=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 10 декабя 2018 г. ст.ст.,
  воскресенье 30-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения:
  Кол.3:12-16; Лк.17:12-19 (29-го воскр.).

  26-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю).

 

 

 

 

 

 

 

 

/пред. части текста – в вып. #3471 и #3472/

     > НОВЫЕ ПРАВИЛА ЖИЗНИ (<Кол.>3.1-4.2)

<.....>

     > 3.12-17 КАК СЛЕДУЕТ ЖИТЬ

12


13



14


>   Так облекитесь в милосердие и сострадание,
в доброту, в скромность, кротость,
долготерпение, раз вы избранники Бога,
Его святой и любимый народ.
Переноси́те
терпеливо друг друга и прощайте,
если кто-то на кого-то в обиде. Как
Господь простил вас, так и вы прощайте!
А поверх этих одежд облекитесь
в любовь, она всё связует и всё направляет к совершенству.

15


>   Пусть мир Христов направляет ваши
сердца, ведь Бог вас призвал и соединил
в одно тело ради мира. И будьте благодарны!

16




17



>   Пусть живет в вас слово Христа
во всём его богатстве. Тогда вы сможете
учить и увещевать друг друга с совершенной
мудростью и петь Богу псалмы, гимны
и духовные песнопения с благодарностью
в сердце.
Пусть всё — и слова ваши,
и поступки — будет во имя Господа Иисуса,
потому что через Него вы благодарите Бога
Отца.


> 3.13 Господь — в ряде рукописей разночтения: «Христос», «Бог», «Бог во Христе».
> 3.16 слово Христа — разночтения: «слово Бога», «слово Господа». Богу — в ряде рукописей: «Господу».
> 3.17 Бога Отца — разночтения: «Бога и Отца», «Отца и Бога».

> 3.12 1Петр 2.9; Эф 4.2,32    3.13 Мф 6.14; Эф 4.32; 5.2
> 3.14 Рим 
13.8,10; Эф 4.3    3.15 Флп 4.7; 1Кор 12.13,27; Эф 4.4
> 3.16 Эф 5.19   
3.17 1Кор 10.31; Эф 5.20


> Ст. 12 — Так облекитесь в милосердие и сострадание, в доброту, в скромность, кротость, долго терпение, раз вы избранники Бога, Его святой и любимый народ — И снова метафора, связанная с темой новой одежды. Когда христианам предлагалось отшвырнуть свое старое обветшавшее платье, тогда перечислялись те пороки, с остатками которых требовалось навсегда расстаться. Но здесь одежда новая, и это дает возможность апостолу указать на то, что представляет собой это новое одеяние. Снова перед нами каталог, но на этот раз  каталог добродетелей. Христианская община теперь состоит из представителей разных народов. К этому времени, наверно, большинство в Церкви уже составляют бывшие язычники разных национальностей, но есть и евреи. И вот к этой смешанной общине теперь прилагаются определения, какие прежде относились только к народу Израиля. Все они избранники Бога, а не только те, с кем Бог заключил Синайский Договор. Он отделил их для себя, как некогда Израиль. Церковь стала Его святым народом, потому что Он сам свят. Он, отделив, избрав и освятив ее, этим выразил к ней Свою любовь. Следовательно, Его избранники должны уподобиться Ему. Как и каталог пороков, список добродетелей тоже пятичастен.

> Одно из главных качеств Бога, каким Он изображается в Писании, является Его безграничное милосердие. Павел употребляет здесь довольно странное для нашего уха словосочетание: «внутренности милосердия». В библейской антропологии так называемые благородные внутренности (сердце, легкие, печень) человека считались седалищем сильных и возвышенных чувств: любви, милосердия, преданности и глубокой привязанности (ср. Флп 1.8). Так, Бог в Библии неоднократно назван «благоутробным». Но следующее слово, стоя́щее в родительном падеже, означает го же чувство милосердия и сострадания. Соединение двух синонимов придает особую эмоциональную силу этому выражению. Оба этих слова, но соединенных союзом «и», есть и <в> Письме филиппийцам (2.1). Некоторые библеисты предлагают понимать словосочетание как «искреннее милосердие» или «сердечное сострадание». {Здесь переводчик передал это словосочетание двумя словами: «милосердие и сострадание», из-за чего в списке стало не пять, а шесть положительных качеств.} Это качество Бога, утишающее Его гнев. Если бы Бог был только справедлив и судил человечество строго по справедливости, то, вероятно, никто не смог бы избежать обвинительного приговора. Но Бог милосерден. И христиане должны Ему подражать: прощать обиды и оскорбления (в том числе и своих религиозных чувств!), любить не только тех, кто любит их, но и тех, кто их ненавидит, а это очень и очень трудно. Но с нас уже содрана наша плоть, мы не должны отвечать злом за зло, мы обязаны научиться любить врагов. Только надо помнить, что эта любовь — не эмоция, а проявление реальной доброты к нашим врагам, отсутствие к ним злобы, отказ от мести.

