=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 20 марта 2017 г. ст.ст., воскресенье 5-е Великого поста.
  {память прп. Марии Египетской}
  литургические чтения: Евр.9:11-14; Мк.10:32-45 *.

 

 

 

+++ о. Александр Шмеман: живой опыт, оберегающий время Великого Поста

 

митрополит Антоний о прп. Марии Египетской
 + + + mitras.ru/inname/in_9.htm#01
        = mitras.ru/archive/090404.htm
         = mitras.ru/archive/020422.htm
     ("В ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого поста...")
 + + + mitras.ru/sermons/serm2.htm#15
        = mitras.ru/archive/060408.htm
                  ("Мы вспоминаем сегодня святую Марию Египетскую...")

 

 

К апост. чтению:
+++ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ, ЖЕРТВА
     ссылки + ст. из "Библиологического словаря" о. Александра Меня
+++ Николай Бердяев:
    Евангелие есть учение о Христе как Искупителе и Спасителе мира
                                    messia.ru/rasylka/010/2540.htm
+++ свящ. Сергий Булгаков: Искупление есть вольная жертва Христа
                                  messia.ru/rasylka/009/2396.htm

 

 

 

 

> 10.32-34 ТРЕТЬЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ О СМЕРТИ

> (Мф 20.17-19; Лк 18.31-34)

> 32 Теперь они держали путь в Иерусалим. Впереди шел Иисус. Ученики были в тревоге, а их спутникам было страшно. Иисус отвел в сторону двенадцать учеников и стал им говорить, что с Ним будет:

> 33 – Вот мы идем в Иерусалим. Сына человеческого отдадут в руки старших священников и учителей Закона. Они осудят Его на смерть и отдадут в руки язычников. 34 И те будут над Ним глумиться, будут плевать в Него, бичевать и убьют. Но через три дня Он воскреснет.


> 34 через три дня – в некоторых рукописях: «на третий день».

> Ст. 32 – Впервые говорится о том, что Иисус уже на пути в Иерусалим. Судьба Его окончательно определена: Он идет на смерть. Можно считать, что с этого момента начинается повествование о Страстях (то есть страданиях) Господа. Иерусалим уже неоднократно встречался в Евангелии, и каждый раз это был центр вражды к Иисусу. Иисус идет впереди, как и полагалось учителю, но этим подчеркивается Его добровольный и сознательный выбор. Драматизм повествования нарастает, появляется трагичность звучания. Глагол «тамбе́о», описывающий состояние тревоги, тяжелой тоски, появится в Евангелии снова – на этот раз в сцене Гефсиманского борения. Не совсем понятно, имеет ли Марк в виду две группы людей, сопровождавших Иисуса (одну, состоявшую из учеников, а другую, включавшую бо́льшее количество людей), или только одну (Иисус с учениками). Также неизвестно, почему одни были в тревоге, а другим было страшно. В 9.32 уже упоминался страх учеников.

> Ст. 33-34 – Иисус в третий раз предсказывает Свою смерть и излагает содержание шести актов этой Божественной драмы: арест по приказу Синедриона, передача в руки язычников, то есть римлян, приговор, глумление, смерть, воскресение. 

[ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ // М., 2000 ]

/продолжение: "Не знаете, чего просите!" Иисус как ВЫКУП/

 

 

К евангельскому чтению:
+++ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): Жертвенный путь. Искупление
+++ протопр. Александр Шмеман: подлинное раскаяние - от встречи со Христом
+++ Яков Кротов: Мы живем в перевернутом мире, а Спаситель - в нормальном
     (+ ссылки о евангельском и апостольском чтенях и о Марии Египетской)
+++ он же: "чем церковная жизнь гаже, по мнению христианина, тем более этот христианин молится о возвращении Церкви к норме"

 

 

 

 

        -------------------------------------

        * параллели к еванг. чтению: Мф.20:17-28; Лк.18:31-34;
          эпизоды NN122-123 по "Брюссельскому согласованию"
          (messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#122)

 

 

 

/Еще один текст, не связанный с темами воскресенья Поста, который не удалось отправить на неделе:/

* * *

> Конечно, чистоплюйство — вещь страшная, и чем нравственней оно, тем страшнее. Нехорошо избегать человека потому, что он беден или уродлив, или глуп, но совсем ужасно избегать его потому, что он плох (а мы, значит, лучше). Тему эту можно развивать до бесконечности: ханжи... викторианцы... фарисеи... притча о мытаре... Словом, всё идет само собой. Поверьте, я с трудом остановился. Однако, вопрос в том, чем мы всё это заменим. Давно известно, что частные пороки служат общему благу. Значит, убирая порок, надо заменить его добродетелью, которая послужит тому же благу. Убрать чистоплюйство мало; нужно что-то еще.

> Мысли эти возникли после привычного разговора — приятель рассказал мне о званом обеде, на котором был некий Кле́он. Мой приятель — человек добрый и честный, Клеон — безнравственный писака, распространяющий за деньги ложь, рассчитанную вызывать зависть, злобу и смуту. Во всяком случае, мне так кажется. Но дело не во мне. Дело в том, что мой друг для того и начал разговор, чтобы сообщить мне еще какую-то гадость про Клеона.

> Вот куда мы попали, отменив чистоплюйство. Один человек считает другого мерзавцем, но обедает с ним как ни в чём ни бывало. Прежде, среди ханжей, Клеон был бы вроде блудницы. Он знался бы только с клиентами, коллегами и стражами порядка. Если бы общество было разумным (это бывает), его бы ставили ниже блудниц. Целомудрие души важнее, чем целомудрие тела. Радости, которые доставляет Клеон, — ниже; болезни, которыми он заражает, — хуже. А мы обедаем с ним, пьем, шутим, пожимаем ему руку и, что ужасней всего, читаем его статьи.

> Не думаю, что мы стали добрей. Мы общаемся с ним не из милосердия, как общался бы с блудницей священник. Вряд ли христианская любовь к злодею пересилила в нас христианскую ненависть к злу. Мы и не притворяемся, что любим его; я ни разу не слышал о нём доброго слова. Что же до подлости, мы принимаем ее, разве что усмехнемся или пожмем плечами. Мы утратили бесценный дар нравственного ужаса, который всегда отличал человека от животных. Короче говоря, мы не выше, а ниже чистоплюйства.

> Клеону это очень выгодно. Даже если подлость ровно так же выгодна, как благородство, многие выберут ее. Но Клеону и выбирать не надо. Наслаждаясь всем тем, что дает непрестанное восполнение ущербности, он вхож в приличное общество. Чего же ожидать? Клеоны расплодятся, мы — погибнем. При демократии они перекроют путь общественному мнению, и оно не сможет быть честным. При тирании (упаси нас Господи!) они станут самыми жестокими и грязными ее орудиями.

> Вот я и предлагаю: будем чуждаться их как последние чистоплюи. Собственно, не такое уж это чистоплюйство. Нас обвинят, Клеон первый, в том, что мы считаем себя "лучше". Звучит ужасно, но так ли это?

> Если я встречу пьяного и отведу его домой, я покажу тем самым, что трезв, и в этом смысле — лучше. Но как ни крути, дело только в том, что я могу идти прямо, а он не может. Нет и речи о том, что я лучше в каком-нибудь другом смысле. Незачем напоминать мне, что он смел, добродушен или благороден. Очень может быть. Дело не в этом.

> Вот мне и кажется, что можно (и нужно) избегать Клеона с его статьями, ни в малой мере не предполагая, что мы лучше его. Вполне возможно, что по сути своей выше и лучше он. Мы не знаем, как дошел он до подлости, как боролся, почему сдался. Плохая наследственность... травля в классе... ужасная жена... А может, искренняя убежденность — желание победить — первая ложь — а там и ложь как профессия. Бог свидетель, я не говорю, что на месте Клеона был бы лучше, чем он. Но сейчас профессиональный подлец он, а не я; он, а не мы — и всё тут. У нас сотни пороков, которых нет у него, но в одном отношении — да, мы лучше.

> Случилось так, что именно его недостаток отравляет страну. Помешать этому надо. Закон — не может, закону и нельзя давать такое право. А вот общественное мнение вправе поставить санитарный кордон. Читать его статьи будут только такие, как он, и вред пойдет на убыль.

> Казалось бы, не так трудно отказаться от газеты, которую вы поймали на лжи: сперва не читать ее, а там и не покупать. Но как это редко бывает! Снова и снова я слышу от хороших людей, что "надо же быть в курсе". Нет, не надо. Чтобы знать, что пишут люди плохие, придется покупать их газеты — другими словами, эти газеты поддерживать, то есть поддерживать зло. Иногда опасно не ведать зла, но не здесь, ибо это зло гибнет, когда о нём не ведают.

> Вы скажете: что толку, всё равно кто-то купит. Клеона читают и подлецы, которым нет дела до истины. Да, конечно. Но я не уверен, что их так уж много, во всяком случае, их недостаточно для того, чтобы удержать его на плаву. В том-то и дело, что держат его не подлецы, а честные люди. Может, оставим его один на один с подлецами? Ну, хоть лет на пять... Вряд ли он выдюжит. А начнем сейчас, сегодня.

Клайв С. Льюис.  [Перевод Н.Л.Трауберг.] После чистоплюйства ]

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Доро́га честных - в стороне от зла,
                             кто с пути не собьется - жизнь сбережет.
 Несчастью предшествует гордыня, / а падению - высокомерие.
 Лучше жить в унижении с бедняками,
                             чем с гордецами делить награбленное. ...
 Иной путь и кажется прямым,
                             но в конце концов приводит к смерти. ...
 Негневливость лучше богатырской мощи,
                  кто владеет собой - сильней покорителя городов.
...
 Лучше черствая корка, да с миром,
                                    чем дом, где пиры да раздоры.
...
 Для серебра - плавильня, для золота - горнило,
                             а для сердец - испытания от Господа. ...
 Кто глумится над бедняком, оскорбляет его Творца,
                       и кто злорадствует, не уйдет от возмездия. ...
 Кто стремится к любви, забывает обиду, / а злопамятный теряет друга.
 Понятливого укор уязвит / сильней, чем глупца - сотня тумаков. ...
 Лучше встретить медведицу, потерявшую детенышей,
                                 чем глупца, когда дурь в нём бушует!
 Кто злом воздает за добро - / от его дома зло не отступится!
 Начало ссоры - как прорыв плотины,
                               уймись, пока вражда не разбушевалась.*
                           (Пр.16:17-19,25,32,17:1,3,5,9-10,12-14/++*/)

* * *

*Спустя некоторое время после этих событий
 Бог подверг Авраама испытанию.
 - Авраам! - сказал ему Бог.
 - Да! - отозвался Авраам.
 И Бог сказал:
 - Возьми своего сына - единственного, любимого - Исаака,
   и иди с ним в землю Мориа.
   Там, на горе́, которую Я укажу тебе,
   ты принесешь его в жертву всесожжения.
 Наутро Авраам оседлал осла, взял с собой двух слуг, взял Исаака,
 нарубил для всесожжения дров и отправился в путь -
 к тому месту, о котором говорил ему Бог.
 На третий день пути он увидел вдали это место.
 - Побудьте здесь, постерегите осла, - сказал он слугам. -
   А мы с мальчиком пойдем, поклонимся Богу и вернемся к вам.
 Он взял дрова для всесожжения и положил их на плечи Исааку.
 Потом взял огниво, взял нож и пошел дальше - вдвоем с Исааком.
 Исаак окликнул Авраама:
 - Отец!
 - Да, сынок? - отозвался Авраам.
 Тот спросил:
 - У нас есть и огниво, и дрова, но где ягненок для всесожжения?
 - Сынок, - сказал ему Авраам, -
 Бог видит, где ягненок для всесожжения!
 И они шли дальше, вдвоем.
 Дойдя до места, о котором говорил ему Бог,
 Авраам устроил жертвенник и разложил на нём дрова.
 Он связал Исаака, положил его поверх дров на жертвенник,
 достал нож и занес над сыном.
 И тогда воззвал к нему с неба ангел Господень:
 - Авраам, Авраам!
 - Да! - отозвался тот.
 - Не поднимай на него руки, - сказал ангел, -
   ничего ему не делай!
   Теперь Я знаю, что ты боишься Бога -
   ты не пожалел отдать Мне своего единственного сына!
 И Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в зарослях.
 Он подошел, взял барана
 и принес его в жертву всесожжения вместо сына.
 Место, где всё это было, Авраам назвал Яхве́-Ирэ.
 (Отсюда и поговорка: 'На горе Господней будет видно'.)
 И вновь ангел Господень воззвал к Аврааму с неба:
 - Самим Собою клянусь, - говорит Господь:
   за то, что ты это сделал - не пожалел отдать единственного сына -
    Я тебя благословлю! / Я дарую тебе потомков,
    числом - как звезды на небе, / как песок на морском берегу.
   И падут пред твоими детьми вражеские врата!
   Благословеньем будут дети твои для всех народов земли -
   за то, что ты Меня послушался.* (Быт.22:1-18/+/)

* * *

*Иисус пошел с учениками в селения близ Кесарии Филипповой.
 По дороге Он спросил учеников:
 - Кем считают Меня люди?
 - Одни говорят, что Ты - Иоанн Креститель, другие - что Илья,
   а некоторые - что один из пророков, - ответили они.
 - А вы кем считаете Меня? - спросил Он их.
 - Ты - Помазанник Божий, - ответил Петр.
 Иисус строго наказал им никому о Нём не говорить.* (Мк.8.27-30/&/)

* * *

*Христос вступил не в рукотворное святилище,
 которое есть не более чем отпечаток истинного,
 но в само небо,
 и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас.
 Он также не приносит Себя в жертву многократно,
 как это делает первосвященник,
 ежегодно входящий в святилище с чужой кровью,
 иначе Ему пришлось бы страдать множество раз
 с тех пор, как был сотворен мир.
 Но Он явился один раз, в самом конце веков,
 чтобы удалить грех Своей жертвой.
 Как человеку суждено только однажды умереть, а затем - Суд,
 так и Христос, однажды принесенный в жертву,
 чтобы унести грехи множества людей,
 во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом,
 но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.* (Евр.9:24-28/&&/)

* * *

*Подходят к Иисусу Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея.
 Они говорят: "Учитель, сделай для нас то, что мы попросим".
 Он спросил: "Что для вас сделать?"
 Они ответили:
 "Сделай, чтобы мы, когда Ты будешь прославлен,
  сидели рядом с Тобой - один по правую руку, а другой по левую".
 Иисус сказал им:
 "Вы не знаете, чего про́сите.
  Можете выпить чашу, которую Я пью,
  или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь?"
 Они ответили: "Можем".
 Но Иисус сказал им:
 "Чашу, которую Я пью, вы выпьете
  и в пучине, в которой Я омываюсь, омоетесь.
  А сесть по правую руку Мою или по левую -
  дать это не в Моей власти:
  там сядут те, кому предназначено Богом".
 Когда остальные десять услышали слова Иакова и Иоанна,
 они стали возмущаться.
 Но Иисус, подозвав их, сказал:
 "Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними
  и великие ими полностью распоряжаются.
  Но у вас пусть будет не так!
  Пусть тот, кто хочет быть у вас главным, будет вам слугой,
  и кто хочет быть среди вас первым, тот пусть будет для всех рабом.
  Ведь и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,
  а чтобы служить и отдать Свою жизнь
  как выкуп за множество жизней".* (Мк.10:35-45/*/)

             *********************************************

/+/ чтение пятницы, новый перевод РБО.
/&/ из апост. чтения субботы.
/&&/ евангельское чтение субботы.

/*/ из воскресного евангельского чтения.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3505.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / в facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru