=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

 

 

 

 

 

/см. предшествующие части текста в #3825 и #3831/

 

> История воскрешения Лазаря в Ин 11, – конечно, одно из самых сильных повествований среди канонических историй об Иисусе. {Предшествующий эпизод об исцелении сына царского слуги (Ин 4:46–54) отчасти представляет аналогию с рассказом синоптиков о дочери Иаира, тут подчеркивается, что юноша близок к смерти, но «будет жив» (ст. 47,49,50,51,53), что указывает на тему, которая во всей полноте раскрывается в рассказе о Лазаре.} Проникнутое вниманием к глубоко человечным чувствам, она равным образом исполнена глубокого богословского смысла. Конечно, Лазарь возвращается от смерти к той жизни, которую он вел прежде, к повседневным занятиям, таким как участие в праздничном ужине (12:2). Более того, ему угрожает смерть, поскольку он стал важным свидетелем власти Иисуса (12:9–11).

> Рассказ начинается с того, что до Иисуса доходит известие о болезни Лазаря, и Иисус намеренно остается там, где находился, вместо того чтобы прибыть на помощь (11:1–6). Как становится ясно позднее (11:41–2), Иоанн подводит читателя к мысли, что Иисус знал с самого начала, что Лазарь умрет и что в ответ на мольбу он сможет вернуть его к жизни. И это становится яркой конкретизацией обетовании глав 5 и 6 (с оговоркой, что Лазарь остается смертным и когда‐нибудь снова умрет). Когда Иисус говорит ученикам о том, что им надлежит вернуться в Иудею, и именно – в Вифанию, он говорит им, что «Лазарь уснул», но что он идет «разбудить его». Реакция учеников, понявших выражение «уснул» буквально, показывает, что, по меньшей мере для Иоанна, как и для Марка в истории с дочерью Иаира, такая метафора смерти отнюдь не была привычной, чтобы ее можно было понять без разъяснений. {Ин 11:11–16.}

> Когда Иисус приходит в Вифанию, Лазарь находится уже четвертый день в гробе. Это подчеркнуто дважды (11:17,39). По всем обычным представлениям тело уже должно было начать разлагаться, и это составляет ключевой динамический элемент, пронизывающий весь рассказ. Когда, несмотря на предупреждение Марфы о трупном запахе (стих 39), камень отвален от входа в гробницу (Иоанн здесь указывает на последующее пасхальное повествование), Иисус сразу возносит молитву благодарения (стих 41). Вероятно, Иоанн хочет, чтобы мы поняли, что запаха не было, Иисус знает, что его молитва о том, чтобы Лазарь остался нетленным, услышана. Остается только вызвать Лазаря наружу, распеленать его и дать ему вернуться к обычной жизни. Это предваряет главу 20, но тут можно говорить и о значимых различиях, как и о параллелях. Тот факт, что никому не понадобилось снимать погребальные пелены с тела Иисуса, а также некоторые другие подробности показывают, – что бы ни значило воскресение Иисуса, это явление совершенно иного порядка, чем воскресение Лазаря. Иоанн хочет, чтобы читающий понял этот эпизод как знак, но не более чем знак, указывающий на то, чему надлежит произойти.

> Такой смысл деяний Иисуса в Вифании, устремленный вперед, внезапно приближающий наступление будущего в настоящем, дает нам понять диалог, в котором содержание главы как бы переворачивается:

[Ин 11] 21 Марфа сказала Иисусу: "Владыка, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. 22 Но и теперь, я знаю, Бог даст Тебе всё, о чём Ты Его ни попросишь". 23 Иисус говорит ей: "Воскреснет брат твой". 24 Марфа говорит Ему: "Знаю, что воскреснет. Во время Воскресения, в последний День". 25 Иисус cказал ей: "Я – воскресение и жизнь. Тот, кто верит в Меня, даже если умрет, оживет. 26 А всякий, кто жив и верит в Меня, не умрет вовек (eis ton aiona, т. е. до грядущего века). Веришь ты в это?" 27 Она говорит Ему: "Да, Владыка, я уверовала и верую, что Ты – Мессия, Сын Божий, который должен прийти в мир".

> Будущее воскресение тут отчетливо провозглашается; в настоящем бессмертная «вечная жизнь» не закрыта, она предварительно указывает на воскресение всех, кто верит. Тем, кто верит, дается реальная новая идентичность сегодня, жизнь, которая уже никогда не умрет; иными словами (как у Иоанна в других местах), верующий отныне уже наделен дарованной Богом бессмертной жизнью, которая пройдет сквозь смерть и вновь приобретет телесную форму при последнем воскресении. Это наиболее полный ответ Иоанна на ряд вопросов, которые мы поставили, говоря об идее воскресения в I веке. Хотя это в чём‐то перекликается с представлениями Павла и синоптиков, то, как это выражено, принадлежит исключительно Иоанну. Будущее воскресение несомненно свершится, но путь к нему описан полнее и иным языком. «Воскресение» как метафора для того, что происходит в настоящем, связано с исповеданием веры в Иисуса как Мессию, в того, кого послал истинный Бог, а также с верой во власть уже обладать «жизнью будущего века», о который свидетельствует такая вера. Так, о самом Иисусе можно говорить как о «воскресении», имея в виду и то, что через его деяния в настоящее время люди, подобные Лазарю, могут заново вернуться к обычной телесной жизни, и то, что верующие в него уже имеют жизнь будущего века, а также и то, что через него, и не в последнюю очередь – через его предстоящее воскресение, придет «воскресение мертвых», в том смысле, какой это выражение имеет в главе 5.

> За этим следуют слова, прозвучавшие на последнем этапе общественного служения Иисуса в Иерусалиме, которые резонируют и с синоптическим вызовом ученикам, когда сама жизнь ставится под угрозу, и с Павловым анализом тела воскресения:

> [Ин 12] 23 Иисус <отвечает>: "Пришел час быть прославленным Сыну Человеческому. 24 Истинно, истинно говорю вам: если зерно пшеничное, упав на землю, не умрет, оно остается одно, <а умрет – принесет большой урожай>. 25 Любящий <свою жизнь> губит ее, <а> ненавидящий <свою жизнь> в мире сем в жизнь вечную (eis zoen aionion, «для вечной жизни») сохранит ее. 26 <Тот, кто Мне служит, пусть идет за Мной следом! И где Я, будет там и слуга Мой. И тому, кто Мне служит, честь воздаст Мой Отец>".

> Это превращает предыдущий богословский тезис в вызов: следовать за Иисусом по пути, на который он должен ступить, пути, для которого наиболее верная аналогия – смерть и рождение новой жизни из пшеничного зерна. {См. 1Кор 15:36 сл. Об идее Бога, «чествующего» мучеников, см. 4Макк 17:20.} Этот отрывок перекликается в Евангелии от Иоанна с различными предшествующими текстами о «часе», который должен прийти, и читатель понимает, что речь идет о приближении событий смерти и воскресения Иисуса; а также с вызовом, обращенным после воскресения к Петру, следовать за Иисусом, даже если это будет означать смерть апостола. {Ин 21:19,22. О «часе» см. 2:4; 4:21,23; 5:25,28; 7:30; 8:20, и, после настоящего отрывка, 12:27; 13:1; 16:32; 17:1.} Тут мы видим различные смысловые аспекты понятия «воскресение», как и в других местах. Во‐первых, оно есть превращение, как превращение семени в растение. Во‐вторых, это то, что Иисус должен пережить первым, а его последователи – позднее. В‐третьих, при этом человек или народ не только спасен от смерти и приведен к новой жизни, но они «принесут много плода». Знаменательно, – и тут можно увидеть другую параллель с мыслью Павла, – что эти слова произнесены в ответ на просьбу некоторых греков увидеть Иисуса (12:20–22). Нам не сказано, говорил ли Иисус с этими греками; скорее он воспринял их просьбу как знак того, что стремительно приближается и уже пришло время, когда через его смерть и воскресение весь мир, а не только Израиль, перейдет под спасительное руководство Бога Израиля.

[ Николас Томас Райт. Перевод: М.Завалов. 
Из книги "Воскресение Сына Божьего", из главки 9.6. /PDF/ ]

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Уже прошла половина праздника,
 когда Иисус появился в Храме и стал учить.
 Люди удивлялись:
 - Откуда Он так много знает? Он же нигде не учился!
 Иисус сказал им в ответ:
 - Учение Мое – не Мое, а Того, кто послал Меня.
   Тот, кто хочет исполнять Его волю,
   будет знать об этом учении,
   от Бога оно исходит или Я говорю от самого себя.
   Кто говорит от себя, добивается собственной славы,
   но кто добивается славы для Того, кто послал Его,
   тот искренен, и в сердце его нет обмана.
   Моисей дал вам Закон, не так ли?
   И всё же ни один из вас не исполняет Закона!
   Почему вы хотите убить Меня?
 Толпа ответила:
 - Ты сошел с ума! Кто Тебя хочет убить?
 Иисус сказал им в ответ:
 - Я сделал одно лишь дело – и поэтому все вы поражены.
   Моисей вам велел обрезать сыновей
   (правда, это идет не от Моисея, а от праотцев),
   и вы обрезаете даже в субботу.
   И если человека обрезают в субботу,
   чтобы не был нарушен Закон Моисея,
   почему вы негодуете на Меня из-за того,
   что Я в субботу исцелил всего человека?
   Не суди́те по тому, как это выглядит внешне, суди́те правым судом!
 Некоторые из жителей Иерусалима говорили:
 - Разве это не тот самый человек, которого хотят убить?
   Но смотри́те, Он открыто учит, и никто Ему ничего не говорит...
   Может, власти узнали, что Он и вправду Помазанник?
   Но мы знаем об этом человеке, откуда Он.
   А когда придет Помазанник, никто не будет знать, откуда Он.
 И тогда Иисус, учивший в Храме, громко воскликнул:
 - Так вы Меня знаете? И откуда Я, тоже знаете?
   И всё же не от себя Я пришел.
   Меня послал Тот, кто верен, но Его вы не знаете.
   А Я знаю Его, ведь Я пришел от Него и послал Меня Он.
 Тогда они хотели Его схватить, но всё же никто Его не тронул,
 потому что час Его еще не пришел.
 Но многие из толпы поверили в Него.
 Они говорили:
 "Когда придет Помазанник,
  разве сможет он явить больше знаков, чем этот человек?"*
                             (Ин.7:14-31 - включает еванг. чтение среды)

* * *

*Иисус сказал:
  — Я – свет миру.
  Тот, кто пойдет за Мной,
  не будет блуждать во тьме –
  с ним будет свет жизни.* (Ин.8:12 – из еванг. чтения четверга)

* * *

*И снова Иисус сказал им:
 - Скоро Я ухожу. Вы Меня будете искать, но умрете в грехе.
   И куда Я уйду, вам туда не прийти.
 Тогда они заговорили:
 - Что Он имеет в виду, говоря: "Куда Я уйду, вам туда не прийти"?
   Он что, собирается покончить с собой?"
 Иисус стал говорить им:
 - Вы из мира, который внизу,
   Я же – свыше.
   Вы из этого мира,
   а Я не из этого мира.
   Я сказал вам: "Умрете в грехах!"
   Если не верите, что ЭТО – Я,
  умрете в грехах!
 Они спросили Его:
 - Так кто же Ты?
 Иисус ответил:
 - Тот, кем Я себя называл с самого начала,
   Я мог бы сказать о вас многое и осудить вас,
   но Пославший Меня правдив,
   и что Я услышал от Него, то Я и говорю миру.
 Они не поняли, что Он говорит им об Отце.
 Иисус продолжал:
 - Когда вознесете Сына человеческого,
   тогда поймете, что ЭТО – Я
   и что Я ничего от себя самого не делаю:
   Я говорю только то, чему Меня научил Отец.
   А Пославший Меня со Мною – Он не оставил Меня одного,
   потому что Я всегда делаю то, что Ему нравится.
 И многие поверили в Него благодаря этим словам.*
                        (Ин.8:21-36 – еванг. чтение пятницы)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3832.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»