=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

> Книга Судей исторически более достоверна, <чем Книга Иисуса Навина>; но не в этом суть. Я еще раз подчеркиваю: самое достоверное историческое сообщение может не нести в себе никакой религиозно‐богословской нагрузки. А в Библии всё‐таки важно не то, какие в древности цари с кем воевали, а важна суть жизни, суть бытия и призвания человека.

> Книга Судей — поразительная книга. В истории летописей всех жанров и видов это один из уникальных случаев гигантского общенародного покаяния. Недаром Нестор‐летописец и другие русские летописцы писали, находясь под влиянием этой книги и вообще исторических книг Библии. Ибо очень часто прошлое народа рисуется только в героических чертах. В нём хотят видеть только светлое, только величественное, только привлекательное! Но в жизни всё происходит иначе, и автор Книги Судей пишет буквально так, как есть.

> Вся книга является самообличением. От первой строки до последней автор использует все случаи, все возможные удобные моменты для того, чтобы обличить народ в его неверности и измене Завету. Но это не исторический мазохизм, а результат глубокой веры в творческую силу покаяния.

> Книга Судей должна была вызывать покаяние. Ее читали люди, жившие через несколько веков после описанных событий, люди, которые были изгнаны из родной земли, жили в Вавилоне, листали эти свитки, читали и говорили: «Вот что сотворили наши отцы! И мы должны вернуться на пути истины!»

> Эта книга сыграла огромную роль в общенародном покаянии — именно благодаря своей жесткости и бескомпромиссности. Уж где‐где нет лести толпе, так это в Книге Судей.

> Кто такие судьи? Судья — по‐еврейски шофе́т — это не представитель юридического мира, а народный вождь‐харизматик. <...>

> Есть властители правовые, а есть харизматические. Правовой властитель — это тот, кто получил свою власть над народом или страной в силу определенного писаного или устного принятого права. Это может быть наследственная монархия, демократическое избрание (через голосование), плебисцит или что‐то еще. Харизматический вождь приходит к власти благодаря тому, что за ним идет толпа. Он одержим духом, который может быть духом светлым и духом темным. Типичным харизматическим вождем в наше время был, например, Гитлер.

> Эти судьи на время народных бедствий становились вождями амфиктио́не. Амфиктионе — это особый тип греческого государственного образования, эталоном которого берется союз племен. Они живут независимо, но объединены общим святилищем; на определенные праздники они сходятся к своим святилищам, где проводятся и богослужение, и ярмарка, и какие‐то игры, и таким образом поддерживается их непрочное единство.

> В Греции центром амфиктионе были, например, Дельфы — священный город, в котором был оракул. В Израиле это были города Силом (или Шило́), Сихем (Шехе́м) и другие. Конечно, между племенами существовал разброд, и каждое жило само по себе, господствовал племенной эгоизм.

> Но для священных авторов важно было показать, что из этого сброда должна вырасти общность, народ и, наконец, Церковь, то есть духовное сообщество. И когда начинается общественный кризис или вторгаются враги, захватывают города и сжигают поля — Бог воздвигает вождя и через него спасает эту маленькую, условно говоря, республику от полной катастрофы.

> Законов общенациональных в таком государстве нет, есть только религиозные заповеди с некими этическими добавлениями, и далеко еще не квалифицированный уголовный судебник, который одни признавали, другие, очевидно, нет. И автор повторяет всё время рефреном, что «не было царя у Израиля, и каждый делал, что хотел».

> Надо сказать, что автор Книги Судей отнюдь не монархист, и для него царь не синоним законности и порядка. Но законности нет. И книга приводит ряд ярких, драматичных, написанных с большой силой древних историй — это уже не сказания, а просто летописные фрагменты, но лишенные сухости летописи, полные живости исторической прозы, в которой безобразие, беззаконие, бесчинство как бы вопиет к Небу.

<.....>

> <...> И Книга Судей опять‐таки кончается этим рефреном: не было царя, и каждый делал, что ему было угодно…

> Проблема социального устройства общества не древняя, она вечно новая, потому что общество, как и Церковь, нуждается в определенной структуре. И структура эта не есть измышление людей, а необходимость жизни. Только вся задача в том, чтобы эта структура соответствовала высокому званию человека и духовным задачам общества. Вот тут‐то всё становится проблематично и спорно.

> Вы знаете, что эта проблема терзает нашу страну в течение почти всего XX столетия, она и до сих пор еще не решена. Попытка решить ее внегуманным способом, таким путем, на котором всякая совесть и всякое человеческое сострадание отбрасываются во имя якобы социальной цели, оказалась абсолютно бесплодна и бесполезна. Поэтому нравственный стержень в социальной структуре не есть прихоть благочестивых или мечта сентиментальных людей. Суровая действительность показывает, насколько важно, чтобы была структура, была власть, но чтобы она была праведной.

> Когда апостол Павел говорил: «Нет власти а́ще не от Бога», — он вовсе не имел в виду вульгарную мысль: кто бы там ни сидел — пусть сидит. Нет. Мы не должны считать апостола настолько слепым и безумным. Он имел в виду сам принцип социальной структуры. И ее разрушение — революционное, насильственное, беззаконное — каждый раз показывало, насколько это опасное начинание для человека, какие бы возвышенные слова при этом ни произносились.

> Структура общества должна расти органично, это дерево, за которым надо ухаживать, а не рубить его, чтобы на этом месте посадить… неизвестно что.

> Вокруг этой проблемы вращается следующая книга, вернее, следующий цикл книг, который в нашей греко‐русской традиции называется Книгами Царств.

протоиерей Александр Мень. 
Из лекции "Исторические книги Ветхого Завета" (1)  /pdf!/ ]

 

 

см. также:
 +++ прот. Александр Мень: Книга Судей должна была вызывать покаяние
 +++ Том Райт: Пороки государственного управления (+ссыолки)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Над насмешниками Он посмеется,              а кротким дарует милость.
 Мудрые обретут славу,                    а глупцы погрязнут в позоре.
 Слушайте, сыновья, наставление отца,       внимайте, набирайтесь ума.
 Ведь я учу вас добру,                  не пренебрегайте наказом моим.
 Были отец с матерью и у меня, * был и я для них любимцем ненаглядным.
                      Вот как отец поучал меня:
 сохрани в сердце мои слова,      соблюдай заветы мои - и будешь жить.
 Приобретай мудрость, обретай знание,
                          не забывай и не отвергай того, что сказал я.
 Не покидай мудрости - и она сохранит тебя,
                                        люби ее - и она обережет тебя.
 В чём начало мудрости? Обретай мудрость,
                                 что бы ты ни копил, накопи разумение.
 Оцени мудрость - и она вознесет тебя,
                                     прославит тебя, если обнимешь ее.
 Великолепный венок на главу возложит,    принесет тебе сияющий венец.
 Выслушай, сын, и прими мои слова -      и продлятся годы твоей жизни.
 Путь мудрости укажу тебе,                    направлю дорогой прямой.
 Пойдешь - не собьется шаг,           и если побежишь, не споткнешься.
 Держись этих правил, не отступайся,
                                     храни их, ибо в них - твоя жизнь.
 На дорогу нечестивых не вступай,           не следуй по пути злодеев:
 сверни с него, не ходи по нему,         пройди стороной, ступай мимо.
 Ведь им не спится, если не сотворили злодейства,
                           глаз они не сомкнут, если кого не погубили.
 Ведь питаются они злодейством, как хлебом,
                                             и пьют насилие, как вино.
 Путь благочестивых - как свет зари,
                                  что разгорается ярче с приходом дня.
 А путь нечестивых - во мраке,          и неведомо им, где споткнутся.
 Сын, прислушайся к моим словам,         к речам моим будь внимателен.
 Да не ускользнут они от тебя,            сохрани их в глубине сердца.
 Ибо станут они жизнью для того, кто обрел их,
                                           будут для плоти целительны.*
                                                      (Пр.3:34-4:22/&/)

* * *

*Пей из своего водоема,                     черпай из своего колодца.
 Зачем твоим водам проливаться на улицах, *  растекаться по площадям?
 Оставь их себе одному,                             не дели с чужими.
 Да будет благословен твой родник,
                                да будет в радость жена юности твоей.
 Лань любимая, козочка милая -
                                ее грудь утолит тебя во всякое время,
                  любовь к ней пьянит тебя непрестанно.
 И зачем, сын мой, опьяняться чужой женой, *  обнимать стан замужней?
 Ведь открыты ГОСПОДУ все пути человека,
                                        все дороги людские Он ведает.
 Нечестивый попадет в сети зла своего,
                                     запутается в собственных грехах.
 Погубит его недостаток воспитания, * избыток глупости с пути собьет.
 Сын мой! Если ты поручился за другого,        за чужого поруку дал –
 то на собственном слове ты попался, * собственным словом был пленен.
 Что угодно делай, сын, но избавься, *  ибо ты теперь в чужой власти.
                   Падай в ноги, умоляй, не отставай,
 гони от себя сон,                                    глаз не смыкай,
 спасайся, как газель от погони,                  как птица от ловца.
 Лентяй! Ступай к муравью,                   поучись у него мудрости:
 нет над ним ни начальника,              ни смотрителя, ни правителя;
 а он с лета запасается пищей                и в жатву копит припасы.
 Сколько можно лежать, лентяй,            не пора ли от сна очнуться?
 Еще чуть поспишь, подремлешь,              еще посидишь сложа руки -
 и придет к тебе бедность, как бродяга,
                                       нагрянет нужда, как грабитель.
 У негодяя и злодея                             ложь с уст не сходит:
 то он подмигнет, то ногой притопнет,        то пальцами знак подаст.
 В его сердце - порок, * в его мыслях - зло, *  раздоры он разжигает.
 За это нагрянет к нему беда,        погубит нежданно и безвозвратно.
 Шесть вещей ненавидит ГОСПОДЬ,        и седьмая для Него - мерзость:
 заносчивый взгляд, лживый язык, *  руки, проливающие невинную кровь,
 сердце, что замышляет злодейство,       ноги, спешно бегущие ко злу,
 лжесвидетель, дышащий ложью, * и тот, кто сеет раздоры меж братьями.*
                                                         (Пр.5:15-6:19/&&/)

             *********************************************

/&/ новый перевод РБО (2000г.), чтение понедельника.
/&&/ нов. пер. РБО, 2000г., содержит чтения среды и четверга (кр. 1 стиха).

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3497.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»