=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/см. начало в вып. #3685./

> В самой Библии, в Книге пророка Иезекииля, греховность Содома описывается следующим образом: «Вот в чём было беззаконие Содомы…: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим…» (Иез.16:49-50). В этих словах не содержится прямых упоминаний сексуальных грехов (если только не предполагать, что они скрываются под словом «мерзость», что, однако, неочевидно, поскольку это слово применяется в священных текстах в отношении очень многих нарушений древних предписаний). Грехи гордости, излишнего обогащения и отказа от сострадания к слабым звучат в словах, которые пророк произносит от лица Бога, прямым текстом, в то время как сексуальные грехи не называются своими именами.

> Еврейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий причины приговора Бога Содому описывает так: «Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока, а к Предвечному — нечестиво, видимо совершенно забыв о полученных от Него благодеяниях; равным образом они перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись за это, Господь Бог <решил> наказать их за такую дерзость, разрушив их город…»[10][8].

> Подчеркнутое выделение сексуальных грехов, в первую очередь — гомосексуальных актов, в толковании повествования о Содоме и Гоморре происходит в христианской святоотеческой традиции. При этом, однако, звучит и осуждение других грехов жителей городов. Например, толковая Библия А.П.Лопухина интерпретируя фразу «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» выделяет насилие, притеснение слабых сильными, кровопролитие и убийство[11].

> Отцы Церкви также отмечали, что грехи жителей Содома усугублялись нанесением оскорбления гостям, к которым те хотели применить сексуальное насилие, в то время как к гостям полагалось относиться с уважением. В противоположность такому унизительному обращению ставятся праведный Авраам и его племянник Лот, которые оказывали почтительное гостеприимство странникам (принимали в дом, омывали ноги, кормили и т.п.).

> В частности, Лот был готов пожертвовать родными дочерями ради своих гостей. Толковая Библия Лопухина описывает это так: «Видя безуспешность своего увещания, Лот решается на крайнее средство; ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать честью своих незамужних, хотя уже и обрученных, дочерей. Блаженный Августин делает упрек Лоту за подобное предложение, но святой Иоанн Златоуст и большинство других толкователей видят в нём акт самопожертвования, или, по крайней мере, лучший выход из его крайне затруднительного положения; «из двух зол (поругание гостей, или лишение чести дочерей) он выбирает меньшее», как говорит святой Амвросий Медиоланский»[11].

> В дальнейшем на протяжении многих столетий в христианстве сохранялось убеждение о том, что в число наиболее тяжелых грехов, из-за которых Бог осудил Содом и Гоморру, входят гомосексуальные отношения. В традиционной христианской интерпретации истории Содома и Гоморры гомосексуальные акты рассматривались как предельное проявление разврата жителей города, а его уничтожение объяснялось именно тем, что они безудержно предавались такому аморальному поведению[12].

> В 1955 году (еще до депатологизации и декриминализации гомосексуальности) была издана книга британского теолога Деррика Шейвина Бейли (Bailey, Derrick Sherwin) «Гомосексуальность и западная христианская традиция» (Homosexuality and Western Christian Tradition). Считается, что эта книга прокладывала путь к выводам доклада Вульфендена (Wolfenden report, 1957), который способствовал смягчению отношения к гомосексуальности и ее декриминализации в Англии (Sexual Offences Act 1967). В этой книге, в частности, было предложено новое толкование библейского повествования.

> Рассматривая тексты Библии, Бейли подсчитал, что слово yadah на иврите, которое традиционно переводят словом «познать», в подавляющем большинстве случаев (933 из 943) имеет значение «узнать, чтобы получить знание», и лишь в 10 случаях этот глагол подразумевает сексуальные отношения. Бейли предположил, что жители Содома на самом деле не имели намерения совершать однополые акты с гостями Лота, но хотели только выяснить, кто они такие, чтобы решить, следует ли разрешить им находиться в городе. Для евреев принимать <чужаков> и странников считалось святым долгом, поэтому такое требование и его осуществление воспринимались грехом, — сделал вывод Бейли[13].

> Эта интерпретация вызвала возражения не только сторонников традиционных трактовок, но и исследователей, предлагавших новые подходы, как, например, известный финский библеист Марти Ниссинен (Martti Nissinen)[14], поскольку они считали, что глагол yadah на иврите в этом случае предполагал сексуальные акты. Аргументом в пользу этого служил тот факт, что Лот предложил своих дочерей вместо гостей и употребил выражение «не познавшие мужа», в котором тот же глагол yadah использовался явно в сексуальном значении[13].

> Помимо вышесказанного, Бейли также обратил внимание, что, хотя в Библии присутствует много ссылок на Содом и Гоморру, ни в одном случае не содержится прямых указаний на однополые акты жителей этих городов[13].

> Единственным спорным случаем является Послание апостола Иуды, 7 стих, где сказано о «блудодействовавших и ходивших за иною плотью». В традиционной интепретации «хождение за иною плотью» рассматривалось как совершение гомосексуальных актов. Однако, поскольку прямым текстом это не написано, существуют другие интерпретации, такие как секс с ангелами, зоофилия и даже каннибализм[15].

> Бейли предложил не связывать грех Содома и Гоморры с гомосексуальностью. И хотя предположение, что жители Содома вообще не имели намерения совершать однополые акты, не получило большой поддержки богословов, на протяжении последующих десятилетий традиционные христианские интерпретации истории Содома и Гоморры были значительно оспорены. В пересмотренных интерпретациях многие исследователи считают, что Бог осудил сексуальное насилие жителей Содома, и эту историю нельзя применять в подтверждение осуждения однополых отношений по взаимному согласию[12].

> Богословы, кроме того, учли, что Лот воспринимал изнасилование своих дочерей меньшим злом в сравнении с изнасилованием гостей, вошедших в его дом. Поэтому в пересмотренных интерпретациях история Содома и Гоморры — это в большей степени повествование об однополом насилии и отказе уважительно принять гостей, чем повествование о гомосексуальных отношениях как таковых[12].

> К примеру, Марти Ниссинен отмечал: «Групповое изнасилование всегда было крайним средством унизить врагов и поставить их на место». «Изнасилование — гомосексуальное или гетеросексуальное — это предельный метод покороения и господства». Поведение жителей Содома, таким образом, представляло собой проявление враждебной агрессии к чужестранцам, а не чувственную любовь[13][14].

> В настоящее время не только либеральные христиане придерживаются подобных трактовок. Но и среди консервативных христиан, которые не приемлют гомосексуальные практики, присутствует понимание, что история Содома в действительности говорит не о гомосексуальных отношениях самих по себе, а о развращенности людей, желавших совершить сексуальное насилие в отношении чужестранцев, которым следовало оказать гостеприимство[12].

> К примеру, Ричард Хейз (Richard B. Hays), богослов не имеющий либеральных симпатий к гомосексуальности, признаёт, что история Содома «фактически иррелевантна к теме»: групповое изнасилование показывает порочность жителей города, но «в пассаже не содержится ничего имеющего отношение к суду Бога касательно морального характера гомосексуальных связей по взаимному согласию», — пишет он[13][16].


> [8] What was the sin of Sodom? — A collection of classical Jewish texts. Compilation and commentary by Robert Kaiser With an additional note from Arthur Waskow.
> [10] Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга I. Глава одиннадцатая, 1.
> [11] А. П. Лопухин. Толковая Библия Ветхого и Нового Заветов (1852—1904) (интерпретации Быт. 18 и 19 глав).
> [12] Jeffrey S. Siker. Homosexuality and Religion: An Encyclopedia, 65-66. — Greenwood Publishing Group, 2007. (pdf)
> [13] Buck, Erwin. Study on Homosexuality and the Church. Winnipeg: Evangelical Lutheran Church in Canada, 2001. (Study Two: From The Old Testament Sodom And Gibeah).
> [14] Martti Nissinen. Homoeroticism in the Biblical World: A Historical Perspective. — Minneapolis, MN: Augsburg Fortress, 1998.
> [15] About the biblical story of Sodom & Gomorrah: Genesis 19. Why did God destroy the city of Sodom & its people? — Ontario Consultants on Religious Tolerance.
> [16] Richard B. Hays. Awaiting the Redemption of Our Bodies: The Witness of Scripture Concerning Homosexuality (in Jeffrey S. Siker. Homosexuality in the Church: Both Sides of the Debate, p. 5 — Westminster John Knox Press, 1994).

 

 

 

 

см. также:
+++ Яков Эйделькинд: Что такое "содомский грех"? (+ ссылки)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Если Христос был воскрешен, как мы проповедуем,
 то как могут некоторые из вас говорить, что нет воскресения мертвых?
 Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
 А если Христос не воскрес,
 нам нечего проповедовать и не во что верить.
 Более того, мы оказываемся лжесвидетелями,
 которые свидетельствуют против Бога,
 заявляя, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал,
 раз мертвые не воскресают.
 Ведь если мертвые не воскресают, значит, не воскрес и Христос.
 А если Христос не воскрес,
 вера ваша напрасна и грехи ваши по-прежнему на вас.
 Значит, и те, кто умер с верой в Христа, навсегда погибли.
 И если наша надежда на Христа годится лишь для этой жизни,
 мы самые жалкие люди на свете.
 /.../
 Если мертвые не воскресают,
 "будем есть и пить, ведь завтра мы умрем!"
 Не обманывайтесь!
 "Портит дурная компания самые лучшие нравы".
 Пробудитесь к трезвой и честной жизни, перестаньте грешить!
 А ведь среди вас есть такие, кто понятия не имеет о Боге.
 Как вам не стыдно!
 Но кто-нибудь спросит:
 "А как мертвые воскресают?
  И каким будет их тело, когда они возвратятся?"
 Глупый! Зерно, которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрет.
 И сеешь ты не растение целиком,
 а просто зернышко, пшеничное, скажем, или какое иное.
 А Бог придает ему телесный облик, какой предназначил;
 облик этот у всех разный.* (1Кор.15:12-19,32-38/*/)

             *********************************************

/*/ содержит часть апостольского чтения вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3687.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru