=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 14 марта 2019 г. ст.ст., среда 3-й седмицы Великого Поста.

 

 

 

3-я седмица Великого поста:
свящщ. Александр Мень, Яков Кротов:
  о проведении Великого Поста

 

 

 

 

> Не получившая догматической разработки, но постоянно звучащая в литургии, тема ада и его судьбы приобретает универсальное значение. Зло не субстанционально. Развращенная, сознательная и завистливая воля к автономии, активно стремящаяся к нарушению всякой нормы, способствует разделению и разлучению. Дурное живет паразитом, образует злокачественные наросты, опухоли. Чем больше оно отнимает у существа, на котором паразитирует, тем сильнее становится болезнь. У него есть такая возможность: Бог создал «другую свободу»; риск, взятый на Себя Богом, уже предвещает «мужа скорбей» и позволяет различить тень Креста, ибо, как гласит поговорка отцов Церкви, Бог может всё, кроме одного: заставить человека любить себя… В ожидании любимого Бог отказывается от всемогущества, принимает на Себя ке́нозис113, становится «Агнцем, закланным от начала мира». Его участь среди людей зависит от доверия человечества. Чтобы гарантировать свободу этого доверия, Христос отказывается даже от Своего всеведения. Кажущаяся пассивность Бога скрывает, согласно св. Григорию Назианзину, «страдание бесстрастного Бога"… Бог предвидит худшее, и Его любовь от этого становится лишь более бдительной, ибо человек может отказаться от Бога и построить жизнь на Его отрицании. Что увлечет его за собой: любовь или свобода, какая из этих двух бесконечностей? – вот вопрос, который задает ад.

> Восток остается чужд всякому юридическому, исправительному принципу, его понимание греха и отношение к грешнику преимущественно лечебное, тут скорее больница, нежели трибунал. Ничего не «предрешая», Церковь предает себя Божьему человеколюбию и усиленно молится за живых и мертвых. Некоторые из самых великих святых обретают особое дерзновение и харизму молиться даже о бесах. Возможно, самое гибельное оружие против Лжеца – это именно молитва святого, и участь ада зависит еще и от милосердия святых. Человек сам уготовляет себе ад, закрываясь от божественной Любви, пребывающей неизменной: «Неверно утверждать, что грешники в аду лишены любви Божией… Но любовь действует двояко, она становится страданием в проклятых и радостью в блаженных…»114

> Всякий верный член Православной Церкви, подходя к причастию, исповедует: «Я – первый из грешников», то есть больший, или, точнее, вне возможной меры, «единственный грешник». Св. Амвросий, пастырь и литургист, раскрывая такое положение вещей, дает лаконичную формулировку: «Один и тот же человек одновременно осужден и спасен»115. Преп. Исаак говорит о том же, но иначе, как аскет: «Видящий свой грех больше воскрешающего мертвых». У такого обнажающего реальность видения есть одно важнейшее и парадоксальное следствие. Один очень простой человек признался св. Антонию: глядя на прохожих, я говорю себе: «Все будут спасены, один я осужден», – и св. Антоний приходит к выводу: «Ад действительно существует, но лишь для меня одного…» Этой любви к людям прекрасно отвечают изумительные слова мусульманского мистика: «И если бы Ты поместил меня среди тех, кто в Геенне, я провел бы вечность, рассказывая им о моей любви к Тебе»116.

> Повторяя слова св. Амвросия, можно сказать, что мир в его целостности тоже «одновременно осужден и спасен». Более того, возможно, что даже ад в своей приговоренности может найти собственную трансцендентность. Видимо, в этом и заключается смысл слов Христа, обращенных к современному старцу, Силуану Афонскому: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся»117.

> Пеги упрекал Данте в том, что тот посетил ад «туристом». Есть иной опыт сошествия – опыт великих подвижников118. «Христос, Свет Истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир…» – гласит молитва первого часа; пусть бессознательно, но все носят Его таинственный след. Поэтому христианам нужно не отчаиваться, но слышать Христа, обращающего к Церкви одни из важнейших слов, какие только дано услышать ее апостолату: «Принимающий вас, Меня принимает…» (Мф 10:40). Судьба мира зависит от нашей способности быть свидетелями Пятидесятницы, от нашей творческой любви к человеку перед лицом адского измерения этого мира.

> Всё богословское учение об осужденности мира содержится в одной фразе: «Каин, где брат твой Авель?», но существует еще и тайна Церкви, раскрывающаяся в священнической молитве Христа (Ин 17): «Авель, где брат твой Каин?»* Любовь Бога стои́т «в начале» (1Ин 4:9–10) как событие, трансцендентное всякому ответу. Оба Утешителя приходят, чтобы спасти. Достигнув последней глубины, любовь предстает бескорыстной как чистая радость друга Жениха, как радость, живущая сама собой, радость a priori всему. В Ин 14:28 Иисус призывает радоваться великой радостью, причины которой превышают человека, поскольку они – в объективном существовании Бога. В этой прозрачной и царственно свободной радости покоится спасение мира. 20-й стих 13-й главы приглашает нас открыть способ быть «примиренными», «принятыми» миром. Для Церкви пришло время перестать говорить о Христе, но стать Христом. Горница раздвигает стены до пределов мира, и речь идет о мире в его бунте, в его противлении Богу, ведь Бог возлюбил мир в его грехе (Ин 3:16; 12:32). Невеста принимает образ Жениха. Она есть евхаристический Хлеб, причастие-общение, Дружба. Свет светит не просто, чтобы светить, – он преображает ночь в неугасимый день.

> Более чем когда-либо мир ищет непосредственной данности, которая объединила бы людей, ищет «брата человеческого». И тут только христианская любовь, не подсчитывающая выгод, не мерящая и не ограничивающая, может разорвать замкнутый христианский мир навстречу тому, кто дальше всех от Христа, ибо Христос жаждет быть им принятым. Прп. Симеон назвал себя «бедным братом всех людей», и он им действительно был. Новый человек не изготавливается на марксистских заводах социального принуждения. «Новая тварь» укоренена в Св. Духе, образующем «апостольские души». Ее вера серьезна и дела ее очень просты, если смотреть на них в свете веры евангельской: она воскрешает мертвых, когда Господь велит делать это… Исторический час настолько страшен, что взывает ко всем возможностям веры, поэтому апостол Петр приводит пророчество Иоиля (2Петр 3:10) и возвещает изобилие служений, Пятидесятницу, удваивающую свое излияние в предапокалиптические времена.

> Всякий, кто принял крещение, – невидимо стигматизирован, он носит глубокую рану судьбы других, всех других, дополняя чем-то страдания Христа, находящегося в агонии до конца мира. «Подражать» Христу – значит погружаться вслед за ним в пучину этого мира; «подражание» есть выстраивание себя по всецелому Христу и это, по Оригену119, и есть мученичество, ведь «любовь Бога и любовь человеков есть два аспекта одной всецелой любви»120. Моя личная, всегда уникальная позиция – это бороться против моего ада, который угрожает мне в том случае, если я не люблю такою любовью, которая спасает других; спасается тот, кто спасает. Тут есть почти незаметное искушение соскользнуть в активизм и сказать: «Я люблю тебя, чтобы спасти», апостольская же душа скажет: «Я спасаю тебя, потому что люблю…» На каждой литургии мы поем: «Мы видели свет истинный, мы приняли Духа Небесного» – это воскресная Пятидесятница. Она не разочаровывает, но в ее даре слышится властный призыв: как внести этот потрясающий опыт света в преисподнюю сегодняшнего мира?..


112. Вечерня Пятидесятницы, коленопреклоненные молитвы.

113. Кенозис – смирение, уничижение, покров смиренномудрия, скрывающий божественность Слова в Его Воплощении (Фил 2:7).

114. Прп. Исаак Сирин. Поучения XVIII (PG 34,5440). Ср.: Ориген. О началах III,6,5; Св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово XXVI,5,9; Толкование на Послание к ефесянам III,10 из Амврозиастра. (Амврозиастр – сборник толкований, в Средние века приписывавшийся св. Амвросию Медиоланскому. – Прим. ред.)

115. Толкование на 118-й псалом (PL 15, 1502).

116. Rene Khawam. Propos d’amour des mystiques musulmans. P. 1960.

117. Архим. Софроний. Старец Силуан. Москва – Минск, 1991. С. 41.

118. См. Arch. Spiridon. Mes missions en Siberie. Paris, 1950. P. 44. (Так же: Архим. Спиридон. Из виденного и перемситого. Рига, 1993. – Прим. ред.)

119. Увещание к мученичеству.

120. Прп. Максим Исповедник. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви (PG 91,401D).

* "Нравственное сознание началось с Божьего вопроса: «Каин, где брат твой Авель?» Оно кончится другим Божьим вопросом: «Авель, где брат твой Каин?» (Н.Бердяев, "О назначении человека" (1931 г.), ч. III, гл. II). – Прим. ред. рассылки. 

[ Павел Евдокимов.
Из кн. "Этапы духовной жизни. От отцов-пустынников до наших дней"
(из гл. II.IV. "Человеческое страдание"; кн. в разных форматах – на twirpx)
]

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Когда Господь окончит то,
 что Он свершает Он на горе́ Сион и в Иерусалиме,
 Он воздаст царю ассирийскому за гордость сердца его,
 за надменность его очей.
*Ибо думает царь:
 "Своею силой я сделал всё это, / своим умом - вот как я мудр!
  Я стирал границы стран, / грабил сокровищницы их,
   властителей низвергал, как дикий бык!
 Богатствами народов овладел я, будто гнездо разорил.
  Как яйца из покинутого гнезда собрал я все страны земли.
 Никто и крылом не шевельнул, / клюва не открыл, не пискнул!"
*Но может ли топор возгордиться перед тем, кто им рубит?
  Может ли пила возвеличиться над тем, кто пилит ею?
 Взмахнёт ли палка человеком, который держит ее?
  Поднимет ли дубинка того, кто живой, не из дерева?
*За это Владыка, Господь Воинств, слабыми сделает богатырей его,
  сожжёт его славу, как на костре!
 И Сам Он, Свет Израиля, станет тогда огнём,
  Он Сам, Святой Бог Израиля, сделается пламенем -
 и в один день сожжёт, истребит его, / истребит колючки и тернии!
 Лучшие леса и сады его будут опустошены,
  ничего живого не останется там -
  так жизнь покидает больного.
 Мало там уцелеет деревьев: / переписать их сумеет и ребёнок.
*И будет в тот день:
 остаток Израиля, / остаток сынов Иакова,
 не станет опираться на того, кто нанёс ему удар,
 а будет опираться на Господа, / на Святого Бога Израиля,
 и будет верен Ему.
 Остаток вернётся, / остаток сынов Иакова вернётся к Могучему Богу!*
                                                     (Ис.10:12-21/&/)

             *********************************************

/&/ перевод: А.Графов; включает чтение среды.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3793.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru