=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

  5 января 2019 г. / 23 декабря 2018 г. –
39-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю).

 

 

 

 

 

 

 

> <....> Иерусалим был практически захвачен заново, в Храме был сооружен алтарь Зевсу, экземпляры Библии отыскивались и немедленно уничтожались; всех, кто соблюдал обычаи древней израильской веры, библейской веры, казнили без разбора, невзирая на возраст и пол, причем, как скупо пишет летописец, матерей вешали вместе с детьми. Начались жесточайшие преследования. В истории цивилизаций это было одно из первых преследований на религиозной почве. Сначала народ был просто в страхе и значительная часть людей бежала из города, рассеявшись в пустыне. Но потом, придя в себя, под руководством священника Маттафии люди собрали отряды и начали вооруженную борьбу. Во главе этих отрядов стал сын Маттафии Иуда Маккавей. Маккавей значит «молот». Он и его братья скоро превратили свои отряды в настоящую армию, и за несколько лет (в 60 гг. II в.) они оттеснили войска Антиоха по всему Израилю, потом выкинули оставшихся из Иерусалима и в конце концов провозгласили независимость страны. Эта война, которая происходила в середине II в. до Р. Х. (она подробно описана в 1 и 2 Маккавейских книгах Библии) имеет для нас немаловажное значение, потому что в этот момент была поставлена на карту судьба религии Откровения. Тогда появились мученики (о них говорится в этих книгах). <...>

> К тому времени библейское Откровение содержало уже писания пророков, которые говорили о приходе в мир Избавителя, и законодательные книги, носившие имя Моисея. Теперь к ним прибавились назидательные книги Иова, Песни Песней, Экклесиаста — всё это создавалось в эллинистическую эпоху или время, близкое к ней. В это время появляется великая книга пророка Даниила — манифест религиозной свободы. В сказаниях этой книги повествуется о людях, которых заставляли поклоняться идолам, но они не поклонились. Очень драматичный момент, когда царь Навуходоносор ставит гигантского идола и все народы падают перед ним, и только Даниил и его друзья отказываются; и их наказывают, бросают в огненную печь, где ангелы спасают их, посылая им воду и воздух. Потом царь приказывает, чтобы никто не молился своему богу, а молился только ему. Это, конечно, намек на Антиоха Епифана. Но Даниил продолжает молиться каждое утро Богу; его бросают в ров со львами, но он остается невредимым. И в конце книги дается апокалиптическая таинственная картина мира. В ней впервые открывается во всей полноте библейская философия истории. Мир не статичен, говорит пророк, мир движется и развивается. Он движется по направлению к полному торжеству Божественных замыслов, к тому, что древние пророки могли бы назвать Малхут, Царство Божие. Но в то же время, параллельно Царству Божию, раскрывает свою силу и его антипод, его антагонисты — царства демонические, царства мира сего. Они представлены в книге Даниила как чудовищные существа, монстры, драконы, у которых уродливо перемешаны все черты — орлов, барсов, медведей. Они появляются из моря, которое символизирует собой демоническую богоборческую стихию. В любом древнем соборе вы найдете эти четыре царства зверя — всегда на картине Страшного суда. Во Владимире, в Успенском соборе есть такие фрески работы преп. Андрея Рублева.

> Но когда эти чудовища начинают царствовать и торжествовать, пророк видит, как по облакам (это символ небесных сил) идет Некто, подобный Сыну Человеческому. Он идет навстречу Царству Божию, создает это новое царство. Что значит Сын Человеческий? Это просто человек. Этим драконам и монстрам, этим, как говорил Даниил Андреев, «уицраорам», демонам великодержавной государственности противостоит человек. Он олицетворяет Царство Бога на земле. Заметьте, что эти два понятия — «Царство Божие» и «Сын Человеческий» — станут краеугольными в Евангелии. Когда Христос начнет свою проповедь, Он скажет о том, что наступило Царство Божие. И Себя Он будет называть Сыном Человеческим. Но как готовиться к этому царству? Как встретить его?

> Люди ищут пути... Одни, фарисеи, стараются соблюдать все правила, которые сохранила традиция, они, как наши традиционалисты, старообрядцы, считают, что ничего из того, что дошло до нас от отцов, не должно быть изменено, всё скрупулезно сохраняется.

> Другие, подобно нашим протестантам, говорят: не надо нам народных преданий, обычаев, надо сохранить, главным образом, то, что написано в наиболее древних частях Писания, в законе Моисеевом; это саддукеи.

> Иные говорят: приблизим Царство Божие своими силами, не будем просто созерцателями; это ревнители — зилоты. Они поднимают меч и всегда готовы поторопить историю.

> И, наконец, была еще одна группа, которая называла себя ессеи, то есть, по-гречески, благочестивые. Они говорили точно так же, как многие у нас сейчас: мир всё равно погибнет; Бог, когда явится на земле, уничтожит всё это грешное нечестивое племя. Выход один — уйти из этого мира, спрятаться от него, проклясть его, потому что живут в нём только «сыны тьмы», а мы будем «сынами света». Мы — истинный Израиль. Евреи, язычники — все негодяи; все погибнут, когда явится Избавитель, потому что Он сокрушит голову змея, а этот змей олицетворяет весь человеческий род. Вожди движения покидают Иерусалим и другие города, где они были, и скрываются в уединенных безводных пустынях на берегах Мертвого моря. Это происходит примерно за 120–140 лет до Р. Х. Возглавляет их человек, имени которого мы не знаем и о котором мы узнали лишь недавно — в середине <XX> столетия. Последователи именовали его уважительно: Учитель праведности, или Праведный учитель. Они поселяются около Мертвого моря и стараются порвать по возможности все связи с окружающей жизнью. Это замкнутый полумонашеский орден. Они говорят: мы те самые, о ком предсказывал пророк, — голос вопиющего в пустыне. А надо вам сказать, что за пять с лишним веков до Р. Х. один из библейских пророков предвидел, что Бог придет на землю, чтобы помочь человеческому роду двигаться дальше. Он писал так: «голос глашатая кричит в пустыне (или, по-церковнославянски, «глас вопиющего в пустыне»): приготовьте путь Господу, выровняйте холмы и долины поднимите».

> Ессеи, жившие у берегов Мертвого моря, толковали Писание и говорили: это мы — тот голос глашатая, и мы — те избранники, мы — истинный народ Божий среди всех, который и будет спасен. С нами заключит Бог тот Новый Завет (Брит Хадаша), который Он обещал древним пророкам.

> И вот перед вами сейчас панорама всего мира. Высокая наука, высокое искусство, Евклид, Архимед, инженерное искусство, философия, биология, Аристотель, военное искусство римлян, строгое римское право, буддийское стремление к спасению. На рубеже новой эры среди буддистов возникает верование, что скоро должен явиться новый Будда — Майтрейя, победитель, он откроет нечто новое. В индуизме возникает поверие о том, что явится новое воплощение бога Вишну — Калки, который грядет на белом коне. В Иране среди приверженцев зороастрийского культа также говорят о пришествии избавителя — Саошианта. Весь мир в напряженном ожидании. Какой избрать ему путь? Или быть холодным, не радующимся и не страдающим, отрешенным от мира, или бежавшим от мира в монастырь, как ессеи, или ушедшим в себя и очистившимся от всего, как йоги, или почитающим природу, как индуисты или киники, или погруженным в изучение природы, как Евклид, Архимед и Аристотель? Где найти путь? Что явится путеводной звездой? Я бы сказал, что эта ситуация очень напоминает наше время, потому что мир, хотя и движется вперед, повторяет прошлые этапы. Эту мысль можно развивать долго, я не буду сейчас на ней останавливаться. Когда должен был родиться Христос, многие уповали и на власть царя-бога. По повелению Августа в его честь были устроены священные игры. Люди воспевали императора и славили вечное царство властителя, который взял на себя то, чего люди не смогли понести.

> Во всём многообразии человеческих поисков мы должны уважать и любить вот эту открытость человека тайне. Пусть было много ошибок, зигзагов, но в каждом из этих этапов был свой важный элемент, своя цель, своя находка. Потому что та великая гора, на которой потом воздвигнется Крест, подобна любой горе: в ней есть пояса с различными формами растительности, она объединяет в себе очень многое. Потому что, когда зазвучали на галилейских холмах слова Иисуса Назарянина о покаянии и близости Царства Божия — это было ответом на все загадки, над которыми ломали головы философы, на все те тайны, к которым стремились мистики, на все те проблемы, которые мучили государственных людей, толпу и мудрецов. Это был переломный момент. Ибо до сих пор человечество только задавало вопрос. А дальше должен был прийти ответ. И этот ответ заключался в слове, в коротком арамейском слове бесора, по-гречески эвангелион, — Радостная Весть, которую возвестил Сын Человеческий и Сын Божий.

[ священник Александр Мень. Из лекции "На пороге Нового Завета" ]

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Братья, мы просим вас: бездельников наставляйте на ум,
 в робких вселяйте бодрость, слабым будьте опорой,
 со всеми будьте терпеливы.
 Смотри́те, чтобы никто у вас не воздавал злом за зло.
 Всегда стремитесь к добру —
 как друг для друга, так и для всех остальных.
  Всегда радуйтесь,
  непрестанно молитесь,
  за всё благодарите —
  вот воля Бога для вас, верящих в Христа Иисуса.
  Дух не угашайте,
  пророчеств не презирайте,
  но всё подвергайте испытанию;
  держи́тесь добра,
  избегайте любых видов зла!
 Пусть сам Бог, источник мира, освятит вас полностью.
 И пусть всё в вас: и дух, и душа, и тело — сохранится непорочным
 вплоть до Дня возвращения Господа нашего Иисуса Христа.
 Верен Тот, кто вас призывает, и Он совершит это!* (1Фес.5:14–24/*/)

* * *

*Вот, к примеру, Авраам.
 Он "поверил Богу, и Бог признал это за праведность".
 Вы, конечно, понимаете, что сыны Авраама – это те, кто верит.
 И Писание предвидело, что Бог за веру оправдает языческие народы,
 и впервые возвестило Радостную Весть уже тогда,
 когда Аврааму было сказано:
 "Через тебя все народы получат благословение Бога".
 Следовательно, вместе с Авраамом, поверившим Богу,
 получат благословение все те, кто верит.
 И наоборот: кто полагается на дела Закона, тем грозит проклятие,
 потому что "проклят всякий, кто не исполняет постоянно
 всего того, что написано в книге Закона".
 А что через Закон никто не получит у Бога оправдания,
 ясно из следующих слов: "Кто праведен благодаря вере, тот будет жить".
 Закон же не имеет никакого отношения к вере, ведь в нём сказано:
 "Только тот, кто исполнит все предписания Закона, будет жить".*
                                                  (Гал.3:6-12/**/)

* * *

*Иисус сказал:
 — Чему подобно Царство Бога?
   С чем Мне его сравнить?
   Представьте себе: вот горчичное зернышко,
   его взял человек и посадил у себя в огороде,
   и оно выросло высотою с дерево,
   и птицы в его ветвях свили гнёзда.
 И еще сказал Иисус:
 — С чем сравнить Мне Царство Бога?
   Представьте себе: вот горстка дрожжей,
   их взяла женщина и положила в целых три пуда муки́ —
   и поднялось всё тесто.
 Иисус шел через города и селения и учил людей.
 Он держал путь в Иерусалим.
 Какой-то человек спросил Его:
 — Господь, неужели будут спасены только немногие?
 Иисус им сказал:
 — Постарайтесь пройти через узкую дверь,
   потому что, поверьте,
   многие будут пытаться войти,
   но не сумеют.
   А когда встанет хозяин дома и дверь закроет,
   вы окажетесь снаружи,
   будете стучаться в дверь, говоря:
   "Господин наш, открой нам!"
   А он вам скажет в ответ:
   "Я не знаю, кто вы и откуда".
   Станете вы тогда говорить:
   "Мы с тобой вместе ели и пили.
   Ты учил у нас на площадях".
   А он вам ответит:
   "Я не знаю, кто вы и откуда.
    Уйдите от меня, все творящие зло!"
   И заплачете вы и заскрипите зубами,
   когда увидите Авраама, Исаака, Иакова
   и всех пророков в Царстве Бога,
   а вы — изгнаны вон!
   Придут с востока и с запада, с севера и с юга
   и усядутся за пиршественный стол в Царстве Бога.
   Тогда те, кто сейчас последние, станут первыми,
   а первые станут последними.* (Лк.13:18-30/#/)

* * *

*Своим ученикам Иисус сказал:
 – /.../ И Я вам говорю: тратьте деньги этого неправедного мира
  на то, чтобы приобретать себе друзей,
  чтобы потом, когда денег у вас не станет,
  они приняли вас в свои вечные дома.
   Кто верен в ничтожном,
   тот и в великом верен.
   Кто в ничтожном нечестен,
   тот и в великом нечестен.
   И если вам нельзя доверить земное богатство,
   кто доверит вам истинное?
   И если вам нельзя доверить чужое,
   кто вам даст ваше?
  Ни один слуга не может служить одновременно двум господам:
  одного он не будет любить, а другого будет;
  одному будет предан, а другим будет пренебрегать.
  И вы не можете служить и Богу, и деньгам!
 Всё это слышали фарисеи, падкие до денег,
 и они стали смеяться над Иисусом.
 Но Он сказал им:
 — В глазах людей вы хотите выглядеть праведниками,
  но Бог знает ваши сердца.
  То, что в цене у людей, отвратительно в глазах Божьих.*
                                        (Лк.16:1,9-15/***/)

             *********************************************

/*/ содержит рядовое апост. чтение субботы.
/**/ содержит апост. чтение субботы перед Рождеством.
/***/ содержит рядовое еванг. чтение субботы.
/#/ содержит еванг. чтение субботы перед Рождеством.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3758.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»