=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

11 декабря / 28 ноября –
   14-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

> * ЕВРЕИ

> Вторжение гиксосов

> Посмотрим сначала, в каких условиях находились эти люди. В ту эпоху они населяли отдаленные районы Египта, число их сильно увеличивалось и они были рабами. Но почему они были рабами? Надо сказать, что с востока и с запада обширные пространства непроходимых пустынь защищают Египет от вторжения захватчиков. На юге страна граничит с Эфиопией и нередко захватчики, пришедшие с юга, упраздняли местную власть и устанавливали свою династию. В Египет можно было вторгнуться также с севера, вернее, от дельты реки, места высадки "морских народов", как их называли во времена исхода евреев из Египта, или через Суэцкий перешеек. Вторжение подобного рода произошло за 18 веков до Р.Х. Чужеземцы пришли с севера, спустившись через Палестину, которая для Египта была своего рода защитным рубежом. Что же это были за люди? Их вели знаменитые гиксосы, цари-пастухи, происхождение которых установить довольно трудно. К ним примкнули некоторые племена семитов-кочевников из Сирии и Палестины. Завоеватели завладели дельтой, т.е. царством Нижнего Египта, ибо Египет традиционно делился на два царства, объединенные под двойной короной фараона, красной и белой. Итак, Северное царство оказалось в руках гиксосов. Местная власть вынуждена была отступить на юг.

> Во время захвата дельты гиксосами большое количество палестинских семитов без труда проникли в дельту, где они могли заниматься земледелием. Каждый раз, когда Палестина страдала от засухи {} и надвигался страшный голод, семиты спускались в район дельты, где регулярно разливался Нил. Большое количество бедняков осело на востоке дельты, в земле Гесем. По той же причине отец и братья Иосифа пришли в Египет (Быт 47,4). Так, кочевники-семиты становились <земледельцами>. Они, по крайней мере, могли регулярно питаться. Но когда бедняки получают средства для жизни, они начинают сильно размножаться, что увеличивает их нищету, которую они пытались преодолеть. Потомство Иакова разрасталось в Египте (Исх 1,7) с конца XVIII до начала XIII вв.

> Между тем, фараонам, обосновавшимся на юге страны, удалось изгнать гиксосов и вновь завладеть дельтой. Воинственные чужеземцы пересекли пустыню и вместе со своими повозками ушли на север. Но бедные иммигранты, которые благодаря фараонам, принадлежавшим к их расе, смогли войти в дельту, стали пятой колонной, оставленной после себя завоевателями. По всей вероятности, египетские националисты, вновь овладевшие этой частью Египта, относились к ним с большим недоверием (Исх 1,9-10). Какую им следовало избрать политику по отношению к ним?

> Они избрали политику двойной игры, подобную той, которую вел Гитлер по отношению к перемещенным лицам.

> 1. Срочные работы по обороне страны, а также необходимый надзор за людьми, опасными для национальной безопасности, требуют использовать их на каторжных работах по укреплению безопасности страны.

> 2. Использование их на принудительных работах в качестве рабочей силы будет способствовать их вымиранию (1,16-20).

> Таким образом, фараоны стремились, с одной стороны, искоренить опасный народ, а с другой – использовать его на тяжелых работах по укреплению границ, которые оказались уязвимыми во времена гиксосов. Постепенно евреи стали людьми совершенно бесправными; им не доверяли, за ними следили, их жестоко эксплуатировали и с радостью уничтожили бы всех до одного, если бы они не были так нужны. 3200 лет спустя Израиль окажется точно в таком же положении.

> <..... Древнему Египту> не были чужды представления о гуманности, но они носили особенный характер и были сосредоточены вокруг личности фараона, который считался Человеком, обладающим силою десяти. Все остальные люди были служителями фараона, и различались только тем, что находились на разных ступенях служения. К тем, кто не принадлежал к египтянам (я имею в виду евреев), относились как к строительному материалу или оборудовению, скажем, канатам или блокам, используемым при строительстве пирамид. Только в империи такого типа, где утонченный гуманизм высших слоев сочетался с бюрократизмом средних, а на нижних этажах обитали почти не-люди, отбросы общества, из которых совершеннейшим образом выжимали всё, что только можно, – только в таком государстве некоторое число людей могло оказаться в том вопиющем положении, которое мог разрешить только всемогущий Спаситель. Израиль находился в столь тяжелом положении, что не мог уже вызвать к Господу – вопль страдания застревал в горле, он был настолько задавлен, что утратил всякое представление о свободе: лишь тогда можно говорить о подлинно бедственном состоянии, когда оно доводит человека до забвения самого смысла свободы.

* МОИСЕЙ

> Он хочет быть с ними

> Над этими отбросами общества возвышается фигура Моисея. Моисей вырос при дворе фараона (Исх 2,10). Часто говорят о том, что он получил блестящее по тому времени образование, был обучен премудрости египтян и т.д. {См. Деян 7,22.} Но важнее всего, что Моисей рос свободным человеком в то время, когда его народ находился в рабстве, и это определило его судьбу. В юности {Стефан (Деян 7,23) относит эпизод ко времени, когда Моисею было 40 лет. Некоторые раввины придерживаются такого же мнения, другие же считают, что Моисею было тогда 20 лет, что более вероятно. Число 40 служит для разделения жизни Моисея на три равных периода: 40 лет пребывания в Египте, 40 лет жизни в земле Мадиамской (Деян 7,30) и 40 лет, посвященных водительству Израиля (Втор 1,3), что вместе составляет 120 лет (Втор 31,1), но в этом – больше изобретательности, нежели правдоподобия.} Моисей узнаёт, что он не египтянин, и хочет ближе познакомиться со своим народом (2,11). Так ребенок, выросший в приюте, страстно желает узнать, кто его настоящие родители. Он готов пережить разочарование и крушение надежд, лишь бы узнать, от кого он произошел. Моисей приходит на стройку, где мастер говорит ему: "Вот они, евреи". Увидев их рабское положение, Моисей делает выбор. Он вырос в другой среде и понимает, в чём ценность человека. С другой стороны, он не хочет жить один – он чувствует в себе потребность соединиться с братьями. Но пережив опыт свободного человека, он не может ни принять, ни вынести рабство, в котором они пребывают. Сердце его разрывается между желанием соединиться с собратьями и невозможностью разделить с ними участь рабов... Такая раздвоенность и делает из него спасителя.

> Моисей никогда бы не заступился за них, если бы он вырос среди других евреев. Его затронула судьба этого народа, потому что, оставив двор фараона, он соприкоснулся с теми, с кем был связан кровными узами. Однако чувство солидарности с братьями и в то же время невозможность разделить с ними их жалкую участь приводит к тому, что однажды, увидев, как египетский надзиратель бьет еврея, Моисей заступается за него. В результате египтянин навсегда остается лежать под слоем песка (2,12).

> На следующий день Моисей видит, как ссорятся два еврея. Прежде чем освободить их, надо, чтобы они осознали необходимость единства, а не попирали друг друга, усиливая свое рабство. В среде нищих и рабов всегда находятся люди, которые берут на себя роль посредника между рабами и хозяевами; довольствуясь незначительными подачками, они осуществляют надзор за братьями и заботятся, чтобы те молчали. Моисею ненавистны такого рода "капо", усугубляющие мучения народа. Он порицает одного из них (2,13), но не находит поддержки, а напротив, вызывает недовольство евреев: "Кто дал тебе право вмешиваться в наши дела?" Они не желают, чтобы вмешивались в их дела, личные ссоры, интересы, даже если речь идет о спасении. Итак, Моисей, ощутивший разделенность народа! увидел, что первый же шаг к освобождению, который он совершил, убив египтянина, не только не вызвал в них отклика, но привел к доносу за заступника. {Как восклицает Стефан (Деян 7,24-25): "И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отомстил за оскорбленного, поразив Египтянина. Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли".} Он понял, что ему здесь делать нечего. Он не может освободить от рабства народ, который не только утратил вкус свободы, но перестал осознавать значение внутреннего единства. Никакими человеческими силами невозможно избавить их от вырождения! Они столь далеки от выздоровления, как пораженный гангреной орган, который потерял чувствительность к реакциям организма.

> Чуждые обетованиям блаженства

> Вот каким был народ, который надо было спасти. Положение его не было настолько тяжелым, чтобы возопить к Небу – оно было до такой степени убогим, что желания обратиться к Богу и не возникало, и люди предпочитали жалкую жизнь и прозябание свободе, в которую никто не верил. В Египте они не только потеряли свободу, но перестали ее желать, они потеряли веру в правду. Они были чужды обетованиям блаженства, ибо не были теми нищими, {См. Лк 6,20; Мф 5,3.} которые просят пищи, и не были теми, кто жаждет правды, {См. Мф 5,6.} однако Бог извлекает их из этой отчужденности и избавляет от рабства, потому что замысел Бога об этих евреях таков же, каков и по отношению к грузчикам Коринфа (пятнадцать столетий спустя): "Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незаметное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом" (1Кор 1,27-29). Вот что избрал Бог много тысяч лет назад на земле Египта. Вот что Он всегда избирает.

> Некоторые, по-видимому, думают, что для быстрого торжества христианства Иисусу надо было быть сыном кесаря. Но Бог избрал иной путь. Он начал действовать в никому не известном месте, обратился к сердцам, не знающим му́ки, которые, казалось, были далеки и от всякого сопротивления и от каких-либо действий ради спасения мира, потому что Бог более всего избегает сердец, в которых нет места для Него. Сердце чистое, нетронутое страстями, Он предпочитает сердцу, исполненному чувства собственной значимости {См. Лк 6,24-25.} которое однажды обнаружит, что оно пусто. Бог хочет, чтобы Ему служили существа беспомощные, покинутые, Он предпочитает их даже фараону Эхнатону, правившему в XIV веке [до Р.Х.], который сам пришел к заключению, что миром правит единый Всемогущий. Фараон говорил: "Я не признаю́ сонма богов, потому что один всемогущий Атон правит миром". Он дошел до такой верности и преданности единому Богу, что не Испугался поставить под удар царский трон, восстановив против себя всех жрецов, оплакивающих местных богов. Однако Бог избрал не его. Он избрал народ, который в своей нищете забыл Бога, Бога своих праотцев.

[ Доминик Бартелеми.
Из книги "Бог и Его образ. Очерк библейского богословия". 
(ХП № 5.092+/b09+) ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------
|    Буду благодарен за материальную поддержку проекта.   |
|       Как это можно сделать, описано на странице        |
|               www.messia.ru/pomoch.htm.                 |
 --------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*...раз обещание о входе в то место Его отдыха
  остается в силе,
 следует бояться вот чего:
 как бы не оказалось,
  что кто-нибудь из вас упустил такую возможность.
 Потому что нам точно так же возвестили Радостную Весть,
  как и тем.
 Но тем не пошла на пользу Весть, которую они услышали,
 потому что они не соединили ее с верой.
  Ведь мы, поверившие, входим в то место отдыха,
  о котором Бог сказал:
     "И так Я в гневе клятву дал: 'Не вступят
     они туда, где ждет их отдых Мой'".
 А ведь дела Бога завершены со времени сотворения мира.
 Потому что в одном месте Писания сказано так о седьмом дне:
 "И отдохнул Бог в седьмой день от всех Своих дел".
 В то же время в отрывке выше сказано:
 "Не вступят они туда, где ждет их отдых Мой".
 Следовательно, кому-то еще предстоит вступить туда.
 А раз те первые, кому была возвещена Радостная Весть,
 не вступили из-за непокорности,
 то Бог снова назначил некий день – СЕГОДНЯ,
 как Он, спустя столько времени, сказал в том псалме Давида,
 что приводился выше:
     "Сегодня, если голос Его слышите,
     сердцам своим не дайте стать строптивыми".
 Ведь если бы Иешуа дал им отдых,
 Бог не стал бы после этого говорить о каком-то другом дне.
 Значит, субботний отдых еще предстоит Божьему народу.
 Ведь тот, кто вступил в Его отдых,
 и сам отдохнул от своих дел,
 как Бог – от собственных.
 Так сделаем всё, чтобы вступить в тот отдых.
 Пусть никто не отпадет,
 последовав тому же дурному примеру непокорности.
 Ведь Слово Бога живет и действует.
 Оно острей любого обоюдоострого меча
 и проникает вплоть до места, где встречаются душа и дух,
 до связок и мозга костей –
 Слово Бога судит желания и помыслы сердец.
 Ничто во всём творении не может быть скрыто от Бога,
 всё предстает нагим и без прикрас
 перед глазами Того, кому мы должны дать отчет.*
                                 (Евр.4:1-13/*/)

* * *

*Войдя в Храм, Иисус начал выгонять торговцев, говоря им:
   — В Писании сказано:
    "Дом Мой будет домом молитвы",
   а вы превратили его в разбойничий притон!
 Иисус каждый день учил в Храме.
   Старшие священники, учителя Закона
    и виднейшие люди из народа Израиля
   хотели расправиться с Ним.
   Но они не могли придумать, как это сделать,
   потому что весь народ был неотлучно при Нём,
   слушая каждое Его слово.* (Лк 19:45-48/#/)

*********************************************

/*/ апост. чтение вторника.
/#/ еванг. чтение вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3734.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»