=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 20 февраля 2017 г. ст.ст., воскресенье 1-е Великого поста

  /Торжество Православия/.

  литургические чтения: Евр.11:24-26,30-12:2; Ин.1:43-51.

 

 

 

 

к апостольскому чтению:
 + + + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):
        забег, а не спокойное продвижение к цели
 + + + вера messia.ru/rasylka/008/2137.htm (+ссылки)
 + + + К.Барт: нонконформисты
        messia.ru/rasylka/007/1777.htm (+ссылки)
 + + + Яков Кротов: Символ веры: "Верую..."
             messia.ru/rasylka/010/2525.htm

 

 

 

 

 

 

> Сын человеческий (арам. бар-наш(а́), евр. бен-адам) – в греческом и в русском языках буквальный перевод этого словосочетания – «сын человека», то есть «человек». В семитической среде это выражение было широко распространено.

> В Ветхом Завете это словосочетание часто встречается в значении «человек, смертный, смертное существо» и противопоставляется могущественному бессмертному Богу. Так, в Пс 8.4-5 говорится: «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» У Иезекииля Бог постоянно обращается к пророку со словами «сын человеческий» (2.3,6,8; 3.1 и др.)

> Но в книге Даниила мы читаем о какой-то возвышенной и таинственной личности, которая названа «<словно> бы Сыном человеческим»: «И видел я в моем ночном видении: С облаками небесными приближается некто – словно бы <сын человеческий>*. Он приблизился – и подвели его к Древнему Днями. И даны ему были власть, честь и царство, и все народы, роды и племена ему покорились. Власть его – власть вечная, непреходящая, и царство его нерушимо» (7.13-14). Он представляет народ Божий Израиль, в отличие от зверей, которые олицетворяют мировые империи. Правда, встает вопрос, является ли он некоей самостоятельной личностью или же это не более чем описательный оборот для обозначения народа Израиля, корпоративная личность. Ведь в этой же главе словосочетание «Сын человеческий» далее заменено на «святые» (ст. 18,21,22,25,27).

> Еще величественнее предстает Он в 1-й Книге Еноха. {Она не вошла в канон Священного Писания, но была широко распространена и почитаема в I в. н.э.} В так называемых Притчах Еноха (гл. 37-71) переплелись три традиции, в основе которых лежат такие тексты, как а) Дан 7; б) Ис 11 и Пс 2; в) Ис 42; 49; 52-53. Автор создал некую составную личность, соединяющую в себе черты данииловского Сына человеческого, Царя из рода Давида и Служителя Яхве. Он – праведник, Божий избранник и служитель. Он – небесный Человек, имя которого произнесено Богом изначально, до сотворения светил, но он сокрыт, а в конце времен воссядет на престол славы, и будет пребывать перед лицом Бога, и Ему будет дана власть судить живых и мертвых. В самом конце Притчей Бог, названный Господом духов, сообщает Еноху, что Енох и есть это таинственное существо, Сын человеческий, рожденный для праведности. К сожалению, дата написания этих глав, в которых содержатся тексты о Сыне человеческом, неизвестна (их нет на еврейском языке, они существуют только в переводах – это так называемый Эфиопский Енох). Многие ученые считают, что они появились на свет лишь после разрушения Храма в 70 г. или же подверглись серьезной христианской переработке.

> Кроме того, в арамейском языке это словосочетание означало также «некто, некий человек» и употреблялось в тех случаях, когда человек из скромности или из нежелания говорить о предстоящих ему страданиях или смерти вместо «я» говорил о себе в третьем лице как о «некоем человеке» (ср. 2Кор 12.2-5, где ап. Павел говорит, что знает «одного человека», имея в виду себя).

> В Евангелиях Иисус часто говорит о себе в третьем лице, называя себя Сыном человеческим. Его никогда не называют так другие люди – ни Его ученики, ни Его противники. Речения о Нём в Евангелиях можно разделить на три группы: 1) о Его земной жизни; 2) о предстоящих Ему страданиях и смерти; 3) о том, что Ему предстоит судить мир, и о Его грядущей славе.

> В Евангелии от Иоанна речения из первой группы не встречаются совсем, почти все они относятся ко второй и третьей группам, но даже о смерти всегда говорится в контексте славы. У Иоанна они ближе всего связаны с видениями пророка Даниила и видениями апокалиптических книг (ср. Откр 1.7,13; 14.14). Так, в Откровении, книге Иоаннова корпуса, фигура Сына человеческого почти что сливается в фигурой Бога. Ср. Его описание в Откр 1.13 и Дан 7.9. В 4-м Евангелии Он всегда выступает как эсхатологический Судья. Многие ученые также полагают, что у Иоанна этот титул равнозначен титулу Мессия. Кроме того, во всех речениях, в которых есть этот титул, присутствует идея предсуществования, которой не было в столь отчетливой форме в доиоанновой христианской традиции. Это показатель высокой христологии, возникшей в конце I века.

