=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

28/15 ноября, вторник – начало Рождественского поста (по юлианскому календарю.)

 

 

 

 

 

 

 

> <Флп.>4.4-9 ПОСЛЕДНИЕ НАСТАВЛЕНИЯ

>  4   Радуйтесь всегда, ведь вы живете
>    в единении с Господом! И снова говорю:
>  5 радуйтесь!
Пусть все видят вашу кротость.
>  6 Господь уже близко!
Ни о чём не беспокойтесь.
>    Но если есть у вас в чем-либо нужда,
>    с благодарностью поверяйте в молитвах
>    и прошениях свои просьбы Господу.
>  7   И тогда мир Божий, который выше всего,
>    что может представить себе человеческий ум,
>    сохранит ваши сердца и мысли в единении
>    с Христом Иисусом.
>  8   И еще, братья, пожалуйста, всегда
>    направляйте свои мысли на то, что истинно,
>    что достойно, что справедливо,
>    что целомудренно, что приятно и восхитительно,
>  9 что нравственно и достойно похвалы.
Делайте
>    то, что вы выучили, что переняли, что услышали,
>    что узнали от меня, и Бог, источник мира,
>    будет с вами.

 

> 4.7 мысли – в ряде рукописей: «тела» и «тела и мысли». Христом Иисусом – разночтение: «Господом Иисусом».
> 4.8 похвалы – в некоторых рукописях: «похвалы и достойно понимания».
> 4.4 Флп 3.1   4.5 Евр 10.37; Иак 5.8,9
> 4.6 Мф 6.25; 1Петр 5.7; Кол 4.2   4.7 Ис 26.3; Ин 14.27; Кол 3.15
> 4.8 Рим 12.17   4.9 Рим 15.33; 16.29; 1Кор 14.33; 1Фес 5.23

> Ст. 4 – Радуйтесь всегда, ведь вы живете в единении с Господом! И снова говорю: радуйтесь! – Призыв к радости – ключ ко всему этому письма, но особенно часто этот призыв встречается в концовке текста. Эта не обычная житейская радость, когда мы радуемся успехам, удачам, чему-то приятному, но радость «в Господе» (так дословно). Осознание того, что христиане живут в тесном общении со своим Господом – источник невыразимой радости, в сравнении с которой меркнут все земные горести и несчастья. Вот почему Павел дважды повторяет эти слова, усиливая их звучание и смысл, и призывает их радоваться всегда (см. 1Фес 5.16). Эта радость в первохристианских общинах была настолько реальной, что привлекала к христианам всё новых обращенных.

> Ст. 5 – Пусть все видят вашу кротость – Слово, которое обычно переводится кротость, может быть передано многими другими словами; «мягкость, скромность, доброта, воздержанность, великодушие, миролюбие». По мнению древних греков, оно, с одной стороны, означало справедливость, а с другой  нечто большее, чем справедливость. В некоторых случаях это даже нарушение строгой буквы закона в пользу милосердия. Это также готовность отдавать и уступать, не настаивая жестко на своих правах. Именно так кротко поступил Иисус, когда к Нему привели женщину, нарушившую супружескую верность (Ин 8.3-11). Павел говорил о кротости и доброте Христа во 2-м Письме коринфянам. Так часто описывался Бог, который вместо справедливого гнева проявлял к грешникам милосердие. Но особенно важно то, что это качество должно обнаруживаться не только в общине и не только в отношении членов общины. Оно необходимо в ситуации, когда церковь живет во враждебном и опасном мире, но вместо ненависти и отвержения окружающей ее среды она не должна быть сосредоточена на собственных интересах, но открыта миру всех людей, свидетельствуя о кротости и милосердии Бога. Призывая к тому, чтобы кротость филиппийцев была видна всем, апостол призывает своих духовных детей преображать себя, подражая Христу.

> Господь уже близко! – Хотя эти слова могут говорить о том, что Господь пребывает рядом с каждым из Своих последователей (см. Пс 145(144).18), всё же большинство толкователей убеждено в том, что Павел говорит об эсхатологическом пришествии Господа в Славе, чтобы судить живых и мертвых. Христиане с нетерпением дожидаются этого великого события (см. 3.20-21; 1Кор 16.23; Рим 13.11; Откр 1.3; 22.30). Это, с одной стороны, дает им силу переносить любые тяготы и испытания, а с другой, напоминает о необходимости духовно бодрствовать, как это должны делать верные слуги (Лк 12.46). Скорый приход Христа, а следовательно, близость спасения – главный источник радости. Недаром в Новом Завете сохранился возглас на арамейском, призывающий Христа прийти скорее – «Марана та» («Приди, Господь!») (1Кор 16.22; ср. Откр 22.20).

> Оба истолкования верны. Вероятно, апостол, говоря о том, что Христос близко, имел в виду одновременно и пространство, и время. {Р.Т.O’Brien, Commentary on Philippians, p. 489.}

> Ст. 6 – Ни о чём не беспокойтесь – К этому призывал Господь Иисус в Нагорной проповеди (Мф 6.25-34). Казалось бы, как можно не беспокоиться, когда враждебный мир постоянно обрушивает на христиан всё новые и новые бедствия? К тому же Павел и некоторые другие христиане в тюрьме, а исход их судебных процессов неясен. Человек не может не беспокоиться о себе и о своих близких. Но глагол, употребленный здесь, имеет отрицательный оттенок: он означает не просто заботу, но озабоченность, погруженность в заботы. А это приводит к тому, что человек ни на чём не может сосредоточиться, его терзают постоянные страхи, даже не столько реальные, сколько воображаемые. Это говорит о том, что у таких людей нет уверенности в постоянной заботе о них Господа, в Его любви к ним. Апостол вовсе не призывает своих духовных детей к бездумной беспечности. Но поскольку они знают о своем единении с Христом и о близости Его прихода и спасения, знают о том, что Господь рядом, всё это дает им глубокое внутреннее спокойствие. Они понимают, что Бог больше, чем все их проблемы (ср. Пс 54(55).22; 1Петр 5.7; 1Кор 7.32).

> Но если есть у вас в чём-либо нужда, всегда с благодарностью поверяйте в молитвах и прошениях свои просьбы Господу – Молитва указывает на скорое завершение письма, она, как правило, имеет сходство с той молитвой, которой оно начинается. У Павла такой прием встречается очень часто (1Фес 1.2-3; 5.17,25; 2Фес 1.3; 3.1-2; Кол 1.3,9-10; 4.2-4; Флм 4-6,22 и др.) Причем в ней появляются побуждения, самые важные для данного письма.

> Как же справляться с заботами? Павел дает ответ, который филиппийцы должны были знать давно: с помощью молитвы (ср. Евр 11.6). Если есть у вас в чём-то нужда – В оригинале короче: «во всём», и эти слова могут быть поняты по-разному. Некоторые комментаторы, например, полагают, что они относятся к молитвам, и тогда их можно было бы перевести: «во всякой молитве и прошении». Но выражение «во всём» часто употребляется в значении: «во всех обстоятельствах». Тогда молитва должна возноситься всегда, вне зависимости от того, радуемся ли мы или печалимся.

> Молитвы, прошения, просьбы – Павел употребляет целых три слова, смысл которых примерно одинаков и имеет лишь незначительные различия. Апостол употребляет ряд синонимов для стилистических целей, подчеркивая этим, что христиане должны молиться всеми видами молитв. Однако в Мф 6.32 Иисус говорит о том, что Бог знает обо всех наших нуждах, прежде чем мы Его об этом попросим, и призывает молиться лишь о самом главном – о скорейшем наступлении Царства Бога. Нет ли здесь противоречия? Когда апостол призывает своих духовных детей поверять Богу свои нужды, это не значит, что без молитвы Он не знал бы о них. Но осознание, что мы слагаем свои прошения к Его ногам, снимает с нас бремя ненужных тревог, а кроме того укрепляет наше понимание того, что мы во всём зависим от своего Господина, который знает обо всех наших нуждах. Молитва – это доверительная беседа с Великим Другом.

> Но очень важно, чтобы молитва сопровождалась благодарностью, возникающей из понимания, что наш Небесный Отец всегда помнит и заботится о нас. «Лишь тогда, когда мы совершенно убеждены в том, что Бог делает всё к лучшему, можем мы испытывать чувство совершенной благодарности, которое должно сопутствовать молитве». {У.Баркли, Толкование Посланий к Галатам, Эфесянам, Колоссянам и Филиппийцам, с. 285.}

> Ст. 7 – И тогда мир Божий, который выше всего, что может представить себе человеческий ум, сохранит ваши сердца и мысли в единении с Христом Иисусом – «Человек, который молится в совершенной уверенности в любви, мудрости и силе Божьей, обретет мир Божий». {Там же.} Мир Божий – здесь возможны два истолкования: 1) Бог есть источник мира; 2) Божья природа характеризуется миром, гармонией, дивным покоем, и человек, преданный Богу, сам становится причастен к Его миру. Который выше всего, что может представить себе человеческий ум – Это мир иного порядка, чем человеческий, так что наш ум не в состоянии даже представить его. Есть и второе понимание: «мир Божий способен сделать нечто гораздо лучшее, чем помышляет человек». Хотя оба толкования в равной мере возможны, многие склоняются ко второму: какими бы ни были наши тревоги, мир Божий избавит нас от них. Сердца – Слово «сердце» в Новом Завете ни разу не встречается в значении физического органа. В библейской антропологии оно выступает в нескольких значениях в зависимости от контекста. Здесь это орган ума, <где находятся мысли и высокие чувства>, и поэтому естественно соединение слов «сердца и мысли». Так Павел описал целокупного человека в единстве его чувств, воли и разума, центр и глубину его личности. Сохранит – Греческий глагол взят из военной лексики, его можно перевести как «стоять на страже, на часах; быть в карауле, быть часовым». Возникает образ города, у ворот которого стоят недремлющие стражи, так что горожане могут быть спокойны: никакой неприятель не сможет внезапно ворваться и наброситься на них. Это было особенно понятно филиппийцам, чей город охранялся римским гарнизоном, так что они всегда чувствовали себя в безопасности. Так и христиане могут быть спокойны и безмятежны, их не должны пугать тревоги и неприятности, потому что на страже их мира и покоя стои́т сам Бог. <...>

 

Флп.4:4-9 в Православной Церкви читается на литургии в Вербное воскресенье. (Из-за этого в рассылке раньше не было выпусков, посвященных этому тексту.)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*К Иисусу приходили послушать Его
 очень многие сборщики податей и другие грешники.
 Фарисеи и учителя́ Закона возмущались и говорили:
 "Этот человек принимает грешников и даже ест с ними!"
 Тогда Иисус рассказал им такую притчу:
 "Предположим, у кого-то из вас есть сто овец
  и одну из них он потерял.
  Разве не оставит он остальных девяносто девять в пустыне
  и не пойдет искать пропавшую, покуда не найдет?
  А найдя, обрадуется, взвалит ее себе на плечи
  и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им:
  'Порадуйтесь со мной: я нашел пропавшую овцу!'
  Верно вам говорю, точно так же и на небе будет больше радости
  из-за одного раскаявшегося грешника,
  чем из-за девяноста девяти праведников,
  которым не в чем раскаиваться.
  Или возьмите женщину,
  у которой есть десять серебряных монет и одну она потеряла.
  Разве она не зажжет лампу и не станет мести́ дом,
  усердно ища, покуда не найдет?
  А найдя, созовет подруг и соседок и скажет:
  'Порадуйтесь со мной: я нашла монету, которую потеряла'.
  Такой же, поверьте Мне, будет радость у ангелов Божьих
  из-за одного раскаявшегося грешника".* (Лк.15:1-10/&/)

             *********************************************

/&/ из евангельского чтения среды.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3721.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru