=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

/продолжение текста из предыдущего выпуска./

 

> Можно сказать, что в <Книге Иова> мы видим Премудрость критикующую себя саму, с такой глубиной, которая означает величайший шаг вперед даже по сравнению с религией пророков.

> Иов воспитан в той еврейской Премудрости, которая <в трепете перед Ягве берет> начало и "всё для человека" в исполнении Его заповедей. Кажется, что она освещает ему <путь> и укрепляет в нём старую израильскую уверенность, что счастье — в верности Ягве. Но вот несчастье обрушивается на — безвинного — Иова и словно нарочно поражает его тем сильнее, чем на нём меньше вины. Иов повторяет тогда вопль Екклисиаста: зачем жить?{Иов.3} Но у него это звучит совсем по-другому. Тут это уже не человек пресыщенный мирской жизнью и на склоне лет утешающийся в религии. Тут это — прежде всего живое существо, всеми своими силами сопротивляющееся боли. И это  — верующий, который видит, что он думал мудростью поддержать свою веру,  — а она обратилась против него.

> Его друзьям легко говорить ему: в чём ты сам наставлял других?{Иов.4} В том, что счастье является непременной наградой добродетели и что Бог наказывает Своих только так, как это может делать мудрец: для того, чтобы сделать Своих детей лучше и тем самым обеспечить им больше счастья.{Иов.5.17} Как же ты, подвергаясь испытанию, уже не умеешь наставлять самого себя своим же учением?

> На этот довод, которым Елифаз побивает его точно его собственным оружием, страдающий Иов может ответить только то, чему одно страдание могло его научить: отношение не так просто, и пропорция греха и страдания не столь очевидна.{Иов.6}

> Но разве Бог не праведный по преимуществу? Кто дерзнет Его обвинять?  — возражает Вилдад.{Иов.8} Иов согласен с принципом, но через опыт, еще раз, ему открывается, что применение этого принципа гораздо более таинственно, чем думал, вероятно, даже последний из пророков, Иезекииль.{Иов.9. Ср. Иез.18}

> Тогда Софар, при виде этого кажущегося нечестия, не останавливается перед прямым обвинением: ты согрешил, ты, наверно, тяжко согрешил,  — за это тебя и постигли такие удары.{Иов.11} На это нападение Иов отвечает, не отрицая своей нравственной слабости, но вместе с тем и отказываясь принять упрощенное объяснение, которое он сам прежде распространял.{Иов.12} Отныне он прекрасно знает, что не какие бы то ни было рассуждения с людьми, с "мудрыми мира сего" (по позднейшему выражению ап. Павла) могут просветить его. "Я к Вседержителю хотел бы говорить..." — заявляет он.{Иов.13.3} Замечательнее же всего, что именно тот человек, который как будто обвиняет Бога  — и с каким дерзновением! — он же и уповает на Бога с такой силой выражения, какой до сих пор не было в Библии:

> "Я знаю, Искупитель мой жив
> и Он в последний день восставит из праха
> распадающуюся кожу мою сию;
> и я во плоти моей узрю Бога.
> Я узрю Его сам;
> мои глаза, не глаза другого, увидят Его.
> Истаевает сердце мое в груди моей!".
{Иов.19.25-27}

> Елифаз подводит нас к этой необычайной уверенности, развивая, в качестве единственного довода против Иова, величие Бога, не поддающееся никаким нашим объяснениям.{Иов.36-37} Но, отстраняя тех, кто говорит о Нём не будучи Им Самим, Бог Сам, в Своем величии, является Иову. А тот, видя Его, прекращает свои жалобы, между тем как Бог оправдывает Иова вопреки мудрецам...{Иов.38-42}

> В этой книге, которая в самой Библии стои́т совершенно особняком, невозможно искать какой-либо объяснительной теории, потому именно, что ее цель — отстранить все такие теории. Здесь последнее слово Премудрости выражается в признании тайны, двойной тайны мира и Бога, тайны, которая мучительна пока мы смотрим на мир, но она же и утешает, просвещая сердца, коль скоро Бог Сам лично открывается нам и к нам нисходит.

 

см. также:
+++ С.С.Аверинцев о Книге Иова
+++ Том Райт: Великий страдалец Иов и вопрос о зле »
+++ митрополит Сурожский Антоний: Иов и богоотцовство

+++ о. Александр Мень. Глава 17 в кн. "Вестники Царства Божия"
+++ Глава 11 "Два Иова" в его же кн. "На пороге Нового Завета"
+++ из его же кн. "Как читать Библию"
+++ из его же книги "Исагогика"
+++ Ф.Н. Козырев. Искушение и победа Святого Иова
+++ Доминик Бартелеми. Бог, непознанный древним человеком: Иов
+++ Луи Буйе. Религия мудрых, Иов и Отрок Ягве
+++ М.Г. Селезнев. Вступительная статья к Книге Иова
+++ Филип Янси: Страдания: за что?
     / Страдания: если бы мир был справедлив...
      / Страдания: для чего?
+++ Яков Кротов: Иов, завет и бегемот

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Мудрый сын - на радость отцу, / а сын глупый - матери на горе.
 Прока нет в неправедном богатстве, / а праведность спасает от смерти.
 Не оставит Господь праведника голодным,
                                     но отвергнет алчущего нечестивца.
 От ленивых рук - разорение, / а от прилежных - богатство.
 Кто потрудится летом - молодец, / а кто жатву проспит, тому позор.
 Благословениями праведник увенчан, / а на устах нечестивых - насилие.
 Память о праведнике благословенна, / но даже имя нечестивого сгинет.
 В сердце мудреца хранятся заповеди, / а уста глупца доведут до беды.
 Кто идет прямой дорогой, тот спокоен,
                                     а кто петляет - тот и попадется.
 Перемигивания вызовут обиду, / а уста глупца доведут до беды.
 Уста праведника - живительный родник,
                                     а на устах нечестивых - насилие.
 Ненависть раздоры раздувает, / а любовь загладит все грехи.
 На устах разумных обретается премудрость,
                              а для спины несмышленых найдется розга.
 Мудрецы берегут познание, / а речи глупца ведут к разорению.
 Для богатого достаток - словно крепость,
                                а для бедных нищета - как пепелище.
 Труды праведного - ради жизни, / но нажива нечестивца - для греха.
 Следовать наставлениям - вот путь жизни,
                            а если презираешь упреки - заблудишься.
 Лживые уста таят вражду, / разносчик сплетен - глуп.
 При многословии не миновать греха,
                                  а кто скуп на слова, тот разумен.
 Язык праведника - что отборное серебро,
                           а много ль сто́ит сердце нечестивца?
 Слова́ праведного оберегают многих,
                               а глупцов губит собственная дурость.
 Благословение Господне тебя обогатит,
                                 ты с ним горя знать уже не будешь.*
                                                      (Пр.10:1-22/&/)

* * *

*Уста праведника источают мудрость, / а зловредный язык будет отрезан.
 Устам праведника ведомо пригодное, / а устам нечестивых - превратное.
 Лживые весы мерзки ГОСПОДУ, / а верные гири Ему угодны.
 За дерзостью по пятам идет позор, / а за смирением следует мудрость.
 Прямодушных ведет их непорочность, / а вероломных губит их коварство.
 Не поможет богатство в День Гнева,
                                     но праведность избавит от смерти.
 Праведность и непорочность ведут прямой дорогой,
                                а нечестивец падет в своем злодействе.
 Праведность спасает прямодушных, /
                                а вероломные - в силках своих желаний.
 Вместе с нечестивцем умрет его надежда, /
                                       ожидания людей недобрых сгинут.
 Праведник избежит беды, / а попадает в нее нечестивец.
 Уста безбожника погубят ближнего, / а праведных избавит познание.
 Хорошо праведнику - и радуется город, / погибли нечестивцы - ликует.
 Благословениями честных возводится город
                                         и рушится речами нечестивцев.
 Глупец бесчестит ближнего, / а кто понимает - промолчит.
 Сплетник раскрывает чужие секреты,
                              а верный человек и словом не обмолвится.
 Без наставления народ погибнет,
                              а если советников достаточно - спасется.*
                                                     (Пр.10:31-11:14/+/)

* * *

Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается, и тогда смутишься.
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

             *********************************************

/&/ новый перевод РБО; чтение четверга.
/+/
содержит чтения пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3502.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / в facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»