=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

Христос воскрес!

* 10 июля 2017 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.15:1-7; Мф.9:27-35.

 

 

см. к апостольскому чтению:
+++ В.Н. Кузнецова: Следуйте примеру Христа
+++ Дитрих Бонхёффер: Сам Бог учит нас принимать друг друга
+++ митрополит Сурожский Антоний (Блум): быть силой и опорой слабых (+ссылки)
  + + + он же: прося об исцелении, готовы ли мы
         взять на себя крест беспощадной борьбы с самими собой?
          (тж. к ев. чт-ю) messia.ru/rasylka/010/2592.htm
+++ священник Павел Адельгейм:
     сохранить сокровища веры и не потерять Человека

 

 

 

 

 

> 10.26-31 ОТКАЗ ОТ СТРАХА

> (Лк 12.2-9)

 

> 26И всё же не бойтесь их!
Нет ничего скрытого,
>    что не станет явным,
и нет ничего тайного,
>    что не станет известным.
> 27То, что Я говорю вам во тьме,
>    говорите при свете дня,
и то, что слышите шепотом на ухо,
>    возвестите с крыш домов.
> 28Не бойтесь тех, кто убивает тело,
>    а душу убить не может.
Бойтесь скорее Того,
>    кто может и душу, и тело сгубить в геенне!
> 29Не за грош ли пара воробьев продается?
И всё ж ни один из них наземь не упадет
>    без ведома вашего Отца.
> 30А у вас и волосы на голове все сочтены.
> 31Так не бойтесь:
>    вы сто́ите много больше воробьев!
> 32Того, кто открыто призна́ет Меня перед людьми,
>    призна́ю и Я перед Моим Небесным Отцом.
> 33А кто откажется от Меня перед людьми,
>    от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом.

 



> 26 Мк 4.22; Лк 8.17     28 Иак 4.12     30 1Цар 14.45; Деян 27.34     31 Мф 6.26; 12.12
> 32 Откр 3.5     33 Мк 8.38; Лк 9.26; 2Тим 2.12


> Этот отрывок начинается и завершается призывом не бояться. Ничто не происходит без ведома Бога, который защитит тех, кто исполняет Его волю. Только Его надо бояться, ибо в Его руках не только жизнь и смерть, но и вечная жизнь и вечная погибель.

> Ст. 26 – <Нет ничего скрытого, что не станет явным, и нет ничего тайного, что не станет известным>  – Подобные слова есть как в других текстах Нового Завета, так и у язычников (1Кор 4.5). Вероятно, перед нами снова пословичное выражение, бытовавшее в устной традиции как отдельное речение, которое евангелисты Матфей и Лука поместили в разные контексты (ср. Лк 12.1-2). Не бойтесь их – то есть людей-гонителей, в частности тех, кто называет их Учителя прислужником Сатаны или самим Сатаной. Несмотря на мрачные предсказания, Иисус призывает Своих учеников не бояться и не отчаиваться (1Петр 3.14; Откр 2.10). Истина всё равно восторжествует, потому что восторжествует Бог. Царство Бога, которое сейчас незаметно, сокрыто, как зерно под землей, явится в полноте силы.

> Ст. 27То, что я говорю вам во тьме… то, что слышите шепотом на ухо – сейчас Весть, которую возвещает Иисус, звучит тихо и иногда незаметно, многие ее не слышат. Иисус часто говорит загадочным языком притч, метафор и сравнений. Но скоро наступит время, когда Его ученики понесут Весть по всему свету («говорите при свете дня»), когда она зазвучит во весь голос («возвестите с крыш домов»). Надо помнить, что крыши на Востоке плоские и люди обычно проводили там много времени. «Здесь контраст между тьмой допасхального периода и светом послепасхального периода». {Davies and Allison, Matthew, v. 2, p. 205.} Лука, поместив речение в другой контекст, радикальным образом изменил его значение.

> Ст. 28 – Самое страшное, что могут сделать люди, это причинить смерть. Но они могут убить только тело. Обычно в Новом Завете, как и всюду в Библии, душа – это жизнь, ее вдохнул в человека Бог. Поэтому «тело» и «душа» – это не две части, из которых состоит человек, а две его стороны. {E. Schweizer, The Good News according to Matthew, p. 247-248.} Только в этом стихе значение слова «душа» претерпевает изменение, вероятно, под влиянием эллинистических идей (ср. Прем 16.13-15; 4Макк 13.13-15; 14.6) и понимается как бестелесная человеческая сущность, способная пережить смерть тела, чтобы потом соединиться с ним во время телесного воскресения.

> Бойтесь Того, кто может и душу, и тело сгубить в геенне – в раввинистических писаниях есть похожие слова: убийство, совершенное царем плоти и крови, не есть убийство навеки, таким является лишь убийство, совершенное Царем всего: Он убивает и для этого века, и для будущего. Иногда некоторые толкователи полагали, что имеется в виду Сатана, но это неверно, так как в библейской мысли лишь Бог обладает подобной властью. Что значит «бояться Бога»? Прежде всего, это испытывать благоговение и ужас, священный страх, всегда охватывающий человека перед лицом Божества, многократно превосходящего все, что человек способен даже помыслить, страх грешника перед абсолютной святостью. Это страх, который возникает у любящего перед любимым, страх лишиться Его любви из-за дурного поступка, слова или мысли. Страх перед Богом значит бесстрашие перед людьми. Когда хоронили английского проповедника Джона Нокса, о нём сказали так: «Здесь лежит человек, который так боялся Бога, что не боялся никого из людей». {У. Баркли, Толкование на Евангелие от Матфея, т. 1, с. 428.} <...> Сгубить в геенне – так как греческое слово может значить и уничтожение, и вечные му́ки, неизвестно, что именно говорит здесь Иисус. Согласно раввинистическим учениям того времени, душа и тело уничтожаются после двенадцатимесячного пребывания в геенне. Но главное в этом стихе не информация о загробной жизни или смерти, а призыв к людям не бояться мученической смерти.

> Ст. 29-31 – Всеведение Бога и Его любовь к человеку – вот темы двух маленьких притч. Если даже воробей не погибает, то зачем страшиться людям? Ведь они дороже птиц, они созданы по образу и подобию Бога. Если даже количество волос на голове известно Богу, следовательно, страдания и смерть ради Него не совершается потому, что Бог не видит или не помнит. Он всеведущ, и воля Его непостижима для людей. Даже зло, которое обрушивают на Его посланцев враги, Бог сумеет обратить в благо (Рим 8.28). За грош – дословно: «за ассарий», это римская медная монетка стоимостью в 1/16 денария (денарий был средней платой за один рабочий день). В те времена воробьи были самой дешевой дичью, продававшейся на рынке, их часто употребляли с пищу бедняки. Здесь, как и в 6.26, применен прием «от малого к большему». А у вас и волосы на голове все сочтены – вероятно, пословица (ср. 1Цар 14.45; 2Цар 14.11; Лк 21.18; Деян 27.34).

> Ст. 32-33 – Но именно поэтому ученики должны не отступиться и открыто исповедать веру в Иисуса, открыто признать Его, вероятно, на суде, даже если это будет грозить смертью. Как человек поступал в этой жизни, так поступят и с ним. Кто не признал Иисуса, боясь смерти или насмешек (Ин 7.48-49), от того откажется и Иисус, не призна́ет его Своим во время Суда, на котором Он будет восседать как Судья (19.28; 25.31-46). Он не призна́ет их перед лицом Бога, которого Иисус называет Своим Небесным Отцом. Ученики должны помнить, что детьми Небесного отца они становятся благодаря Иисусу. См. также 1Ин 2.22-23; 4.2-3, 15.

 

> 10.34-39 ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИКАМ


> (Лк 12.51-53; 14.26-27)

> 34Не думайте,
>    что Я пришел установить мир на земле.
> Не мир Я принес,
>   но меч рассекающий.
> 35Я пришел разделить!
>    «Разделить сына с отцом,
>        с матерью дочь,
>        со свекровью невестку.
> 36И человеку врагами будут его домочадцы».
> 37Кто любит отца или мать больше Меня,
>    тот не для Меня!
> Кто любит сына или дочь больше Меня,
>    тот не для Меня!
> 38И кто свой крест не берет и не идет за Мною,
>    тот не для Меня!
> 39Кто хочет жизнь свою обрести,
>    тот погубит ее.
> А кто погубит свою жизнь ради Меня,
>    тот ее обретет. 


> 35-36 Мих 7.6     37 Втор 33.9     38 Мф 16.24; Мк 8.34; Лк 9.23
> 39 Мф 16.25; Мк 8.35; Лк 9.24; 17.33; Ин 12.25

 

> Ст. 34 – Иисус произносил парадоксальные слова, которые, казалось бы, противоречат сказанному выше (5.9; 10.13; см. также Ин 14.27). Пророк Исайя называл грядущего Мессию Князем мира, то есть источником и первопричиной мира (Ис 9.6; 11.9). Раввинистические писания также утверждали, что Мессия установит новый миропорядок, в котором будут отсутствовать войны. Конечно, перед началом мессианского века будут войны, катастрофы и раздор, но затем наступит великое замирение, когда все враги будут повержены и покорены и земля Израиля будет наслаждаться покоем. Иисус, казалось бы, решительно опровергает эти взгляды: «Не думайте, что Я пришел установить мир на земле. Не мир Я принес, но меч». Установить мир – дословно: «бросить, швырнуть мир». Это может быть либо семитический оборот, соответствующий нашему «установить мир», либо он включает в себя идею установления мира силой. Именно таким победоносным Воителем, замирившим язычников, видели Мессию многие современники Иисуса. Меч в данном отрывке означает вражду и разделение. На земле – обычно землей называлась территория Израиля.

> Из Евангелий видно, что Иисус пришел восстановить народ Божий Израиль во всей полноте мирных и гармонических отношений с Богом, уничтожить вражду, возникшую в результате греха и разделения. Своих учеников Он посылает с той же Вестью о мире. Но далеко не всюду их принимают, и тогда предложенный ими мир возвращается к ним (10.14). Не они берут в руки меч, убивая тех, кто не принял их, но те, кто не приняли их Весть о примирении, отвергнув волю Бога. Не они преследуют, мучают и казнят, но те. Они отвергли мир, предложенный Иисусом, и развязали войну с Богом. Но невольной причиной этой вражды стал Иисус и поэтому Он лишь констатирует ситуацию. "Меч" – это не цель, а неизбежное следствие. Иисус не похож на лжепророков, которые в угоду власть имущим возвещают мир и безопасность в то время, когда человечество стои́т на грани катастрофы (Иер 6.14; 8.11; Иез 13.10; 1Фес 5.3). Но Он никоим образом не сторонник священных войн с язычниками и еретиками, Он отвергает воззрения зелотов, стремившихся войной с Римом ускорить наступление Царства Бога. Этими словами Иисус предупреждает Своих посланцев о том, что путь, который Он им предлагает, узок, труден и мучителен. Но Его слова также свидетельствуют о наступлении конечных, эсхатологических времен, для которых характерна вспышка зла и насилия, и Его приход говорит о наступлении эсхатона (Откр 6.4).

> Это речение красноречиво свидетельствует о том, что нельзя вырывать новозаветные цитаты из контекста, иначе можно полностью исказить смысл Писаний.

> Ст. 35-36 "Меч", о котором говорит Иисус, это прежде всего меч мученичества, а также разделения (ср. Лк 12.51), разрыва кровных, семейных уз. Иногда он будет рассекать членов одной семьи, отделяя верных от неверующих. «Иисус предлагает выбор, и человек иногда вынужден выбирать между самыми тесными мирскими связями и верностью Иисусу Христу». {У. Баркли, Толкование Евангелия от Матфея, т. 1, с. 435.}

> Нам сейчас уже не всегда легко понять, что значило это для людей того времени, когда семья, род, клан воспринимались как нечто незыблемое, абсолютно надежное, гарантирующее человеку подчас единственную помощь и защиту. Пророки, междузаветные и талмудические тексты часто говорили о том, что конечные времена будут характеризоваться враждой в семье (Мих 7.6; 1Енох 56.7; 100.1-2; 4Ездр 5.9; 6.24; 2Вар 70.3,7; см. также Мк 13.12). Но апостолы должны нести свое служение даже в такие смутные и страшные времена.

В.Н. Кузнецова.
Из кн. "Евангелие от Матфея. Комментарий". (М., 2002) ]

 

 

 

 

 

 

К евангельскому чтению:
 + + + свящ. Яков Кротов: Иисуса увидеть очень трудно даже зрячим

  + + + он же:
         должно ли возвещение Евангелия сопровождаться исцелениями?
 + + + св. Симеон Новый Богослов: о вере – тем, кто утверждает,
        что, живя в миру, невозможно достичь
         совершенства в добродетелях (1)
          messia.ru/rasylka/009/2447.htm
 + + + свт. Тихон Задонский: "Помилуй  нас, Господи, Сын Давидов!"
        messia.ru/rasylka/008/2264.htm
         (+ ссылки по теме евангельского чтения)

 

 

К апостольскому и евангельскому чтениям:
 +++ митрополит Сурожский Антоний (Блум):
  прося об исцелении, готовы ли мы
   взять на себя крест беспощадной борьбы с самими собой?
                           messia.ru/rasylka/010/2592.htm
 +++ готовы ли мы взять на себя крест беспощадной борьбы с самими собой?

 

 

 

 


# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Братья, ради милосердия Божьего к нам, я вас прошу:
 отдайте себя, свое тело Богу
 как живую жертву, освященную и угодную Ему.
 Только такое служение истинно духовно.
 Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира,
 но преобразите себя, обновив свой ум,
 чтобы постичь, чего хочет от вас Бог,
 что для Него хорошо, угодно и совершенно.
 ... не ставьте себя выше, чем следует.
 Будьте скромны и судите о себе здраво,
 по мере той веры, которую Бог дал каждому из вас.* (Рим.12:1-3/+/)

                                * * *

Иисус сказал:
"Кто любит отца или мать больше Меня, / тот не для Меня!
 Кто любит сына или дочь больше Меня, / тот не для Меня!
 И кто свой крест не берет и не идет за Мною, / тот не для Меня!
 Кто хочет жизнь свою обрести, / тот погубит ее.
 А кто погубит свою жизнь ради Меня, / тот ее обретет".
                                                 (Мф.10:37-38/++/)

* * *

*К Иисусу пришли фарисеи и саддукеи.
 Желая испытать Его,
 они стали требовать, чтобы Он явил им знак с небес.
 Но Он ответил:
 - На закате вы говорите: "Будет хорошая погода 
  небо красное".
  А рано утром: "Сегодня будет буря  -  небо багровое".
  Глядя на небо, вы умеете предсказывать погоду,
  а знаков наступающих времен различить не умеете?
  Злое и безбожное поколение!
  Оно требует знака, но не будет дано ему знака, кроме знака Ионы!
 И, покинув их, Иисус ушел.
 Ученики приплыли к другому берегу. ...
 Иисус сказал им:
 - Смотри́те, берегитесь фарисейской и саддукейской закваски!*
                                                       (Мф.16:1-6/&/)

              *********************************************

/+/ апостольское чтение субботы.
/++/ из евангельского чтения субботы.

/&/ ев. чтение понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3542.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

NEW! Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru