания совершенно исключено. Следовательно, остается значение «посреди, среди». Однако тут же возникает новое осложнение. Высказывание «Царство среди вас» можно толковать двояко: Царство мыслится как уже существующее (тогда «среди вас» относилось бы к присутствию Иисуса) или же как будущее:.. «будет (внезапно окажется) среди вас». {И.Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 122.} Таково же мнение и экзегетов Толковой Библии: «Некоторые толкователи (из древних – И<оанн> Златоуст и Феофилакт) давали этому изречению другой смысл. Именно, по их мнению, Христос говорил здесь о том, что царство Божие находится – «в душах ваших». Но против такого толкования решительно говорит то, что речь Христа обращена к фарисеям, в душах которых Господь всего менее мог найти признаков наступления и результатов действия этого нового порядка жизни, которое Он обозначил именем «царства Божия». {Толковая Библия, т. 3, Евангелие от Луки, с. 236-237.} В папирусах было найдено еще одно значение слова «энтос» – «вблизи, в пределах досягаемости». «Иисус говорит о присутствии Царства Бога среди людей как, вероятно, о чём-то, что находится в пределах досягаемости, если только они захотят получить его».{}

> Ст. 22 – Это один из самых трудных стихов в Евангелии. Его понимание, во-первых, зависит от того, какой смысл вкладывается в слова «дни Сына человеческого»: а) дни Его земного служения (ср. также «дни Ноя» – ст. 26) и «дни Лота» (ст. 28). В таком случае ученики будут жаждать еще раз пережить то состояние, которое они испытывали в присутствии Иисуса; б) период времени между воскресением Иисуса и концом мира; в) в раввинистической литературе этим словосочетанием называлось мессианское Царство. В этом смысле, вероятно, их следует понимать и здесь (ср. Деян 1.7).

> Так же трудны и слова: «один из дней». Их переводят по-разному: а) «первый день», то есть день, начинающий собой Новый Век спасения; б) «хотя бы один». Но не увидите – эти слова Иисуса не представляли бы трудности, если бы были обращены к неверующим: они будут полны безумных сожалений, но время ушло, и они будут удалены от лица Бога и Иисуса (ср. 2Фес 1.9). Но здесь Иисус говорит их Своим ученикам. Вероятно, дальнейший текст немного проясняет их смысл. Перед Его приходом вся вселенная будет подвержена страшным катаклизмам, и во время этого периода катастроф ученики, страдая, будут жаждать, чтобы скорее пришел их Господь, который спасет их (ср. Откр 6.10). Это будет тяжелое время ожиданий и молитвенных воплей, о чём Иисус расскажет притчу (см. 18.1-8). Печаль и страдания последних времен – один из характерных признаков апокалипсиса. Те, что хотят увидеть Славу Божью, должны научиться вере, стойкости и терпению. <...>

> Ст. 23 – В этом стихе огромное количество разночтений, что затрудняет его понимание. Вон там! – в зависимости от того, какое подлежащее мы подставим («Он вон там» или «Оно вон там»), значение предложения изменится. В параллельном тексте Марка (13.21) речь идет о Мессии и Иисус предостерегает Своих слушателей от лжемессий и лжепророков. Вероятно, у Луки смысл тот же, что и <у> Матфея: «Так вот, если скажут: «Смотри, Он в пустыне!», – не ходите туда, или: «Смотри, Он скрывается здесь, в этом доме», – не верьте» (24.26). То, что люди будут говорить: «Вон там! или «Вот здесь!» – вероятно, отражает традицию, согласно которой Мессия пребывает в безвестности до дня Своего явления Израилю ().

> Ст. 24 – Когда Сын человеческий явится, Его приход будет очевиден для всех. Так видна вспышка молнии (согласно некоторым толкованиям: «сияние солнца»), в один миг озаряющая всю землю. Он явится как могущественный Судья, в сиянии славы Отца. Возможно, слово «молния» употреблено для того, чтобы подчеркнуть не только внезапность явления Иисуса, но и сияние Его славы. Ср. Пс 97(96).4; Ис 62.1; Зах 9.14. Сверкание молнии также связано с теофаниями (явлениями Бога). Всё небо от края до края – возможно иное понимание: «всю землю от края до края» (ср. Мф 24.27: «с востока до запада»). В день, когда Он вернется – дословно: «в Свой день». В библейской мысли ожидался День Господа, теперь этот День Суда и установления Царства становится Днем Сына человеческого. Сын человеческий явит в себе всю Славу Божью. Ср. ст. 30.

> Ст. 25 – Иисус не намекает на Свою участь притчами и загадками, но говорит открыто. Иисус знает, что Он должен умереть, такова воля Бога. <...> Он будет отвергнут людьми этого поколения. В Библии это словосочетание всегда имеет отрицательный смысл: так назывались люди, жившие накануне Потопа (Быт 7.1), и те, что сорок лет блуждали в пустыне (Втор 32.5,20; Пс 95(94).10-11; см. также Мк 9.19). См. также 7.31; 9.41.

> Ученики предупреждены, что Сын человеческий явит Свою славу только после того, как Он перенесет страдания и будет отвергнут. Таким образом, Его страдания, с богословской точки зрения, являются необходимыми для достижения Славы (см. 24.26: «Разве Помазанник не должен был претерпеть все эти страдания, чтобы достичь Своей Славы?»).

> Ст. 26-30 – Это иллюстрируется двумя примерами из Писания: как люди в дни Ноя, жившие до потопа, и в дни Лота, жившие в развращенном Содоме, не подозревали о близости катастрофы и вели обычный образ жизни – ели, пили, женились и выходили замуж, – так и поколение, живущее в конце времен, внезапно предстанет перед судом Христа. Ср. 1Петр 3.20; 2Петр 2.5-8. Ной в раввинистической литературе того времени рассматривался как идеал праведности (см. 2Петр 2.5, где Лот назван вестником праведности). И Ной, и Лот, брат Авраама, противопоставлены этому поколению. <...> Пролились на землю сера и огонь – вероятно, в результате извержения вулкана; в древности землетрясения и извержения вулканов считались наказанием за грехи. См. также Откр 9.17-18; 14.10; 19.20; 20.10; 21.8. Явит себя – возможно, лучшее понимание: «будет явлен [Богом]».

> Ст. 31-32 – Бегство должно быть срочным, потому что вопрос стои́т о жизни и смерти. Следующие два примера взяты из повседневной жизни: только неумный человек в такую минуту будет пытаться спасти что-либо из имущества. На плоской крыше люди проводили много времени, ели, отдыхали, работали. Бежать надо было вниз по наружной лестнице, не заходя в дом за вещами. И человек, работавший в поле, тоже не должен возвращаться домой, чтобы взять что-то необходимое. Ведь всё это может уже и не понадобиться! Несомненно, это предостережение напоминало слушателям судьбу жены Лота (Быт 19.26), которая обернулась назад, несмотря на запрет это делать, и была превращена в соляной столб.

> Ст. 33 – Смерть за Иисуса и за Его дело есть на самом деле истинная жизнь. Кто стремится сохранить свою жизнь, тот погубит ее; кто погубит – тот сохранит ее – вот очередной парадокс Иисуса. В греческом тексте вместо слова жизнь всюду стои́т «душа» ().

> Ст. 34-35 – И снова примеры из повседневной жизни. В ту ночь – вероятно, здесь отражено древнее представление о том, что искупление настанет в пасхальную ночь, но в эту ночь не работали. Возможно, ночь связана с идеей духовного бодрствования (ср. Мф 24.42-44). Есть также предположение, что речь идет о времени перед рассветом, когда одни люди еще спят, а другие уже работают, и ночь внезапно сменится «днем Сына человеческого». У Матфея это событие произойдет днем, в то время когда мужчины работают в поле, а женщины мелют муку (24.40-41). Двое будут в одной постели – на Востоке у бедняков не было отдельных кроватей и вся семья спала вместе на полу на тюфяках или циновках. Две женщины мололи муку́ на одной ручной мельнице (соседки часто мололи вместе, так быстрее проходило время и работа казалась легче; одна женщина вертела жернов, а вторая высыпала муку). Так как на Востоке хлеб пекли каждый день, то обычно мололи муку́ на рассвете, еще до восхода солнца. Но только один мужчина и одна женщина будут взяты, вероятно, ангелами, чтобы встречать Господа, или в Царство, в то время как оставшиеся погибнут. Хотя нельзя исключить понимания, что взятые предназначены для суда, а оставленные – для спасения (так обычно толковали это прежде), тем не менее более вероятно обратное. Ведь их судьба сравнивается с судьбой Ноя и Лота, которые были взяты, один в ковчег, а другой из города, в то время как оставшиеся погибли.

> Тема речений – уже не только внезапность Суда, но и Разделение людей на спасенных и осужденных.

> Ст. 37 – Значение этого стиха спорно. Вероятно, перед нами поговорочное выражение, точный смысл которого уже утерян. Возможно, это значит примерно следующее: когда совершается что-то важное, об этом тотчас становится известно и туда сразу же сбегаются поглазеть зеваки. Слово, переведенное как стервятники, дословно значит «орлы» и может также относиться к римской армии, штандарты которой украшались серебряными орлами. В таком случае стих пророчески указывает на близкую гибель Храма и Иерусалима от рук римлян.

В.Н. Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. 
// М.: ОПУОПАМ, 2004; стр. 384-392 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Вот та Весть,
 что мы от Него услыхали и вам возвещаем:
 Бог есть свет
 и нет в Нём тьмы никакой!
 Если скажем: "Мы сопричастны Ему", -
 но живем, как и прежде, во тьме,
 значит, мы лжем
 и живем не по правде.
 Но если живем мы в свете,
 как и сам Он - в свете,
 значит, мы сопричастны друг другу
 и кровь Сына Его, Иисуса,
 очищает нас от любого греха.
 Если скажем, что мы безгрешны,
 значит, мы вводим себя в заблуждение
 и истины нет в нас.
 Если признаем наши грехи,
 Он, справедливый и верный,
 простит нам грехи
 и очистит от всякого зла.
 Если скажем: "Мы не грешили", -
 значит, Его выставляем лжецом
 и нет в нас Слова Его.
 Детки, я пишу это вам, чтобы вы не грешили.
 Если же кто согрешит, у нас есть перед Отцом Заступник -
 Иисус Христос, Он праведен.
 И Он сам - искупительная жертва за наши грехи,
 и не только за наши, но и за грехи всего мира.
 Вот как мы можем узнать, знаем ли мы Его -
 мы знаем Его, если исполняем Его заповеди.
 Кто говорит: "Я знаю Его", но не исполняет Его заповедей,
 тот лжец, в нём нет истины!
 А кто исполняет слово Его,
 в том Божья любовь воистину достигла совершенства.
 Так мы можем узнать, в Нём ли мы.
 Кто говорит, что он в Нём, тот должен и жить так, как жил Он.*
                                                 (1Ин.1:5-2:6/*/)

             ********************************************* 

/*/ включает апостольское чтение четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3486.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»