=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 6 января 2018 г. ст.ст., пятница.

  Богоявление - Крещение Господа Иисуса Христа
  литургические чтения: Тит.2:11-14; 3:4-7; Мф.3:13-17.

 

 

  С праздником!

 

 

 

 

 

> Не успели еще отзвучать рождественские песнопения, как начинает приближаться к нам праздник Крещения Господня, или Богоявления. Об этом событии упоминают все четыре евангелиста. И это означает, что для понимания дела, совершенного Христом, и для нашей веры в Него событие это имеет огромное значение.

> Евангелисты повествуют о том, как еще до начала Христовой проповеди появился некий Иоанн, живший дотоле в пустыне, который призывал людей раскаяться в их грехах. Тех, кто раскаивался, признавая греховность и нечистоту своей жизни, он крестил в реке Иордане, т.е. совершал символическое омовение их в воде, означавшее желание начать новую, чистую жизнь. Евангелист Марк пишет об этом так:

> Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк.1:4-11).

> Таким образом, Иоанн не только призывал к раскаянию, но еще и утверждал, что его проповедь есть как бы приготовление к пришествию Другого, Сильнейшего – Того, Кто будет крестить Духом Святым. И вот этот Сильнейший, как назвал Его Иоанн, приходит и Сам крестится от Иоанна. И одновременно некое таинственное явление удостоверяет правду пророчества Иоанна, дабы Он мог сказать: «Да, это Тот, Чье пришествие я возвещал».

> В этом кратком евангельском рассказе соединено, как мы видим, несколько тем, и нам нужно попробовать разобраться в них. Итак, прежде всего сам Иоанн, его проповедь покаяния и крещения. Иоанн принадлежит к числу тех духовных людей, чье назначение – явить обществу в определенный момент его бытия всю неправду, ложь и зло, которыми оно отравлено, вызвать, говоря современным языком, духовно-нравственный кризис, который поможет человеку увидеть собственное зло и пробудит стремление освободиться от него. И крещение, т.е. погружение в воду, служившую символом очищения и возрождения, как раз и означало коренное изменение жизни через раскаяние. Вот первое, что открывает нам евангельский рассказ, – то, что к началу проповеди Христа люди, к которым Он пришел, общество, где начиналось Его служение, переживали глубокий духовно-нравственный кризис, требовавший покаяния и внутреннего обновления.

> Из рассказа евангелиста Марка следует, далее, что кризис этот сопровождался ожиданием Того, Кто восполнит и завершит дело Иоанна, претворит его крещение водой в таинственное крещение Духом Святым. И мы знаем, что ожидание это было ожиданием Христа, т.е. обещанного Богом Спасителя, Кого на протяжении веков возвещали все ветхозаветные пророки. Об этом прямо говорит другой евангелист, Лука: …народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он… (Лк.3:15). Таким образом, пришествие Иисуса Христа на Иордан есть явление Его как обещанного и предвозвещенного, или, иными словами, завершение и исполнение всех пророчеств о Спасителе. Именно об этом свидетельствует третий евангелист, Матфей. Иоанн, – пишет он, – удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф.3:14-15).

> Третья тема – крещение Самого Иисуса, погружение Его в иорданскую воду рукою Иоанна. Но если Он Спаситель, избавляющий людей от грехов, то зачем Ему крещение, этот символ греховности, раскаяния и жажды очищения? Однако на все сомнения Иоанна Иисус отвечает твердым требованием крестить Его, и Иоанн исполняет это требование. И вот христиане и Церковь веками всматриваются в водное погружение Того, в Кого они верят как в Спасителя и Бога, в смысл этого погружения для всего мiра, для всего человечества и для каждого из нас. И наконец четвертая и последняя тема: разверзшиеся по Иисусовом крещении небеса, таинственное явление над Ним голубя и голос с неба, удостоверяющий, что Иисус – Сын Божий.

> Как видим, не одна, а, по меньшей мере, четыре темы, четыре измерения этого евангельского события соединены в празднике Крещения Господня. И каждая из них требует нашего уяснения. Что-то безмерно огромное, бесконечно важное совершилось в тот день, и вот празднуется вечно. <....>

священник Александр Шмеман. Беседа на радио  ]

 

 

 + + + митр. Сурожский Антоний:
       зачем Христу надо было креститься? (+ссылки)
 + + + В.Н.Кузнецова:
Иоанн Креститель и Сын Бога (+ссылки)
 + + + Празднуя же воспоминание этого Божественного таинства... (+ссылки)

 + + + свящ. Александр Мень:

      хотя у Него Самого не было немощи и грехов, Он показывает нам путь
      + аудиоверсия
 + + + священник Александр Мень: Огонь благодатного прощения

 + + + его же др. проповедь
 + + + cвящ. Георгий Чистяков. Проповедь 20 января 1995 г.

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Великая Божья доброта осияла светом спасения всё человечество.
 Бог учит нас жить в этом мире разумно, честно и свято,
 отказавшись от безбожной жизни и суетных страстей,
 и дожидаться блаженного Дня надежды -
 явления в славе великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
 Он отдал себя за нас, чтобы выкупить из рабства злу
 и очистить народ,
 который будет принадлежать Ему одному
 и ревностно стремиться к добру. ...
 Мы когда-то были глупы, упрямы, беспутны,
 были рабами всевозможных желаний и удовольствий,
 жили, полные злобы и зависти,
 сами ненавистные и ненавидящие друг друга.
 Но когда миру была явлена
 доброта нашего Спасителя Бога и Его любовь к людям -
 не по нашим "праведным" делам, которые мы совершали,
 но по Его милости, -
 Он спас нас, очистив водой возрождения и обновив Святым Духом.
 Он щедро излил Свой Дух через Иисуса Христа, нашего Спасителя,
 чтобы мы, оправданные по Его великой доброте,
 стали наследниками вечной жизни, на которую уповаем.*
                                          (Тит.2:11-14; 3:3-7/*/)

* * *

*Верны слова:
  Если мы умерли с Ним, / будем с Ним вместе и жить.
  Если терпим, / вместе и царствовать будем.
  Если мы от Него отречемся, / и Он отречется от нас.
  Если мы неверны, / Он остается верным  -
  ведь Он от себя самого отречься не может!
 Напоминай им это и потребуй перед Богом прекратить споры о словах.
 От них для слушателей не польза, а только погибель.* (2Тим.2:11-14/***/)

* * *

*... укрепляйте себя в единении с Господом Его мощью и силой.
 Наденьте Божьи доспехи — тогда вы сможете устоять перед кознями дьявола.
 Потому что мы ведем бой не с людьми из плоти и крови,
 а с Началами, с Властями, со вселенскими повелителями этого мира тьмы,
 с духовными силами зла в небесном мире.
 И поэтому наденьте Божьи доспехи,
 чтобы у вас хватило сил противостоять им в черный день и выстоять,
 всё преодолев.
 Так стойте неколебимо, опоясав себя истиной
 и облекшись в панцирь праведности.
 Пусть обувью вашей будет готовность нести Радостную Весть о мире.
 И кроме того, крепко держи́те в руках щит веры —
 им вы погасите все раскаленные стрелы Врага.
 Возьмите еще шлем спасения и меч Духа, то есть Слово Бога.*
                                                       (Еф.6:10-17/++/)

* * *

*Потом Иисус был уведен Духом в пустыню, чтобы там Его испытал дьявол.
 Иисус провел сорок дней и сорок ночей в посте и сильно проголодался.
 Дьявол, испытывавший Его, подошел и сказал Ему:
 — Если Ты Сын Бога, скажи, пусть эти камни станут хлебом.
 Иисус ответил:
 — В Писании сказано:
  "Не только хлебом должен жить человек,
   но и каждым словом,
   исходящим из Божьих уст".
 Тогда дьявол приводит Его в святой город,
 ставит Его на самый верх Храма и говорит Ему:
 — Если Ты Сын Бога, бросься вниз. Ведь Писание говорит:
  Бог "ангелам Своим повелит оберегать Тебя —
   они на руки подхватят Тебя,
   чтобы нога Твоя не споткнулась о камень".
 — Там сказано также: «Не испытывай Господа, Бога твоего», —
 ответил Иисус.
 Снова берет Его дьявол, на очень высокую гору,
 показывает Ему все царства мира во всём их блеске и говорит Ему:
 — Я всё это отдам Тебе, если Ты, пав на землю, поклонишься мне.
 — Прочь, Сатана! — ответил ему тогда Иисус. — Ведь Писание говорит:
  "Господу, Богу твоему, поклоняйся,
   и Его одного почитай".
 Тогда дьявол оставил Его.
 Тут же пришли к Иисусу ангелы и прислуживали Ему.* (Мф.4:1-11/+/)

* * *

*Иисус рассказал им притчу, чтобы они знали, что надо всегда молиться
 и никогда не отчаиваться:
 — Был в одном городе судья, он ни Бога не боялся, ни людей не стыдился.
  И была в том городе вдова, которая всё время ходила к нему и говорила:
  "Помоги мне добиться правды, разреши мою тяжбу!"
  Он долго не соглашался, а потом сказал себе:
  "Хотя я ни Бога не боюсь, ни людей не стыжусь,
   но эта вдова такая назойливая.
   Решу ее дело, чтобы она больше не ходила и не изводила меня".
  Вы слышали, что говорит этот бесчестный судья? — спросил Господь. —
  Так неужели Бог не защитит Своих избранников,
  взывающих к Нему денно и нощно?
  Разве станет Он медлить?
  Говорю вам, суд Его будет правым и скорым.
  Но найдет ли Сын человеческий, когда вернется, такую веру на земле?*
                                                         (Лк.18:1-8/**/)

             *********************************************

/*/ включает ап. чтение праздника Крещения.
/**/ вкл. ряд. еванг. чтение субботы.
/***/ часть ряд. апост. чт-я сб.
/+/ еванг. чтение субботы по Богоявлении.
/+++/ апост. чтение субботы по Богоявлении.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3603.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

NEW! Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru