=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 30 апреля 2018 г. ст.ст., воскресенье 6-е по Пасхе, "о слепорожденном"

  литургические чтения: Деян.16:16-34; Ин.9:1-38.

 

 

 

 

к апостольскому чтению:
 + "Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой"
 + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

 

 

 

 

 

> Слепота как порок

> В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил слепорожденного. Как этот слепорожденный, едва избавившийся от слепоты телесной, от физического пребывания во тьме, и только что впервые увидевший окружающий мир, сразу же столкнулся с тьмой мира сего в лице фарисеев, которые принялись его допрашивать, так как исцеление было совершено в субботу, когда, согласно закону Моисееву, нельзя было делать никакой работы. Их раздражение и ненависть к Христу вылилась и на этого человека, которого они прогнали, убедившись, что он вовсе не собирается малодушествовать и угодничать перед ними. Изгнанный людьми, недавний инвалид встречает Христа, Которого исповедует Сыном Божиим.

> И тогда Господь произнес несколько странные (на первый взгляд) слова: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9:39). Услышав эти слова, некоторые фарисеи спросили Его: неужели и они слепы? На что Христос им сказал: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на ебе греха; но <так> как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин.9:41).

> Эти слова Спасителя обращают наше внимание на порок слепоты. Именно «порок», а не болезнь, увечье или недостаток. Порок есть укоренившаяся наклонность к злу. Это не просто слабость, а вполне сформированное состояние порабощенности какому-либо греху, страсти.

> Слепота может быть недостатком, обделенностью, следствием несчастья. Это, безусловно, касается слепоты физической, но не только. Слепота духовная тоже может быть всего лишь недостатком, который не вменяется в вину («если бы вы были слепы…»), но, как правило, это именно порок. Одно дело когда человек не знает истины, в сердце будучи готовым ее принять – это неведение. Совсем же другое дело – невежество – состояние произвольного отказа от познания истины, происходящее от самодовольства, от предпочтения привычного и удобного – истинному.

> Духовное невежество не есть незнание истины в силу внешних причин. Это или пассивное уклонение от своего призвания познавать истину (о Боге, о себе, о мире), или активное, ожесточенное сопротивление, проявляющееся в настроении, словах и действиях, направленных как против самой истины, так и против тех, кто ее свидетельствует. Именно духовное невежество религиозных иудеев пригвоздило Спасителя к кресту.

> Даже Понтий Пилат не в неведении пребывал. Именно духовное невежество проявилось в его уклончивом риторическом вопросе «что есть истина?». Невежество, не неведение. Не просто не знает он, что́ есть истина, но и не желает знать ни ее самой, ни того есть ли она вообще.

> Но какое это имеет отношение к нам?

> Если в отношении неверовавших во Христа единоплеменников уместно вместе с апостолом Павлом говорить о некоем «покрывале, лежащем на сердце их» (2Кор.3:15), о покрывале законничества, сквозь которое не проникает свет благодати Божией, то в чём же проявляется наша с вами духовная слепота? Понятно: иудеи не хотели пересматривать устоявшихся равиннистических представлений о праведности, да и сам образ грядущего Мессии-освободителя тешил их национальное самолюбие, оттого и отвергли реального Мессию-Христа; язычники предпочитали кто своенравие философской мысли, кто чувственный «беспредел», кто суеверие идолопоклонства, оттого и отвергали апостольское благовестие; но мы-то – христиане, мы же не отвергаем Христа, а исповедуем Его! Какое к нам отношение имеет порок духовной слепоты? Самое прямое.

> В чём суть невежества? Платон говорит, что «тем-то и скверно невежество, что человек ни прекрасный, ни совершенный, ни умный вполне доволен собой». Невежество – страшное состояние: человек самодовольный – это человек самообделенный. Его слепота неисцелима, так как он себя слепым не считает, а свою слепоту возводит в норму. Приснопамятный пастырь русского зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: «Сама по себе ограниченность человека не есть глупость. Самые умные люди непременно ограниченны в ряде вещей. Глупость начинается там, где появляется упрямство, самоуверенность, т.е. там, где начинается гордость».

> Невежество – некий род безумия. Причем заразный. Ему подвержены в той или иной степени большинство из нас. Это проявляется всякий раз, когда мы цепляемся за удобные нам стереотипы мышления, пристрастия, привычки – в ущерб честному взгляду «в корень», искреннему поиску истины. Мало формально признать веру Христову истинной. Надо еще ее принять всем сердцем и исповедовать ее жизнью. И вот в процессе этого-то исповедания мы время от времени будем натыкаться в себе на всевозможные чужеродные предметы – устоявшиеся стремления, мнения, ожидания, привычки и т.п., не имеющие с Евангелием ничего общего. И вот либо мы будем скрупулезно удалять из себя всё несовместимое со Христом и тем самым осуществлять свое призвание к богоуподоблению, либо… попытаемся совместить несовместимое и постепенно зарастем болотом страстей, суеверий, ложных стереотипов поведения и мышления.

> Хотелось бы конкретнее?

> Выше было сказано, что порок слепоты состоит в некритичном цеплянии за привычно-удобное, как за истину в последней инстанции. Но при этом еще следует добавить, что у каждого круга (этнического, социального, культурного, политического, профессионального и т.д.) «привычно-удобные» понятия – свои.

> Возьмем хотя бы проводы покойника. В деревне ревностно оберегается масса традиций, которые отчасти сохраняются и в городах, особенно если у кого корни крестьянские; масса традиций ничего общего с христианством не имеющих, а восходящих к «седой языческой древности». Это поминание усопших водкой, пьянство прямо на могилах, на освященных кладбищах! А как виртуозно подпаивают священника, приглашенного отслужить панихиду!.. Многие священники объясняют, что нельзя поминать усопших водкой, отказываются начинать службу пока водку не уберут – зло это неискоренимо, ибо без спиртного как бы и не православные поминки получаются. Такие, вот, странные понятия о вере. Я уж не говорю о стаканах с водкой, покрытых куском хлеба, стоящих в память о покойниках у них дома (а из стакана водка всё убывать будет в течение сорока дней – покойник отпивает…). Евангелия не читали, на службе стоя́т, совершенно не вникая в содержание богослужения, а вот по части примет, гаданий и прочих суеверий эта категория «деревенских грамотеев» – бесценная сокровищница для собирателя фольклора. Причем именно свое язычество они пытаются облечь в христианские ризы, преподнести как святое Православие.

> Интеллигенция тоже недалеко ушла в своих духовных исканиях. Если для выходца из деревни характерно язычество грубое, зато откровенное, то интеллигент язычествует рафинированно. У интеллектуала свое «покрывало на сердце». Он приходит из неверия в Церковь и норовит не расставаться с тем снобизмом, который в свое время, быть может, оказывался поддержкой в стремлении сохраниться в безбожном обществе как самостоятельная личность, но с верой Христовой он никак не совместим. Он, может, и старается не выпячивать свой интеллект, но нет-нет, да и напомнит о своем высшем образовании (а то и двух). Он еще не успел разобраться с Символом Веры, а уже интересуется всей доступной макулатурой по оккультизму, еще ни одной святоотеческой книги не прочитал, но теребит всех вокруг: не отыщут ли ему литературу еретиков-гностиков («расширить кругозор»), он еще не вник в суть христианства, а усердно интересуется буддизмом, индуизмом, или, например, древнеславянским язычеством. Имевший в период своего неверия опыт противостояния тоталитарной системе, он по инерции чутко реагирует на малейшие черточки авторитарности, ощетиниваясь и теряя при этом какую-либо способность трезвенно, в евангельском свете оценить ситуацию, увидеть в ней Промысл Божий… Прот. Александр Шмеман заметил как-то, что порой интеллигент приходит в Церковь не спасаться, а ее саму спасать.

> Духовное невежество не знает границ ни сословных, ни этнических, ни прочих. Оно универсально, только формы проявления – разные. Мы отгораживаемся от Евангельской простоты не просто какими-то привычками или понятиями – это всё лишь стройматериал для той стены, которую мы воздвигаем между собой и Богом. Сама же стена – гордость, которая побуждает нас чересчур доверять своему мнению, своей способности объективно и компетентно оценивать происходящее в нас и вокруг нас, судить не только людей, но и самого Бога.

 

 

см. также:
 + + + архим. Ианнуарий (Ивлиев):
        кто согрешил, если слепым родился человек?
 + + + А.С.Десницкий: Для чего страдание?
 + + + cвятитель Николай Сербский (Велимирович):
        Чудо исцеления слепорожденного
(+ссылки!)
 + + + митр. Антоний (Блум): Мы посланы в мир быть тем, чем был Христос
                               messia.ru/rasylka/009/2418.htm (+ссылки)
 + + + Дороти Л. Сэйерс: Слепота – не грех
        messia.ru/rasylka/007/1846.htm (+ссылки!)
 + + + священник Сергий Круглов: Бог не посылает нам болезни
 + + + протоиерей Алексей Уминский. О слепорожденном

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*<Иисус сказал:>
 - Говорю вам истинную правду:
    кто исполнит Слово Мое,
     смерти вовек не увидит.
 - Вот теперь мы точно знаем, что в Тебе бес, -
    сказали они Ему. -
   Авраам умер, умерли и пророки.
   А Ты говоришь:
   "Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"!
   Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер?
   Или пророков, которые умерли? Кем Ты себя выставляешь?
 - Если Я сам себя прославляю, слава Моя - ничто, -
   ответил Иисус. -
   Но Меня прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом!
   Вы Его никогда не знали, а Я Его знаю.
   Если бы Я сказал, что не знаю Его,
   Я был бы лжецом, как и вы.
   Но Я знаю Его и исполняю Его Слово.
   Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит.
   Он увидел его - и был счастлив!
 - Тебе нет и пятидесяти, и Ты видел Авраама?! -
   возмутились они.
 Иисус ответил:
 - Говорю вам истинную правду:
   Авраам еще не родился,
   а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ.
   Тогда они схватили камни, чтобы побить Его.
   Но Иисус скрылся и ушел из Храма.*
                   (Ин.8:51-59/++/)

* * *

*После долгого спора встал Петр.
 – Братья! — сказал он. —
   Как вы знаете, прошло уже немало времени с тех пор,
   как Бог избрал меня среди вас для того, чтобы и язычники
   услышали из моих уст слова Радостной Вести и уверовали.
   И Бог, знающий сердца людей, показал Свою милость к язычникам,
   даровав им Святой Дух, как и нам.
   Он не видит никакой разницы между нами и ими,
   потому что очистил верой их сердца.
   Так зачем же вы теперь испытываете Бога,
   раз хотите надеть на шею ученикам то ярмо,
   которое было непосильным и для наших предков, и для нас?
   Ведь мы верим, что спасены одной только любовью Господа Иисуса.
   И они спасены так же!
 Тогда всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла,
 которые рассказали, какие дивные знаки и чудеса
 через них совершил Бог среди язычников.
 Когда они умолкли, заговорил Иаков:
 – Братья, выслушайте меня!
   Симеон поведал нам о том,
   как Бог впервые проявил Свою заботу о язычниках,
   избрав из них народ, который будет носить Его имя.
   С этим созвучны и слова пророков, потому что в Писании сказано:
    "И потом Я вернусь
     и отстрою рухнувший дом Давида,
     Я воздвигну его из руин,
     Я отстрою его.
     И тогда остальные все люди, и язычники все
     Господа будут искать,
     ибо Я их призвал стать народом,
     носящим Имя Мое.
     Так говорит Господь,
     возвестивший об этом издавна".
   Поэтому я считаю: нам не следует обременять язычников,
   которые обращаются к Богу.
   Мы должны послать им письмо и предписать им
   воздерживаться от пищи,
   принесенной в жертву языческим богам и ставшей нечистой,
   от разврата, от мяса удавленных животных, а также от крови.
   Ведь Закон Моисея издавна возвещается в каждом городе
   и каждую субботу читается вслух в синагогах.
 Тогда апостолы и старейшины вместе со всей церковью
 решили избрать из своего числа несколько человек
 и вместе с Павлом и Варнавой послать их в Антиохию.
 Они избрали Иуду, по прозванию Баршабба, и Силу,
 людей, пользовавшихся у братьев авторитетом,
 и написали письмо, которое те должны были передать:
 "Апостолы и старейшины приветствуют всех своих братьев из язычников
  в Антиохии, Сирии и Киликии.
  Как нам стало известно, кое-кто из наших смущает и расстраивает вас
  своими предписаниями, на что мы им полномочий не давали.
  Поэтому мы все согласились избрать несколько человек
  и послать к вам вместе с любимыми нашими братьями Варнавой и Павлом,
  людьми, посвятившими жизнь служению имени нашего Господа Иисуса Христа.
  Итак, мы послали к вам Иуду и Силу,
  они то же самое изложат вам на словах.
  Святой Дух и мы решили не обременять вас ничем другим,
  кроме следующих обязательных предписаний:
  воздерживаться от употребления в пищу
  того, что принесено в жертву языческим богам,
  от крови и мяса удавленных животных, а также от разврата.
  Поступайте так, и всё будет хорошо. Будьте здоровы!" (Деян.15:7-29/+/)

* * *

*Иисус сказал:
  "Мои овцы слышат Мой голос, / и Я знаю их, / они за Мною идут,
   Я дам им вечную жизнь, / и они не погибнут вовеки,
    их никто у Меня не похитит.
   То, что дал Мне Отец Мой, – / больше всего,
    и этого у Отца никто не может отнять,
   а Я и Отец – одно".
 Они снова схватили камни, чтобы побить Его.
 Иисус сказал:
 "Много добрых дел Я вам показал от Отца.
  За которое из них вы хотите побить Меня?"
 Они ответили Ему:
 "Мы не за доброе дело хотим побить Тебя, а за кощунство,
  за то, что Ты, человек, делаешь из себя Бога!"
 Иисус ответил:
 "А разве не написано в вашем Законе: "Я сказал: 'Вы – боги'"?
  А Писание непреложно.
  Если тех, к кому Бог обратил Свое Слово, Он называет богами,
  как вы можете Мне заявлять: "Ты кощунствуешь",
  когда Я говорю: "Я – Сын Бога", –
  Мне, кого освятил и послал в мир Отец?!
  Если Я не делаю дел Отца Моего, тогда не верьте Мне!
  А если Я делаю их, можете не верить Мне, но делам Моим верьте!
  И тогда вы узнаете и поймете, что Мой Отец – во Мне, а Я – в Нём".
                                                     (Ин.10:27-38/*/)

* * *

*В полночь Павел и Сила молились Богу и пели псалмы,
 а остальные заключенные слушали.
 Вдруг началось сильное землетрясение, от толчка тюрьма сотряслась,
 в тот же миг все двери распахнулись и со всех заключенных спали цепи.
 Тюремщик проснулся и, увидев распахнутые двери тюрьмы, выхватил меч
 и хотел покончить с собой: он думал, что заключенные разбежались.
 — Ничего над собой не делай! — закричал громким голосом Павел. —
  Мы все здесь!
Тот, потребовав света, вбежал в тюрьму и припал к ногам Павла и Силы,
 весь дрожа.
 — Повелители мои, что мне делать, чтобы обрести спасение? —
 спросил он, выведя их наружу.
 — Поверь в Господа Иисуса и будешь спасен и ты, и дом твой! —
 ответили они.
И они возвестили Слово Господа ему и всем его домашним.
 И в этот поздний ночной час тюремщик вывел их из тюрьмы,
 омыл их раны и тут же принял крещение вместе со всеми близкими.
 Он привел их к себе в дом и пригласил к столу.
 И они всем домом радовались тому, что поверили в Бога.*
                                       (Деян.16:25-34/**/)

              *********************************************

/++/ Евангельское чтение вторника.
/+/ Из апост. чтения пятницы
.
/*/ Ев. чтение субботы.
/**/ Из воскр. апостольского чтения.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3662.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»