=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 7 февраля 2018 г. ст.ст., вторник 1-й седмицы Великого поста.

 

 

 

К первым двум дням Великого поста:
свящ. Александр Мень:
  о проведении Великого Поста (+ссылки) &
  канон прп. Андрея Критского, читаемый в первые 4 дня Поста
                                                    (+ссылки)

 

 

 

 

В этом году мы посвятим первые дни Великого поста Никео-Цареградскому Символу веры.

Символ веры традиционно делится на 12 частей, "членов", но мы прибегнем к нетрадиционному его членению...

 

(2,3)

"Верую во единого Бога, Отца Всемогущего,
Творца неба и земли, видимого всего и невидимого"
//
"
Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля,
Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым".

 

A.

> Верую во единого Бога. Это исповедание единого Бога есть начало всех начал, основа всех основ христианства. Христианство вошло в мир, в котором царило многобожие. Ибо дохристианский человек "богом" называл и обожествлял природу, то есть многообразие действующих в ней сил. "Мир полон богов", — сказал греческий философ Фалес, и это в переводе на теперешний язык означало, что в мире действует множество сил и "законов".

> Христианство своею проповедью, своим исповеданием единого Бога восставало против обожествления мира. Единый Бог  — это значит, что все силы, вся жизнь, все "законы", всё то, что живет в мире, и сам мир — от Бога, но не Бог. Язычество, многобожие чувствовало Божественный источник мира, но не знало Бога. Его "боги" были всего лишь отображением самого мира. Отсюда в многобожии — соперничество "богов", отсюда идолопоклоннический, магический характер язычества.

> Поэтому провозгласить, исповедать единого Бога — значит утвердить примат духовного, высшего бытия, которое одно способно явить смысл каждого явления жизни.

> И сразу же Символ веры называет этого единого Бога Отцом. "Верую во единого Бога Отца..." Ибо если слово "Бог" означает абсолютную высоту Божества, Его абсолютное превосходство над миром, опыт Бога как Высшего, Недостижимого, Другого, то именование Бога Отцом утверждает не только связь Бога с миром, но и такую связь, сущность которой в любви, близости и заботе. Если христианство отвергает многобожие и провозглашает Бога как абсолютное бытие, то с такой же силой отвергает и то восприятие Бога, которое называется деизмом. Это понимание Бога как "причины", или, по знаменитой аналогии Вольтера, как Часовщика, создавшего сложный механизм, приведшего его в движение, но в самом движении уже не участвующего.

> Именно такое — отвлеченное, чисто философское — понимание Бога и отвергается в именовании Его Отцом. Отец дарует жизнь, но продолжает любить Свое создание, заботиться о нём, участвовать. Про Бога сказано в Евангелии, что "<Он есть любовь>". И потому в этом именовании Бога Отцом уже заложена, уже выражена и наша ответная к Нему любовь, наше доверие, наше любовное, сыновнее Ему послушание.

> Назвав Бога Отцом, Символ веры исповедует Его и <Вседержителем>. "Верую... в Бога Отца, Вседержителя". Словом этим выражаем свою веру в то, что Бог, Которого называем мы Отцом, содержит в Своем Промысле  — всю жизнь, или, лучше сказать, что всё в мире — Его, всё от Него, всё живет Им.

> Ни на что не положило христианство столько усилий, как на борьбу с так называемым дуализмом, с верой многих христианских <течений> в существование двух начал: светлого и темного, хорошего и злого. Дуализм возник из опыта страдания, зла, уродства, царствующих в мире. Поскольку же страдание, зло, в понимании дуалистов, — от материи, то от нее нужно бежать в чистую духовность. "Материя" — от зла, она есть зло... <....>

> Мир создан любовью. И если отпадает от любви, то это именно падение, а не сущность мира.

<...>

[  свящ. Александр Шмеман. 3-я беседа на Символ веры
(сб. Воскресные беседы) ]

 

B.

> Реальность, которая противостоит человеку, неизмеримо превосходя его, — несмотря ни на что, является тварной действительностью. Всё это потустороннее, которое ускользает от человека и противостоит ему отчасти как угроза, отчасти как величие, не следует смешивать с Богом. Непостижимое для нас есть всего лишь "небо", а не Бог. Если бы мы пожелали назвать непостижимую для нас действительность Богом, то занялись бы обожествлением творения так же, как это делает так называемый первобытный человек, поклоняющийся солнцу.

> Очень многие философии повинны в подобном обожествлении творения. Границы нашего познавательного постижения — это не границы, отделяющие нас от Бога, а всего лишь те границы, которые Символ называет границей между "небом" и "землей". В пределах творения находится та действительность, что есть для нас полная тайна, — небесная действительность. Это еще не имеет отношения к Богу, мы имеем здесь дело с сотворенным богом. И внутри творения мы стои́м перед непостижимой тайной, перед такими глубинами бытия, которые всегда могут вызвать у нас ужас или радость. Те философы и поэты, которые говорили и пели об этой тайне, в чём-то правы. Мы должны признать и как христиане, что наличное бытие имеет свои глубины и имеет свои вершины, здесь и сейчас нас окружают тайны всех видов, и человек знает, что на небе и на земле есть гораздо больше того, о чём может только мечтать школьная премудрость.

> У творения есть своя "небесная" составляющая, однако ее не следует бояться и почитать как нечто божественное. В мире, где есть такая небесная составляющая, она должна служить скорее зна́ком, должна служить напоминанием о той действительности, которая возвышается над нами совершенно иным образом, чем "небо", о "наднебесной" <реальности — о> Творце земли и неба. Но знак никоим образом нельзя путать с самой вещью.

> Этому "верхнему творению" противостоит "нижнее творение" — "земля" — как совокупность постижимого для нас сотворенного бытия, как совокупность сотворенного бытия в тех пределах, в которых мы в состоянии видеть и слышать и чувствовать, а также мыслить и созерцать в самом широком смысле. Всё, что находится в сфере наших человеческих возможностей, <...> всё, что мы в состоянии постичь посредством интуиции, — всё это есть "земля" в свете христианского вероисповедания. К "земле" относится в полной мере и то, что философы называют разумом или идеями.

> В этом нижнем мире существуют различия чувственного и духовного, но это <.> различия внутри земного мира. С этим земным миром связано происхождение человека: Бог взял человека "из земли". Мир человека, пространство для его существования и его истории и в то же время естественная цель человека: "прах ты, и в прах возвратишься" — всё это "земля". И если у человека есть другое происхождение, кроме земного, и есть другая цель, кроме той, чтобы вновь стать землей, то только на основе действительности завета между Богом и человеком. Мы всегда говорим о милости Божьей, когда наделяем человека возможностью быть чем-то бо́льшим, чем земным существом, а это означает, что "земля" находится под "небом".

> <....> Благо для нас, что есть дети и поэты, и даже философы, которые постоянно напоминают нам об этой более возвышенной стороне исторической реальности. Земной мир составляет в действительности лишь одну сторону творения. Однако и небесная сторона в столь же малой мере пребывает в сфере Бога, как и земная. И потому <в начале Моисеева Декалога дана заповедь>: "Не делай себе кумира". Ни на "земле", ни на "небе" нет другой такой божественной силы, которую нам следовало бы любить и бояться.

[ Карл Барт. Из 9-й лекции, оп. в кн. "Очерк догматики"
// СПб.: Алетейя, 1997/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается, и тогда смутишься.
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!
(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

* * *

*Премудрость на улице восклицает, / на площадях возвышает голос;
 в шумной толпе взывает, / у городских ворот держит речь:
 'Сколько можно простакам коснеть в простоте,
  наглым - наглостью тешиться, / глупцам - ненавидеть знание?
  Обернитесь на мой упрек - / изолью на вас мой дух
  и поведаю вам мое слово.
  Я позвала - а вы отвернулись;
  протянула руку - но никто не замечает.
  Вы отвергли все мои советы / и не приняли моих упреков.
  Что ж, и я над вашей бедой посмеюсь,
  поиздеваюсь, когда настигнет вас ужас!
  Как буря, придет к вам ужас, / и беда, как ураган нагрянет;
  придавят вас гнет и бремя.
  Тогда позовут меня - и не отвечу,
  разыскивать будут - и не найдут.
  За то, что они возненавидели знание / и отвергли страх ГОСПОДЕНЬ,
  не приняли мой совет, / презрели все мои упреки -
  вкусят они плоды своих дел, / замыслами своими насытятся.
  Потому что простаков погубит своенравие,
  глупцов подведет их беспечность.
  А кто слушает меня, будет жить спокойно,
  не страшась никакой беды'.* (Пр.1:20-33/*/)

             *********************************************

/*/ чтение вторника, пер. РБО, 2000г.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3615.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru