=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

* 31 марта 2017 г. ст.ст., Великий Четверг.

  Воспоминание Тайной Вечери.

  литургические чтения: 1Кор.11:23-32;

  Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2.

 

 

С праздником!

 

 

 

 

 

> Утром, в четверг Иисус велел апостолам готовиться к седеру, пасхальной трапезе. По уставу ее следовало начинать вечером 14 нисана, которое в том году приходилось на пятницу; но Господь знал о предательстве, знал, что Ему осталось быть на свободе меньше суток, и поэтому хотел успеть встретить Пасху в кругу учеников. Он придавал особое значение этому последнему в Его земной жизни празднику.

> “Великим желанием возжелал Я вкусить эту пасху {В данном контексте – синоним пасхального агнца} вместе с вами прежде Моего страдания, – сказал Иисус, – ибо говорю вам: не буду вкушать ее, доколе не исполнится она в Царстве Божием”/3/. Апостолы поняли эти слова по-своему. Даже когда накануне Он говорил: “Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие”, они не верили в трагическую развязку и продолжали думать, что нынешний седер станет кануном Его торжества/4/.

> – Где нам приготовить пасху? – спросили ученики. Было бы надежней оставаться в Вифании, но Иисус послал их в город к одному из Своих тайных последователей/5/. Пасха должна была совершиться по закону – в Иерусалиме.

> – Идите в город к такому-то, велел Он Петру и Иоанну, и скажите ему: “Учитель говорит: время Мое близко. У тебя Я совершу пасху с учениками Моими”.

> Оберегая эти драгоценные часы, Он принял меры предосторожности. Имя владельца дома было названо только двоим. Христос дал им знак: у ворот они встретят человека с кувшином, который и проводит их.

> Обстановка секретности начинала беспокоить учеников: двое из них даже вооружились на случай внезапного нападения.

> Неизвестно, можно ли было приобрести ягненка и совершить положенное жертвоприношение за день до праздника. Не исключено, что обычай позволял это, ибо тысячи и тысячи паломников желали принять участие в обряде/6/. Во всяком случае, неведомый друг Учителя позаботился обо всём.

> На исходе дня Иисус с учениками пришел в Иерусалим. Впервые за эту неделю Он готовился провести там ночь. Хозяин уже ждал их. Большая верхняя комната была выметена и выстлана циновками. Все остатки квасного хлеба, по обычаю, были уничтожены. На столе находились лишь глиняные тарелки с опресноками, кувшины с вином, кубки. Об агнце, или самой “пасхе”, евангелисты не упоминают, но, если наше предположение правильно, было подано и это традиционное блюдо. Каждая трапеза, сопровождавшаяся молитвами, считалась у иудеев своего рода обрядом. В ней участвовали только члены семей или маленькие братства, “хабурот”. Места́ во время таких вечерей занимали по старшинству, которое строго соблюдалось. Поэтому апостолы, войдя, стали спорить: кто будет ближе к Учителю. Однако Иисус напомнил им, что не только в эту торжественную минуту, но и в любое время они должны побеждать всякое честолюбие/7/.

> Ветхозаветные пророчества нередко изображали мессианское Царство в виде пира/8/. Если судить по многим притчам Христа, Он дорожил этим символом. Для Него собравшиеся за праздничным столом братья олицетворяли мессианскую общину, Главой которой был Он Сам.

> По тогдашнему обыкновению все возлегли на низких ложах: Иоанн рядом с Господом, Симон – напротив Него; поблизости находился и Иуда.

> Священное событие Великого Четверга, которому предстояло жить в таинстве Литургии, стать средоточием Церкви и которое будет запечатлено в молитвах и гимнах, в творениях Джотто, Дионисия, Леонардо, происходило в обстановке непритязательной простоты. Только присутствие Искариота, если бы апостолы знали о предательстве, могло омрачить вечерю. Но они пока ни о чём не догадывались.

> Хотя законный срок седера наступал лишь на другой день, Христос, вероятно, во всём следовал пасхальному чину/9/. Это был Его праздник, Его “новая Пасха”, знаменовавшая уже не исход на свободу и усыновление Богом одного народа, а искупительный дар всему миру.

 

> В начале вечери полагалось в знак благоговения омыть руки. После этого Христос неожиданно встал и, сняв верхнюю одежду, опоясался полотенцем. Двенадцать замерли в недоумении. Он же налил воду в кувшин и приготовился мыть ноги ученикам. На Востоке это делали слуги, встречавшие гостей после путешествия по пыльной дороге; но в Общине Христовой слуг не было и не должно было быть. Обязанности раба исполнил Сам Господь.

> Невозможно описать крайнее смущение, в которое Иисус поверг присутствующих. Кифа, когда Он приблизился к нему, воскликнул:

> – Ты ли мне моешь ноги?

> – Что Я делаю, ты не знаешь теперь, но поймешь потом.

> – Не умоешь ног моих вовек! – протестовал Симон.

> – Если не умою тебя, ты не имеешь части со Мною.

> Петр огорчился еще больше:

> – Господи, не ноги мои только, но и руки, и голову!

> – Омытого, – ответил Иисус, – нет нужды мыть, разве только ноги, но он чист весь. И вы чисты. Но не все/10/.

> Это был первый в тот день намек на изменника, находившегося рядом с ними.

> Когда Иисус вернулся на Свое место во главе стола, Он сказал: “Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я действительно Учитель и Господь. Итак, если Я умыл ноги вам – Я, Господь и Учитель, – и вы должны друг другу умывать ноги. Ибо Я дал вам пример...

> Я посреди вас – как служащий... Но вы – те, которые пребывали со Мною в испытаниях Моих, и Я завещаю вам – как завещал Мне Отец Мой – Царство, чтобы вы ели и пили за трапезою Моею в Царстве Моем”/11/.

> По обыкновению вино смешали с водой, и каждый, наполнив свою чашу, читал над ней благодарственную молитву: “Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, создавший плод лозы виноградной”. Затем слушали пасхальное славословие, рассказ об Исходе и ели агнца с горькими травами.

> Спустилась ночь. В горнице зажгли светильники. Все заметили, что Учитель погружен в глубокую скорбь. Когда Он произнес слова́ псалма: “Ядущий со Мною поднял на Меня пяту”, – апостолы поняли, что Ему грозит неведомая, но близкая опасность. Наконец, Иисус сказал прямо: “Один из вас предаст Меня. Он ест со Мною”. В горестном смятении и страхе все стали переглядываться. “Не я ли?” – посыпались вопросы. Иуда, которого раздирали противоречивые чувства, тоже осмелился спросить: “Не я ли?..”

> Что ответил ему Господь, никто не слышал, но Иуда понял: его замысел раскрыт. Иисус же, обратившись к остальным, сказал: “Сын Человеческий идет, как написано о Нём. Но го́ре человеку тому, через которого Сын Человеческий предается. Лучше было бы не родиться человеку тому”.

> Неизвестность томила Петра. Не выдержав, он сделал знак своему молодому другу, возлежавшему рядом с Учителем, чтобы тот спросил, кто предатель. На вопрос Иоанна Иисус чуть слышно ответил: “Тот, кому Я дам этот кусок хлеба, обмакнув его”.

> Кусок был протянут Искариоту. Этот жест считался на трапезах признаком расположения и любви. Господь в последний раз хотел спасти гибнущую душу. Однако Иуда ожесточился еще больше. “Вошел в него сатана”, – говорит евангелист. Теперь предатель уже ненавидел свою Жертву.

> “Что делаешь, делай скорее”, – твердо сказал Иисус, глядя на Иуду. Все подумали, что Он посылает его купить необходимое к завтрашнему празднику. Иуда встал и молча вышел. Ночной мрак поглотил его. Мосты были сожжены. Архиереи уже ждали своего сообщника.

> Тревога не покидала Петра и Иоанна с того момента, как за Иудой закрылась дверь; но мрачная туча, нависшая над учениками, несколько рассеялась. Может быть, и Сам Иисус ощутил облегчение.

> Вновь были омыты руки и разлито вино. Христос произнес молитву над лежащим перед Ним опресноком: “Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь Вселенной, выводящий хлеб из земли”. В тот миг, когда Он преломил его, на апостолов словно повеяло ветром Галилеи. Казалось, они не в ночном Иерусалиме, а на берегу моря, где Иисус насытил пять тысяч. Но обряд напоминал и о другом. “Это хлеб страдания, который ели отцы наши в земле Египетской”, – повторил Учитель традиционные слова седера. На сей же раз Пасха возвещает о страдании Служителя Господня, Мессии. Как разломлен этот священный хлеб, так будет отдана Его плоть в руки палачей.

> “Возьмите – это тело Мое, ломимое за вас, – проговорил Христос и добавил: – Это делайте в воспоминание обо Мне...”

> С трепетом принял каждый свою часть пасхального опреснока. Потом стоя пропели начало “халлела”:

> Хвалите слуги Господа, хвалите имя Господне!
> Да будет имя Господне благословенно
>     отныне и вовек,
> От восхода солнца до запада
>     да прославится имя Господне.
> Высок над всеми народами Господь,
>     над небесами слава Его...

> Но вот Христос взял в руки “общую чашу благодарения”, которую обычно пили в конце вечери.

> – Благословим Бога нашего, – произнес Он.

> – Благословен Господь Бог наш, Бог Израилев, Бог Саваоф, восседающий среди херувимов, за пищу, которую мы приняли, – отвечали по уставу апостолы.

> – Благословим Того, Чью благодать мы вкушали.

> – Благословен Ты, Чью благодать мы вкушали и Чьей благодатью мы живем...

> В заключение славословия Иисус сказал:

> – Эта чаша есть новый Завет в Моей крови. Пейте из нее все. Это есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая для отпущения грехов... Делайте это всегда в воспоминание обо Мне.

> Апостолы передавали чашу по кругу...
 

> Так совершилась Пасха Завета, заключенного в крови Агнца.

> Иисус не случайно сохранил в обряде жертвенную символику, ибо все древние алтари были призывом к небу и означали жажду общения с Высшим; последняя же трапеза Христова соединила верных с Ним, с воплощенным Сыном Божиим. {На языке Библии “кровь и плоть” были синонимом живого существа.}

> Кровь в Библии считалась символом жизни, над которой властен один Творец. Именно поэтому ее запрещалось употреблять в пищу/12/. Между тем теперь Сам Спаситель мира отдавал Свою жизнь, Свою кровь людям.

> Издавна заключение Завета сопровождалось окроплением верующих кровью животного, посвященного Богу. Все, на кого падали ее капли, обретали новое духовное родство и связь с Богом/13/. Таков был смысл заклания пасхального агнца. Подобные обряды знал не только Израиль, но и большинство древних народов. Христос заменяет кровь жертвы соком виноградной лозы, вином трапезы, которая знаменует богочеловеческую жертву, страдания и торжество Мессии-Искупителя.

> Пасхальное воспоминание об Исходе было перенесением прошлого в настоящее. Мудрецы Израиля говорили, что каждая Пасха есть освобождение от рабства, совершающееся вновь и вновь/14/. Точно так же и новозаветная Евхаристия означает причастность к спасению, которое Христос приносит людям, пребывание Господа с любящими Его. “Всякий раз, – скажет позднее апостол Павел, когда вы едите хлеб и пьете эту чашу, вы смерть Господа возвещаете, доколе Он придет”.

> Время побеждено. Остается лишь таинство Воплощения, Присутствие Бога, явившегося в мир...
 

> Только глубокая укорененность Евхаристии в культовой традиции Ветхого Завета позволила апостолам пережить ее в ту великую ночь как священнодействие, как таинство. Пусть они не могли еще выразить этого словами, но полнота единения с Господом и между собою стала для них реальностью.


> 3 Мф 26,29; Лк 22,15,16. Epiqumia epequmhsa, “желанием возжелал”, – иудейский оборот речи, выражающий высшую степень желания. Согласно трем первым евангелистам, Тайная Вечеря совпала с Пасхой и была седером, т.е. праздничной трапезой. Но из IV Евангелия, хронология которого, по-видимому, более точна, явствует, что Вечеря произошла 13 нисана, накануне самой Пасхи. Всё же и у синоптиков есть косвенные указания на то, что вечер четверга не был пасхальным. Утром в пятницу Симон Киринейский шел с поля, где едва ли мог находиться в пасхальную ночь (Мк 15,21). В Иудее, по свидетельству Талмуда, вечером перед седером прекращалась всякая работа (Мишна, Песахим, IV,5). Совершенно невероятно, чтобы Синедрион назначил арест на вечер седера. В пасхальный день (до захода солнца) Иосиф Аримафейский не мог бы сделать закупок для погребения. Проф. СПб. Духовной Академии Д.Хвольсон выдвинул предположение, что совпадение дня Пасхи с кануном субботнего покоя заставило Синедрион перенести обряд заколания агнцев на четверг (Хвольсон Д. Последняя пасхальная вечеря Иисуса Христа в день Его смерти. – ХЧ, III-IV, 1878, с. 352 сл.). Но еще за несколько десятилетий до н.э. Гиллель объявил, что ради Субботы обряды Пасхи не переносятся (Тосефта, Песахим, IV, 1а). Попытки отрицать пасхальный характер Тайной Вечери ведут к отрицанию всех синоптических свидетельств. А. Жобер предположила, что Христос пользовался старым календарем, по которому Пасха приходилась на среду (Jaubert A. The Date of the Last Supper. New York, 1965). Этот календарь употребляли ессеи и родственные им группы. Но мы знаем, что в других случаях Христос никогда не отвергал общепринятого церковного календаря. К тому же нет основания сближать Его с ессеями (см. выше с. ### сл.). Пока наиболее вероятным остается мнение, что Христос намеренно совершил Пасху до ее наступления, зная, что скоро будет взят под стражу. (см.: Златоуст И. Беседы на Матфея, 81,1).
> 4 Мф 26,2.
> 5 Мф 26,17-19; Мк 14,12-16; Лк 22,7-13. Возможно, что дом, где совершилась Тайная Вечеря, принадлежал родителям Иоанна Марка (см.: Деян 12,12).
> 6 По И.Флавию (Иудейская война, VI,9,3), однажды, в 60-х годах I в., было заколото 256500 пасхальных агнцев. Хотя обряд совершали сами богомольцы, технически он был трудноисполним, если не предположить разрешения начинать его заранее. Этот аргумент в пользу того, что агнец мог быть приготовлен уже 13 нисана, впервые выдвинул Филарет (Гумилевский), архиеп.Черниговский (см. его кн.: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Ч. I, с. 10-11).
> 7 Лк 22,24-30; ср. строго иерархический порядок сидящих за трапезой в Кумране (Устав общины, VI).
> 8 Ис 25,6; 55,1; Притч 9,1-6; Устав Кумрана, II,11-21; Апок. Баруха, 29,29; ср. Мф 8,11.
> 9 Это явствует из всей синоптической традиции. Обряды ритуальной трапезы и Пасхи изложены в талмудических трактатах “Берахот” и “Песахим” (Т.1-2, русск. пер. Талмуда). Сравнение их с Тайной Вечерей подтверждает ее пасхальный характер. “Христос, – пишет Л.Буйе, – не изобретает, а только применяет обряд, который уже существует и должен продолжаться” (Л.Буйе. О Библии и Евангелии, с. 225). См. анализ первой Евхаристии в свете иудейских обычаев в кн.: Успенский Н. Анафора. – БТ. В. 13, М., 1975, с. 42 сл.
> 10 Ин 13,1-11. Слово leloumenoV, “чистый”, в данном контексте относится как к ритуальному омовению, так и к состоянию души. Ин говорит лишь об омовении ног на Вечери, не упоминая Евхаристии. Очевидно, в то время, когда писалось IV Евангелие (90-е гг.), Евхаристия как часть Тайной Вечери подразумевалась сама собой. В Иоанновом умолчании не исключен и мотив эзотеризма. О смысле же таинства Ин говорит в другом месте (см. выше: гл. 10, а также Brown R. New Testament Essays. New York, 1968, p. 108ff и статью J.Giblet в Concilium, N 40, 1968 декабрь).
> 11 Ин 13,12 сл.; Лк 22,27-30. Дальнейшее повествование о Тайной Вечери основано на Мф 26,20-29; Мк 14,22-25; Лк 22,15-20; Ин 13,18-38; 1Кор 11,23-25 и талмудических свидетельствах о пасхальном седере. До сих пор вопрос, участвовал ли Иуда в Евхаристии, не решен. Однако многие косвенные данные говорят в пользу того, что он покинул Вечерю до нее. См. изложение различных мнений в кн.: прот. Алфеев А. Иуда предатель. Рязань, 1915, с. 52 сл.
> 12 Лев 3,17; 17,10,12-14; Втор 12,16.
> 13 Исх 24,3-8; Зах 9,11; ср. Евр 9,16-21.
> 14 Песахим, X,5.

 

[ священник Александр Мень. Из кн. "Сын Человеческий", из гл. 15  ]

 

 

 

 

 

 + + + о. Александр Шмеман: Последняя схватка
        (+ ссылки, в т.ч. к др. дням Страстной недели)
 + + + игумен Евмений (Перистый): Правда Божия и правда человеческая
        (+ссылки)                     messia.ru/rasylka/007/1812.htm
 + + + свящ. Александр Мень:
       Православный календарь: от Лазаревой субботы до Пасхи
                                      messia.ru/r2/1/289.htm
 + + + свящ. Александр Шмеман: Литургия и жертва (+аудио)
 + + + он же: О преложении Даров. Хлеб и вино (аудио)

 + + + Дороти Сэйерс - радиопьеса Царская трапеза
       messia.ru/bibliotk/s/sejersd/p9_trapeza.htm

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Иисус сказал:
 "Смотрите, чтобы вас не ввели в обман!
  Многие будут приходить под Моим именем
  и говорить:
  "Я – Помазанник Божий!" –
  и многих введут в обман.
  Вы услышите о ближних и дальних войнах –
  смотрите, не пугайтесь!
  Так и должно быть,
  но это еще не конец.
  Восстанет народ на народ
  и царство на царство,
  будет голод и землетрясения во многих местах,
  но всё это только родовые схватки.
  Будут тогда вас мучить и убивать,
  и все народы из-за Меня вас будут ненавидеть.
  Многие тогда откажутся от веры
  и будут друг друга предавать и ненавидеть.
  Много лжепророков явятся в те времена
  и многих введут в обман.
  Из-за того что умножится зло,
  у многих остынет любовь.
  Но кто выдержит до конца,
  будет спасен.
  Но прежде по всей вселенной
  возвестят эту Весть о Царстве,
  чтобы услышали ее все народы –
  и только тогда наступит конец.
  Когда увидите "кощунственную мерзость",
  стоящую в "месте святом",
  о которой сказал пророк Даниил
  (пусть тот, кто читает, поймет!),
  тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы,
  кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом,
  кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом. ...
  Если вам скажут тогда:
  "Смотри, вот Помазанник!" или "Вон Он!" –
  не верьте!
  Потому что явятся лжепомазанники и лжепророки,
  явят великие знаки и чудеса,
  чтобы, если удастся, ввести в обман
  даже избранных.
  Слышите, Я всё вам сказал заранее.
  Так вот, если скажут:
  "Смотри, Он в пустыне!" –
  не ходите туда,
  или: "Смотри, Он скрывается здесь, в этом доме" –
  не верьте.
  Словно молния, что рассекает
  всё небо с востока до запада, –
  таким будет возвращение Сына человеческого.
  Где будет труп, туда соберутся стервятники.
  И тотчас, после скорби тех дней
  "солнце померкнет,
  луна не даст света,
  звёзды падут с небес
  и сотрясутся небесные силы".
  Тогда появится на небе знак Сына человеческого,
  и зарыдают в отчаянии все народы земли,
  увидев, что Сын человеческий
  идет на облаках небесных
  с великой силою и славою.
  Он пошлет Своих ангелов с могучей трубой
  с четырех концов света –
  от края небес и до края небес –
  собрать Своих избранных.
  Пусть вам примером будет смоковница:
  когда ветвь ее набухает и распускаются листья,
  знаете вы, что близко лето.
  Так и вы:
  увидев всё это, знайте:
  Он близко, у самых дверей!
  Верно вам говорю:
  поколение это еще не сменится,
  как всё уже сбудется.
  Небо и земля пройдут бесследно,
  но слова Мои не пройдут!"* (Мф.24:4-18,23-35/+/)

* * *

*С любовью, братия, примем Жениха,
 приготовим свои светильники, / добродетелями сияя и правой верою,
 чтобы нам, как разумным Господним девам,
 быть готовыми войти с Ним на брачные торжества,
 ибо подает Жених, как Бог, / в дар всем венец нетленный.*
*Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель,
 священники и книжники коварно по зависти собрав,
 подвигли Иуду на предательство;
 потому он, отправился бесстыдно / и говорил о Тебе беззаконным людям:
 "Что вы мне", – он сказал, – "дадите,
  и я вам предам Его в руки ваши?"
  От осуждения, его постигшего, / избавь, Господи, души наши!*
*О часе конца помысли, душа, / и участи срубленной смоковницы убоявшись,
 над данным тебе талантом потрудись, несчастная, / бодрствуя и взывая:
 "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная?
 Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном?
 Что занимаешься бесследно утекающим?
 Последний час отныне наступил,
 и предстоит нам со всем здешним разлучиться.
 Доколе имеешь время, отрезвись, взывая:
 "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой,
 не сруби меня как бесплодную смоковницу,
 но как милосердный, Господи, / пожалей со страхом восклицающую:
 Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*"Бодрствуйте", – сказал Ты, Благой, ученикам, –
 "ибо не знаете, в который час придет Господь – / воздать каждому!"
  При втором Твоем страшном пришествии, Владыка,
  сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим,
  презрев множество моих согрешений.*
*Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,
 но одежды не имею, чтобы войти в него.
 Сделай светлым одеяние души моей, / Податель света, и спаси меня.*
*В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный?
 Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, –
 одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак,
 и, связанный, изгнан буду Ангелами.
 Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.*
*От душевного нерадения задремав,
 не приобрел я, Жених мой, Христе,
 светильника, горящего добродетелями,
 и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая.
 Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,
 но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни,
 и с разумными девами введи в Твой брачный чертог,
 где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно:
 "Господи, слава Тебе!"*
*Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа,
 не скрывай слова Божия,
 возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный дар,
 войти тебе в радость Господа Твоего.*
*Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки,
 ибо Он подает рабам Своим богатство;
 и каждый соразмерно да преумножит благодати талант:
 один мудрость да употребляет на добрые дела,
 а другой служение просвещения да совершает.
 Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного,
 и да раздает богатство бедным иной:
 ведь так мы взаймы нам данное преумножим,
 и как верные распорядители благодати
 радости со своим Владыкой удостоимся.
 Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.*
*Жених, цветущий красотою более всех людей,
 призвавший нас на пиршество духовное / брачного чертога Твоего!
 Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки
 участием в Твоих страданиях
 и, славы одеянием украсив,
 красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви
 в Твоем Царстве, как Милосердный!*
*Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант.
 Со страхом дар прими, / отдай в рост для Давшего тебе,
 раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,
 чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,
 и услышать блаженный глас:
 "Войди, раб, в радость Господа Твоего!"
 Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,
 по великой Твоей милости.*
                      (Из богослужения Великого Вторника/*/)

* * *

*Вот, Жених приходит в полночь,
 и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим,
 но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным.
 Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном,
 да не будешь смерти предана,
 и заключена вне Царствия,
 но воспрянь, взывая:
 "Свят, Свят, Свят Ты, Боже, / по молитвам Богородицы помилуй нас!"*

*Блудница приступила к Тебе,
 мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,
 и от смрада зол избавляется повелением Твоим!
 Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный,
 ее отвергает и нечистотою покрывается,
 по сребролюбию продавая Тебя.
 Слава, Христе, милосердию Твоему!*
*Больше чем блудница беззаконий совершив,
 слез потоков я Тебе вовсе не принес;
 но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой,
 с любовью целуя пречистые ноги Твои,
 дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов,
 взывающему Тебе, Спаситель:
 "От дел моих нечистых меня избавь!"*
*Прежде распутная жена / внезапно целомудренной явилась,
 возненавидев дела постыдного греха / и наслаждения телесные,
 в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием,
 которому блудники и распутные подвергнутся.
 Я являюсь первым из их числа,
 и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный.
 Блудная же жена, убоявшись / и приложив старание, скоро пришла,
 взывая ко Искупителю:
 "Человеколюбивый и Милосердный, / от дел моих нечистых меня избавь!"*
*Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником,
 лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога,
 ради которого был отпущен долг грехов,
 торгуя боголюбезной благодатью.
 Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!*
*Приступила женщина смрадная и оскверненная,
 слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, / и свое страдание возвещая:
 "Как я взгляну на Тебя, Владыку? / Но Ты Сам пришел спасти блудницу!
  Меня, умершую, из бездны подними,
  воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба.
  Прими меня, злосчастную Господи, / и спаси меня!"*
                                    (Из богослужения Великой Среды/*/)

* * *

*Будучи Господом и Создателем всего,
 Бог бесстрастный, сделавшись нищим, создание с Собой соединил,
 и, Сам являясь Пасхой,
 тем, за кого собирался умереть, / Себя в снедь заранее предлагал,
 взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!"
  Спасительной для всего рода смертного,
  напоил Ты, Благой, Своих учеников
  собственною чашей, наполнив её веселием;
  ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь,
  взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"*
*Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду,
 усмиряющая бездны и укрощающая моря
 Премудрость Божия воду в умывальницу вливает
 и Владыка омывает ноги рабов.
  Ученикам подает / Владыка пример смирения;
  и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается,
  и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов,
  Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.*
 *К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись,
  чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой,
  чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем,
  и сделать так, как мы увидели,
  друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, -
  ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал;
  но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.*
*Агнец, о Котором провозгласил Исаия, / добровольно идет на заклание
 и спину отдает на раны, щеки на удары,
 лица же не отвращает от позора оплеваний
 и осуждается на бесчестную смерть.
 Безгрешный всё принимает добровольно,
 чтобы всем даровать воскресение из мертвых.*
                              (Из богослужения Великого Четверга/*/)

             *********************************************

/++/ из чтения понедельника.
/*/ перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3509.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»