=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 19 ноября 2018 г. ст.ст., воскресенье 27-е по Пятидесятнице.
  Литургические чтения: Еф.6:10-17; Лк.12:16-21.
  5-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю).

 

 

 

см. к апостольскому чтению:
 +++ протопресвитер Александр Шмеман:
      Обряды восьмого дня после крещения и щит веры
 +++ свящ. Яков Кротов: наша война...
      messia.ru/rasylka/006/1708.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

 

> «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» <(Лк.12:15)>, – говорит Иисус истину, в общем-то, прописную. В устах многих Его последователей эта истина оборачивалась ханжеским: «О душе́ надо подумать!», а то и революционным: «Собственность есть кража». Ведь сказано нечто отрицательное: жизнь зависит не от изобилия, а... От души? От скудости? От чего зависит жизнь человека? Иисус не был бы Спасителем, если бы дал ханжеский ответ: далее Он отвечает неожиданно, так неожиданно, что не всякий, читающий Евангелие, осознает всю новизну Его ответа.

> Спаситель рассказывает анекдот о богаче; только богач у него не смешон, как обычные герои анекдотов, а, скорее, величественен. Бог благословил его: он богат, а у него еще и «был хороший урожай в поле». Благословение Божие он выдержал и сумел собрать урожай до зернышка – история России подсказывает нам, что воинствующим безбожникам это никогда не удается. И, наконец, он обращается к своей душе, умоляя ее: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Между тем, ну что упрашивать самого себя веселиться? Веселись – и всё! Так и делают большинство людей: едят и пьют, не дожидаясь приглашения, и уж тем более не разговаривают сами с собой. Но совершенно ясно, что этот человек при всём своем богатстве не веселился; хороший урожай был для него лишь очередным, не первым поводом ощутить глубокую внутреннюю раздвоенность своего существа. Хочется есть – а кусок в горло не идет. Хочется радоваться – а что-то или кто-то внутри мешает, и идет сплошная хандра. «Душа», «совесть» – по-разному называют нечто, сидящее внутри нас, часть нас, но часть упрямую и вредную. Сделана удачная гадость, собран отличный урожай, дочиста обобран ближний дурак – а нечто мешает вволю порадоваться. Или я совсем бессовестный и бездушный – но тогда разве я – это я? Тогда я уже какой-то нечеловек, черт, сатана.

> Богач – совестлив, и даже настолько совестлив, что не пытается заглушить совесть раздачей милостыни. Хотя чего уж проще: распредели часть нажитого по беднякам, и оставь себе ровно столько, чтобы было, что есть и пить, радуясь тому, как удалось всучить совести взятку.

> Богач не в первый раз говорит со своей душой, а та всё молчит: у нее нет языка, она – сплошные чувства. Он вопит: «Веселись!», – а в ответ накатывает угрюмость и тоска. И совершается чудо: ночью, в час, когда все спят – кроме тех, кто ворочается с боку на бок, – богач слышит голос Божий. Он оказывается в одном ряду с великими пророками, величие которых – в чуткости и беспокойстве. Господи, да наверное каждый мог бы услышать глас Божий, если бы старался расслышать, и очень многим людям Господь беззвучно кричит: «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?!» – а они не слышат.

> «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» – заканчивает Иисус притчу. А как, собственно, «так»? Что, все они слышат откровения? Или все они внезапно умирают? Конечно, нет. И мы вынуждены вернуться за ответом к началу притчи: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Вот оно – самое страшное «так»: разрывается связь между внутренней жизнью человека и внешней, между его душой и духом, между самим человеком и его ближними. Ведь не сказано, что у богача не было наследников: но его богатство давно разорвало все родственные связи, оставив лишь алчущих его смерти. Кстати, алчная жизнь не зависит и от скудости имения: ведь скудость – всего лишь изобилие, только отрицательное. И у тысяч нищих жизнь совершенно не зависела от их нищеты, и была такой же алчной, пустой и гнусной, как у богачей. Гибель – в распаде человека на дух, душу и тело, гибель – в разрыве межчеловеческих связей, гибель – в том, что никакая милостыня, никакие молитвы Богу не могут восстановить жизнь в ее полноте.

> Но где же выход? От чего же зависит жизнь? Если бы Иисус был просто учителем этики, Он бы сказал: «Собирайте сокровища для людей». Но Он знает, что это – не подлинная глубина, что милостыня может быть лишь следствием подлинного ответа. Он мог бы сказать: «Собирайте сокровища для души: будьте культурными, будьте верующими, заботьтесь о своем спасении». Так говорят все религии – но не Христос. Он говорит: «В Бога богатейте (или: обогащайте себя в очах Божьих)». Собирайте сокровища для Бога. И этот ответ был бы садистическим, ханжеским издевательством, если бы под Богом имелся в виду тот Единый Бог, в которого верует почти всё человечество: абсолютно непохожий на человека, Высший, Чуждый, Недосягаемый. Но эти слова произносит Сам Бог – Абсолютный, Высший, Непохожий на нас – и одновременно не чуждый, досягаемый в каждом из людей, – Бог, ставший человеком.

> Так притча выводит нас к главной истине христианства: спасение – не в нашем устремлении к Богу и людям, не в нашем попечении о своей душе или о ближних. Спасение – в том, что Бог устремился к нам. "В Бога богатейте" – эти слова имел право сказать лишь Бог, обогатившийся вочеловечением. Трудное, важное, невозможное – совершил Сын Божий: Он стал Человеком. Ибо невозможно Творцу стать творением, трудно Великому вместиться в крошечное, но только это и важно. Нам Господь оставил легкое, второстепенное, простое – жить в Боге самим и любить других людей, обращаясь к Христу в них. От воплощения Христова мы видим в них пространство Бога, место, где обитает Христос, не сливаясь с человеком, но и не покидая его. Спасение и легкость – в том, что с рождества Христова мы ищем не «духовных ценностей», а Духа, мы обретаем в себе и в других не «образ Божий», но Бога. Благодаря Богочеловеку мы можем быть уверены: наша любовь к самому себе и к ближнему не будет безнадежной, принесет плоды, ибо откликнется Бог, и вслед за Ним, вместе с Ним откликнется душа, возрадуется и возвеселится. Мы отдаем всё Христу – а Он передает людям наши скромные дары, не растворяя их в Своей милости, но, тем не менее, делая человеческое добро стократ более сильным, более умным, более проникновенным – тем настоящим богатством, в котором не только слышится "Бог", но в котором Бог является истоком и концом. Спасение – это не что-то от Бога, но Сам Бог, ибо Он не чужд нам: Он целиком воспринял человеческую природу (заметьте – не природу верующих в него людей, а вообще всех!), дав нам единственное радостное богатство: жизнь в Отце, Сыне и Святом Духе.

[ священник Яков Кротов. "К ЕВАНГЕЛИЮ", Лк.12,21  ]

 

 к ев. чтению:
 + + + попытка заглушить ощущение зависимости от Бога (+ссылки)
 + + + протопресвитер Александр Шмеман:
  Бог дает нам мир как капитал. Антихристово добро (+ссылки)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 --------------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Укрепляйте себя в единении с Господом Его мощью и силой.
 Наденьте Божьи доспехи -
 тогда вы сможете устоять перед кознями дьявола.
 Потому что мы ведем бой не с людьми из плоти и крови,
 а с Началами, с Властями,
 со вселенскими повелителями этого мира тьмы,
 с духовными силами зла в небесном мире.
 И поэтому наденьте Божьи доспехи,
 чтобы у вас хватило сил противостоять им в черный день
 и, всё преодолев, выстоять.
 Так стойте неколебимо,
 опоясав себя истиной и облекшись в панцирь праведности.
 Пусть обувью вашей будет готовность нести Радостную Весть о мире.
 И кроме того, крепко держи́те в руках щит веры -
 им вы пога́сите все раскаленные стрелы Врага.
 Возьмите еще шлем спасения и меч Духа, то есть Слово Бога.*
                                                      (Еф.6:10-17/*/)

*********************************************

/*/ апостольское чтение воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3725.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»