=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

 

* 6 августа 2018 г. ст.ст., воскресенье.
  Преображение Господа нашего Иисуса Христа.
  Литургические чтения: 2Пет.1:10-19; Мф.17:1-9.

 

 

 

С праздником!

 

 

 

 

 

 

 

 

> 17.1-8 ПРЕОБРАЖЕНИЕ

> (Мк 9.2-8; Лк 9.28-36)

> 1 Через шесть дней Иисус берет Петра, Иакова и его брата Иоанна и ведет их одних на высокую гору. (2) Вдруг Его облик изменился у них на глазах: лицо Его засияло, как солнце, а одежда стала ослепительно белой. (3) И вот явились перед ними Моисей и Илья и стали разговаривать с Ним.

> Петр сказал Иисусу:

 – Господь, как хорошо нам здесь! Давай, я сделаю три шалаша: один Тебе, один Моисею и один Илье.

> Когда он говорил, вдруг явилось сияющее облако и накрыло их своей тенью. И раздался из облака голос: "Это Мой любимый Сын, Моя отрада! Его слушайте!"

> Услышав голос, они упали ничком, потому что сильно испугались. (7) Иисус, подойдя к ним, коснулся их и сказал:

 – Вставайте, не бойтесь!

> 8 Подняв глаза, они уже никого, кроме Иисуса, не увидели.


> 2 ослепительно белой – в некоторых рукописях: "белой как снег".
> 4 я сделаю – в ряде рукописей: "мы сделаем".

> 2 2Петр 1.16-18     5 Пс 2.7; Мф 3.17; 12.18; Мк 1.11; Лк 3.22; 2Петр 1.17; Втор 18.15; Деян 3.22


> Ст. 1 – Евангелист редко указывает точное время событий, обычно прибегая к общим словам "тогда", "потом", "в те дни". Здесь же он на редкость точен; через шесть дней. Одни видят в этом указание на то, что обещанное Иисусом в 16.28 не преминуло исполниться. Другие пытаются найти символический смысл в цифре шесть, но в Евангелии от Луки говорится о восьми, а не о шести днях (Лк 9.28). Некоторые видят здесь аллюзию на Исх 24.16, тем более что там тоже речь идет о Божьей славе и об облаке. Важнее другое: через короткое время после того, как Петр объявил Иисуса Помазанником, несколько учеников, включая Петра, получили божественное подтверждение статуса Иисуса (17.5).

> Как и в рассказе о воскрешении дочери Иаира, Иисус берет с собой трех учеников и ведет их одних на высокую гору. Название горы неизвестно. В христианской традиции она обычно отождествляется с горой Табор (в традиционном произношении "Фавор"). Ориген приводит цитату из апокрифического Евангелия евреев: "Так сделала Моя Мать, Дух Святой, взяла Меня за волос и перенесла на гору Табор". Но вряд ли это соответствует действительности. Ведь если события происходят вблизи Кесарии Филипповой и вскоре после исповедания Петра, то эта гора должна находиться неподалеку, в то время как Табор находится на юге Галилеи, очень далеко от Кесарии. Ее высота составляет всего 600 метров, что вряд ли позволяет назвать ее высокой, кроме того, в те времена на ее вершине находилась римская крепость. Гораздо больше подошла бы гора Гермон, высотой около 2700 метров и на расстоянии 20 километров от Кесарии Филипповой. Для евангелиста важнее то обстоятельство, что это событие происходит на горе́, потому что символически гора – это место встречи с Богом, в данном случае она представляет собой как бы новый Синай. Высокая гора была также подходящим местом, где Иисус мог бы остаться с учениками наедине.

> Ст. 2 – Облик Иисуса внезапно изменился. Лицо Его засияло, как солнце – ср. Откр 1.16; 10.1. В произведениях междузаветного периода говорится, что Мессия будет сиять, как солнце. Филон Александрийский утверждает, что лицо Моисея после общения с Богом испускало сияние, подобно лучам солнца. Одежда Иисуса стала ослепительно белой (дословно: "белой, как свет"). Белизна и сияние одежды в библейской традиции всегда связана с Богоявлением или святостью.

> Ст. 3 – Перед Иисусом явились Моисей и Илья. Эти две фигуры, вероятно, символизируют всю Священную историю Израиля и Священное Писание. Моисей – законодатель, он представляет Закон, Илья – представитель пророков, а Священное Писание часто так и называлось: "Закон и Пророки". Кроме того, по народным представлениям, оба они были взяты живыми на небо. Сейчас они, явившись перед Иисусом, выступают свидетелями, подтверждающими Его мессианство (ср. Лк 24.27,44; 16.29,31). Они стали разговаривать с Иисусом. Евангелист, в отличие от Луки (9.31), не сообщает, о чём они беседовали с Иисусом.

> Ст. 4 – И вот с Иисусом заговаривает Петр. У Марка он обращается к Иисусу "Рабби", но Матфей заменяет этот титул, звучащий несколько странно в устах Петра, на "Господь". И хотя Господь может быть не более чем вежливым обращением <{то же слово обозначало "господин"}>, здесь, несомненно, это титул, близкий к божественному. "Как хорошо нам здесь!" – говорит Петр. Но греческий оригинал позволяет перевести эти слова по-другому: "Как хорошо, что мы здесь!" То есть Моисею, Илье и Иисусу повезло: Петр с друзьями соорудят им три шалаша. Шалаши ставили в дни празднования специального праздника Шалашей (евр. Сукко́т; синод. <праздник ку́щей>), который некогда был сельскохозяйственным праздником сбора урожая, когда люди переселялись в виноградники и жили там. Потом праздник был переосмыслен как время воспоминания о тех днях, когда поколение Исхода жило в пустыне (Лев 23.42-43). Со временем люди стали верить, что в мессианском веке они снова станут жить в шалашах и Бог будет жить вместе с ними.

> Ст. 5 – Для того, чтобы не возникло ложного представления, что Иисус – один из пророков, ничем из них не выделяющийся (а ведь так о Нём думали многие люди – см. 16.14), свидетельство ученикам дает сам Бог. Сияющее облако – это знак Шехины́, то есть Божьего присутствия, Его славы (см. Иез 1.28; 11.23; Исх 13.21-22; 33.9-10). Ведь человек не может видеть Бога, и облако одновременно и скрывает Его, и возвещает Его присутствие. Так, солнце можно увидеть лишь тогда, когда его закрывает легкое облако. Облако покрывает Иисуса, Моисея и Илью, а также учеников, делая их сопричастными Божьей славе. Из облака раздается голос: "Это Мой любимый Сын". Сцена преображения как бы повторяет сцену омовения Иисуса. Только там Божий голос обращен к Иисусу: "Ты Мой Сын", а здесь – к ученикам. Вероятно, этим видением славы Отец укреплял Сына в Его решимости выполнить Свою волю до конца, укреплял Он и учеников, дав им свидетельство о Своем Сыне. Его слушайте! – так исполнилось пророчество Священного Писания: "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня (т. е. Моисея), воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте!" (Втор 18.15,18; см. также Деян 3.22).

> Ст. 6 – Их ужас вполне объясним: человек всегда испытывает страх в присутствии Божества, а здесь они слышали Его голос, обращенный к ним. Ничком – так в древности поклонялись Богу и царю, падая лицом на землю.

> Ст. 7-8 – В Писании часто говорится, что Бог успокаивает перепуганных людей, призывая их ободриться и не бояться. Ученики больше никого, кроме Иисуса, не видят. Моисей и Илья были унесены, вероятно, облаком назад к Богу.

В.Н.Кузнецова. из кн. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий ]

 

 

 

 

 + + + свящ. Александр Мень: Преображение Господне (+ссылки)
 + + + он же: Ученики перед тайной (+ссылки)
 + + + присутствие вечности во времени;
   митр. Сурожский Антоний (Блум): общение с Богом преображает нас
                          messia.ru/rasylka/010/2605.htm (+ссылки)
 + + + он же: Христос сказал им: "Пойдем отсюда..."
         messia.ru/rasylka/007/1936.htm#0 (+ссылки)
 + + + из православного богослужения праздника
        messia.ru/rasylka/005/1238.htm#0 (+ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

       Преобразился Ты на горе́, Христе Боже,
       показав ученикам Твоим славу Твою,
       насколько это было для них возможно.
       Да воссияет и нам, грешным,
       свет Твой вечный,
       по молитвам Богородицы.
       Податель света, слава Тебе!

                                  *

       Соединив в Себе две природы неслиянно,
       Ты показал нам на горе Фаворе / уголь горящий Божества,
       сжигающий грехи, но души просвещающий,
       и тем изумил Моисея с Илиею / и верховных из учеников.

                                  *

 Придите ко мне и веруйте, народы! На гору святую, небесную взойдя,
 станем духовно во граде живого Бога, / и будем созерцать умом
 невещественное Божество Отца и Духа, / в Сыне Единородном сияющее.

 Ты привлек меня любовью, Христе,
 и изменил божественным к Тебе стремлением.
 Но сожги огнем невещественным грехи мои
 и насытиться наслаждением в Тебе сподоби,
 чтобы я, ликуя, величал / два пришествия Твои, Благой./*/

                                * * *

*Его Божественная сила одарила нас всем необходимым
 для жизни и подлинного богопочитания –
 через познание Того, кто призвал нас
 Своей собственной славой и добродетелью,
 благодаря которым дарованы драгоценные и величайшие обещания.
 Они дарованы для того, чтобы с их помощью
 вы стали сопричастными Божественной природе,
 избежав гибели, связанной с желаниями этого мира.
 И по этой причине приложите все старания,
 чтобы укрепить свою веру добродетелью,
 добродетель – знанием, знание – выдержкой,
 выдержку – стойкостью, стойкость – благочестием,
 благочестие – братской дружбой, дружбу – любовью.
 Ведь если вы этими качествами обладаете и их приумножаете,
 они не дадут вашему знанию о Господе нашем Иисусе Христе
 остаться чем-то бесполезным и бесплодным.
 Тот же, у кого этих качеств нет, близорук и слеп:
 он предал забвению, что омыт от своих прежних грехов.
 Вот почему вы, братья, с еще большим усердием
 старайтесь подтвердить свою призванность и избрание.
 Будете так поступать – никогда не споткнетесь!
 Ведь тогда вам будет щедро даровано право на вход
 в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
 Вот почему я намерен всегда напоминать вам об этом,
 даже если вы и так всё это знаете
 и уже утвердились в той истине, что явилась вам.
 Я считаю своим долгом, пока я еще живу в телесной оболочке,
 постоянно будить вашу память напоминаниями. ...
 Когда мы поведали вам
 о возвращении Господа нашего Иисуса Христа в силе,
 мы не повторяли чьих-то замысловатых побасенок.
 Нет, мы сами стали очевидцами Его величия!
 Он принял от Бога Отца честь и славу,
 когда донесся к Нему голос величественной Славы:
 'Это Мой Сын, Мой любимый, в Нём Моя отрада'.
 И этот голос, донесшийся с неба, мы сами слышали,
 когда были с Ним на святой горе.
 Это еще больше убеждает нас в том, что подтвердились слова пророков.
 Вы посту́пите правильно, если будете относиться к ним,
 как к светильнику, что горит в потемках,
 пока не просияет День и не взойдет у вас в сердцах Утренняя звезда.*
                                                (2Пет.1:3-13,16-19/**/)

* * *

*Напоминаю вам, братья, Радостную Весть, которую я вам возвестил,
 а вы ее приняли и твердо на этом стои́те, –
 Весть, которой вы будете спасены,
 если будете твердо держаться того, что я вам возвестил,
 если ж нет – вы поверили напрасно.
 Итак, во-первых, я передал вам то, что сам получил:
 что Христос умер за наши грехи, как предсказали Писания;
 что Он был похоронен, на третий день воскрешен,
 как предсказали Писания;
 явился Кифе, потом Двенадцати,
 потом явился более чем пятистам братьям одновременно /.../;
 потом явился Иакову, потом всем апостолам
 и самому последнему явился мне – мне, жалкому недоноску!
 Я ведь из всех апостолов самый малый, я недостоин зваться апостолом,
 потому что преследовал Церковь Бога.
 Но по Божьей доброте я есть то, что есть,
 и доброта Его ко мне не оказалась тщетной:
 я трудился усерднее всех остальных,
 то есть не я, конечно, а Божья доброта вместе со мной.*
                                                   (1Кор.15:1-10/***/)

* * *

*Вы же знаете, как велика доброта нашего Господа Иисуса Христа.
  Он, будучи богат, ради вас стал беден,
  чтобы Своей бедностью сделать богатыми вас
.* (2Кор.8:9/****/)

             *********************************************

/*/ Из православного богослужения праздника. Перевод иером. Амвросия (Тимрота).
/**/ из апостольского чтения праздника.
/***/ из апостольского чтения воскресенья (в этом году не читается).
/****/ из апост. чтения понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3692.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»