=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

 

 

 

> О пацифизме можно сказать как о демократии: скверная штука, но остальные пути еще хуже. <...>

<...>

> "Мир может быть завоеван лишь через войну", — писал Бердяев <(в 1914 г.)>. — "Диалектика истории" совершается "через жертвы". Нет: диалектика истории осуществляется через самопожертвование. Не я жертвую спасением своей души, убивая другого, и тем спасаю мир, а я жертвую своей жизнью, отказываясь убивать другого — вот диалектика самопожертвования. Диалектика жертвы, когда убивается другой, хорошо известна с древнейших дикарских времен, и это не диалектика, а просто людоедство.

> Водворит ли миротворчество мир — вопрос спорный. Но что война, тем более, проповедь войны мира не водворит — совершенно бесспорно. Да, всякая война есть не только плотская борьба, но и духовная, она требует всего человека, не только рук или мозгов. Этим оправдывали войну, но ведь на самом деле это главное доказательство порочности войны, как и всякого насилия, от инквизиции до смертной казни: нельзя насилием бороться со злом, оставаясь бесстрастным, тем более, пребывая любящим и добрым. Насилие требует ненависти и без ненависти не подымается рука. Война не есть чисто материальное явление, но она не есть и сверхматериальное, духовное явление — она есть явление в материальный мир сил не высших, а низших. Но простительнее сводить войну к скотству и экономике, чем возводить ее к религии. Другое дело, что война есть не просто разновидность агрессии, явления животного, а есть нечто, связанное с отличием человека от животного, со способностью человека познавать духовный мир и выражать это познание в символах. "Природа войны — символическая. Такова природа всякого материального насилия, — оно всегда вторично, а не первично" (Бердяев). Война есть, конечно, символ искаженный, злоупотребление зна́ком.

> Защитники войны обвиняют защитников мира в фарисействе, в игнорировании сложности жизни и подчинении жизни слишком простым законам. Но это переваливание с больной головы на здоровую. Именно защитники войны — фарисеи, ибо они следуют простейшему закону насилия, самозащиты. Безжизненно войнолюбие, а не миролюбие, ибо принятие войны влечет за собой смерть. Так и Христа можно обвинить, что Его призыв любить врага есть изуверское фарисейство — и обвиняли.

> Миротворчество желают унизить, требуя, чтобы оно было только индивидуальным, не претендовало быть нормой. Но миротворчество и не претендует быть коллективистской нормой. Оно действительно возможно как личный акт, но и христианство возможно лишь как христианский акт, да христианство и есть миротворчество в само́м своем существе. И неверно, что "не имеет никакого внутреннего смысла желать внешнего мира и отрицать всякое внешнее насилие, оставляя внутренно мир в прежнем хаосе, тьме, злобе и вражде" (Бердяев). Поиск внешнего мира не исключает поиска внутреннего мира. Но внешний мир должен быть делом отчасти и социальным, а внутренний мир достигается сугубо личностью. В этих словах Бердяева отражается максимализм милитаристского духа, который хочет сразу, одним ударом установить и внутренний, и внешний мир, не видит качественной разницы между ними. Можно и нужно желать хотя бы внешнего здоровья, держаться достойно даже при внутренней болезни. Противоположное ведет к хамской неопрятности и распущенности, а вовсе не к аскетизму.

> Тот довод, что всякий, пользующийся услугами государства, несет ответственность за войну, которое ведет это государство, что человек покупает безопасность для себя согласием на государство, опровергается и тем, что человека никто не спрашивает, согласен ли он жить в государстве или нет, никто не заключает с ним никакого договора и не предоставляет ему выбора. Главное же: не доказана та посылка, что только насилие, от войны до смертной казни, способно даровать человеку мир. История же доказывает обратное: где делали ставку на насилие, там начинался жуткий восток в худшем смысле слова, там давили невинных под предлогом защиты их от бандитов, там бандиты воцарялись на тронах. Где решались довериться творчеству, ограничивая насилие государства, там больше безопасности, больше порядка, хотя достигается он более сложным, неподвластным воле одного человека или даже группы людей, путем, наподобие того как экономическое процветание таких стран достигается без всякого планирования.

> Рассуждения о том, что милитаризм и пацифизм  ложь одинаковая, что в войне есть и любовь (будто в пацифизме ее нет!), были перечеркнуты опытом Первой мировой войны. Любви в ней не оказалось, как не было ее во всех последующих и предыдущих войнах. Революция, в которую вылилась война, тоже претендовала быть подвигом любви, и, словно шут, высмеяла (безо всякой воли) защитников войны, ибо всё, приложимое к войне, приложимо и к революции. Но мало кто из защитников войны решился бы защищать революцию.

> Развеялась идея, что война может не только губить, но и возрождать, что она подобна грозе. Так и в смертной казни, и в революции пытались видеть нечто творческое. Возродить дряблый дух войной (Бердяев) — всё равно что пытаться дряблые мышцы сделать сильными, накачиваясь пивом в кабаке и приставая к прохожим. Кстати, многие так и делают.

• Томас Мёртон. Корень войны — страх (1)   (2)

Михаил Завалов о пацифизме (1)   (2)
он же о патриотизме

> Пацифизма боятся не потому, что хотят войны, а потому что хотят мира — но гарантированного. Гарантию видят лишь в силе. Это неизбежно, если жизненный опыт подсказывает, что действенна лишь сила, а молитва — только воскресное приложение к жизни. (О неверующих что и говорить). Сопротивления злу молитвой боятся, потому что не уверены в действенности молитвы, в реальности силы Божией, а кстати и в том, что Бог действительно на твоей стороне, а не на стороне противника. Но до тех пор пока мы плывем в броненосце, мы не научимся плавать (большинство моряков плавать не умеют), тем более — ходить по воде. Другое дело, что надо не просто верить в силу молитвы, но надо знать, о чём молиться. Опыт человечества показывает, что молитвы бессильны против войны — но ведь даже христиане тысячелетиями молились о победе в войне, о мире через победу, тогда как молиться следует просто о мире, любой ценой, будь то цена твоего собственного существования или существования твоей страны. Но на такую молитву нужна смелость большая, чем на любое насилие.

[ Яков Кротов.
из эссе "ХРИСТИАНСТВО И ПАЦИФИЗМ"
/в этой рассылке: (1) (2), в вэб-архиве/ ]

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 ---------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*...я молюсь о том, чтобы ваша любовь
 росла всё больше и больше
 и наделяла вас истинным познанием и здравомыслием,
 а также умением выбирать то, что действительно важно.
 И тогда в День Христа вы будете чисты и безупречны,
 с обильными плодами праведности,
 что созидаются через Иисуса Христа
 во славу и хвалу Богу. ...
 Живите достойно Вести Христовой! ...
 Будьте всегда и во всём согласны,
 равно люби́те друг друга всей душой,
 одинаково и чувствуйте, и мыслите!
 Ничего не делайте из своекорыстия и тщеславия.
 Пусть каждый смиренно считает другого выше себя!
 Пусть каждый из вас думает не о собственном благе,
 а о благе других!
 Пусть мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас,
 как у Христа Иисуса:
         Он, по природе Бог,
            не держался за равенство с Богом,
         но добровольно лишился всего,
            приняв природу раба
               и человеком родившись.
         Он был во всём человеку подобен,
            но еще больше себя умалил
         и так был послушен,
            что принял и самую смерть —
               смерть на кресте.
         За это Бог вознес Его над всеми
            и Имя даровал превыше всех имен,
         чтобы пред именем Иисуса
            всякое колено преклонилось —
               на небе, на земле и в преисподней —
         и всяк язык провозгласил,
            что Иисус Христос — Господь,
               во славу Бога Отца.
  Вот так и вы, мои любимые, должны быть послушны! ...
  Со страхом и трепетом созидайте свое спасение,
  потому что это действует в вас,
  направляя и вашу волю, и поступки
  для Своих благих целей, сам Бог.
  Делайте всё без брюзжания и пререканий.
  Вот тогда вы станете непорочными и чистыми,
  детьми Бога без порока и изъяна
  "среди рода бесчестного и развращенного".
  Так сияйте среди них, словно звёзды во вселенной.
  Так несите Весть о Жизни!
  И тогда, в День Христа, я похвалюсь вами:
  не напрасно пробежал я свой забег,
  не напрасно изнурил себя трудами!*
                                  (Флп.1:9-11,27; 2:2-16/*/)

* * *

*Благодарение Богу,
 Он дал нам победу через Господа нашего Иисуса Христа.
 Так вот, братья мои любимые,
 будьте стойкими, будьте неколебимыми.
 Отдавайте себя без остатка работе для Господа,
 ведь вы знаете: ваш труд для Господа не будет напрасен.
 Теперь о сборе денег для народа Божьего. /.../
 Пусть каждый из вас в первый день недели откладывает дома
 кто сколько может, в зависимости от заработанного,
 чтобы не надо было заниматься сборами
 тогда, когда я приду.*
                                       (1Кор.15:57-16:2/**/)

* * *

*И если всё-таки надо чем-то похвалиться,
 похвалюсь тем, в чём видна моя слабость.
 Бог и Отец Господа Иисуса —
 да будет Он благословен вовеки! —
 знает, что я не лгу.
 В Дамаске правитель царя Ареты сторожил все ворота Дамаска,
 чтобы схватить меня,
 но меня спустили в корзине через отверстие в стене,
 и я от него спасся.
 Приходится хвалиться, хотя пользы в этом нет.
 Перейду к видениям и откровениям, что были даны Господом.
 Я знаю одного христианина,
 который четырнадцать лет тому назад
 (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает)
 был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее небо.
 Да, я знаю такого человека.
 Наяву или в видении, не знаю, один только Бог знает,
 он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова,
 которые человеку нельзя разглашать.
 Вот таким человеком похвалюсь, а собой хвалиться не буду,
 разве только своими слабостями.
 Ведь даже если я захочу похвалиться,
 то не буду говорить как дурак, а скажу чистую правду.
 Лучше воздержусь, иначе кто-нибудь решит,
 что я лучше, чем кажусь ему,
 когда он видит меня или слышит.
 Мне ведь были такие откровения!
 И потому, чтобы я не заносился, Бог дал мне занозу в тело —
 ангела Сатаны, он меня колотит, чтобы я не заносился.
 Трижды взывал я к Господу, моля избавить от него.
 Но Он сказал мне:
 "Тебе достаточно Моей любви.
  Ведь сила сильнее всего проявляется в слабости".
 И вот мне всего приятнее хвалиться своими слабостями,
 чтобы обитала во мне сила Христа.
 И поэтому я доволен, когда я слаб, когда меня оскорбляют,
 доволен лишениями, гонениями, горестями ради Христа!
 Ведь, когда я слаб, лишь тогда я силен!*
                  (2Кор.11:30-12:10/***/)

* * *

*Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил:
"Как счастливы бедные! / Царство Бога ваше.
 Как счастливы те, кто голоден теперь! / Бог вас насытит.
 Как счастливы те, кто плачет теперь! / Вы будете смеяться.
 Так будьте же счастливы, / когда ненавидят вас люди
 и когда изгоняют вас, оскорбляют / и чернят ваше имя –
 и всё это из-за Сына человеческого.
 Радуйтесь в тот день, прыгайте от радости!
 Вас ждет на небесах великая награда!
 Ведь точно так же поступали с пророками / отцы этих людей.
 И, напротив, го́ре вам, богатые!
 Вы уже натешились вдоволь.
 Го́ре вам, кто сыт теперь!
 Вы будете голодать.
 Го́ре вам, кто смеется теперь!
 Вы будете рыдать и плакать.
 Го́ре вам, когда хвалят вас все люди!
 Ведь точно так же хвалили лжепророков отцы этих людей.
 Но вам, тем, кто слушает Меня, говорю Я:
 люби́те своих врагов,
 делайте добро тем, кто вас ненавидит,
 благословляйте тех, кто вас проклинает,
 моли́тесь за тех, кто вас оскорбляет.
 Тому, кто ударит тебя по щеке, / подставь другую
 и, если кто отнимает плащ,
 не препятствуй забрать и рубашку.
 Всем, кто просит у тебя, дай
 и, если отнимает твое, не требуй обратно.
 Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди,
 делайте для них и вы.
 Если вы лю́бите тех, кто любит вас,
 в чём тут ваша заслуга?
 Ведь и грешники любят тех, кто их любит.
 И если вы помогаете только тем, кто помогает вам,
 в чём тут ваша заслуга? / И грешники делают то же.
 И если вы даете взаймы только тем,
 от кого надеетесь получить обратно,
 в чём тут ваша заслуга?
 И грешники грешникам дают взаймы,
 чтобы потом получить долг обратно.
 А вы поступайте не так! / Люби́те своих врагов,
 помогайте и давайте взаймы, / ни на что не надеясь в ответ.
 Тогда вас ждет великая награда:
 вы будете сынами Всевышнего,
 который добр даже к неблагодарным и злым.
 Будьте милосердны, / как милосерден ваш Отец".*
                                    (Лк.6:20-36)

             *********************************************

/*/ содержит часть апост. чтения вторника и пятницы и чтение понедельника.
/**/ содержит часть апостольского чтения субботы.
/***/ содержит рядовое апост. чтение воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3706.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»