=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

 

> <....> Мы знаем, что Давид плясал перед ковчегом. Плясал он так самозабвенно, что одна из его жен (которая была современней, но не лучше его) решила, что он ставит себя в смешное положение. Давид об этом не думал. Он радовался Господу. Тут мы вспомним, что иудаизм был одной из древних религий. Это значит, что «внешностью» своей он больше походил на язычество, чем на ту скованность, ту осторожность, ту почтительную приглушенность, которая связана у нас со словом «религиозный». В одном смысле это отделяет его от нас. Мы бы не смогли присутствовать при древних обрядах. Все храмы на свете, от прекрасного Парфенона до святого храма Соломонова, были священными бойнями (даже иудеи не могут к этому вернуться, они не строят Храма и не возобновляют всесожжения). Но и тут всё не так просто: в храмах пахло кровью, пахло и жареным мясом. В них было не только страшно, в них было уютно и празднично.

> В детстве я думал, что Иерусалимский храм был как бы кафедральным собором, а синагоги — приходскими церквами. Это не так. То, что происходило в синагогах, было совсем не похоже на происходившее в Храме. Там собирались, учили, толковали Закон, обращались к народу (см. Лк.4:20; Деян.13:15). В Храме совершали жертвоприношения; именно в нём служили Ягве́. Наши церкви — наследницы и Храма и синагог: проповедь восходит к синагоге, таинства — к Храму. Иудаизм без Храма искалечен, неполон; христианским же храмом может стать сарай, палата, комната, поле.

> Я больше всего люблю в Псалмах именно то, из-за чего плясал Давид. «Это» не так чисто и не так глубоко, как любовь к Богу, которой достигли великие мистики и святые новозаветных времен. Я их не сравниваю, я сравниваю радость Давида и прилежное «хождение в церковь». При таком сравнении она удивляет и непосредственностью, и силой. Читая, мы завидуем ей и надеемся ею заразиться.

> Радость эта была сосредоточена в Храме. Иногда поэт различает ту любовь к Богу, которую мы, как это ни опасно, назвали бы «духовной», и любовь к храмовым праздникам. Это надо понять правильно. В отличие от греков, иудеи не были склонны к анализу и логике (собственно, из древних народов только греки отличались этой склонностью). В отличие от нас, они не могли бы разделить тех, кто поклоняется в Храме Богу, и тех, кто наслаждается «прекрасной службой», музыкой, красотой. Ближе всего мы подойдем к их восприятию, если представим себе благочестивого крестьянина, который пришел в церковь на Рождество. Я имею в виду благочестивого, то есть не того, кто, никогда не причащаясь, только на Рождество и ходит, — то язычник, отдающий дань Неведомому по большим годовым праздникам. Мой крестьянин — христианин. Но он не сможет отделить свои религиозные переживания от той радости, которую дали ему встреча со множеством знакомых, прекрасная музыка, воспоминания о таких же службах в детстве и ожидание праздничного обеда. Всё это едино в его душе́. Вот это, только еще сильней, чувствовали древние, особенно — иудеи. Они были крестьянами. Они никогда не слышали о празднестве, о музыке, о земледелии отдельно от религии или о религии, отделенной от них. Конечно, это грозило им определенными опасностями, но и давало преимущества, которых у нас нет.

> Например, когда Псалмопевец говорит, что видел Господа, это нередко означает, что он побывал в Храме. Мы сильно ошибемся, если скажем: «А, он просто видел празднество!» Лучше сказать: «Если бы мы там были, мы увидели бы празднество». В Псалме 67 мы читаем: «Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, царя моего во святыне. Впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами» (25-26). Если бы там был я, я бы увидел музыкантов и девушек с тимпанами, а отдельно, «в другом плане», я бы «ощутил» (или не ощутил) присутствие Божие. Древний человек такого разделения не ведал. Точно так же, если бы нынешний человек захотел «пребывать... в доме Господнем во все дни жизни <своей>, созерцать красоту Господню» (26:4), то это были бы разные желания; у псалмопевца же, как я подозреваю, это повторение, параллелизм.

> Когда они стали способнее и к абстракции, и к анализу, такое единство распалось. Тогда, и только тогда, обряд мог стать заменой Богу или даже соперником. Когда мы воспринимаем его отдельно, он может отделиться и зажить своей, злокачественной жизнью. Маленький ребенок не отличает религиозного смысла Пасхи или Рождества от их праздничного обличья. Один очень маленький мальчик сочинил песню, которая начиналась так: «Яйца покрасили, Христос воскрес». На мой взгляд, он проявил и благочестие, и поэтическое чутье. Но мальчик побольше такого не придумает. Он отделит одно от другого и, раз уж отделил, вынужден будет поставить что-то на первое место. Если он поставит «духовное», яйца смогут и впредь вызывать в нём пасхальные чувства. Если же поставит «праздничное», оно очень скоро станет просто праздничным столом. В какой-то период иудаизма, а может быть — только у отдельных иудеев, произошло нечто похожее. Обряды стали отличаться от встречи с Богом. Но это, к сожалению, не значит, что роль их уменьшилась — она могла и увеличиться. Обряд мог стать сделкой с алчным богом, которому на что-то нужны груды остовов, и он без них милости не окажет. Хуже того, можно считать, что Богу вообще только обряд и нужен и потому надо тщательно его выполнять, не обращая внимания на Его призывы к <правосудию>, милости и вере. Для жрецов обряды станут важны тем, что это — их хлеб, их дело, с которым связано и общественное и экономическое их положение. Они будут совершенствоваться в этом деле. Конечно, в самом иудаизме есть противовес. Такое отношение к обряду неустанно обличают пророки, и даже в Псалтири — в сборнике храмовых песен — есть Псалом 49, в котором Господь говорит, что храмовые службы не цель, и высмеивает языческие представления о Его любви к жареному мясу: «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе». Я представляю иногда, как Он говорит некоторым нашим священникам: «Если бы Я захотел послушать музыку или вникнуть в тонкости западного обряда, то, честное слово, обошелся бы и без тебя». Опасности эти так известны, что нет нужды долго о них говорить. Я хочу обратить ваше внимание на иное — на ту радость, которой нам (во всяком случае, мне) не хватает. Радость о Боге очень сильна в Псалмах и связана — теснее ли, нет ли — с Храмом, сердцем иудаизма. Псалмопевцам по сравнению с нами было почти не за что любить Бога. Они не знали, что Он предлагает им вечное блаженство; не знали, что Он умрет, чтобы это блаженство для них отвоевать. Но они так любят Его, так к Нему тянутся, как любят Его и тянутся к Нему только лучшие из христиан или, быть может, только христиане в лучшие свои минуты. Их тяга к «красоте Господней» сильна, как физическая жажда. Без Него их ду́ши иссыхают, как земля без воды (см. Пс.68). Они говорят о Боге: «Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее... Напояешь борозды ее... размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастения ее» (64:10-11). Душа их томится, как птичка без гнезда (83:3-4), и «один день во дворах Твоих лучше тысячи» (83:11).

> Я назвал бы это именно жаждой или алканьем, а не «любовью». Слова «любовь к Богу» сразу вызывают в памяти слово «духовная» со всеми теми значениями, которыми оно, к несчастью, обросло. В древних стихотворцах было меньше важности и меньше смирения (я бы даже сказал — меньше удивления), чем в нас. Чувство, о котором я толкую, было веселым и простым, как естественное, даже физическое желание. Они радуются и торжествуют (9:3). Они славят Бога на гуслях (42:4), на псалтири и гуслях (56:9), они «радостно поют Богу» и берут для этого тимпан, «сладкозвучные гусли с псалтирью» (80:2-3). Но музыки им мало, им нужен шум. Им надо, чтобы всплескивали руками все народы (48:2), чтобы кимвалы были звучными и громогласными (150:5), чтобы веселились многочисленные острова (96:1) — места чужие и всегда далекие для иудеев, не знавших мореплавания.