В.Н. Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий // М.: ОПУОПАМ, 2010. стр. 75-77 ]

 


* В переводе Книги Даниила Е.Б.Смагиной (вошедшем в состав "Современного русского перевода" Библии), которым пользуется В.Н., переведено как "словно бы человек". В Синодальном переводе – "как бы Сын человеческий".

 

 

 

см. также:
 +++ «Сын человеческий» в евангелии по Марку

К евангельскому чтению:
 + толкование еп. Кассиана (Безобразова)
 + Б.Милн. Комм. "Библия говорит сегодня"

 + протоиерей Георгий Митрофанов: встреча Христа и горделивого Нафанаила
 + В.Н. Кузнецова: Призвание Филиппа и Нафанаила
                  messia.ru/rasylka/011/2660.htm
 + Яков Кротов: "Торжество Православия" и Нафанаил
                  (+ ссылки к евангельскому чтению)

 + он же: "Как увидеть невидимого Бога?"

 

* * *

 

 

> Православие может торжествовать и торжествует в нашем мире не само по себе, а Христом Воскресшим и ниспосланным Им Духом Святым. Оно восторжествовало в самом Воскресении, в Церкви Небесной, в святых, явивших в своей жизни продолжение Христовых дел, Христовой любви. И вместе с тем в земном, социологическом плане православная вера нередко являла еще больше свою немощь и нищету.

> Не ту немощь, о которой говорит ап. Павел («когда я немощен, тогда силен»), и не ту нищету, которую явил нам Христос, Который, будучи богат, обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой (см. 2Кор.8,9), а чисто человеческую, греховную. Как ни странно, но историческое событие 843 г., с Великим постом изначально не связанное, но пришедшее на первую его неделю, дает в наше время повод не столько к торжеству, сколько к покаянию.

> Если новозаветную Церковь называют Новым Израилем, то вполне уместна следующая аналогия: как ветхозаветный Израиль странствовал по пустыне, заблуждался, уклонялся от Божиих повелений вплоть до отлития себе золотого тельца и других форм идолопоклонства, так и церковь земная (с маленькой буквы, и не столь даже важно, какой конфессии), странствующая на протяжении дальнейшей истории, повторяет в той или иной мере грехи и ошибки ветхозаветных израильтян.

> «Нет ничего нового под солнцем…». Как Израиль был «притчей во языцех» среди окружавших его нередко враждебных народов, так и православные в наше время, причем чаще всего по собственным грехам! Поэтому не случайно в покаянном каноне прп. Андрея Критского дана вереница ветхозаветных образов разных грешников с целью их внутреннего созерцания для каждого православного.

> Несмотря на многие человеческие заблуждения и извращения веры, ростки истины Откровения всё же пробиваются сквозь толщу разных предубеждений и «бабьих басен», как ростки травинок через камни и асфальт. Церковное искусство в виде почитания икон восторжествовало вопреки иконоборчеству, которое, в свою очередь, было отнюдь не случайным, но спровоцировалось теми суевериями, суетой и идолопоклонством, которые создавались вокруг икон.

> «Не случайно, что в 754 г., почти весь византийский епископат, соборно, в числе 338, высказался против икон. Особого насилия в этом случае не было. Епископы могли думать, что эта мера возвысит духовность народного благочестия и избавит иерархию от борьбы с бытовыми крайностями.

> Позднее (около 825 г.) император Михаил Травль жаловался, что византийцы берут иконы в восприемники своих детей при крещении. Другие не берут в уста святого Тела, прежде чем не положат его на святые иконы. Священники соскабливают краски с икон и примешивают их к святой Крови. Иные предпочитают служить Литургии по домам на святых иконах вместо церковных престолов» (А.В. Карташев, «Вселенские соборы»).

> Но помимо конечного торжества иконопочитания, нередко остается умаленной и незамечаемой другая истина, с ним связанная. Во время каждого богослужения совершается каждение как икон рукотворных, висящих на стенах храма, так и икон живых, нерукотворных, то есть людей, молящихся в этом храме. Это естественно: каждый из нас несет в себе образ (по-гречески «икона») и подобие Божие: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (κατ’ εἰκόνα ἡμετέραν καὶ καθ’ ὁμοίωσιν – Быт.1,26).

> Любой человек – живая икона Бога, просто чаще всего замаранная, нуждающаяся в реставрации. И вот, далее этого, чаще всего условно-символического почитания, дело не идет… Очень точно говорил архимандрит Софроний (Сахаров): поскольку люди не видят вечного, божественного достоинства ни в своем ближнем, ни в себе самом, они так зверски злы в своих взаимоотношениях.

> Но Слово неизменно свидетельствует: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». И без этой любви все изрекаемые истины православия – как «медь звенящая или кимвал звучащий». Сто́ит осознать не только каждому из нас, но и всем в совокупности нашу общую нищету, в которой мы чаще всего пребываем. И вместо триумфализма с возрождением анафематизмов в Неделю Православия, как предлагали уже некоторые (под эти анафематизмы, впрочем, легко попадут почти все наши прихожане вкупе с духовенством), лучше повторять уже слышанные в первые дни поста слова из книги пророка Даниила (гл. 3):

> «29 Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя,
               и во всём согрешили.
30 Заповедей Твоих не слушали
               и не соблюдали их,
и не поступали, как Ты повелел нам,
               чтобы благо нам было (…)
33 И ныне мы не можем открыть уст наших;
               мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих
               и чтущих Тебя.
34 Но не предай нас навсегда ради имени Твоего,
               и не разруши завета Твоего.»

> «Трагизм православной истории видят всегда в торжестве внешнего зла: преследований, турецкого ига, измены интеллигенции, большевизма. Никогда – во “внутри”. И пока это так, то, по моему убеждению, никакое возрождение Православия невозможно» (прот. А. Шмеман, «Дневники»).

> В общем, как предлагает ап. Павел, «Испытывайте самих себе, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор.13,5). В том числе, кстати, – в Церкви ли мы. Можно найти кучу, нет, гору вполне убедительных оправданий для самих себя по отношению к внешнему нехристианскому миру из новозаветных же текстов (о «малом стаде», о том, что «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле», о том, что истина никогда и нигде не торжествует в массах, что приобщиться к ней значит взять свой крест и отречься от себя, что многие не хотят и т.д. и т.п.), но опять-таки Слово напоминает: «По плодам их узнаете их». А много ли их у нас добрых, не считая внешнего храмостроительства?…

священник Филипп Парфенов. Торжество и нищета Православия ]

 

 

 

см. также:
 +++ митр. Сурожский Антоний:
      это Божия победа над человеческими живыми душами
 +++ он же: ожившие иконы. победа Божия над нами
       messia.ru/rasylka/010/2526.htm (+ ссылки)
 +++ Бог - иконоборец (Клайв Льюис, Питер Крифт)

       messia.ru/rasylka/009/2387.htm (+ ссылки)
 +++ Яков Кротов: "Торжество Православия" и Нафанаил
 +++ свящ. Александр Мень.
    Проповедь в НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ
     krotov.info/library/13_m/myen/00008.html

 +++ Кристоф Шёнборн об иконоборческих спорах
 +++ О ТОМ ЖЕ
   - Ярослав Пеликан   krotov.info/history/07/pelican/pelic_24.html

   - Михаил Поснов

   - Антон Карташев    krotov.info/history/08/demus/787_kar.html

   - еп. Каллист Уэр

      krotov.info/history/20/krivova/ware02.html (гл. "Святые иконы")

 + Ален Безансон об изобразительном искусстве в христианстве

                    krotov.info/library/02_b/ez/anson_14.htm

 + свящ. Александр Борисов: "Быть может, самой яркой иллюстрацией

  неевангельских издержек иконопочитания в нашей Церкви являются

  те проповеди, которые произносятся в день празднования Торжества

  Православия..." (гл. "Духовное младенчество")

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Благодаря вере Моисей, став взрослым,
 отказался называться сыном дочери фараона.
 Он предпочел делить тяготы с народом Божьим
 вместо того, чтобы наслаждаться временными удовольствиями греха.
 Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего,
 он счел богатством бо́льшим, чем сокровища Египта:
 ведь он устремлял свой взор к будущей награде.
 Благодаря вере он покинул Египет, не убоявшись царского гнева –
 он был стоек, как человек, видящий Невидимого.
 Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью,
 чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян. ...
 Но сто́ит ли продолжать?
 У меня не хватит времени рассказать
 о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде,
 а также о Самуиле и пророках.
 Благодаря вере они покоряли царства, вершили справедливость,
 добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов,
 гасили яростный огонь, спасались от острия меча,
 обретали силу после слабости, становились могучими в бою,
 разбивали войска чужеземцев.
 Женщины получали умерших детей воскресшими.
 Иных мучили до смерти,
 но они отказались от свободы,
 чтобы обрести воскресение в лучшей жизни.
 Другие же испытали на себе издевательства и побои,
 даже цепи и тюремные решетки.
 Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами.
 Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры,
 вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.
 Те, кого весь мир был недостоин,
 блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях.
 Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу,
 но не получили обещанного.
 И это ради того,
 чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами,
 так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.
 И раз вокруг нас такая тьма свидетелей,
 то нам надо снять с себя бремя цепкого греха
 и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко,
 не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры – Иисуса.
 Ради той радости, которая Ему предстояла,
 Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте
 и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего.*
                                            (Евр.11:24-28,32-12:2/*/)

             *********************************************

/*/ апостольское чтение воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3496.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru