=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 10 марта 2018 г. ст.ст., пятница 5-й седмицы Великого Поста.

 

 

 

О проведении Великого поста:
+ о. Александр Мень: 5-я седмица

 

 

 

 

Оставшиеся дни Великого поста (кроме воскресных) мы посвятили Нагорной проповеди (Мф.5-7).

 

Мф.6:19-24

19 Не копи́те себе богатств на земле,
   где моль и ржавчина портят их
      и где воры, забравшись в дом, крадут.
20 Вы же копи́те себе богатства на небе,
   где ни моль, ни ржавчина их не испортят
      и где воры, забравшись, не украдут.
21 Ведь там, где богатство твое,
   будет и сердце твое.
22 Глаза — это светильник для человека.
   И если глаза здоровы,
      весь человек полон света,
  23 а если глаза больны, человек весь окутан тьмой.
Но если свет, который в тебе, — тьма,
   то какова тогда тьма?!

24 Никто не может служить одновременно двум господам: одного он не будет любить, а другого будет; одному будет предан, а другим будет пренебрегать. Вы не можете служить и Богу, и деньгам.

19 Не копите богатства себе на земле, где моль и ржавчина точат их и где воры добираются до них и крадут их; 20 приумножайте лучше свои богатства на небе, где нет моли и ржавчины и нет воров и краж. 21 Ибо там, где богатство твое, там будет и сердце твое.

22 Глаз есть светильник тела. Если глаза твои беззлобны, всё тело твое будет во свете. 23 Но если глаза твои недобры, всё тело твое будет во тьме. Когда же свет, который в тебе, – не что иное, как тьма, сколь велика эта тьма!

24 Никто не может служить двум господам: полюбив одного, он не сможет любить другого; будучи предан одному, станет пренебрегать другим. Не можете разом служить вы мамоне и Богу.

 

> Этот отрывок, с одной стороны, является логическим продолжением темы наград земной и небесной, а с другой, продолжает тему, с которой начинается Нагорная проповедь: небесное сокровище – это Царство Небес, которое предназначено бедным, тем, кто собрал себе сокровище не на земле, а на небе. См. коммент. на 5.3. Представление о тленности земных благ в противоположность небесным было широко распространено в литературе того времени, и поэтому образ сокровища на небесах был привычен для слушателей Иисуса.

> Ст. 19-20 – Земные богатства не дают гарантии безбедного существования их владельцу, их можно легко лишиться. Моль и ржавчина портят их – в древности сокровища часто состояли из одежды и тканей, так что моль действительно могла их уничтожить. Кроме того, моль в Писании – символ разрушения (см. Иов 4.19; Ис 50.9 и др.). Словом «ржавчина» переведено греческое «бро́сис», имеющее исходное значение «поядание, пожирание», и может значить «гниль, разрушение», а также насекомых, причиняющих вред. И всё же, вероятно, в этом контексте, скорее всего, верно традиционное понимание слова (ср. Иак 5.2-3). Если сокровища не погибнут от насекомых или в результате естественных процессов, им угрожает опасность от воров. Забравшись в дом – буквально: «прокапывают» или «выкапывают». Ведь дома в Палестине по большей части были глинобитными, и в стене легко можно было проделать большое отверстие. Кроме того, сокровища обычно хранили закопанными под полом дома, и воры их выкапывали. Но сокровища на небе не подвержены тлению, их нельзя украсть. 

> Ст. 21 – Сердце – это не орган эмоций, ведь в древности оно считалось органом ума, а также часто выступало в значении «человеческий дух», «человеческая личность», «сущность человека». Куда человек устремляет свои помыслы и желания, то он и получает. Ср. Кол 3.2.

> Ст. 22 – Это трудный для понимания стих. По мнению ряда ученых, в древности было распространено убеждение, что человек видит потому, что у него в глазах заключается некий самостоятельный источник света, например, огонь, то есть не глаз воспринимает свет извне, а сам испускает его. Иногда глаза сравнивали с солнцем, испускающим лучи, и часто называли светильником. Отголоски таких представлений сохранились и в современных языках (ср. русское «свет очей», «глаза померкли, покрылись тьмой» и т. д.). Кроме того, эта метафора была очень распространенной. Здоровый – греческое «хаплу́с» («простой, несоставной»); отсюда переносные значения: «здоровый; хороший (в противоположность «дурному глазу»); искренний; независтливый; щедрый; целеустремленный». В разных контекстах этот стих мог бы пониматься по-разному. Здесь, вероятно, подчеркивается необходимость безраздельной, целеустремленной направленности всего человеческого существа к небесному. Но возможно и иное понимание: «когда люди щедро раздают нуждающимся свое земное богатство, они тем самым копят себе небесное сокровище» (ср. 1Тим 6.17-19; Флп 4.17-19).

> Ст. 23 – Ученики должны быть светом миру, рассеивающим тени зла. Но если их глаза завистливы, если они не могут оторваться от созерцания земных благ, если они не проявляют щедрости, то их свет превращается в тьму.

> Ст. 24 – Хотя ситуация, когда одним рабом владели два человека (братья) (см. Деян 16.16), была вполне возможна, здесь речь идет о другом: настоящее служение требует полной отдачи, посвящения себя одному господину. В гностическом евангелии Фомы стих начинается словами: «Невозможно человеку одновременно ехать на двух лошадях и невозможно натягивать сразу два лука» (47). Для одного человека таким господином является Бог, а для другого – богатство, имущество, деньги (арам. «мамона́»; традиционное «маммо́на»).

> Не будет любить – дословно: «будет ненавидеть». Здесь, как и во многих других случаях в Библии, в силу особенностей семитических языков (отсутствие степеней сравнения) глагол «ненавидеть» имеет сравнительное значение «любить меньше» (ср. Быт 29.30-31,33; Втор 21.15; Лк 14.26). О том, как Иисус относился к богатству, см. 19.16-30, а также 5.3. Христианство требует главного – переориентации всего человеческого бытия, изменения вектора жизни. Отныне это вертикаль, а не горизонталь.

[ В.Н.Кузнецова. Из кн. "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий" ]

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Спустя некоторое время после этих событий
 Бог подверг Авраама испытанию.
 - Авраам! – сказал ему Бог.
 - Да! – отозвался Авраам.
 И Бог сказал:
 - Возьми своего сына – единственного, любимого – Исаака,
   и иди с ним в землю Мориа.
   Там, на горе́, которую Я укажу тебе,
   ты принесешь его в жертву всесожжения.
 Наутро Авраам оседлал осла, взял с собой двух слуг, взял Исаака,
 нарубил для всесожжения дров и отправился в путь –
 к тому месту, о котором говорил ему Бог.
 На третий день пути он увидел вдали это место.
 - Побудьте здесь, постерегите осла, – сказал он слугам. –
   А мы с мальчиком пойдем, поклонимся Богу и вернемся к вам.
 Он взял дрова для всесожжения и положил их на плечи Исааку.
 Потом взял огниво, взял нож и пошел дальше – вдвоем с Исааком.
 Исаак окликнул Авраама:
 - Отец!
 - Да, сынок? – отозвался Авраам.
 Тот спросил:
 - У нас есть и огниво, и дрова, но где ягненок для всесожжения?
 - Сынок, – сказал ему Авраам, –
 Бог видит, где ягненок для всесожжения!
 И они шли дальше, вдвоем.
 Дойдя до места, о котором говорил ему Бог,
 Авраам устроил жертвенник и разложил на нём дрова.
 Он связал Исаака, положил его поверх дров на жертвенник,
 достал нож и занес над сыном.
 И тогда воззвал к нему с неба ангел Господень:
 - Авраам, Авраам!
 - Да! – отозвался тот.
 - Не поднимай на него руки, – сказал ангел, –
   ничего ему не делай!
   Теперь Я знаю, что ты боишься Бога –
   ты не пожалел отдать Мне своего единственного сына!
 И Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в зарослях.
 Он подошел, взял барана
 и принес его в жертву всесожжения вместо сына.
 Место, где всё это было, Авраам назвал Яхве́-Ирэ.
 (Отсюда и поговорка: 'На горе Господней будет видно'.)
 И вновь ангел Господень воззвал к Аврааму с неба:
 - Самим Собою клянусь, – говорит Господь:
   за то, что ты это сделал – не пожалел отдать единственного сына –
    Я тебя благословлю! / Я дарую тебе потомков,
    числом – как звезды на небе, / как песок на морском берегу.
   И падут пред твоими детьми вражеские врата!
   Благословеньем будут дети твои для всех народов земли –
   за то, что ты Меня послушался.* (Быт.22:1-18/+/)

             *********************************************

/+/ чтение пятницы, новый перевод РБО.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3641.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru