=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 25 марта 2019 г. ст.ст., 4-е воскресенье Великого Поста -
  Память прп. Иоанна Лествичника, †649.
  Благовещение.
  Литургические чтения:
  Евр.2:11-18; Лк.1:24-38 (праздника);
  Евр.6:13-20; Мк.9:17-31.

 

С праздником!

 

 

 

 

> Сегодня мы пришли с вами к Святой Чаше в замечательный день, тот самый день, который называется в церковном песнопении «Спасения нашего глави́зной», то есть началом нашего спасения, нашего приобщения к высшей Божественной жизни.

> С чего это началось? С того, что юной Деве по имени Мария Господь открывает, что она станет Матерью Христа. Это и называется радостной вестью Благовещения, и Она говорит: «Вот Я раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». И мы видим, что в этом сказалось величие Ее души: Она согласилась и приняла волю Божию. И нам странно: какой же тут подвиг? Это же великая честь была, великое счастье для Нее. Почему же мы так Ее почитаем, вот за эти слова: «Я раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», — как будто бы что-то Ей было сказано суровое, горькое, тяжелое?

> На самом деле нам это кажется потому, что мы никогда не вдумываемся, что могла пережить Дева Мария и что Ее ожидало. Во-первых, страшная, безмерная ответственность, во-вторых, постоянная тревога за свое Дитя, в-третьих, это Ее Дитя и в то же время  чужое Ей Дитя. Тот, перед Кем Она должна была склониться, Тот, Который будет называть Ее «Же́но», значит, женщина, Он будет от Нее как бы отдален. Он скажет, когда Она придет с Ним повидаться, когда Она будет стучаться в дом, но не сможет войти из-за толпы и когда Господу Иисусу скажут: от Твоя Мать пришла и братья", — и Он не скажет: азойдитесь все, пусть Мои родные войдут", Он скажет: "<.> Кто исполняет Мои слова, тот Мне  и Матерь, и сестра, и брат".

> И Ей, конечно, слышать это было трудно и горько — и много было горьких минут у Нее в жизни, начиная с того момента, когда Она ждала ребенка, когда Иосиф готов был отказаться от Нее и тайно расторгнуть помолвку с Ней; <...> и до того момента, как Она стояла у креста, когда Он умирал. Ведь Она всё сохраняла в сердце все слова, а в этот момент Она могла подумать: ожет, Я обманулась, может, это всё разрушилось? Вот Он просто умирает, Мне же было обещано, что Он будет Царем мира, а вместо этого Он повешен вместе с разбойниками, преступниками".

> И это лишь малая доля того, что Ее ожидало. Ее сердце предчувствовало, что это будет тяжкий крест, который Она на себя возьмет, — великий, тяжкий крест. И Она сказала: "Се раба Господня", "вот Я раба Господня". И для нас с вами, когда мы идем к принятию Святых Тайн, Ее пример, Ее образ здесь  самые главные: учиться принимать волю Божию. Он нас сегодня призвал, Он нас сделал христианами, и мы пошли по этому пути. Но ведь это тоже означает не одни только цветы, но и шипы, не одни только прекрасные переживания, но и испытания. Сам Господь Иисус говорит нам, что путь христианский — узкий, ворота вхождения — тесные. Узкий путь... Вот что такое узкий путь. Я всегда вспоминаю об этом пути, когда вспоминаю, как однажды шел по болоту. Оно было очень опасно, и человек мог в одно мгновенье ока провалиться и погибнуть. И только дорожка вилась по кочкам, по ней надо было идти осторожно, не ступив ни направо, ни налево. И в темноте там нельзя было пройти, потому что в темноте с этого узкого пути легко было сойти — и провалиться в трясину. Значит, по христианскому пути надо идти очень осторожно, очень твердо — и при свете, а не в темноте. Какой же свет? Свет — это Священное Писание, это Слово Божие, оно, как светильник, освещает всё, и показывает нам, что мы — путники очень плохие. Мы не пользуемся теми правилами, которыми должен пользоваться путник. Что должен делать путник? Во-первых, знать куда он идет, во-вторых, соблюдать осторожность, в-третьих, идти всегда размеренно, твердо, — не бежать, не идти то быстро, то медленно, а идти ритмично.

> А разве у нас с вами так? Сегодня помолились, завтра забыли, то мы ходим в церковь часто-часто, то вдруг у нас провал — духовная жизнь у нас получается очень неблагоприятной, путь плохой. Хороший путник имеет путеводитель — это Евангелие, но часто мы в него не заглядываем, идя по этой дороге. Значит, если человек не заглядывает в Слово Божие, он очень легко может заблудиться и сбиться с дороги навсегда. Господи, прости нас, грешных!

> Есть множество правил для нашей жизни, а мы их соблюдаем очень плохо. Правду попираем, гордость в себе выращиваем, злобу, раздражение попускаем, всё время нас как бы терзают то недоброжелательство, то злорадство, то какие-то мысли, ничего не контролируем. Человек, который находится в пути, должен держать себя в руках. Вот ему хочется пить, а у него осталось немного воды — он должен держать себя в руках. А мы не держим себя в руках: у нас мысли блудные, богохульные, горделивые, тщеславные — и мы не обуздываем их, у нас всё в одну кучу. Если не сдерживать себя, не держать контроля... А вы скажете: нет у нас сил держать, ру́ки опускаются... Господь же помогает тем, кто хочет, кто делает усилия.

> Человек сам лепит себя, свою жизнь — но с помощью Божьей. Помогает Бог только тем, кто трудится, кто делает эти усилия. Благодать Божия действует там, где человек идет ей навстречу. Господь сеет семя, — помните притчу о сеятеле? — четыре зерна упало, из них три упали напрасно, ничего не дали, только одно выросло. Вот так и Господь нам. И вот сейчас, когда мы идем к причастию, скажем: "Господи, дай нам научиться творить волю Твою, принять Твою волю, дай нам по этому пути идти ясно, твердо, соблюдая две главные заповеди: любить Господа и любить тех, кто нас окружает".

> Что значит любить? Конечно, по-разному человек любит свою жену, своего ребенка, свою мать, своего брата, чужого человека, — но надо относиться ко всем доброжелательно, хотя бы доброжелательно, хотя бы не терзаться чувством мести. Многие из нас постоянно недовольны всем: идут по улице, и кажется им, что вокруг идут одни морды, одни отвратительные люди, одни, так сказать, падшие существа, — а хотя мы такие же, мы не имеем права судить, у нас нет права. И сто́ит нам только повернуть в сердце что-то и посмотреть на людей по-человечески и по-Божьи, как мы увидим, что идут совсем неплохие люди: и страдающие, и усталые, и обремененные, и многие есть очень добрые и симпатичные: видеть надо в людях то, что видит Бог — глубину сердца. Господи, прости нас, дай нам достойно сегодня подойти к принятию Святых Таин!

> День Благовещенья — пусть он будет для каждого из вас радостной вестью, что вы сегодня родились заново, что сегодня пришел к вам Господь, моли́тесь в глубине души, стучите к Нему, призывайте Его, и тогда всё это осуществится, тогда всё исполнится, потому что вы будете жить твердо, радостно, мужественно, насыщенно, благообразно, интересно, прекрасно — вот это и есть подлинная живая жизнь Божия, не прозябание какое-то скучное, серое, в тени греха, а настоящая жизнь, открытая всем ветрам, жизнь прекрасная, потому что Господь дает нам жизнь прекрасную, радостную жизнь, а если мы это портим, то только по собственной вине. Господи, прости нас, грешных!

протоиерей Мень Александр. Общая исповедь, 7 апреля 1987 г. 
(оп. в ж-ле "Символ" №XXIV) ]

 

 

Аудиоверсия

 

 

 

 

 

 + + + Валентин Вайгель. Проповедь на Благовещение
        (1574 г., пер. иг. Петра (Мещеринова))
 + + + поздравление Андрея Десницкого (2019 г.)
 + + + протопресвитер Александр Шмеман: Благовещение
 + + + священник Яков Кротов:
        "Как будет это?" Молитва-вопрос

 + + + свящ. Александр Мень:
        проповедь на Благовещение (вошло в сб. "Свет во тьме")
 + + + он же о празднике
        messia.ru/rasylka/006/1461.htm (+ссылки)
 + + + он же: Благовещение: иное измерение истории (+ссылки)
 + + + свящ. Яков Кротов: Двусмысленность
        messia.ru/rasylka/009/2398.htm (+ссылки)
 + + + он же: смирение Божией Матери

 

 

 

О проведении Великого поста:
+ о. Александр Мень: 4-е воскресенье

 

 

 * о св. Иоанне Лествичнике - свящ. Александр Мень
    messia.ru/rasylka/010/2537.htm (+ссылки)
   здесь же - фрагмент из "Лествицы" о боязливости
 * свящ. Александр Шмеман:
    Воскресенья Великого Поста (+ссылки)
 * о. Яков Кротов:
    Как подниматься к небу, не задирая носа

 

 

 

к апостольскому чтению 4-го вс Поста:
 + В.Н.Кузнецова. Божье обещание и клятва
 + свящ. Александр Мень:
    Вера и верность Авраама. Мелхиседек
         messia.ru/rasylka/010/2536.htm
 + неизменные обещания Бога
    messia.ru/rasylka/009/2392.htm
 + Д.Бонхёффер об отмене клятв 

 

 

к евангельскому чтению 4-го вс Поста:
+ свящ. Яков Кротов:
   какой веры не хватает людям? (+ссылки)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 --------------------------------------------------------------- 
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 --------------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*<Обещание Бога и Его клятва>
 служат для нас, бежавших под Его покров,
 источником великой бодрости
 и побуждают крепко держаться той надежды,
  что у нас перед глазами.
 Надежда эта  –  словно якорь для души, крепкий и надежный,
 который входит внутрь святилища, за завесу,
 куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас,
 став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.*
                                       (Евр.6:18-20/*/)

                                * * *

*Уподобился я, Христе, / в руки разбойников попавшемуся
 и оставленному ими от побоев еле живым;
 так и я изранен, Спаситель грехами моими.
*"Не презри меня, Спаситель, болящего тяжко", –
 взывал с рыданиями / разбойникам отдавший богатство Твое.
 И я так молю: / "Пожалей и спаси меня!"
*Христе Спаситель!
 Ум мой – в язвах от грехов,
 разбойниками неправедными поражен / и злыми помыслами;
 уврачевав его, спаси меня, как многомилостивый.
*
*Путем жизни, Христе, / бедственно путешествуя,
 я изранен разбойниками, пребывая в страстях;
 но воздвигни меня, молю.
*Ограбили ум мой разбойники / и оставили меня полумертвым
 в язвах согрешений моих;
 но исцели меня, Господи.
*Обнажили меня страсти:
 не в силах я исполнить заповедей Твоих, Христе Спаситель,
 и наслаждениями я был уязвлен;
 но излей на меня милость.
*
*Разбойники похитили / мое стяжание – дело божественное
 и оставили меня страдающим от ран.
*Отвлекли меня, Спаситель, от заповедей Твоих
 непостоянные помышления мои,
 оттого я и изранен согрешениями.
*Левит, когда меня, ранами уязвленного, увидел,
 прошел мимо, Спаситель мой;
 но Ты меня спаси.
*
*Иисусе, осмотри раны души моей,
 как в древности попавшегося в руки разбойников,
 и уврачуй, Христе, боль мою, молюсь.
*Мучительно от язв согрешений / изнемогла душа моя, Христе,
 и оттого я нагим лежу, без добродетелей божественных.
 Молю, спаси меня!
*Священник, увидевший меня, / и левит бессильными явились,
 ибо мимо меня они прошли;
 но Ты Сам, как милосердный,
 ныне избавление подал и спас меня.
*
*Страстями я растратил / имение божественное, Владыка,
 и весь жестоко израненный согрешениями, прибег к Тебе.
 "Сжалься надо мною", – молю.
*Расхитили богатство мое
 и как мертвого оставили меня разбойники,
 страстями ум мой уязвив,
 но, сжалившись, спаси меня, Господи.
*Когда увидел левит мучение мое от ран,
 вида тех язв не вынося, мимо меня прошел.
 Но Ты Сам, Человеколюбец,
 излил на меня богатую Твою милость.
*
*Разбойники напали на меня, несчастного,
 и оставили меня / как бы мертвым от побоев, бездыханным.
 Потому молю Тебя: / "Боже, посети меня!"
*Ум мой ограбили / помыслы непостоянные /
 и, поразив страстями,
 мертвым меня оставили по множеству согрешений;
 но Ты, Спаситель, исцели меня.
*Когда увидел меня левит, / от ран страдающего,
 не вынося моих язв, как неизлечимых,
 прошел мимо меня, Спаситель мой;
 но Ты Сам уврачуй меня.
*
*Из-за разбойников – помыслов моих, Спаситель,
 извратил я жизнь мою согрешений ранами.
 Оттого я обнажен, лишившись божественного образа, –
 Твоего, человеколюбивый Боже;
 но пожалей меня.
*Пришел Ты на землю с высот, Спаситель,
 пожалев меня, всего ранами покрытого,
 и язвами согрешений, Милосердный,
 и излил на меня, Христе, милость Твою.
*Тело Свое и душу / Ты, Владыка Спаситель,
 как выкуп за меня дал и спас меня,
 всего роем согрешений уязвленного, / в неисцелимых ранах,
 как Милостивый.
*
*Заповеди Твои, Владыка, / не сохранив разумом моим,
 в страстные наслаждения погрузившись,
 я лишился благодати и в язвах извержен нагим.
 Потому прошу Тебя, Спасителя, / спасти меня.
*Не смог левит язв моих очистить,
 но Ты, Благой, с любовью ко мне пришел
 и излил на меня милость сострадания Твоего, Спаситель,
 как врач искуснейший исцеляя меня.
*Как милосердный, сжалившись, / Ты спас, Христе Спаситель,
 меня, бичами разбойников жестоко избитого,
 и душу с телом Своим, как два динария
 дал за меня во искупление.*
    (Канон 4-го воскр.  Вел.  поста, перев. иером. Амвросия)

*********************************************

/*/ из апостольского чтения воскр.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3801.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»