=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
* 9 марта 2018 г. ст.ст., четверг 5-й седмицы
Великого Поста.
О проведении Великого
поста:
+ о. Александр Мень: 5-я
седмица
Оставшиеся
дни Великого поста (кроме воскресных)
мы посвятили Нагорной проповеди (Мф.5-7).
Мф.6:16-18
|
|
16
Когда поститесь, не будьте угрюмы, как святоши. Они
ходят с унылыми лицами, чтобы все видели: они постятся.
Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
17
А ты, когда постишься, причеши волосы и умой лицо,
(18) чтобы не знали
люди, что ты постишься, а знал только Отец твой,
который видит всё, что совершается тайно. Тогда Отец твой,
который видит всё, что совершается тайно, вознаградит тебя.
|
16 Когда
поститесь, не будьте угрюмы, как лицемеры. Это они
кичатся скорбными лицами, чтобы люди видели
их постящимися. Поверьте Мне, в этом и вся
их награда. 17 А ты,
когда постишься, голову умасти елеем и умой
лицо свое 18 и постись
не на глазах у людей, но лишь пред Отцом
своим, Который и в тайном месте присутствует;
и Он, видящий тайное, Он воздаст тебе.
|
> Иисус в Нагорной проповеди говорит,
что нужно не только давать милостыню и молиться
втайне, но и втайне поститься. Устами пророка Иоиля Бог наставляет:
«Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (2:13),
т. е. делайте пост своим внутренним состоянием. Поэтому Господь
говорит: «Ты же, постясь, помажь твою голову и лицо
твоё умой, чтобы показать себя постящимся не людям, но Отцу
твоему, Который втайне» (Мф 6:17-18).
> Слово «пост» в Новом Завете не употребляется без слова
«молитва». Из Ветхого Завета мы знаем, что такое
пост. Поститься — это в первую очередь смирять
душу. Бог говорит: «Вот, вы поститесь для ссор
и распрей… Таков ли тот пост, который Я избрал…
Раздели́ с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных
введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного
твоего не укрывайся» (Ис 58:4,5,7).
> Дать одежду нагому, прийти к больному или к заключённому,
накормить голодного — вот что такое пост. Пост теряет
всякий смысл, если он не сопровождается молитвой: без молитвы
он становится нелепой и вредной для здоровья диетой.
Христос призывает нас переориентироваться с внешнего на внутреннее:
умыть лицо и помазать голову перед началом поста, а не тогда,
когда он окончился. Смирение души должно совершаться радостно
и добровольно.
> Пост, молитва и милостыня — это нечто неразделимое,
это фундамент, основа христианства, нашего личного делания
и жизни во Христе. И об этом тоже говорится
в Библии, в Книге Товита:
«Доброе дело — молитва с постом и милостынею
и справедливостью» (12:8). Лишь постясь, молясь и давая
милостыню, мы можем стать христианами. Если же мы избираем
из того, к чему нас зовёт Христос, не всё,
а что-то одно, пост или доброделание без молитвы,
или же, наоборот, молитву без доброделания и т. п.,
тогда у нас не получается ни то, ни другое,
ни третье…
* * *
> В древности
пост означал полный отказ от принятия пищи, а не ограничение
в еде. Первоначальное значение поста заключалось в том,
что человек, сознавая себя грешным, отказывался (на время)
от еды, тем самым признавая, что недостоин жить. Закон
Моисея устанавливал как обязательный один день поста в году –
Йом-Киппур, или День Искупления, когда в Храме приносилась
жертва за грехи народа, совершенные по неведению (Лев.16.29-31;
23.27-32; Числ.29.7). Он отмечался 10 числа месяца Тишри́
(середина сентября-октября). Во время подготовительного периода
люди должны были загладить все обиды и искупить все грехи,
о которых они знали, а в этот день первосвященник
входил в Самое Святое Место ('Святая Святых') и окроплял
его кровью жертвенного животного, тем скупая неосознанные
или забытые грехи. Кроме того, после разрушения
первого Храма были установлены четыре постных дня в знак
ско́рби об этом событии (Зах.7.3-5; 8.19).
> Но благочестивые люди постились
чаще. Пост и молитва были частью подготовки к какому-либо
очень важному делу или событию (ср. Деян.13.3).
Постились в преддверии и во время войн, катастроф
и прочих несчастий. Кроме того, известно, что фарисеи
постились дважды в неделю (по понедельникам и четвергам),
и их пост, вероятно, носил искупительный характер, то есть
они постились с целью искупления грехов других людей.
Постились также во время траура.
> В древней Церкви отношение
к посту изменилось. Ни в одном из писем Нового
Завета эта практика даже не упоминается.
> Ст. 16 –
<Святоши – так переведено греческое
слово 'хюпокрита́й', оно имеет значение 'лицедей, актер',
а также 'лицемер'. В Евангелиях
так, как правило, называются люди, которые действуют
не от чистого сердца, но с целью продемонстрировать
свою религиозность и тем выделиться среди других,
причем такие мотивы могут лежать не на поверхности,
то есть быть неосознанными. Поэтому ошибкой будет полагать,
что такой человек лжив и неискренен, ведь он сам может
не догадываться, что побудительным мотивом его действий
является получение выгоды – на земле или на небе.>
> Во время
поста люди, как правило, носили темную одежду из грубой
ткани, не умывались. Они ходят с унылыми лицами –
так как постящиеся посыпали себя пеплом, лица их были неузнаваемыми
от грязи. Вероятно, таков смысл греческого слова 'афани́дзусин' –
'они изменяют свои лица до неузнаваемости'. Кроме того,
в знак поста люди накрывали голову покрывалом, скрывая лицо.
Но так как пост был временем печали, то радость
и веселье тоже исключались, и лица людей были мрачными
и угрюмыми.
> Как и в случае с милостыней
и молитвой, пост тоже может стать чем-то вроде зрелища, цель
которого вызвать восхищение людей религиозными подвигами.
> Ст. 17-18 –
Это единственное место в Евангелиях, где Иисус не отвергает
практики поста в целом (см. 9.14-15 – <"Потом
приходят к Нему ученики Иоанна и говорят: "Почему мы
и фарисеи часто постимся, а Твои ученики не постятся?"
Иисус им ответил: "Разве могут печалиться гости на свадьбе,
пока с ними жених? Но наступят дни, когда отнимут у них
жениха – тогда и будут поститься"> и комментарий
<{ср.
комм. на параллельное место из Мк.}>;
17.21 отсутствует в древнейших рукописях). Здесь Он допускает
пост как благочестивое дело, но запрещает Своим ученикам
все внешние проявления поста. Парадоксальным образом Он призывает
их к противоположному: постясь, они должны проявить больше
заботы о своей внешности, чем в прочие дни: не только
быть умытыми, но даже умастить волосы оливковым маслом
или благовониями, как во время праздника, пира или свадьбы,
чтобы никто не догадался о том, что они постятся.
Об этом должен знать один только Бог.
[ В.Н.Кузнецова. Из кн.
"ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ.
Комментарий" ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы...
#
-----------------------------------------------------------------
|
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
|
|
Как это можно сделать, описано на странице
|
|
www.messia.ru/pomoch.htm.
|
-----------------------------------------------------------------
--
Да благословит
вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель
рассылки
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Доро́га
честных – в стороне от зла,
кто
с пути не собьется – жизнь сбережет.
Несчастью предшествует гордыня, / а падению –
высокомерие.
Лучше жить в унижении с бедняками,
чем
с гордецами делить награбленное. ...
Иной путь и кажется прямым,
но
в конце концов приводит к смерти. ...
Негневливость лучше богатырской мощи,
кто владеет собой – сильней покорителя
городов. ...
Лучше черствая корка, да с миром,
чем дом, где пиры да раздоры. ...
Для серебра – плавильня, для золота –
горнило,
а
для сердец – испытания от Господа. ...
Кто глумится над бедняком, оскорбляет его Творца,
и кто злорадствует, не
уйдет от возмездия. ...
Кто стремится к любви, забывает обиду, / а злопамятный
теряет друга.
Понятливого укор уязвит / сильней, чем глупца –
сотня тумаков. ...
Лучше встретить медведицу, потерявшую детенышей,
чем глупца, когда дурь в нём бушует!
Кто злом воздает за добро – / от
его дома зло не отступится!
Начало ссоры – как прорыв плотины,
уймись,
пока вражда не разбушевалась.*
(Пр.16:17-19,25,32,17:1,3,5,9-10,12-14/*/)
*********************************************
/*/
из чтения четверга, нов.пер.
РБО.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно
используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск
в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3640.htm
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция
"поделиться"]
Архив рассылки + подписка –>
messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами
сайта можно
в нашем
канале в Телеграме (messiaru)
странички
сайта ХП:
»вКонтакте«
/ facebook
*********************
Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru
|