> Следующее качество, которое присуще Богу и которому христиане, избранники Божьи, должны научиться подражать, это доброта. Греческое слово имеет дополнительные оттенки значения: «щедрость», «сердечная забота».

> Скромность — Так здесь передано греческое слово, которое традиционно переводится «смирение». Само же это слово состоит из двух корней: «малый, низкий, слабый» и «мысль; разум» (недаром в старых переводах оно переводилось как «смиренномудрие»). Так что смысл его приблизительно такой: «осознание своей малости». В греческом языке того времени слово «смирение» имело негативный оттенок, потому что так описывался менталитет раба, человека ничтожного, не имеющего никакой важности и ценности. В смирении обязательно присутствовала идея унижения, чего-то постыдного. Наверно, многим язычникам резало слух, когда их призывали уподобиться рабам, а ведь многие из них были свободными или стремились обрести свободу. Сам Павел, говоря о лжеучителях, назвал их обожающими смирение, и там слово означало или аскетизм, или самоунижение (см. 2.18,23).

> Но в Библии это слово приобрело другое, в высшей степени положительное значение: Бог любит и избирает для осуществления Своих замыслов людей самых малых, слабых и незначительных, Он защищает их и спасает, а гордым и надменным противится (см. Притч 3.34; Мф 23.12; Иак 4.6; 1Петр 5.5). Бог именно их возвышает над другими. Таким образом, мы видим, что этим словом описывается правильное отношение к Богу (см. особенно книгу пророка Исайи, например, 2.11-12; 10.12-13 и др.). Конечно, русское слово тоже не очень подходит, потому что этимологически в нём заложено значение некого насилия над собой, усмирения. Во многих случаях, вероятно, лучше передает смысл слово «скромность». Апостол употребляет его в библейском смысле еще и потому, что в нём есть элементы любви и единения. Гордый человек считает себя выше других, и, следовательно, в нём нет истинно христианской любви. Вольно или невольно он разрушает то единство, которое создал Христос. Правда, считать других выше себя тоже можно превратить не в добродетель, а в нечто противоположное. Апостол никоим образом не призывает всегда принижать свои способности и достоинства, потому что такого рода смирение практически всегда ложно и говорит, напротив, об извращенном тщеславии. Ср. русское: «Смирение паче гордости». Но когда человек осознаёт свою малость перед Богом, свое спасение не как заработанную им плату, а как незаслуженный Божий дар, он учится понимать собственную малость и незначительность в сравнении с Богом и с другими людьми в Церкви и начинает видеть их достоинства и силу. {В Кумране тоже высоко ценилось смирение. Членам этого «монастыря» было сказано, что все они должны пребывать в общине истины и добродетельного смирения, любящего милосердия и строгой справедливости.}

> Кротость же высоко ценилась и с еврейской, и в языческой среде. Интересно, что и в Ветхом и в Новом Завете несколько раз встречается соединение кротости и смирения (см. Мф 11.29; Эф 4.2). Вот какое определение кротости дает один современный библеист: «Это такая сила, которая делает нас способными, особенно в ситуации конфликта с нашим ближним, так вести себя по отношению к нему, что он воспринимает критику своего поведения (если, конечно, это заслуженная критика) не как осуждение, а как помощь». {A.Lindemann. Der Colosserbrief, S. 60-61.}

> Терпение, или долготерпение, или стойкость — это тоже очень важное и нужное качество. Бог часто называется в Библии долготерпеливым, потому что иначе Он бы давно уничтожил человечество за его грехи. Но Он терпит, потому что хочет спасения всех. Христианин должен подражать Ему. «Это человек, который никогда не теряет терпения и не выходит из себя в отношениях с собратьями. Он никогда не впадает в цинизм или отчаяние из-за их глупости и неспособности научиться чему-либо; он никогда не злится и не гневается из-за их оскорблений или плохого обращения». {У.Баркли. Толкование Посланий к Галатам, Ефесянам, Филипнийнам, Колоссянам и Фессалоникийцам, с. 373-374.}

> Очевидно, что все перечисленные качества близки по смыслу и дополняют друг друга. Можно ли представить себе человека, у которого есть сострадание и доброта, но совершенно отсутствует терпение и кротость? И все они присущи Богу и Христу, которые должны служить образцом для поведения человека, облеченного в Христа.

> Ст. 13 — Переноси́те терпеливо друг друга и прощайте, если кто-то на кого-то в обиде. Как Господь простил вас, так и вы прощайте! — Нужно не только теоретически обладать всеми этими качествами, но и быть такими в жизни, для чего в некоторых случаях следует уметь проявить усилие, когда люди, с которыми входишь в общение, не так мудры и благоразумны, как хотелось бы. Другой человек может быть небольшого ума или скучным, надоедливым, но он — брат, член одной большой христианской семьи. Поэтому христиане должны научиться относиться к людям с терпением, уметь их переносить. Призыв «переноси́те друг друга» свидетельствует о том, что первые христиане не были такими идеальным, как нам теперь представляется, но тоже страдали, увы, привычными и для нас недостатками. И апостол всё видел и всё понимал, он не идеализировал тех, кого привел к Христу, но терпеливо учил их постепенно преодолевать пережитки того, что осталось у них от их прежнего образа жизни. А пока они у них еще присутствуют, нужно научиться прощать друг друга. Иисус говорил, обращаясь к толпам, собравшимся Его послушать, что Бог предоставил человеку самому выбирать критерии суда над ним и, соответственно, своей будущей участи: «Если будете прощать людям их проступки, тогда и вам простит ваш небесный Отец. А если не будете прощать людям, и Отец ваш не простит нам ваши проступки» (Мф 6.14-15). Господь — Апостол чаще всего называет Господом Христа.

> Ст. 14 — А поверх этих одежд облекитесь в любовь, она всё связует и всё направляет к совершенству — В греческом тексте здесь отсутствует глагол «облечься». Одни библеисты считают, что он подразумевается и что метафора одежды, в которую теперь должен одеться христианин, продолжается и в этом стихе. То есть апостол этим говорит, что «вершиной всех других “предметов облачения”», является любовь. В Толковой Библии дается такое истолкование: «Над всем (вышеописанным одеянием ст. 12) вы наденьте любовь, которая есть связь, дающая совершенство всему одеянию». {Толковая Библия, т. 3, Послание к Колоссянам, с. 319.} Но существует и другое мнение, согласно которому метафора уже завершена, а здесь апостол хочет сказать о превосходстве любви. В таком случае изменится и перевод: «А выше всего этого — любовь, она есть связующая сила, [ведущая к] совершенству», или «она есть связующее звено совершенства». Апостол снова подчеркивает единство христиан, превращающее собрание самых разных людей в Тело Христа. И это единство достигается благодаря скрепляющей их любви. «Любая группа людей рано или поздно распадается, и лишь любовь является тем связующим звеном, которое скрепляет всё воедино в нерушимом братстве». {У.Баркли. Толкование Посланий к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам. Колоссянам и Фессалоникийцам, с. 374.} Надо помнить, что каким бы ни было понимание, смысл остается один и тот же: христианская община является Телом Христа только тогда, когда в ней есть любовь к Богу и друг к другу. Ср. Ин 13.34-35: «Я даю вам новую заповедь: люби́те друг друга. Как Я вас полюбил, так и вы люби́те друг друга. Если будет любовь между вами, все узна́ют, что вы — Мои ученики». Павел неоднократно говорил о главенствующем значении любви. Так, в Гал 5.22 в списке отличительных черт «плода» Духа, любовь стои́т на первом месте. В том же письме он говорит, что вера проявляется в любви (5.6). Все знают великий гимн, воспевающий любовь, в 13-й главе 1-го Письма коринфянам. Там, по сути, говорится то же, что и здесь: даже если христианин обладает всеми дарами Духа и верой, которая может передвигать горы, даже если он отдаст свою жизнь за Христа, но у него нет любви, всё  пустота и тщета, не более чем грохот медных литавр. См. также Рим 13.9,10.

В.Н.Кузнецова. 
Из кн. «Письма Апостола Павла: Письмо церкви в Колоссах; Письмо Филемону», 
// М.: ОПУ, 2016; стр.153-61 ]

 

 

см. тж. к апостольскому чтению:
 +++ протоиерей Александр Мень: во имя Его, а не во имя свое

 +++ Карл Барт:
      отпущение грехов — источник христианской жизни

           messia.ru/rasylka/005/1048.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

 

 

к евангельскому чтению:
 + + +
свящ. Александр Мень:
        Идея братства и равноправия народов (+ссылки!)
 + + + митр. Сурожский Антоний:
       
Как редко мы умеем благодарить!
         messia.ru/rasylka/004/1006.htm (+ссылки!)
 
+ + + он же: будем учиться благодарности и радости!
 + + + В.Н.Кузнецова. Благодарный самаритянин (pdf книги)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 --------------------------------------------------------- 
|    Буду благодарен за материальную поддержку проекта.   |
|       Как это можно сделать, описано на странице        |
|              www.messia.ru/pomoch.htm.                  |
 --------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Однажды, когда Он входил в деревню, Ему встретились десять прокаженных.
 Остановившись поодаль, они закричали:
 — Иисус! Наставник! Сжалься над нами!
 Иисус, увидев их, сказал:
 — Ступайте и покажитесь священникам.
 Они пошли и в дороге очистились от проказы.
 Один из них, увидев, что исцелился, вернулся,
 громким голосом прославляя Бога,
 и, бросившись к ногам Иисуса, стал Его благодарить.
 Этот человек был самарянин.
 — Разве не все очистились? — спросил Иисус. —
  А где же остальные девять?
  И ни один из них не вернулся, чтобы воздать славу Богу,
  только этот иноплеменник? —
 И сказал ему Иисус:
 — Встань и иди, тебя спасла твоя вера.* (Лк.17:12-19/*/)

             *********************************************

/*/ евангельское чтение воскресенья.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3746.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»