=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 23 апреля 2018 г. ст.ст., воскресенье 5-е по Пасхе
  (посвященное беседе Христа с самарянкой).
  литургические чтения: Деян.11:19-26,29-30; Ин.4:5-42.

 

 

к апостольскому чтению:
+++ митр. Сурожский Антоний: Это имя принадлежит и нам

 

 

 

 

 

> <...> обратимся теперь к вопросу о том, какое же место занимает <ветхозаветное> богослужение в истории Нового Завета. С первых дней Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос показывает необыкновенное уважение и почтение к Закону. Можно привести целый ряд богослужебных текстов, в которых прямо говорится, что Творец Закона подчиняется Закону. Помните, Господь сам говорит: "Не нарушить (Закон) пришел Я, но исполнить" (Мф.5:17). В чём же это ыражается? Это можно заметить с первых страниц Евангелия. Прежде всего, на восьмой день по рождении Спасителя совершается обряд обрезания; в сороковой день младенца Христа Божия Матерь и мнимый отец его Иосиф Обручник приносят в Храм для приношения очистительной жертвы. Начав проповедь по Иудее, Господь часто проповедует в синагогах, очевидно, считая это место благоприятным для принятия Благовестия. Перед Своими крестными страданиями Он учил в Храме. Мы помним, что Он посещал Иерусалим в те дни, когда это было положено. (Вспомним евангельское повествование о том, как двенадцатилетним отроком Он возвращался из Иерусалима с праздника.). Более того, с Храмом, с храмовым благочестием связан такой поступок Христа, аналогичного которому мы не находим: изгнание торгующих из Храма. Это, может быть, самый резкий поступок из всей жизни Христа. С чем он связан? Именно с осквернением Дома Божия, Храма неподобающими занятиями. Господь произносил очень резкие слова против фарисеев, саддукеев, законников, но другого столь резкого поступка, как изгнание торгующих и опрокидывание столов, мы, пожалуй, не найдем в Евангелии.

> Вот какому отношению к богослужению нас учит Евангелие, а через него Сам Господь Иисус Христос. Однако было бы несправедливо не указать и на другой аспект в учении Христа – вспомним, как Он обличает тех, кто множеством мелких установлений нарушили дух богоданного Закона. Вспомним постоянные конфликты с фарисеями, возмущение фарисеев, когда Он исцеляет в субботу. Суббота – день покоя, но Господь исцеляет в субботу; Он показывает этим место Закона, не абсолютную его значимость, а необходимость постоянного памятования о смысле всех законных установлений.

> Однако в Евангелии мы встречаем не только исполнение Ветхого Закона, но и возвещение Нового. Прежде всего, это касается научения молитве. В ответ на просьбу учеников научить их молиться, Господь произносит молитву, которой мы теперь молимся каждый день и которую во всех храмах произносят много раз в день, молитву Господню: Отче наш, которая объединяет в себе все виды молитв – и благословение, и благодарение, и просьбу о помиловании – и которая научает новому духу молитвы.

> Но центром новозаветного учения о богослужении, безусловно, следует признать беседу Христа с самарянкой, о которой рассказывается в Евангелии от Иоанна, 4:1-26. В тот момент, когда женщина, наконец, спрашивает о самом важном для нее – о вере, о том, как нужно молиться, как нужно поклоняться Богу, Господь говорит ей: "Жено, веру Ми ими" (Ин.4:21) и рассказывает ей о том, как должны поклоняться Отцу истинные поклонники: "но грядет час, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною" (Ин.4:23). Безусловно, толкование этого места может быть расширительным, вся жизнь христианина должна быть признана поклонением Отцу в духе и истине; но всё же Господь отвечает на вполне конкретный вопрос: где нужно поклоняться Отцу? И мы не можем не отнести эти слова к учению о богослужении, о том, что и само богослужение, связанное с внешними формами, обрядами, обязательно должно быть поклонением Отцу в духе и истине. <...> И, наконец, вершина новозаветного учения о богослужении – это установление таинства Евхаристии на Тайной вечери, установление главного таинства в жизни Церкви, таинства, созидающего Церковь.

> Таким образом, в Евангелии мы встречаемся с некоей двойственностью в отношении к богослужению. С одной стороны, исполняется всё старое, с другой стороны, устанавливается нечто совершенно новое, и в отношении богослужения. И надо сказать, что этот дуализм отразился и в богослужении апостольских времен. По Вознесении Господа Иисуса Христа, о чём рассказывают "Деяния Апостольские", апостолы, ученики Христа пребывали единодушно в молитве, их жизнь стала непрерывным молением. Но вот что говорится в Деяниях (2:42): "Бяху же терпяще во учении Апостол и во общении, и в преломлении хлеба, и в молитвах," – и далее: "По вся же дни терпяще единодушно в церкви, и ломяще по домом хлеб" (Деян.2:46). Здесь мы видим исполнение старого, участие в ветхозаветном богослужении и центр новой жизни – участие в Евхаристии. Из новозаветных текстов можно также определить и части, входившие в богослужение времен апостолов (безусловно, имеется в виду богослужение, которое совершалось по домам; в Храме уже был определенный порядок). Конечно, это была молитва, и можно предположить, что самой главной молитвой являлась молитва Господня. Кроме того, в богослужении уже определенное место заняло пение. Так, говорится о псалмах, гимнах и песнях духовных. Псалмы и гимны, вероятно, взяты из текстов Ветхого Завета. Что касается песен духовных, то можно предположить, что это были сочинения христиан, новые сочинения. Можно предположить, что в богослужение входило чтение Священного Писания; о чтении Ветхого Завета нет указаний, но он читался и в Храме, и в синагоге, а чтение Нового Завета, безусловно, входило в богослужение. Так, сами послания апостольские, конечно же, читались на молитвенных собраниях в той или иной Церкви, к которой они были обращены. И также, из Евангелия от Луки (1:1) мы можем заключить, что уже появились записи о жизни Спасителя. И очень важным и, наверное, преобладающим в первохристианском богослужении элементом являлось поучение, проповедь апостолов или их учеников.

[ М.С.Красовицкая. Из кн. "Литургика" ]

 

 

к евангельскому чтению:
 + + + Моррис Венден: "Если бы ты знала, чем одаряет Бог..."
 + + + свящ. Яков Кротов: Иисус "переходит на личность"
 + + + Н.Т. Райт: Иисус и самаритянка
 + + + В.Н. Кузнецова: Иисус у колодца. Живая вода
 + + + протоиерей Сергий Булгаков: у колодца Иакова (+ссылки!)
 + + + свящ. Александр Мень: 
        Христос и самарянка. Поклоняться в духе и истине
                messia.ru/rasylka/008/2202.htm (+ссылки)
 + + + он же: Христос и женщина
 + + + митр. Антоний (Блум): Христос и самарянка
        messia.ru/rasylka/007/1840.htm (+ссылки!)
 + + + Епископ Кассиан (Безобразов), из кн. "Водою и Кровию и Духом"

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Уже прошла половина праздника,
 когда Иисус появился в Храме и стал учить.
 Люди удивлялись:
 - Откуда Он так много знает? Он же нигде не учился!
 Иисус сказал им в ответ:
 - Учение Мое – не Мое, а Того, кто послал Меня.
   Тот, кто хочет исполнять Его волю,
   будет знать об этом учении,
   от Бога оно исходит или Я говорю от самого себя.
   Кто говорит от себя, добивается собственной славы,
   но кто добивается славы для Того, кто послал Его,
   тот искренен, и в сердце его нет обмана.
   Моисей дал вам Закон, не так ли?
   И всё же ни один из вас не исполняет Закона!
   Почему вы хотите убить Меня?
 Толпа ответила:
 - Ты сошел с ума! Кто Тебя хочет убить?
 Иисус сказал им в ответ:
 - Я сделал одно лишь дело – и поэтому все вы поражены.
   Моисей вам велел обрезать сыновей
   (правда, это идет не от Моисея, а от праотцев),
   и вы обрезаете даже в субботу.
   И если человека обрезают в субботу,
   чтобы не был нарушен Закон Моисея,
   почему вы негодуете на Меня из-за того,
   что Я в субботу исцелил всего человека?
   Не суди́те по тому, как это выглядит внешне, суди́те правым судом!
 Некоторые из жителей Иерусалима говорили:
 - Разве это не тот самый человек, которого хотят убить?
   Но смотри́те, Он открыто учит, и никто Ему ничего не говорит...
   Может, власти узнали, что Он и вправду Помазанник?
   Но мы знаем об этом человеке, откуда Он.
   А когда придет Помазанник, никто не будет знать, откуда Он.
 И тогда Иисус, учивший в Храме, громко воскликнул:
 - Так вы Меня знаете? И откуда Я, тоже знаете?
   И всё же не от себя Я пришел.
   Меня послал Тот, кто верен, но Его вы не знаете.
   А Я знаю Его, ведь Я пришел от Него и послал Меня Он.
 Тогда они хотели Его схватить, но всё же никто Его не тронул,
 потому что час Его еще не пришел.
 Но многие из толпы поверили в Него.
 Они говорили:
 "Когда придет Помазанник,
  разве сможет он явить больше знаков, чем этот человек?"*
                             (Ин.7:14-31 - включает еванг. чтение среды)

* * *

*Иисус сказал:
  — Я – свет миру.
  Тот, кто пойдет за Мной,
  не будет блуждать во тьме –
  с ним будет свет жизни.* (Ин.8:12 – из еванг. чтения четверга)

* * *

*И снова Иисус сказал им:
 - Скоро Я ухожу. Вы Меня будете искать, но умрете в грехе.
   И куда Я уйду, вам туда не прийти.
 Тогда они заговорили:
 - Что Он имеет в виду, говоря: "Куда Я уйду, вам туда не прийти"?
   Он что, собирается покончить с собой?"
 Иисус стал говорить им:
 - Вы из мира, который внизу,
   Я же – свыше.
   Вы из этого мира,
   а Я не из этого мира.
   Я сказал вам: "Умрете в грехах!"
   Если не верите, что ЭТО – Я,
  умрете в грехах!
 Они спросили Его:
 - Так кто же Ты?
 Иисус ответил:
 - Тот, кем Я себя называл с самого начала,
   Я мог бы сказать о вас многое и осудить вас,
   но Пославший Меня правдив,
   и что Я услышал от Него, то Я и говорю миру.
 Они не поняли, что Он говорит им об Отце.
 Иисус продолжал:
 - Когда вознесете Сына человеческого,
   тогда поймете, что ЭТО – Я
   и что Я ничего от себя самого не делаю:
   Я говорю только то, чему Меня научил Отец.
   А Пославший Меня со Мною – Он не оставил Меня одного,
   потому что Я всегда делаю то, что Ему нравится.
 И многие поверили в Него благодаря этим словам.
 Иисус стал говорить тем людям, которые в Него поверили:
 "Если вы останетесь верны Моим словам, тогда вы воистину Мои ученики
  и узнаете истину – и истина вас освободит".
 Они возразили:
 "Мы – потомки Авраама и никогда ничьими рабами не были!
  Что Ты имеешь в виду, говоря: "Станете свободными"?"
 Иисус им ответил:
 "Говорю вам истинную правду:
  всякий, кто совершает грех – раб греха.
  Раб не всегда будет жить в семье,
  а сын в ней живет всегда.
  Лишь тогда вы действительно будете свободны,
  когда свободу даст вам Сын".*
              (Ин.8:21-36 – еванг. чтение пятницы и часть чтения субботы)

* * *

 *Ученики просили Иисуса: "Равви, поешь!"
  Он ответил: "У Меня есть пища, о которой вы не знаете".
  Ученики стали говорить между собой:
  "Может быть, кто-нибудь принес Ему поесть?"
  Иисус говорит им:
  "Моя пища – исполнить волю Того, кто послал Меня,
   и завершить Его дело.
  Разве вы не говорите: 'Еще четыре месяца – и наступит жатва'?
  Но вот, говорю Я вам,
  поднимите глаза, посмотрите на нивы,
   как они побелели, созрев для жатвы!
  Жнец получает и плату свою, / и урожай собирает для вечной жизни,
  так что радуются одинаково / и тот, кто сеял, и тот, кто жнет.
  Вот так подтвердилась пословица: / "Сеет один – жнет другой".
  Это Я послал вас жать ниву, / на которой трудились не вы –
  там трудились другие, / а вы разделяете с ними / плоды их трудов".*
                                            (Ин.4:31-38 – из воскресного чтения)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3661.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru