=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
>
<...> Все эти разговоры о Православии и Западе, о Православии
на Западе, разговоры, раздумья, в которых я буквально прожил всю жизнь,
неизменно приводят к вопросу, обращенному уже к самому себе: что же
за всеми словами, за «незабудками, здесь помещенными для шутки»,
что остается за вычетом всего того, огромного, что так очевидно
мешает Православию и его искажает? Что несомненно, вечно и составляет
сущность того, о чём, в сущности, я говорю, что проповедую
и что защищаю всю жизнь? Иными словами, что не относительно, а абсолютно?
И всегда тот же вывод: во-первых, некое ви́дение, опыт Бога, мира
и человека – о которых лучшее в православном богословии,
но с которыми оно не совпадает просто («Отцы» об этом,
но сами «Отцы» превращаются в объект какого-то мелкого, интеллектуального
и скучного культа). Богослужение об этом, но опять-таки если оно само
не есть предмет нездорового любопытства. Духовная традиция об этом,
но только если не делается pars pro toto [часть вместо целого],
рецептом для безнадежных искателей «духовности». И, во-вторых,
Таинство – в самом глубоком и всеобъемлющем смысле этого
слова, ключ и критерий которого в Евхаристии. Всё остальное не только
относительно, но и по самой своей природе – преходяще. Но любят
православные и потому абсолютизируют почти только «преходящее».
Отсюда – всё растущая православная «шизофрения»… И только
пророчество и неизбежно связанное с ним «мученичество» (отвержение,
одиночество, осуждение) могут, должны эту шизофрению исцелить. А этого
никому (мне, во всяком случае) ужасно не хочется. А надо сказать
в сущности приблизительно так: православный «традиционализм» обратно
пропорционален сегодня верности Преданию, и это без всякого парадокса
и преувеличения. Православие запуталось в прошлом, обожествленном как предание,
оно буквально задыхается под его грузом. А так как подлинное,
живое и животворящее Предание приходит к нам из прошлого, через
него, в нём действительно заключено и потому что «жаждущие и алчущие»
находят всё время куски хлеба, подлинной пищи в нём, то и задача
бесконечно усложняется. И решить ее можно, по-моему, только при полной
укорененности в настоящем, тогда как первый соблазн православного –
бежать из него, идти обратно. Именно тогда, однако, прошлое, переставая быть
Преданием – передачей в настоящее, делается мертвым грузом и умиранием…
«Всякий, положивший руку на плуг и озирающийся назад…» –
эти слова можно отнести к эмпирическому православию: всё оно –
либо ностальгическое и романтическое, либо паническое и истерическое
«озирание назад». Все православные какие-то «эмигранты»
в современности, какое-то «харьковское землячество», суетящееся
в случайной парижской или нью-йоркской зале. Развесили портреты, расставили
флаги – ну совсем «уголок России». Так и всё православие
в современном мире – какой-то «уголок»…
А вот с кафедры лютеранского университета утверждаешь – искренне! –
что без православного ви́дения не исцелить миру своих страшных
ран и не выйти из тупика… <.....>
[
протопресвитер Александр Шмеман. Из дневника,
25 сентября 1975 ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
# -----------------------------------------------------------------
|
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
|
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит
вас Распятый за нас и Воскресший! редактор-составитель
рассылки Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Мы
должны всегда благодарить за вас Бога, братья, любимые Господом! Ведь
Бог избрал вас, чтобы вы первыми достигли спасения благодаря Духу, который
освящает вас, и вашей вере в истину. Для этого Он и призвал вас
Радостной Вестью, которую мы принесли вам, – разделить
славу Господа нашего Иисуса Христа! Так стойте же неколебимо, братья!
Твердо держи́тесь того учения, что мы вам передали и устно,
и в письмах. И пусть сам Господь Иисус Христос и Бог, наш Отец, полюбивший
нас и одаривший по Своей доброте вечным мужеством и доброй надеждой,
вселят мужество в ваши сердца и укрепят для всякого доброго дела
и слова. И в заключение, братья, моли́тесь о нас! ... Верен
Господь, и Он укрепит вас и сохранит от Злодея. Мы же полагаемся в том,
что касается вас, на Господа.... И пусть Господь обратит ваши сердца
к Божьей любви и к стойкости Христа! Братья, именем Господа нашего
Иисуса Христа мы требуем, чтобы вы держались подальше от всякого брата,
который живет праздно и не следует завету, полученному от
нас. Ведь вы сами знаете, как вы должны подражать нам. Потому
что мы у вас не бездельничали, ни у кого куска хлеба даром не съели,
день и ночь работали, не щадя сил, лишь бы никого из вас не обременить.
И не потому, что у нас нет такого права, а потому, что
мы хотели, чтобы вы брали с нас пример. Ведь еще тогда,
когда мы были у вас, мы вам вот что приказывали: "Кто не хочет
работать, тот пускай и не ест!" /.../
Вы же, братья, не поддавайтесь усталости, делая добро.*
(2Фес.2:13-3:1,3-10,13/*/) *
* * *<Иисус сказал:> "Всегда
будьте в полной готовности:
одежды ваши подпоясаны и светильники зажжены.
Будьте подобны тем, кто ждет возвращения своего хозяина
со свадьбы, чтобы открыть ему, как только он вернется
и постучит. Счастливы те слуги, которых хозяин, вернувшись,
застанет не спящими. Верно вам говорю, он сам подпояшется,
усадит их за стол и будет им прислуживать.
Счастливы они, если он застанет их не спящими,
в какой бы час ни вернулся, в полночь или на рассвете.
Знайте, если бы хозяину дома было известно,
в какое время придет вор, он не допустил бы,
чтобы вор забрался в его дом. Будьте и вы в готовности,
потому что Сын человеческий вернется в час, когда вы не ждете.
- Господь, Ты рассказываешь эту притчу для нас или
для всех? - спросил Его Петр. Иисус
ответил: - Будьте такими, как верный
и разумный управитель, которого хозяин
может смело поставить над всей прислугой
и поручить ему в положенное время выдавать их паек.
Счастлив тот слуга, которого хозяин, вернувшись,
застанет за делом. Верно вам говорю, он отдаст ему под начало
всё свое имущество. А если слуга подумает:
'Мой хозяин задержится', - и начнет бить слуг и служанок,
будет есть, пить и пьянствовать, хозяин того слуги вернется
в день, когда тот не ждет его, и в час, о котором не ведает,
и, наказав его люто, будет обращаться с ним как с теми,
кто не заслуживает доверия. Слуга, который,
зная волю своего господина, не исполняет ее
и не собирается ее исполнять, будет жестоко избит.
А если слуга ее не знает и совершит что-то заслуживающее порки,
то наказание ему будет меньше.
Кому много Бог дал,
с того много и спросит, кому
много доверил,
с того еще больше потребует.
Вы думаете, Я пришел дать земле мир?
Нет! говорю вам.
Не мир разделение! ..." А народу Иисус сказал:
"Когда вы видите, что на западе поднимается туча, вы сразу
говорите: "Будет дождь", и это сбывается. А когда дует
южный ветер, вы говорите: "Будет жара", и это сбывается.
Лицемеры! Глядя на землю и небо, вы умеете определять погоду,
а понять, какое наступило ныне время, вы не умеете? Почему вы сами
не можете решить, что для вас правильнее? Ведь когда идешь с истцом
в суд, лучше тебе приложить все старания, чтобы помириться с ним по
дороге, иначе он отведет тебя к судье, а судья отдаст тюремщику,
а тюремщик бросит в тюрьму. Верно тебе говорю, оттуда не
выйдешь, пока не отдашь весь долг до последнего гроша".
В это время пришли к Иисусу и рассказали о галилеянах, чью кровь
Пилат смешал с кровью жертвенных животных, когда они совершали жертвоприношение.
Иисус сказал им в ответ: "Вы думаете, эти галилеяне были
грешнее всех остальных галилеян, раз с ними такое случилось?
Нет, говорю вам! Но если не раскаетесь, погибнете все, как они!
Или те восемнадцать, на которых упала башня в Силоаме и убила?
Думаете, они виновнее всех людей, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю
вам! Но если не раскаетесь, погибнете все, как они!"* (Лк.12:35-48,51,54-13:5/**/)
********************************************* /*/
из апост. чтения четверга и пятницы.
/**/ содержит
стихи из еванг. чтения среды и четверга. В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm. HTML-версия
выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3584.htm
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]
Архив рассылки + подписка –>
messia.ru/rasylka/#0 NEW!
Следить за новыми выпусками рассылки и другими
материалами сайта можно в нашем
канале в Телеграме (messiaru) странички
сайта ХП:
»вКонтакте«
/ facebook *********************
Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru
|