=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 14 октября 2019 г. ст.ст.,
  воскресенье
19-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения:
  2Кор.11:31-12:9; Лк.8:5-15 (21-го вс).

 

 

 

 

 

> У нас принято, особенно в последнее время, упрекать христиан Востока (армян, коптов и эфиопов) в монофизитстве, указывая, что они не разглядели во Христе Его человеческой природы. Действительно, мы на Руси никогда не были монофизитами. Но с точки зрения психологической мы всё-таки во многом ими являемся. И этот психологический привкус монофизитства, который присутствует в нашей религиозности, нам нужно преодолевать, побеждать. Именно человеческий лик Иисуса мы еще плохо разглядели, хотя в рассказе об умовении ног Он раскрывает нам Себя именно как Человек, и преподаёт Себя, и вручает. Он, Который есть Господь и Учитель, оказывается среди нас служащим.

> Если по-настоящему не пережить, не чувствовать человечество Иисуса, то невозможно понять, что такое Пасха Христова, и пережить пасхальную радость так, как переживают её те, кто открыл в Иисусе именно Человека. Не пережив этого, мы не сможем почувствовать, как действует в нас Бог, как Он открывает нам Себя во всей Своей полноте, как сказано у апостола Павла. А происходит это именно через человечество Иисуса. И только тогда нам станет понятно, что такое полнота Божия, когда будет ясно, что такое полнота человеческая. Иными словами, не разглядев в Иисусе Человека, мы не сможем разглядеть и полноту Божества, присутствующую в Нём телесно. Место Бога в глубинах нашего «я» будет тогда по-прежнему занимать лишь какая-то схема или идея Бога.

> В нашей религиозности очень много умственного, теоретического, но не хватает жизни, чего-то реального, что полностью захватывает и преображает жизнь современного человека. Почему наша вера не преображает нас так, как она некогда преобразила апостолов? По очень простой причине  что мы не чувствуем Бога так, как чувствовали они. А Бога мы не чувствуем, потому что не чувствуем Человека.

> Бога необходимо именно почувствовать, причем почувствовать, отказавшись от живущей в нашем сознании идеи Бога или того навеянного историей образа, который так или иначе, но непременно был воспринят каждым из нас. Для человека средневековья Бог был царем, взирающим на мир со своего высокого престола и бесстрастно дарующим одним жизнь, а других обрекающим на смерть, как пишет об этом, например, Торквато Тассо в первой песни «Освобожденного Иерусалима»:

> С престола вечного Творец
> Окинул взором все Свои владенья.
> Нетленным взором озарил венец.
> Тьму преисподней, хладных звёзд движенье,
> Обвёл Всевышний окон небосвод
> И всяк живущий на земле народ.
                                > (перевод Л. Махова)

> Для нас, живущих после ГУЛАГа и Холокоста, понятно, что в действительности мир устроен гораздо сложнее, и вряд ли найдется человек, который рискнет заявить, что Бог обрек на насильственную смерть в газовых камерах или бараках ГУЛАГа миллионы ни в чём не повинных людей. Слова́ о том, что «сила Моя в немощи совершается», которые некогда услышал во время молитвы апостол Павел (2Кор.12:9), становятся для нас драгоценным свидетельством того, что и во времена евангельской проповеди уже было понятно, что всемогущество Божие нельзя представлять себе, как нечто похожее на власть всемогущего царя или полководца. Сила Божия, как свидетельствует об этом апостол Павел, порою являет себя в немощи и бессилии.

> Понять это почти невозможно, но почувствовать иногда удаётся. Когда на твоих глазах от онкологического заболевания умирает четырнадцатилетняя девочка, жизнь которой, казалось бы, только должна начинаться, переживая за нее почти нечеловеческую боль и ощущая порою приступы невероятного отчаяния, вдруг начинаешь понимать, что Бог плачет, невидимо пребывая рядом с нею. Как некогда заплакал Он в Иисусе, когда Тот приблизился к гробнице Лазаря. У гроба только что умершего ребенка Бог являет нам себя в той самой слабости, о которой свидетельствует апостол Павел. Но объяснить, что это такое, на языке богословия, наверное, всё-таки невозможно. Понять это можно только сердцем, когда оно раскрыто навстречу Тому, Кто умыл ноги ученикам, а затем добровольно пошел навстречу смерти.

> Евангелие от Луки сохранило слова, с которыми в самый момент Рождества Христова к пастухам обратился ангел. Скорее всего, именно с этих слов во времена апостолов начиналось рождественское богослужение.

> «Се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родился вам днесь Спас, иже есть Христос Господь во граде Давидове».

> Радость, возвещённая ангелами пастухам, именно в том и заключается, что Бог, оказывается, живет не только в свете неприступном или «там в шатре лазурном и за пределами бесчисленных миров», как говорит в одном из своих стихотворений Владимир Сергеевич Соловьев, но «здесь и теперь» или «в потоке мутном жизненных тревог»… Бог пребывает среди нас и разделяет с нами всё, что выпадает нам на долю.

> «И се вам знамение, — продолжает Евангелие, — обрящете Младенец, повит, лежащ в яслех».

> Бог собирает человечество вокруг Младенца, таким образом вручая нам, людям разных поколений и темпераментов, разных рас и наций, заботу о Себе Самом. Так Бог являет себя человечеству в абсолютно новом измерении. Не как Тот, Кто царствует над миром и взирает на нас свысока. О таком Боге знали многие: евреи из Ветхого Завета, а греческие философы благодаря своим философским поискам.

> «Бог философов и ученых» (как скажет потом Блез Паскаль) был в общем осознан и обозначен в их философских текстах как Платоном и Аристотелем, так и многими другими мыслителями древности. Бог как Отец — в Ветхом Завете открылся народу Израиля, но был ощущаем и другими народами — еще в XXIII в. до н.э. египетский фараон Эхнатон написал гимн Атону, где говорит о Боге, как о царствующем над миром едином Отце всего сущего. Пройдут века, и в переводе на иврит этот гимн почти полностью войдет в Библию, составив основу для 103-го Псалма.

> Но Бог, который являет себя человечеству в немощи и полной беззащитности, Бог, являющий себя миру так, что мы должны Его охранять, оберегать и спасать… Именно спасать — как делает это праведный Иосиф, который, услышав от ангела об опасности, встает ночью, не дожидаясь утра, и, взяв Младенца с Матерью Его, бежит в Египет (Мф.2:13-14)… «Бегство в Египет»…

> Вспоминается картина Мурильо из Эрмитажа и многие другие полотна старых мастеров — всё это своего рода программа для каждого из нас! «Кто одного из таких детей примет во имя Моё, — говорит сам Иисус в Евангелии от Марка, — Меня принимает, и кто Меня принимает, не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Мк.9:37).

<....>

> В беззащитном Младенце, для Которого не нашлось, как говорится в Евангелии от Луки, «места в гостинице», воплощается телесно, как скажет потом апостол Павел, полнота Божия… Невместимый Бог, которого «не вмещает небо и небо небес», как говорит царь Соломон, вмещается в ясли, в кормушку для скота, куда Мать положила Новорожденного, Всемогущий являет нам свое всебессилие беспомощного младенца… Бог вручает себя человечеству, причем делает это не вообще, а в нашей реальной жизни…

> Пройдет тридцать с небольшим лет, и накануне Своей смерти, умыв ноги ученикам, Иисус даст нам почувствовать, только лишь почувствовать, что такое Божие присутствие, и приоткроет перед нами тайну той силы, что парадоксальным образом совершается в немощи. Тайну, которая затем воссияет нам с Креста, на котором будет распят изможденный и избитый римскими воинами Человек.

> Бенедикт Спиноза сказал когда-то, что «каждый чувствует или сознаёт Бога только благодаря любви к ближнему, а стало быть, никто и не может знать другого атрибута Бога, кроме этой любви». Вера, с точки зрения Спинозы, «предоставляет каждому полнейшую свободу философствования… она только тех осуждает, кто научает мнениям с целью вызвать непокорность, ненависть, споры и гнев». И еще одно определение из «Богословско-политического трактата». «Вера, — говорит Спиноза, — означает не что иное, как чувствование о Боге (de Deo sentire) того, без осознания чего прекращается повиновение Богу и что при наличии этого повиновения необходимо полагается». Повиновение же это заключается в следовании заповеди о любви к ближнему и той новой заповеди, о которой Иисус говорит в прощальной беседе, — «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).

> Именно вера, основывающаяся никоим образом не на принятии той или иной картины мира, но только на живом чувстве Бога, которому учит нас Иисус буквально на каждой странице Евангелия, вера, как полное доверие Богу, изменяет человека и делает его, не избавляя от слабости, по-настоящему сильным. Состояние ещё неокрепшей, неразвившейся веры необходимо преодолевать, потому что до тех пор, пока мы будем оставаться в этом состоянии, наша вера не уподобится вере апостольской. А им, апостолам, ученикам Христовым, их вера, их невооруженная смелость помогала выходить победителями из любых самых сложных ситуаций.

[ священник Георгий Чистяков.
Из кн. "Свет во тьме светит. Размышление о Евангелии от Иоанна", 
из гл. 17. "Умовение ног" ]

 

 

 

 

 

 

к евангельскому чтению:
 + + + свящ. Саймон Тагуэлл: сеятель, семя и почва
 + + + Я.К.: притча – не текст, а тест; Апостолам дан Иисус; прорастает не земля...

 + + + он же: Притчи — беспомощная помощь?
 + + + он же: птицы над головой
        messia.ru/rasylka/009/2475.htm (+ссылки!)
 + + + его же размышления над др. стихами: 14; 15
 + + + арх. Ианнуарий (Ивлиев): Притчи – побуждение к размышлению
                                                        (+ссылки)
 + + + В.Н.Кузнецова: притча-аллегория о сеятеле
       messia.ru/rasylka/006/1660.htm#0 (+ссылки)
 + + + она же. Цель притч
 + + + она же: Учение для избранных?

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 ---------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*И если всё-таки надо чем-то похвалиться,
 похвалюсь тем, в чём видна моя слабость.
 Бог и Отец Господа Иисуса —
 да будет Он благословен вовеки! —
 знает, что я не лгу.
 В Дамаске правитель царя Ареты сторожил все ворота Дамаска,
 чтобы схватить меня,
 но меня спустили в корзине через отверстие в стене,
 и я от него спасся.
 Приходится хвалиться, хотя пользы в этом нет.
 Перейду к видениям и откровениям, что были даны Господом.
 Я знаю одного христианина,
 который четырнадцать лет тому назад
 (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает)
 был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее небо.
 Да, я знаю такого человека.
 Наяву или в видении, не знаю, один только Бог знает,
 он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова,
 которые человеку нельзя разглашать.
 Вот таким человеком похвалюсь, а собой хвалиться не буду,
 разве только своими слабостями.
 Ведь даже если я захочу похвалиться,
 то не буду говорить как дурак, а скажу чистую правду.
 Лучше воздержусь, иначе кто-нибудь решит,
 что я лучше, чем кажусь ему,
 когда он видит меня или слышит.
 Мне ведь были такие откровения!
 И потому, чтобы я не заносился, Бог дал мне занозу в тело —
 ангела Сатаны, он меня колотит, чтобы я не заносился.
 Трижды взывал я к Господу, моля избавить от него.
 Но Он сказал мне:
 "Тебе достаточно Моей любви.
  Ведь сила сильнее всего проявляется в слабости".
 И вот мне всего приятнее хвалиться своими слабостями,
 чтобы обитала во мне сила Христа.
 И поэтому я доволен, когда я слаб, когда меня оскорбляют,
 доволен лишениями, гонениями, горестями ради Христа!
 Ведь, когда я слаб, лишь тогда я силен!*
                    (2Кор.11:30-12:10/*/)

* * *

*Иисус рассказал им притчу:
 — Вышел человек сеять зерно.
  И когда сеял, часть зерен упала у дороги,
  где их затоптали и птицы склевали.
  Другие упали на каменистую почву,
  проросли, но не было влаги —
  и всходы засохли.
  Другие упали среди колючек —
  разрослись колючки и их заглушили.
  А другие зёрна упали в землю добрую,
  выросли и дали стократный урожай.
 И, сказав это, Иисус воскликнул:
 — У кого есть уши, пусть услышит!
 Ученики стали спрашивать Иисуса, что значит эта притча.
 — Вам дано знать тайны Царства Бога, — ответил Он, —
   а для остальных всё остается загадочным, так что они
    смотрят — и не видят,
    слушают — и не понимают.
  А притча эта значит вот что: зерно — слово Бога.
  Зёрна, упавшие у дороги, это те, кто слышит слово;
  но потом приходит дьявол и уносит его из сердец,
  для того чтобы они, поверив, не спаслись.
  Зёрна, упавшие на каменистую почву,
  это те, которые, услышав слово, принимают его с радостью;
  но корня у них нет, и поэтому какое-то время они верят,
  а в дни испытаний отступаются.
  Упавшие среди колючек — это те, кто услышал слово;
  но жизнь идет, их душат заботы о деньгах и житейских удовольствиях —
  и колос их не вызревает.
  А зёрна, упавшие в добрую землю,
  это те, кто, услышав слово, сохраняют его
  в своем добром и отзывчивом сердце
  и благодаря стойкости приносят урожай.*(Лк.8:4-15/^/)

             *********************************************

/*/ содержит рядовое апост. чтение воскресенья.
/^/ воскресное евангельское чтение.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3867.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»