> Я не предлагаю вам возродить эту буйную жажду. Во-первых, ее возродить и невозможно, потому что она не умирала; только искать ее надо не у нас, англикан, а у католиков, православных, Армии Спасения. Мы слишком привержены хорошему вкусу. Однако бывает она и у нас, у некоторых, иногда. Но главная причина не в том: иудеи не знали, а христиане знают, как «дорога́ цена искупления души́ их». Христианская жизнь начинается смертью — мы крестимся в смерть Христову; наш праздник невозможен без ломимого Тела и изливаемой Крови. В нашем богослужении есть трагическая глубина, которой у иудеев не было. Наша радость должна быть такой, чтобы ей не противоречить. Но всё это не умаляет нашего долга Псалмам (во всяком случае, когда я их читаю, я чувствую себя в долгу). Мы находим там религиозный опыт, ставящий в центр Бога; видим, как человек просит у Бога только Его Самого, только Его присутствия, радостного и ощутимого до предела.

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*С кем вы сравните Бога, / какое подобие Ему подберете? ...
*Неужели вы не знаете? Неужели не слыхали?
 Разве не было вам поведано от начала?
 Разве не понимаете вы, на чем земля зиждется?
 Восседает Он над кругом земным,
 а жители земли - словно кузнечики!
 Он простер небеса, как тонкую ткань,
  натянул их, как шатер для жилья!
 Владык обращает Он в ничто, / правителей земли - в пустое место!
 Едва лишь посажены, посеяны они,
 едва лишь разрастется вглубь их корень,
 иссушает Он их дуновеньем Своим,
 и буря уносит их прочь, как солому.
*'Кому вы уподобите Меня, кто равен Мне?'
                        - говорит Святой.
 Ввысь поднимите взор, взгляните:
 кто сотворил всё это?
 Тот, кто выводит по счету это небесное воинство,
 всех их по имени призывает.
 Они выходят - все до одного -
 таковы Его сила и могущество!
*Зачем же ты, Иаков, говоришь, / зачем же говоришь, Израиль,
 что судьба твоя от ГОСПОДА сокрыта,
  что тяжба твоя забыта твоим Богом?
 Неужели ты не знаешь, неужели не слыхал?
 ГОСПОДЬ - это вечный Бог, / Творец всех концов земли;
 не устает, не изнемогает Он, / Его мудрость непостижима!
 Дает Он уставшему силу, / обессилевших укрепляет.
 Даже юноши устают, изнемогают, / молодые спотыкаются и падают,
 а те, чья надежда - ГОСПОДЬ, обретают новые силы:
 как орел, взмахнут крылами,
 и от бега не изнемогут, / и от ходьбы не устанут.* (Ис.40:18,21-31/+/)

                                * * *

*Уста мудрецов распространяют знание, / но не так поступают глупцы.
 Мерзки ГОСПОДУ жертвы нечестивых, / а молитвы честных Ему угодны.
 Мерзок ГОСПОДУ путь нечестивца,
                               а того, кто ищет праведность, Он любит.
 Кто сбился с пути, будет сурово наказан;
                                      кто ненавидит упреки - погибнет.
 Шео́л и Аваддо́н открыты ГОСПОДУ - / тем паче сердца человеческие!
 Не любит наглец укоров / и не задержится среди мудрецов.
 Сердце радостно - светлеет лицо, / а скорбное сердце сокрушает дух.
 Разумное сердце ищет знания, / а глупцы питаются дуростью.
 У бедняка что ни день, то невзгоды,
                                   а у счастливого - нескончаемый пир.
 Лучше иметь немногое и бояться ГОСПОДА,
                                чем стяжать сокровище и жить в страхе.
 Лучше обед из овощей, да с любовью,
                            чем из упитанного тельца, да с ненавистью.
 Вспыльчивый человек сеет раздоры, / а терпеливый кладет конец вражде.
 Путь лентяя зарос колючками, / а честные идут по широкой дороге.*
                                                            (Пр.15:7-19/++/)

* * *

*Мудрый сын радует отца, / а глупец позорит мать.
 Тешится дурью скудоумный, / а разумный ступает прямо.
 Нет совета - не будет успеха в деле,
                           а если советников достаточно - всё выйдет.
 Радостно, если можешь ответить, / и как хорошо уместное слово!
 Разумный поднимается по дороге жизни, / прочь от глубин Шеола.
 Дома гордецов ГОСПОДЬ сметет, / но надел вдовы Он защитит.
 Мерзки ГОСПОДУ злые замыслы, / а добрые слова пред Ним чисты.
 Стяжатель на свой дом навлекает беду,
                                 а кто взяток не терпит - будет жить.
 Праведное сердце подскажет ответ, / а уста нечестивые изрыгают зло.
 Далек ГОСПОДЬ от нечестивцев, / но молитву праведников слышит.
 Светлый взор радует сердце, / добрая весть укрепляет кости.
 Кто внемлет здравым упрекам, / неразлучен будет с мудрецами.
 Кто отвергает наставления - себе повредит,
                               а кто внемлет упрекам, обретает разум.
 Страх ГОСПОДЕНЬ научит мудрости, / славе предшествует смирение.
 Сердце человека вынашивает замыслы, / но решение - от уст ГОСПОДНИХ.
 Каждый считает свой путь непорочным, / но ГОСПОДЬ испытывает души.
 Вверяй ГОСПОДУ свои дела - / и замыслы твои свершатся.
 Всё создано ГОСПОДОМ для своей цели, / и нечестивец - для дня беды.
 Надменное сердце - мерзко ГОСПОДУ,
                                  ни за что не уйти ему от наказания.
 Вера и правда искупают вину, / страх ГОСПОДЕНЬ отводит беду.
 Если угодны ГОСПОДУ пути человека, / Он примирит с ним даже врагов.
 Лучше малость, да с праведностью,
                              чем богатая прибыль, да с беззаконием.
 Человек избирает свой путь, / но твердость шагам придает ГОСПОДЬ.*
                                               (Пр.15:20-16:9/+*/)

* * *

*Доро́га честных - в стороне от зла,
                             кто с пути не собьется - жизнь сбережет.
 Несчастью предшествует гордыня, / а падению - высокомерие.
 Лучше жить в унижении с бедняками,
                             чем с гордецами делить награбленное. ...
 Иной путь и кажется прямым,
                             но в конце концов приводит к смерти. ...
 Негневливость лучше богатырской мощи,
                  кто владеет собой - сильней покорителя городов. ...
 Лучше черствая корка, да с миром,
                                    чем дом, где пиры да раздоры. ...
 Для серебра - плавильня, для золота - горнило,
                             а для сердец - испытания от Господа. ...
 Кто глумится над бедняком, оскорбляет его Творца,
                       и кто злорадствует, не уйдет от возмездия. ...
 Кто стремится к любви, забывает обиду, / а злопамятный теряет друга.
 Понятливого укор уязвит / сильней, чем глупца - сотня тумаков. ...
 Лучше встретить медведицу, потерявшую детенышей,
                                 чем глупца, когда дурь в нём бушует!
 Кто злом воздает за добро - / от его дома зло не отступится!
 Начало ссоры - как прорыв плотины,
                               уймись, пока вражда не разбушевалась.*
                           (Пр.16:17-19,25,32,17:1,3,5,9-10,12-14/++*/)

             *********************************************

/+/ из чтения вторника, нов.пер. РБО 2004г., А.Графов.
/++/ чтение вторника, нов.пер. РБО.
/+*/ чтение среды, нов.пер. РБО.

/++*/ из чтения четверга, нов.пер. РБО.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3504.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / в facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»