=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

  26/13 декабря  –
29-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

> <...> В христианской вере понятие пророчества и пророков занимает огромное место. Заметим, что в обычном употреблении слово "пророчество" стало равнозначно слову "предсказание". Пророк  — это в нашем сознании тот, кто предсказывает будущее, нечто вроде "ясновидящего". Нужно со всей силой подчеркнуть, что хотя "предсказание будущего", вне всякого сомнения, входит в религиозное, христианское восприятие и понимание пророчества, оно, во-первых, не исчерпывает собою этого понимания, и, во-вторых, не является в нём главным, центральным. Добрая половина Ветхого Завета состоит из писаний пророков, но они совсем не сводятся к предсказанию будущего. Суть, глубина пророчества в другом, и только по отношению к этому "другому" можно по-настоящему понять отношение пророков и пророчества к будущему. Суть пророчества — в даре возвещения людям воли Божьей, скрытой от человеческого взора в событиях человеческой жизни и истории, но открывающейся духовному взору пророка. Эта суть пророчества особенно хорошо выражена в религиозно гениальном стихотворении Пушкина "Пророк":

> «"И Бога глас ко мне воззвал:
>  "Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
>   Исполнись волею Моей,
>   И, обходя моря и земли,
>   Глаголом жги сердца людей..."».

> Можно только удивляться тому, с какой полнотой и силой в этих немногих прекрасных и бессмертных строчках выражена суть пророчества и призвание пророка. Пророк  — это тот, кто услышал голос Божий, то есть некий таинственный, к нему и только к нему обращенный призыв, приказание. Голос этот говорит: "Восстань"; и это значит — выйди из суетной и пустой жизни, которой ты, как и большинство людей, живешь, разорви путы обыденщины, скрывающей от нас глубокий, потаенный смысл совершающегося. Затем этот голос говорит: "И виждь, и внемли!" Это приказ видеть, это приказ слышать. Видеть то, чего не видим мы нашим обычным, к земле и к земному прикованным взором. Услышать то, что мешает нам слышать шум житейской суеты. Увидь другое — главное, услышь другое — главное. И дальше: "Исполнись волею Моей". Это значит — сделай себя служителем не твоих земных и человеческих соображений, планов, желаний, а Моего — Божественного — замысла, Моей — Божественной  — воли. И завершает голос, обращенный к пророку: "И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей". Моря и земли — это значит весь мир, вся вселенная, всё творение Божие. И это значит, что хотя пророк, как и каждый человек, ограничен временем и пространством, живет в определенных условиях, является свидетелем определенных событий, Божественная миссия его преодолевает эту ограниченность, обращена к миру. Или, может быть, лучше сказать так: в самом малом он видит, он слышит, он различает волю Божию, то есть смысл и значение этого малого для всего мира, для каждого человека, для всей истории.

> Почитайте ветхозаветных пророков. Они пишут о событиях: войнах, переворотах, убийствах, завоеваниях — в мировой перспективе — каких-то маленьких государств, о людях и событиях, давно всеми забытых и с точки зрения наших современных проблем, современного знания — в сущности, ничтожных. Все эти царства, истории, войнам которых между собою посвящена огромная часть Библии, сегодня можно облететь на самолете в два-три часа. Почему же мы должны всё это не только знать и помнить, но еще признавать священным, богодухновенным Писанием, словом Божиим? Да потому что пророки — в этих малых событиях сами видят и нам раскрывают волю Божию, уже не об этих только народах и событиях, а о самом человеке, о самой жизни, о самом мире. Для них, пророков, всё становится зна́ком, откровением, призывом, уроком. Через малое раскрывается во всём своем неизреченном величии замысел Божий о нас. Замысел не только о том, что совершается сейчас, но также, и прежде всего, о конечной цели мироздания. В этом смысле пророчество обращено и к настоящему, и к прошлому, и к будущему.

> Это "ви́дение", эту волю Божью, этот замысел Божий и раскрывает пророк, им жжет сердца людей. Ибо это не просто "объяснение" и не просто "предсказание", как у гадалок и ясновидящих. Это именно призыв, а раз призыв  — то и суд. Это раскрытие воли Божией и призыв принять ее. Это обличение зла и призыв к борьбе с ним. Это явление любви Божией и призыв любить Его. Церковь решительно отвергает и осуждает хождение ко всевозможным гадателям и предсказателям будущего. Почему? Да потому, что хождение это предполагает фатализм, и это значит — отрицание свободы. Пророчество же, напротив, есть страстный призыв к свободе, к освобождению от сковывающих человека фатализма и пассивности.

> "Если не покаетесь, все <так же> погибнете!" Вот, в конце концов, сущность пророчества. Оно всегда есть явление двух, и только двух путей, между которыми всё время, всегда, в большом и малом призван выбирать человек. Путь Божий и путь не-Божий, и потому противу-Божий.

> "Если не покаетесь..." Но это значит, что человек может покаяться, может преодолеть греховный фатализм, может перемениться, может выбрать волю Божию. Миссия пророка — жечь сердца людей этим призывом, обращать их к этому выбору. Пророчество  — от Бога, от Святого Духа. Ибо нашему земному знанию не дано видеть таинственного и Божественного смысла всего того, что совершается в мире. Можно сказать даже, что чем шире наше знание о мире (а в наши дни оно достигло неслыханной широты), тем всё менее и менее глубоко оно. И вот возвещать именно это глубокое знание и посылает Дух Святой пророков.

> Надо прибавить, что, по христианской вере, дар пророчества дан в каком-то смысле каждому христианину, ибо каждый из нас получил дар Святого Духа. Каждый из нас призван к глубокой жизни и к глубокому знанию. И каждый из нас, увы, призвание это заглушает в себе и изменяет ему. И о том, чтобы восстановить его в нас, молимся мы в молитве Святому Духу: "Прииди, вселися в ны". И еще последнее: "Пророчества не угашайте",  — говорит нам апостол Павел.

[ свящ. Александр Шмеман.
18-я беседа на Символ веры
(оп. в сб. "Воскресные беседы")
 ]

 

 

см. также:
А.Десницкий.
   Амос, Осия, Михей, Софония: пророки предупреждения
он же. Исаия – пророк с большой буквы
У.Брюггеман.
  
Первая и Вторая книги Царей (сокр. в вып. ХП 6.325/b47).
он же. Книга пророка Исайи
он же. Книга пророка Осии / Книга пророка Амоса
    (сокр. "книги "северных пророков" Амоса и Осии")
"Новая Иерусалимская Библия":
    "южные пророки" — Исаия, Михей, Наум, Софония

В.Сорокин. Иудея до ассирийских войн

о. Александр Мень: Вестники Царства Божия

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 --------------------------------------------------------- 
|    Буду благодарен за материальную поддержку проекта.   |
|       Как это можно сделать, описано на странице        |
|               www.messia.ru/pomoch.htm.                 |
 --------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Братья мои,
  когда на вашу долю выпадают различные испытания,
 считайте это великой радостью.
 Ведь вы знаете, что испытания,
  которым подвергается ваша вера,
 вырабатывают у вас стойкость.
 А стойкость должна привести к достижению цели,
 к тому, чтобы вы стали зрелыми и совершенными
 и чтобы не было у вас никаких недостатков.
 А если кому-то из вас недостает мудрости,
  пусть попросит у Бога,
 который всем дает щедро, без попреков – и ему будет дано.
 Но пусть просит с верой и без сомнений.
 Ведь тот, кто сомневается, подобен морской волне,
 которую ветер гонит и швыряет из стороны в сторону.
 Пусть такой человек, двоедушный,
  нетвердый во всех своих поступках,
 не надеется что-то получить от Господа.
 Пусть неимущий брат гордится, когда Бог его возвышает,
 а богач гордится, когда Бог его унижает,
 потому что богатство его так же мимолетно,
  как полевой цветок.
   Солнце взошло, опалило зноем –
   и увял стебелек,
   цвет опал,
   и погибла прелесть цветка.
 Так и богач увянет в самый разгар своих дел.
 Счастлив человек, который стойко переносит испытания,
 потому что он, выдержав их, получит венок жизни,
 обещанный Богом тем, кто Его любит.
 И пусть никто не говорит, подвергшись испытанию:
 "Это Бог меня искушает".
 Бога нельзя искусить злом, и Он никого не искушает,
 но каждый человек искушает себя сам:
 его увлекают и манят собственные желания.
 А желание, зачав, рождает грех.
 Грех же, созрев, производит на свет смерть.*
                              (Иак.1:2-15/*/)

* * *

*<Иисус> начал учить их,
 что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий,
 и что старейшины, старшие священники и учителя́ Закона отвергнут Его,
 и что Его убьют, но через три дня Он воскреснет.
 Он говорил об этом открыто.
 Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить.
 Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра:
 – Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!
 Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал:
 –  Кто хочет следовать за Мной,
  пусть забудет о себе,
  возьмет свой крест –
  и тогда следует за Мной.* (Мк.6:31-34)

*********************************************

/*/ содержит стихи из апост. чтения среды.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3749.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»